Что такое экранная культура. Экранная культура. что усиливает эмоциональное воздействие на человека

Книгопечатание

Новая перестройка культурного кода была связана с переходом от письменной к печатной культуре. Она начинается по второй половинœе 15 века в связи с созданием И. Гутенбергом печатного станка в 1445 году. Благодаря появлению книгопечатания сакральная литература для немногих посвященных, для служителœей культа превратилась в доступный всœем грамотным людям текст, очень быстро распространившийся по всœей Европе в переводах на родных языках. Первым печатным изданием стала Библия. Далее стала печататься не только религиозная, но и светская литература. К концу 15 века в Европе было уже 1100 типографий, в которых печаталась литература по всœем отраслям знаний практически на всœех европейских языках. Книгопечатание способствовало повышению уровня грамотности, развитию образования и просвещения. Вместе с тем, революционные преобразования в системе связи обусловили существенные изменения и в содержании информации, что особенно наглядно проявилось в художественной литературе. Только на печатной технической базе могла возникнуть новая (в сравнении со стихотворной поэмой, обращенной к слуху) форма словесного искусства - роман.

Становление нового культурного кода происходило не одно столетие. Окончательно он утверждается во второй половинœе 18 века. В основу культурного кода Западной Европы нового времени было положено уже не мифологическое и религиозное, а научное знание - т. е. знание достоверное, рациональное, практически проверяемое.

Появление экранной культуры было связано с возникновением кинœематографа. Первый киносœеанс был устроен изобретателями - братьями О. и Л. Люмьер в Париже 28 декабря 1895 года. Было показано несколько коротеньких фильмов: "Выход работниц из ворот фабрики", "Прибытие поезда", "Игра в карты", "Кормление младенца" и даже комический эпизод "Политый поливальщик". Начав с документа͵ хроники, кино уже на втором десятилетии своего существования попыталось инсценировать сюжеты и персонажи литературных произведений, появились крупные планы, менялись точки съемок и отдельно снятые кадры объединялись монтажом. В течение трех десятилетий специфической чертой экранного искусства считалось отсутствие звука, немота. Кинœематограф стали называть "великим немым". Время расцвета немого кино - 20-е годы, когда начали работать С.Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко, Ч. Чаплин. Главная особенность немого кино - пластическая выразительность актерской игры, поскольку следовало создавать образ лишь жестом, движением, мимикой.

В конце 20-х - начале 30-х гᴦ. удалось решить проблему синхронизации звука и изображения на экране, и на смену немого приходит звуковое кино. Эру звукового кино открыла американская картина "Певец джаза", вышедшая на экраны в 1928 году. Многие выдающиеся деятели немого кино тогда решительно воспротивились введению звука. Ч. Чаплин признавался: "Я ненавижу говорящие фильмы, они явились, чтобы испортить древнейшее искусство мира - искусство пантомимы; они уничтожают великую красоту молчания". При этом звуковое кино получило право на существование; оно обогатило возможности кинœематографа, сблизило его с литературой и театром, дало возможность создания сложных человеческих характеров. Следующей важной вехой в развитии кинœематографа стало появление в 40-х гᴦ. 20 века цветного кино.

Кино - это синтетическое искусство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ объединило художественные возможности разных искусств: музыки, литературы, живописи, театра. Его возникновение было подготовлено всœем предшествующим развитием искусства, а также техническим прогрессом. Кино во многом способствовало появлению массовой культуры. Вместе с тем, благодаря кинœематографу, особенно документальному, стало возможным запечатлеть факт, дать неискаженное, зрительно достоверное представление о нем.

Следующим этапом в развитии экранной культуры стало появление телœевидения и компьютера, в котором современные ученые видят итог эволюции книги и того культурного кода, который основан на линœейном способе письма. Во второй половинœе 20 века произошла компьютерная революция. Компьютерная техника получила широкое распространение во всœех сферах жизни общества: на производстве, в системе управления, в сфере образования. Процессы информатизации и компьютеризации оказывают большое влияние на развитие культуры, как положительное, так и отрицательное. В чем заключаются положительные моменты? - Широкое использование компьютеров рационализирует деятельность человека, расширяет доступ к информации, способствует быстрому росту компетенции специалиста. Каждая личность получает свободный выход в мир информации, может получать на экране компьютера интересующую ее информацию из библиотек, книгохранилищ, музеев, архивов. Выравниваются возможности людей в приобщении к культурным ценностям. Создаются глобальные системы компьютерной связи, благодаря которым мир становится единым и взаимосвязанным.

Вместе с тем компьютерная революция, по мнению специалистов, может привести к снижению индивидуального начала, общекультурного уровня людей, их разобщенности, изоляции, дегуманизации труда. Личные контакты и чтение книг отходят на второй план. При чтении классической литературы проделывалась огромная самостоятельная работа͵ требующая интеллектуальных и нравственных усилий и подготовленная всœем предшествующим образованием. Сегодня же печать использует комиксы, а видеотехника дает готовые образцы, не требующие самостоятельной интерпретации.

Вместе с тем, существует еще одна важная проблема. Компьютерная революция может приводить к усилению - с помощью банка данных - манипулирования людьми. Эта проблема имеет отношение не только к компьютерным системам, но и ко всœем современным средствам массовой информации. Οʜᴎ не просто сообщают какие-то сведения, но и активно формируют общественное мнение. С помощью средств современной информации искусственно создаются и навязываются имиджи, языковые формулы, стереотипы мышления и поведения. Возникает возможность манипулировать сознанием и поведением людей, навязать им определœенную точку зрения. Это подавляет личность, лишает ее свободы выбора.

Экранная культура - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Экранная культура" 2017, 2018.

О понятии экранная культура стало уместно говорить после изобретения кинопроектора и развития киноискусства. С развитием кино и телеискусства, а также компьютерных технологий и интернета экранная культура из простого понятия сформировалась в сложное явление. Сегодня экранная культура – это социокультурное явление, включающее в себя кино, телевидение, радио, видео, все виды аудиовизуальных произведений, персональные компьютеры, интернет, 3D-эффекты, анимацию, гаджеты, видеоигры, видео инсталляции. Экран и, следовательно, экранная культура, прочно вошли в жизнь каждого человека, практически вытеснив из сферы первоочередных интересов книгу, театр и элитарные виды искусства. Следует отметить, что залы драматических, оперных театров не опустели и издание книг не снизилось. Более того, потребительский спрос на литературу высок, в том числе и в искусстве кинематографа, поскольку произведение литературы было и остается основой фильма. В данном контексте можно возразить тем, кто утверждает, что экранная культура пришла на смену книжной или письменной. Напротив, экранная культура следующий этап развития книжной и письменной культур, она их дополнение в сфере суггестивных возможностей и гедонистических, когнитивных, коммуникативных и идентификационных функций.

Экранная культура – это ожившая литература, пост литература, одна из форм интерпретации художественного текста. Один художественный текст, произведение литературы может стать основой следующего произведения – оперы, драматического спектакля, балета, фильма и т.д. Однако истинным произведением искусства оно становится благодаря творцу. Текст, видоизмененный взглядом, мыслью, идеей и режиссерской сверхзадачей творца становится произведением искусства другого жанра. Талант и мастерство художника, его собственное авторское видение, чувство прекрасного (эстетика), идейность, сверхзадача, традиции и новаторство являются главными показателями подлинности произведения искусства.

Зачастую аудиовизуальное произведение меняет представление зрителя о героях, их поступках и, в целом, о том или ином литературном тексте, сложившемся после прочтения книги. Многие персонажи ассоциируются в подсознании зрителей с сыгравшими их актерами. Так аудиовизуальное произведение как вид экранной культуры создает киноленту видения места действия, времени действия, целой эпохи или поколения, моды и образа жизни людей того или иного периода, традиций и всей жизни народа, формируя зрительское восприятие литературы и вкусовые предпочтения личности. Несмотря на многократную экранизацию мировым кинематографом одного и того же произведения, очень часто всего один фильм или образ сохранялись в памяти у нескольких поколений зрителей в качестве эталона или модели великого героя или героини. К примеру, роман «Анна Каренина» Л.Н. Толстого, начиная с 1910 года по 2012 год, был экранизирован 22 раза, из них 9 экранизаций в немом кино. Образы Анны Карениной и Алексея Вронского из знаменитого романа Л.Толстого на долгие годы в памяти советских зрителей сохранились в интерпретации Татьяны Самойловой и Василия Ланового («Анна Каренина», реж. А.Зархи, 1967 г.). В классическом голливудском кинофильме «Анна Каренина» (1935 г.) режиссера Клэренса Брауна Анну сыграла Грета Гарбо, Вронского – Фредрик Марч. За роль в этом фильме Грета Гарбо получила New York Film Critics Circle Award в 1935 году в номинации «Главная женская роль». Фильм был признан Лучшим иностранным фильмом на Венецианском фестивале . В дальнейшем Анну Каренину сыграли такие знаменитые актрисы, как Вивьен Ли (Великобритания, реж. Жюльен Дювивье, 1948 г.); Жаклин Биссет (ТВ, США, реж. Саймон Лэнгтон, 1985 г.); Софи Марсо (США, реж. Бернард Роуз, 1997 г.); балерина Майя Плисецкая в фильме-балете Маргариты Плихиной (СССР, 1974 г.). Вронского сыграли Джон Гилберт (США, реж. Эдмунд Гулдинг, 1927 г.); Шон Коннери (ТВ, Великобритания, реж. Рудольф Картье, 1961 г.); Шон Бин (США, реж. Бернард Роуз, 1997 г.) и многие другие .

Следует отметить, в актерской биографии знаменитой актрисы Грета Гарбо роль Анны считается одной из лучших. Она сыграла главную героиню романа два раза. Первый раз – в 1927 году в голливудском немом кино кинорежиссера Эдмунда Гулдинга. Финал данной экранизации отличается от авторского своим счастливым концом, когда Каренин умирает, и Анна с Вронским воссоединяются. Фильм не был принят критиками, поскольку даже в европейской версии произведение Л.Н. Толстого узнается с трудом. При этом исполнение Греты Гарбо было принято зрителями и критиками единогласно. Спустя восемь лет актриса повторила свой успех второй раз, сыграв Анну Каренину в звуковой экранизации Л.Толстого. Данная постановка 1935 года включена в список лучших фильмов мирового кинематографа.

Таким образом, из многочисленных экранизаций зритель принял и запомнил всего несколько версий и образов. Остальные версии в сознании творцов и потребителей воспринимаются сравнительно, через призму наиболее удачных экранизаций. Связано это с тем, что в подсознании уже сформированы образы до тончайших деталей – тембра голоса, взгляда, жестов и т.п.

Тем не менее, каждая экранизация претендует на переоценку и переосмысление, как самого произведения, так и ранних версий и образов, потому что при просмотре фильма, снятого на основе известного произведения литературы, зритель мысленно в своем воображении, виртуально погружается в мир предлагаемых обстоятельств автора фильма. Режиссер фильма предлагает свое видение сюжета, истории, своих героев и порой свой финал, отличный от книжного финала. Фильм влияет на восприятие уже известной истории и героев, несмотря на то, что первичные и вторичные впечатления были сформированы в других интерпретациях, в других жанрах. В данном контексте от удачной постановки авторов и исполнителей зависит зрительское восприятие. Таким образом, экранная культура способна создавать и разрушать, влиять и направлять, манипулировать и «очищать» (катарсис). З.Фрейд считал, что художественные образы вызываются глубокими бессознательными побуждениями их создателя. По мнению Фрейда, глубокому впечатлению от художественного произведения соответствует «приманка» или «заманивающее наслаждение» со стороны художественной формы или ее техники . Поэтому на создателе аудиовизуального произведения, на творцах огромная ответственность за созданное экранное произведение и его суггестивные последствия в будущем. Поскольку зритель проживает каждое событие и поступки, запечатлевает их в своей памяти, которые могут стать лейтмотивом жизни и моделью поведения.

В современных условиях цифровых технологий и возможностей погружения в виртуальную среду при помощи различных видео, свето-, звуко эффектов, 3Dформата, позволяет экранной культуре быть наиболее действенной, эффективной и популярной у зрителя. Именно благодаря факторам доступности, эффекта «присутствия» и эффекта «соучастника» событий, экранное искусство доминирует среди всех видов искусств и, как следствие, экранная культура является модератором вкуса и интересов личности.

Однако данная тенденция, сложившаяся за последние годы не позволяет нам утверждать, что литература вытеснена из сферы интересов современного человека. Напротив, появилась электронная книга, которая сделала еще более доступной и интересной печатный вид. На рубеже веков бурное развитие приобрели аудиокниги. CD-диски с аудиопроизведениями литературы, как новые формы книг, также являются сегодня частью экранной культуры.

Таким образом, развитие видеотехнологий в течение ХХ века способствовали рождению нового типа культуры – экранной. Развитие цифровых технологий и видеоформата, видеоизображения на рубеже ХХ-ХХI веков позволили говорить об экранной культуре, как о сложном социо-культурном явлении. Экранная культура уникальна по своей структуре, потому что это гармоничное соединение возможностей техники, искусства и личности творца. Экранная культура сегодня – это ультра современные технологии, цифровые форматы, возможности творчества и коммуникации. Однако аудиовизуальное произведение, созданное с использованием последних технических изобретений, становится частью экранной культуры только при наличии творца и потребителя. В каждом виде искусства, в каждом жанре присутствует творец и потребитель, то есть объект и субъект творчества. Более того, произведение искусства не может состояться без творца и потребителя.

В современной экранной культуре наблюдается тенденция сужения грани между творцом и потребителем, они сливаются в единое целое. Это связано рядом причин: во-первых, аудиовизуальное произведение сегодня является виртуальной реальностью и эффект «присутствия» и «соучастия» максимальны; во-вторых, при современных технических возможностях каждый может стать автором собственного фильма и, поместив его в интернет сетях, собрать круг своих зрителей и фанатов. Так, в современной экранной культуре наблюдается тенденция разделения объектно-субъектных отношений, то есть, исчезает четкая грань между творцом и потребителем. Более того, многие современные творцы оказались в психологической зависимости от технических возможностей, используемых экранной культурой, что приводит к чрезмерному увлечению компьютерным моделированием. Техническая часть некоторых современных фильмов доминирует над художественностью. Красиво воссозданному на компьютере кадру зачастую не хватает идейности, души, жизненности, правдоподобности.

Компьютерные технологии упростили создание экранного произведения и доступ к его потреблению. Так экранная культура стала восприниматься активной частью потребителей аудиовизуальной продукции, как некий гаджет или игра.

Следует отметить положительные и отрицательные стороны новых технологий в создании аудиовизуальных произведений.

Внедрение новых технологий и возможности их использования в интернете каждым человеком создает с одной стороны, основу для самореализации и творчества, с другой – иллюзию я-идентификации профессионального творца, автора высокохудожественного произведения.

Доступность видеокамер высокого качества и возможности создания в домашних условиях авторских фильмов (видео и звуковой монтаж, цветокоррекция и т.п.) действительно создали новую среду любительских фильмов и перспективы для развития любительского творчества и перехода его в профессиональное.

Таким образом, перед творцами и потребителями экранной культуры в ХХI веке стоит новая задача – сохранения профессиональной грамотности и соблюдения этических норм в обращении с аудиовизуальными произведениями. Положительной стороной размыва грани между творцом и потребителем является открытие новых возможностей в творческой самореализации, в глобальной коммуникации и просвещении. Из отрицательных сторон следует назвать деформацию я-представления личности. Видеоролик или фото коллаж, созданные самостоятельно в домашних условиях и собравшие в You Tubе тысячные просмотры и «лайки» формируют у его автора ложное представление о себе, повышают самооценку и понижают критическое восприятие.

Несомненно, развитие техники развивает творческие возможности личности, открывает для нее новые пространства, новый виртуальный мир непосредственно перед экраном компьютера, но, к сожалению, не всегда развивает общую культуру, так как создает иллюзию “все возможности”, “все доступности”, вездесущности и даже вседозволенности, отвергая базовые ценности. Пожалуй, в этом экранная культура уступает книжной, театральной или другой традиционной культуре, насчитывающей многовековую историю. Это, надо полагать, еще одна задача будущего перед экранной культурой, которой предстоит заняться поиском новых форм для решения всех поставленных перед ней задач.

Учитывая сложившиеся положительные и отрицательные тенденции в создании и восприятии аудиовизуальных произведений, на современном этапе экранная культура, несомненно, нуждается в новой теории и практике выявления, определения, анализа и способов самоидентификации творца и потребителя.

«Массовая и элитарная культура» - Тема: «Массовая и элитарная культура». а) Влияние времени б) Лексикон или словарь в) Авторство. План. Основные проявления и направления массовой культуры нашего времени. Понятие массовой и элитарнОЙ культурЫ. Элитарность и массовость имеют равное отношение как к феноменам Культуры. Жанр массовой культуры.

«Основные формы культуры» - Граффити. Элитарная или высокая культура. Знаменитые памятники живописи. Скульптура. История. Формы культуры. Строительство. Музыка. Массовая культура. Живопись. Элитарная культура. История живописи. Театр. Народная культура. Глиптика. Традиционный вид графического искусства. Изобразительное искусство.

«Типология культуры» - Типология по религиозной принадлежности. Субкультура. Культура индустриального общества. Философские подходы к пониманию культуры. Маргинальные культуры. Материальная культура. Культура, соединяющая черты востока и запада. Менталитет. Элитарная культура. Метафорические определения культуры. Определение понятия «культура».

«Отличие массовой культуры от элитарной» - Признаки массовой культуры. Фундамент современной массовой культуры. Философия прагматизма. Элитарная культура. Век страха. Классификация теорий элит. Англия. Исторические условия. Человеческое сознание. Элита. Структура. Вехи формирования массовой культуры. Искусство. Массовая культура. Рождении трагедии.

«Элитарная культура» - Пабло Пикассо«Девочка с лодочкой». «Апофеоз абстракции». Народная культура. Ф. Ницше. Молодежная субкультура. Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна». Формы культуры. Сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Объекты элитарной культуры. Массовая культура. Особенности продукции массовой культуры.

«Технологическая культура» - Технологическая дисциплина. Совокупности материальных и духовных ценностей, знаний, образцов и норм потребительского поведения. Культура семейных отношений. Культура труда. Культура человеческих отношений. Информационная культура. Культура предпринимательства. Техника безопасности. Потребительская культура.

Всего в теме 9 презентаций

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие мифа и мифологии и их значение в жизни человека. Миф как очень древняя форма донаучного знания. Ценности и социальные нормы в мифологии. Мифы политической и общественной жизни, этнической и религиозной самоидентификации, массовой культуры.

    реферат , добавлен 07.04.2017

    Современная экранная культура: трансляция интересов общества. Типология и динамика экранного насилия. Модусы эстетизации насилия на современном экране, особенности его функционирования. Эстетизация насилия на примере фильма "Законопослушный гражданин".

    курсовая работа , добавлен 26.03.2015

    Тенденции развития, гуманистические принципы и идеалы культуры XX века. Развитие науки, идеи новой космической культуры, установка на научно-рациональное познание мира. Глобальные проблемы современности, кризис цивилизации и их отражение в культуре.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2009

    Основные этапы развития российской культуры. Славянская культура, принятие христианства, культура Древней Руси, культура Московского и Киевского государства. Петровская эпоха. Советская культура и культура современности. Основные культурные центры.

    презентация , добавлен 07.10.2015

    Понятие культура. Культурный отбор и специфика культур. Элементы культуры. Предназначение культуры. Культура как ценностно-нормативная система. Культура и поведение. Культура и социализация. Культура и социальный контроль. Национальная культура.

    реферат , добавлен 24.03.2007

    Культура, популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Содержание массовой культуры. Развитие средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. Средства компьютерного отображения информации.

    презентация , добавлен 14.12.2012

    Возникновение понятия "культура", его современное значение. Культура как способ национальной самоидентификации. Структура и основные функции культуры как неотъемлемого атрибута существования человека. Характерные черты и специфика украинской ментальности.

    контрольная работа , добавлен 25.07.2013

экран, культура, экранная культура, мышление, язык.

Аннотация:

В статье рассматривается спектр обобщения влияния экрана как на жизнь каждого конкретного человека, так и всей культуры в целом.

Текст статьи:

Размышляя над экранным характером современной культуры, нельзя не отметить, что в последнее время экран занимает преимущественное место в культуре и жизни человека. Не случайно экран «иконой XXI века», в чем сосредотачивается весь спектр обобщения влияния экрана как на жизнь каждого конкретного человека, так и всей культуры в целом. Перечислим основные параметры этого влияния:

  • компьютер выдает нужную информацию,
  • экран компьютера помогает в обучении,
  • экран обогащает культурную сферу человека,
  • экран позволяет мгновенно обрабатывать необходимую информацию,
  • экран занимает основное досуговое время человека современной культуры,
  • экран позволяет решать финансовые и экономические проблемы,
  • нередко экран становится быстрым и релаьным способом зарабатывания денег.

Остановимся также подробно на том, каково влияние компьютера на человека современной культуры, его общение, мышление, язык. Как известно, компьютер- это искусственно созданное человеком техническое средство для решения тех задач, которые возникают в процессе жизнедеятельности людей. Из этого следует вывод, согласно окторому экран должен быть подчинен человеку. Отмечая это обстоятельство, Э.Фромм формулирует, по нашему мнению, основной смысл взаимоотношения человека и компьютера, который заключается в том, что именно человек, а не технические устройства, должен стать основной ценностью, оптимальное развитие человека, а не максимальная производительность труда.

Трудно не согласиться с тем, что общение при помощи компьютера изменяет характер межличностного общения самих людей, определяет совершенно новые черты этого общения. Как известно, общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, специфическое средство и форма передачи социальной и культурной информации, процесс обмена деятельностью, опытом, знаниями, способностями.

Однако, подчеркнем, что одновременно с этим, общение — это межличностная связь культурных и социальных субъектов друг с другом, в процессе которой они воспринимают и понимают партеров. Поскольку в государстве общение превратилось в фактор объединения людей в различные социальные общности и стало органической частью жизни людей и общества в целом, следовательно, оно стало нести на себе следующие функции:

  • коммуникативную (обмен информацией),
  • интерактивную (взаимодействие партнеров),
  • перцептивную (восприятие и познание друг друга партнерами),
  • информационную форму коммуникации, предполагающую передачу сообщения в одностороннем, монологическом порядке и процессуальную форму коммуникации, то есть осмысление коммуникации, как процесса общения,

Отметим, что применение технических средств, как средств общения, не ограничивается коммуникативной функцией. Эти средства могут выполнять следующие функции:

  • выдавать оценки,
  • корректировать ошибки,
  • обеспечивать опосредованное общение людей друг с другом,
  • рассчитывать и предсказывать тот или иной результат деятельности.

Таким образом, все это подводит нас к мысли и о специфике общения в сфере экранной культуры, которое опосредовано компьютерными техническими средствами. Поскольку изобретение средств информационных технологий необычайно расширяет возможности человеческого общения, экранная культура оказывается совершенно не ограниченной непосредственным присутствием индивидуума, ибо у нее имеется много средств для перенесения этого инструмента общения в любую точку пространства.

Безусловно, новые типы общения, порожденные современными информационными технологиями, дает следующие перспективы экранного культурного общения:

  • возможность эффективно связываться между собой на больших расстояниях,
  • делает доступным для человека огромный мир художественных артефактов,
  • сохраняет анонимность пользователя,
  • делает общение опосредованным.

Отметим, что с социальной точки зрения анонимность — полезный механизм для того, чтобы люди могли дать выход своим чувствам, обмениваться идеями и концепциями, а также прятаться от критки последних, от общественного неодобрения. Однако, отметим, что сама по себе анонимность создает и протиовречие в культуре и обществе, поскольку существует довольно значительное противоречие между потребностями общества в открытости и потребностями отдельных людей иметь право и возможность высказываться анонимно.

Отметим также, что опосредованность общения приводит к обеднению его человеческих форм, возникает отчуждение субъектов друг от друга, растет дефицит межличностных связей. При этом, отчуждение является специфическим социальным процессом, который характеризуется превращением деятельности человека в относительно самостоятельную силу, господствующую и довлеющую над ним. Человек современной культуры отрывается от многих компонентов реальной действительности, уходит в область фантомных миров, в которых он добровольно или вынуждено должен существовать.

Все это приводит нас к выводу, согласно которому экранный характер соквременной культуры может приобщить человека к великим культурным ценностям и, тем самым, способствовать его интеллектуальному развитию. Но одновременно может и превратить человека в простого потребителя примитивных игровых программ, когда случае происходит отчуждение человека от истинной культуры и плодотворной интеллектуальной деятельности.

Подчеркнем, что данное противоречие порождается именно экраном: человеку становятся доступны дела и интересы всего мирового сообщества, и в то же время он находится в социальной изоляции. Так, совершенствование экранных технических средств, с одной стороны, увеличивает свободу выбора личностью тех или иных культурных ценностей а, с другой, ограничивает сферу межличностных человеческих общений.

Интересно, что при просмотре кинофильма в кинотеатре происходит общение между зрителями в масштабах зрительного зала, что уходит с появлением телевидения, которое сужает сферу общения, как правило, до размеров семейной группы. Экран остается наедине с его пользователем, позволяя пользоваться собой бесконтрольно и вне временных ограничений.

Таким образом, в экранной культуре формируется интерактивное общение, в процессе которого индивид может изменять форму и содержание передаваемой информации в соответствии со своими вкусами и желаниями. Отметим, что если в процессе развития экранной культуры масштабы межличностных отношений уменьшаются, то интерактивность общения возрастает.

Важно заметить, что в киноискусстве интерактивность общения практически отсутствует, в отличие от телевизионной культуры, где зритель имеет возможность выбирать ту или иную программу. Известно также, что в телевидении используются два канала — вещательный и интерактивный. Интерактивное телевидение может быть использовано при демонстрации развлекательных программ, совершении сделок, в процессе обучения.

К числу современных интерактивных телевизионных технологий следует отнести многочисленные телеприставки, некоторые из их имеют жесткий диск, при помощи которого зрители могут во время телепередач изменять программу просмотра, делать паузы, исключать при просмотре передач экранные ролики. Интерактивное общение в телеискусстве реализуется также при выборе художественных передач по телефону, при опросе общественного мнения о той или иной художественной передаче, скаждым днем все более и более корректируя современную культуру.

Остановимся вкратце на допустимости понятия «компьютерное искусство». При помощи возможностей современного экрана через Интернет пользователь имеет возможность широкого выбора демонстрации художественных ценностей, также имеет возможность сам принять участие в создание художественных произведений. При том, что отсутствие профессиональной подготовки при создании подобных произведений не допускает говорить об искусстве как таковом, нельзя не отметить безусловное воздействие современной компьютерной технологии на искусство в следующих направлениях:

  • с одной стороны, компьютерная экранная технология используется в творческой работе художников и скульпторов, артистов и композиторов,
  • с другой, — современные информационные средства делают высокую культуру общедоступной, тем самым, снижая ее ценностную планку.

Так, наприемр, большинство попыток использовать вычислительную технику в искусстве связано с живописью и рисунком, что делает актуальными два подхода к использованию компьютеров в этой области, в первом случае компьютер играет роль простого инструмента, в другом — художник задает машине программу, не зная, что из этого получится и компьютер сам создает произведение искусства, которое лишь условно может быть так названо.

Отметим также, что в традиционной архитектуре моделирование проектируемых строений сводится к изготовлению макетов из пластмассы, стали и других материалов, окрашиванию этих макетов, монтажу и фотографированию под разными ракурсами для демонстрации заказчику. Внесение изменений в модель или ее пересмотр нередко приводят к повторению этой работы, при этом, пользуясь компьютером, архитектор может сначала построить модель при помощи существующих ныне архитектурных программ, смоделировать текстурные и ландшафтные особенности проекта, сохранить нужную информацию в памяти машины. Впоследствии, внося изменения, архитектор вводит в компьютер новую информацию, а включение новых данных в общий проект и, при необходимости, построение новой модели берет на себя машина.

Отметим также следующие перспективные направления использования экрана в художественном творчестве:

  • подобная методика существует как своеобразное направление в музыкальном творчестве, именуемое компьютерной музыкой или электронной музыкой, компьютеры очень широко применяются в создании музыкальных произведений, поскольку музыкальные синтезаторы воспроизводят инструменты оркестра и обогащают звуковую гамму;
  • компьютеры использовались для сочинения музыки, состоящей из обычных музыкальных тонов, воспроизводимых синтезатором под управлением программы, компьютерная музыка синтезирует новые звуки и позволяет существенно упростить оркестровку мелодии;
  • перспективы имеет и творчество художника, которое, включая в себя участие компьютера, осводождает автора от ряда длительной, чисто технической работы, с помощью таких программных продуктов, как и художник может создавать на компьютере наброски, макеты будущих картин или самостоятельные произведения искусства;
  • перспективно также использование экранной компьютерной культуры в театре, что происходит, в основном, моделированием сценических декораций и вариантов светового оформления;
  • возможности экрана очень широко используются в литературе как средство набора, хранения, обработки и перевода текстовой информации.

Отметим, что интерактивное общение — это общение через техническое средство, и оно не может заменить непосредственное личностное общение, в котором люди всегда будут нуждаться. Однако, не стоит забывать, что информационные технические средства осуществляют почти мгновенную передачу культурных ценностей, сжимая пространство и ускоряя время. Информация передается в режиме реального времени, делая пользователя сопричастным к тому потоку истории, который течет именно сейчас.

С.Г. Кара-Мурза, исследовавший проблему изменения сознания людей под воздействием информационных технических средств, отмечает, что некоторая аномальная сила внушения, которой обладает телевидение, сможет послужить симптомом для обнаружения более фундаментальной проблемы — изменение типа сознания и мышления при переходе человечества к новому способу получения информации, не с листа, а с экрана.

Таким образом, пассивное потребление информации по компьютеру, телевидению, аудио, радио, телефону все больше вытесняет активные формы досуга, творчества, познания, формирует жесткость мышления, лишает людей непосредственного общения друг с другом. Сужение персонального пространства, отчуждение от живой природы вызывает невольное стремление к упрощению картины мира, боязни принятия решений, страха ответственности.

Отметим, что подобное мышление часто задается жесткой компьютерной программой, подчиняется правилам формальной логики, становится однозначным, как бы теряя диалектическую гибкость и способность ощущений. Оно становится оторванным от субъекта, лишенным его эмоциональных чувств, интуиции, истинного творческого процесса. Все это приводит к тому, что естественнонаучный подход сменяется искусственно-техническим, информационным подходом, в котором человек как бы индивид активен и участвует как единица сознания, которая постепенно сливается с потоком знаков и образов, продуцируемых экранной культурой.

Постепенно отождествление человека с экранной культурой может привести к потере индивидуальности и снижению общекультурного уровня личности. Подобное мышление и его продукт- знание можно назвать обезличенным и нетворческим, поскольку личностное знание — это интеллектуальная самоотдача, которая обладает быстротой и точностью в ущерб эмоциональности и диалектичности.

Безусловно, негативное влияние все это оказывает и на культуру как межличностного общения, так и творческой реализации. В морали и поведении людей, в их культурных запросах на первый план выходит критерий практической пользы, целесообразности, человек современной культуры становится все более прагматичным, расчетливым в ущерб своего эмоционального восприятия мира.

Отметим также, что изменение мышления людей оказывает воздействие на их поведение, потребности и способы их удовлетворения, на весь образ жизни индивидов и общества в целом. Все это делает социально значимым исследования корректировки сознания людей под воздействием компьютерной технологии, которая преаращается в.некую новую историческая данность.

Последнее обстоятельство ползволяет нам говорить о новом типе мышления человека экранной культуры как результате отражения процесса компьютеризации общества. Получая через систему СМИ поток обрывочных и случайных сведений, человек остается на поверхности явлений без их критического восприятия и вдумчивого осмысливания. Современная культура начинает превращаться в некую паутину, в которой скапливаются обрывки интриг и фальши, политических игр и потока излишней информации.

Современная экранная компьютерная культура, оснащенная мощными информационными средствами, оказывает и положительное воздействие на мышление людей, поскольку под ее влиянием для современного мышления становятся характерными такие свойства, как слияние образного и логического отражения реальности, обогающее мышление человека, однако лишь в том случае, если этой культурой пользоваться дозированно. Поскольку логическое на экране телевизора, а тем более компьютера, преподносится зрителю в форме образов, что делает восприятие логического более легким, доступным и эмоционально окрашенным.

Впоследствии это приводит к тому, что реализуется гносеологическая функция экранной культуры, выступающая в разнообразных познавательных формах, взаимодополняющих друг друга. Подобное взаимодополнение образного и логического имеет психофизиологическую основу в двух полушариях головного мозга, правое выполняет функцию отражения реальности в виде образов, чувств, левое решает функции рационального познания.

Поскольку оба полушария являются двумя частями одной гиперсложной системы — человеческого головного мозга, они оказываются взаимосвязанными между собой, поскольку мозг человека работает, опираясь и на логику, и на образное мышление. В том случае, когда человек мыслит исключительно логически, одновременно оказывается задействованной и внелогическая часть сознания.

Трудно однозначно ответить на вопрос, превалирует ли в компьютерной культуре образное восприятие мира или оно связано с логическим мышлением, несмотря на образность и мозаичность компьютерного мышления, это мышление ориентирует человека на слияние понятийного и наглядного, быстроту и гибкость, реактивность мысли. Отметим также, что новые навыки, прививаемые современному человеку экранной культурой, не всегда имеет позитивную окраску. Так, компьютерные сайты выдают противоречивую информацию об одних и тех же событиях, что способствует формированию мнения о том, что истин множество.

Все это приводит к тому, что психологический портрет пользователя продуктами экранной культуры и ее техническими возможностями, следующие:

  • внутренняя разобщенность,
  • раздробленность мнений у людей,
  • повышение конфликности,
  • ощущение своеобразного культа информации,
  • однонаправленность мнений,
  • привычка мыслить набором штампов и стандартов.

Поскольку изменение общения под влиянием техники экранной компьютерной культуры вызывает определенные изменения мыслительной деятельности людей, формирует новый стиль этого мышления, то изменения характера и содержания мышления оказывает существенное влияние на язык, который органически связан с мышлением, является средством общения, материальной оболочкой мышления, что влияет на развитие и формирование языка.

Традиционно известно, язык порожден общением людей друг с другом, которое возникает в процессе человеческой деятельности, особенно в процессе труда. Именно труд как целенаправленная и активная деятельность людей, деятельность, имеющая осознанный характер по преобразованию внешних условий существования человека, формирует мышление человека и его язык, который рождается из потребности что-то сказать другому человеку.

Данная логика приводит нас к следующему заключению: поскольку язык возникает как средство общения и эту функцию выполняет и сегодня, вполне естественно, что изменение общения под воздействием экранной культуры способствует изменению языка. В том случае, если язык как средство общения не используется или же используется редко, сам по себе язык меняется.

Безусловное негативное влияние на эволюцию языка оказывает телевидение, поскольку ведущие и дикторы бывают порой неграмотны и используют скудный язык, это оказывает негативное воздействие на язык и мышление телезрителей, а,зачастую, и на их поведение. Трудно не согласиться с тем, что современное функционирование экранной культуры привело к тому, что в русском языке сложился своеобразный экранный жаргон.

Поскольку под влиянием быстрых изменений технической базы экранной культуры с калейдоскопической скоростью происходят языковые изменения, появляются новые слова, новые выражения, однако сам по себе язык становится беднее, примитивнее.

Рассмотрим следующие изменения мышления и языка под влиянием информатизации общества проявляется в экранной компьютерной культуре:

  • реверсия,
  • экзуция.

Первое изменение состоит в том, что в процессе развития и функционирования культуры происходит своеобразное возрождение ряда ранее весьма значимых, но затем в значительной степени утративших свою роль психологических компонентов и способов общения. Для ранних стадий развития общества присуще мифологическое сознание со свойственными для него особенностями:

  • логическая составляющая еще отчетливо не отделилась от эмоциональной сферы,
  • нерасчлененность в содержании этого сознания субъекта и объекта,
  • неразделенность предмета и знака,
  • мифологическое мышление выступает, в основном, в знаково-символической форме.

На смену мифологизму в современной культуре пришли выработанные социальные нормы и правила общения, которые присутствуют не всегда, провоцируя порой первичный, примитивный, до сих пор подавляемый способ реагирования. Подобный процесс происходит в условиях информатизации общества. Связанные с этой информатизацией явления и процессы трудно укладываются, согласуются с существующими в индустриальном обществе жесткими нормами не только в политической жизни, но и в экономике, духовной культуре, в том числе в мышлении и языке.

Отметим также, что поскольку отказ от жестких норм в экранной культуре сопровождается некоторым количеством удовольствия, то оно становится притягательной силой экранной культуры, выражающейся в форме символов, заставляет телезрителя или пользователя компьютером часами сидеть у экрана телевизора или дисплея компьютера, меняя стиль своего мышления и способы его выражения — язык.

Остановимся вкратце на реализации в экранной культуре реверсия, в частности, изменений роли письменной речи. Письменность современных пользователей компьютерных сетей приобретает атавистические особенности, характерные для письменной культуры. Поскольку система электронной почты возродила навыки письменного общения, которые постепенно сходили на нет после появления телефона и радиосвязи, при переписке посредством компьютерных сетей усваиваются новые формы общения.

Отметим также, что в экранной компьютерной культуре значительные трудности вызывает эмоционализация письменной речи, так как навыки письменного выражения эмоций мало развиты у большинства людей за исключением тех, кто обладает специальными способностями или подготовкой. Эмоции выражают «смайлики», которые восполняют отсутствие невербальных средств коммуникации в компьютерном мире, которые являются необходимым условием полноценного обмена. «Смайлики» представляют собой значки, фигурки, состоящие из разнообразных сочетаний: двоеточий, являются своеобразной реверсией письменности человека давно прошедшей эпохи. Отметим, что потребность дополнить слово рисунком является отголоском далекого прошлого.

Подчеркнем, что функционирование компьютерной культуры сопровождается не только реверсией, но как бы прямо противоположной тенденцией – экзуцией, которая заключается в отмирании ранее сформированных, но впоследствии ставших ненужными навыков, умений, видов и форм деятельности:

  • межличностные общения заменяются анонимными,
  • приобретенные навыки общения при помощи компьютера переносятся в социальную реальность,
  • происходит упрощение и обеднение непосредственного межличностного общения, многозначный, эмоциональный язык межличностных общений сменяется эмоционально блеклым, сухим, рациональным языком.

Анализируя особенности экранной культуры и воздействия ее непосредственно на экранную культуру кино, отметим, что в информационном экранном мире изменяются взаимоотношения людей друг с другом и с обществом в целом. Результатом изменения этих взаимоотношений отчасти явилось наличие в функционировании экранной культуры двух тенденций — массификации и демассификации.

Поскольку связь экранной культуры с массовой культурой обусловливает массовый характер самой экранной культуры, в содержание последней входят многочисленные артефакты мировой культуры. Крупнейшие библиотеки мира и знаменитые музеи, памятники архитектуры и истории, концертные залы и театры становятся доступными широкому кругу зрителей и слушателей. Доступность многочисленных культурных артефактов десяткам миллионам людей приводит к распространению массовых форм их жизнедеятельности.

Остановимся вкратце на демассификации: современные информационные технические средства создают новое культурное всемирное сообщество людей, не лишая их индивидуальности. Человек может получить и передать любую необходимую ему информацию в нужное время и в любом месте, мгновенно связаться с нужным ему человеком или учреждением. Нынешние средства массовой информации все в большей степени переходят в режим удовлетворения эстетических запросов различных групп потребителей и индивидуальных абонентов.

Таким образом, современная информационная технология позволяет получать не массовую, а индивидуальную информацию, которая соответствует запросам потребителя.

Все это приводит к тому, что средства массовой информации переходят в свою противоположность и становятся и средствами индивидуальной информации. Возникает ощущение, словно сетевые и телекоммуникационные технологии существуют для одного человека.

Впоследствии все это приводит к тому, что новая коммуникативная система, порожденная экранной культурой, одновременно интегрирует в глобальном масштабе производство и распространение слов, звуков и изображений в нашей культуре и приспосабливает их к персональным вкусам и настроениям индивидов. Таким образом, демассификация культуры повышает роль личностного, индивидуального начала. Но при этом лишает его реальной социальной адаптации.

Отметим, что на основе творческого отношения к другим личностям и к самому себе люди организуют свои потребности и желания, они становятся идентичными себе. Именно идентичность позволяет разделить себя с окружающим миром, помочь осмыслить свой внутренний мир, осознать себя. Формирование идентичности происходит под воздействием растущего разнообразия социума, жизненной среды человека, что особенно характерно для периода становления информационного общества.

Трудно не согласиться с тем, что человек современной культуры в условиях динамичных социальных и технологических изменений часто чувствует свою незащищенность. Это свя\зано с теем, что происходит конфликт между глобализацией человеческой жизнедеятельности, сопричастности личности к общему и индивидуальному внутреннему миру человека актуализирует проблему идентичности.

Важным также является тот факт, что в исторический период, характеризуемый деструктурированием организаций, делегитимизацией институтов, угасанием крупных общественных движений и эфемерностью культурных проявлений, идентичность становится главным, источником личностных смыслов. Последние формируются на основе представлений людей о том, кем они являются, а не основе реальных взаимодействий с окружающим миром. Последние, собственно, и нарушает экранная компьютерная культура.

Следует отметить, что процессы демассификации экранной культуры нельзя отрывать от процесса ее массификации, поскольку человек современной культуры может удовлетворить свои вкусы и желания в процессе потребления художественных артефактов потому, что имеет возможность широкого выбора информации, предлагаемой ему культурой. Все это приводит к фундаментальным трансформациям культуры, изменению основных ее тенденций на основе внедрения новых информационных технологий.

Необходимо также отметить, что в процессе демасификации происходит постепенный переход от письменной культуры к аудиовизуальной, на смену газетной, журнальной и книжной статьям приходит экранная страница телевидения и компьютера.