Формы и методы государственного регулирования корпоративной деятельности. Цель курса «Корпоративное право. История корпорации и корпоративного права

Основная цель курса - получение студентами обширных знаний в области корпоративного права, основных направлений деятельности юриста на предприятии.

Задачи курса:

Дать студентам широкое представление об основных вопросах корпоративного права, тенденциях его развития;

Определить основные аспекты корпоративно-правовых отношений и их реализации;

Определить основы построения организации и деятельности корпораций;

Привить студентам навыки самостоятельной практической работы и дальнейшего развития теоретических знаний корпоративно-правового регулирования.

Изучение курса "Корпоративное право", помимо получения студентами теоретических знаний, имеет целью практическую подготовку будущих специалистов. Основное значение курса заключается в необходимости понимания студентами природы и сущности корпоративно-правовых отношений.

Курс "Корпоративное право" окажет помощь студентам в освоении профессии, развитии знаний и навыков правовой, аналитической, научной работы, способности определять задачи практической деятельности.

Введение

Становление рыночной экономики диктует необходимость создания ее организационно-правовых основ. В этих процессах роль государства по-прежнему остается значительной, хотя несомненным является приоритетность развития частного регулирования, ориентированного на обеспечение предпринимательства.

В настоящее время все чаще в повседневной жизни используется такое неизвестное еще недавно понятие, как "корпорация", которое определяется как одна из форм предпринимательства и обозначает юридическое лицо, прежде всего в странах иностранного правопорядка.

В российской юридической науке понятие корпорации и ее применение в российской правовой действительности также не оставлено без внимания. Начиная с 90-х годов в России идет активный процесс становления правовой базы хозяйственной деятельности юридических лиц, признаваемых корпорациями, в связи с чем корпоратизация рассматривается как явление реальной действительности, обусловленное развитием частноправовых форм в экономике.

Процессы глобализации, концентрации капитала, развития внешнеэкономических связей определяют формирование не государственных, а частно-экономических отношений между хозяйствующими субъектами (корпорациями и объединениями) различных стран.

В связи с этим повышается роль изучения правовых аспектов экономики, организации и функционирования корпораций в условиях свободного экономического пространства. Регулирование данных правоотношений осуществляется различными отраслевыми институтами, входящими в корпоративное право.

Корпоративное право - комплексное образование правовых норм, направленных на урегулирование общественных отношений по функционированию предприятий и организаций, являющихся субъектами хозяйственной деятельности. При этом корпоративное право представляет собой динамично развивающуюся систему норм, регулирующих внешние и внутренние отношения корпорации.

В настоящее время развитие правового обеспечения частных организаций в экономике и нормативные нововведения можно связывать с формированием, во-первых, корпоративного законодательства, представляющего собой систему нормативных актов о корпорациях, а во-вторых, корпоративного права, как науки и учебной дисциплины.

Необходимо обратить внимание на то, что учебная дисциплина "Корпоративное право" вошла в учебные планы многих юридических вузов и представляет собой специальный правовой курс. Поэтому значимость регулирования деятельности корпораций воспринята также и юридическим образованием. Не остаются в стороне и экономические специальности - современный менеджмент требует грамотного представления о сущности корпорации, от правильности которого во многом зависит эффективность управленческой работы.

В настоящий курс корпоративного права входят теоретические и практические вопросы корпораций, рассматриваются основные правовые институты в корпоративной сфере: корпоративные нормы, субъекты корпоративной деятельности, органы корпораций, договорная работа, корпоративная ответственность, защита прав корпорации.

Особое место в корпоративно-правовом регулировании занимают вопросы осуществления коммерческой деятельности, отношений с государственными структурами, формирования локальной корпоративной политики организации как системы.

Предпринимательство в целом не имеет какого-либо механизма саморегулирования, который позволял бы ему успешно функционировать и проявлять социальную жизнеспособность. Это не под силу даже корпоративной экономике. Она не может самостоятельно создать такую структуру подчиненности, в которой многочисленные и разнообразные процессы удерживались бы в рациональных рамках. Дело в том, что механизм, предназначенный для одного сектора экономики, не может обеспечить функционирование экономики в целом. Отсюда потребность в системе государственных средств управления, поддерживающих, как опорная решетка, всю систему бизнеса. Что представляет собой эта "опорная решетка"?

Административный сектор экономики - это министерства, госкомитеты, агентства, комиссии и другие органы. Он наиболее часто подвергается нападкам: совершенно справедливо дорегуляция является сегодня одним из самых важных вопросов. Однако не только у нас. Вспомним, что администрация Рейгана выиграла выборы в 1980 г. именно под флагом борьбы с бюрократией. Ученых и политиков тревожит быстрый рост административных учреждений. Но надо отметить, что рост бюрократии - это общемировой процесс, обусловленный тем, что постоянно растут объемы бизнеса. Необходимость управления им, его планирование - главная задача государства в области предпринимательства. Определение правил игры на рынке, обеспечение достижения общественных результатов (экономический рост, снижение инфляции, безработицы) - функции государства. Бюрократия находится в сердце современного управления. Кое-кто, возможно, скажет, что она высасывает жизненно важные соки из общественного организма.

С. Паркинсон провел исследования о чиновниках и вывел несколько формул роста бюрократии. В среднем ее прирост равен 5,8% в год. (См.: Ларнеги Д., Питер Л., Паркинсон С., Влох А. Ваше преуспевание в ваших руках. М" 1993. С. 279).

Государство и бизнес - величины взаимосвязанные и взаимозависимые. Какими же должны быть отношения между ними? Кратко их можно определить так. Не должно быть государственной монополии на хозяйствование, но и не может быть рационального предпринимательства без государства. Государство должно присутствовать в экономическом процессе, поскольку есть функции, которые только оно и может выполнять. Характер отношений между государством и бизнесом можно определить как партнерство. Партнерские отношения между государством и бизнесом сковывают свободу как одной, так и другой стороны. Но общеизвестно, что свободы нет и не может быть без несвободы. Последняя оформляет жизнь, создает необходимый структурно-функциональный каркас. Однако без свободы нет жизни. Покушающийся на свободу, воюет против жизни. Если приложить эти положения к нашему предмету рассмотрения, то можно сказать, что государство, не терпящее свободы предпринимательства, обречено. Но обречен и не признающий государство субъект предпринимательской деятельности. И неизвестно, что страшнее: бороться против свободы бизнеса или биться против государства. Думается, что отрицающий собственное государство совершает зло абсолютное. В государственном регулировании должна быть мера. Какая? Это может показать только общественная практика. Но ясно одно:

корпорации должны быть самостоятельны в своих решениях, но принимать собственные решения они должны с учетом определенных рамок, устанавливаемых государством. Равным образом и государство не может быть абсолютно свободным при принятии решений. Есть сферы и ситуации, в которых государство вмешиваться не должно. Не дело чиновника, например, вмешиваться в изготовление лекарства, но он должен проконтролировать его безопасность. Государственное регулирование может был> как положительным фактором, так и отрицательным, замедляющим процесс социального развития, подавляющим интерес, производителей к высокоэффективной деятельности. Именно этот процесс уловила М. Тэтчер в 70-х годах в Англии. Идея "офаниченного правительства", т.е. правительства, отказавшегося от борьбы за расширение участия в делах управления и вместо этого ограничившего сферу своих полномочий, стала определяющей в се политике. Результаты осуществления этой идеи оказались видны через 10 лет: начала справедливости, или, как говорят сами англичане, социалистические начала, были потеснены, открылся простор для частной инициативы, эффективность производства повысилась. Обратимся теперь к практике регулирования корпоративного предприятия со стороны государства, но к практике зарубежной. Возьмем конкретный пример. В булочных Бельгии стоимость хлеба была увеличена на 1 франк за батон. Подорожание небольшое, но процедура его проходила сложно. Особая комиссия по ценообразованию и контролю при министерстве экономики полгода досконально изучала ходатайство владельцев хлебопекарен, просивших дать им разрешение поднять цену на два франка.

В конце концов, согласие дали, удовлетворив их просьбу лишь наполовину. Надо отметить, что во всех странах Западной Европы есть специальные учреждения, которые, хотя и называются по-разному (офис цен, служба контроля за торговлей, комитет конкуренции), но выполняют одну и ту же функцию: зорко следят за состоянием внутреннего рынка. Административные учреждения, как компасом, руководствуются индексом цен на все основные товары и продукты, которые должны быть в постоянной гармонии с размерами доходов населения. Это называется корректировкой уровня жизни во избежание несоответствия доходов населения его расходам. Государственные органы в пределах своей компетенции могут вмешиваться в любую коммерческую деятельность. Главный инструмент воздействия на коммерсантов - рекомендации, совет. Если рекомендации остаются без внимания, взимается солидный штраф. В компетенцию государственных офисов и управлений входит и еще одна важная функция - контроль за соблюдением минимального уровня заработной платы. Все это вместе взятое образует выверенное равновесие доходов населения и цен в странах Западной

Европы. Во Франции государство вмешивается в регулирование вопросов, касающихся цен, внешней торговли, предоставления кредитов, следит за конкуренцией, обеспечением занятости трудоспособного населения. Регулирование осуществляется с помощью делегированного законодательства, в создании которого участвуют министерства экономики, сельского хозяйства, промышленности, транспорта, внешней торговли, финансов и др.

В США бизнес более мощный, чем в Западной Европе, там соответственно существует более мощная "опорная решетка" бизнеса. Вот лишь некоторые административные органы, регулирующие предпринимательство: комиссия по безопасности потребительских товаров, комиссии, регулирующие деятельность страховых компаний, комиссии по пищевым продуктам и медикаментам, комиссия по ценным бумагам и биржам, национальный совет по трудовым отношениям, ведомство социальной защиты, комиссия содействия равной занятости, ведомство профессиональной безопасности, ведомство пенсионного планирования, ведомство защиты окружающей среды, ведомство по добыче и переработке нефти и газа и др.

В России еще не накоплено достаточного опыта поддержки и регулирования предпринимательской деятельности. Правда, в последнее время в системе государственного аппарата создаются соответствующие органы. Недавно создана Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам при Правительстве Российской Федерации. Ее цель - создание механизма регулирования фондового рынка. Комиссия призвана стать гарантом защиты интересов акционеров, а также предотвращения злоупотребления на фондовом рынке. Довольно активно в последнее время действует и Антимонопольный комитет.

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) осуществляет государственное регулирование рынка ценных бумаг корпораций путем установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии. ФСФР России принимает нормативные акты в пределах своей компетенции, осуществляет контроль и надзор в сфере финансовых рынков.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) проводит государственную политику по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществлению государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждению и пресечению монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и иных ограничивающих конкуренцию действий.

В целях осуществления своих полномочий ФАС России вправе при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства возбуждать дела, по результатам которых принимать решения и выдавать предписания, привлекать корпорации и их руководителей к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, проводить поверку соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, обращаться в суд (арбитражный суд) с заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, участвовать в рассмотрении судом (арбитражным судом) дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства, устанавливать наличие доминирующего положения на рынке, давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства, формировать и вести реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%, давать в установленном порядке заключения о наличии или об отсутствии ограничения конкуренции на товарном рынке при введении, изменении и прекращении действия таможенных тарифов и введении нетарифных мер, проводить анализ состояния товарных рынков.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) осуществляет систему контроля за соблюдением корпорациями законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

Для осуществления контрольных функций налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика (налогового агента) документального подтверждения правильности исчисления и своевременности уплаты налогов, проводить налоговые проверки, производить выемку документов при проведении налоговых проверок, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, вызывать в налоговые органы налогоплательщика (налоговых агентов) для дачи пояснений, приостанавливать операции по счетам и налагать арест на имущество налогоплательщиков (налоговых агентов), осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества, требовать от налогоплательщиков (налоговых агентов) устранения нарушений законодательства о налогах и сборах, взыскивать недоимки и пени по налогам и сборам, заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных корпорациям лицензий на право осуществления определенных видов деятельности, предъявлять в суды общей юрисдикции (арбитражные суды) иски, связанные с нарушением налогового законодательства.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов.

Технические регламенты принимаются с целью защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений и т.п.

При этом корпорации могут самостоятельно разрабатывать и утверждать стандарты для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.

Для обеспечения своих функции Ростехрегулирование вправе требовать от изготовителя (продавца и т.п.) предъявления декларации о соответствии сертификата соответствия требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим техническим регламентом, осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов, выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в установленный срок, принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранении, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушение требований технических регламентов, приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия, привлекать изготовителя (продавца и т.п.) к установленной ответственности.

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, на территории РФ.

Тема 5. Государственное регулирование деятельности объединений предприятий

5.1. Государственное регулирование корпораций

5.2. Антимонопольное регулирование в корпоративном секторе

5.3. Регулирование украинских корпоративных моделей

Контрольные вопросы и задания

Одним из самых важных элементов внешней сферы корпоративного управления является государственное регулирование корпоративного сектора. В целом государственное регулирование как одно из направлений корпоративного управления выходит за рамки только управления государственными предприятиями и хозяйственными обществами корпоративного типа. Создавая целостную организационно-правовую базу функционирования экономики, государство, так или иначе, регулирует разносторонние аспекты деятельности корпоративных предприятий.

Однако такой подход является достаточно широким, поэтому мы остановимся на направлениях деятельности государственных органов, которые касаются непосредственно регулирования деятельности корпоративных хозяйственных обществ.

В первую очередь следует отметить, что государственное регулирование осуществляют органы общей и специальной компетенции. Такой подход характерен практически для всех стран мира. На уровне законодательных органов выдаются правовые акты, которые имеют силу закона и регламентируют общие основы функционирования корпоративного сектора. В систему государственного регулирования входят Законы, принятые Верховной Радой, Указы Президента Украины, Постановления Кабинета Министров. В Украине на уровне органов специальной компетенции это: решения и предписания Антимонопольного комитета, Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

Деятельность корпоративных хозяйственных обществ долгое время регулировалось Законами Украины «О хозяйственных обществах» и «О ценных бумагах и фондовой бирже». Эти законы приняты еще в 1991 г., с многочисленными поправками действовали до 2008 года, пока не был принят специальный Закон «Об акционерных обществах» . Поскольку акционерные общества являются также предприятиями - юридическими лицами, то они подчиняются той самой нормативной базе, что и другие предприятия. Как другие предприятия они ведут балансовый учет и отчетность, ведут статистическую отчетность и подают ее в установленном объеме и порядке органам государственной статистики. Причем обязательной нормой является то, что достоверность и полнота годового баланса и финансовой отчетности общества должна быть подтверждена аудитором (аудиторской фирмой).

Проверку финансовой деятельности обществ, как и других предприятий, осуществляют государственные налоговые инспекции , другие государственные органы в пределах их компетенции, ревизионные органы общества и аудиторские организации . Причем нормативно определено, что проверки не должны нарушать нормального режима работы общества, хотя на практике такую норму соблюсти сложно.



Важным направлением корпоративного управления со стороны государства является государственное регулирование рынка ценных бумаг . Это регулирование предусматривает реализацию единой государственной политики в сфере выпуска и обращения ценных бумаг и их производных. Государственным регулированием создаются условия для эффективной мобилизации и размещения участниками рынка ценных бумаг финансовых ресурсов, получение участниками рынка ценных бумаг информации об условиях выпуска и обращения ценных бумаг. Министерством финансов контролируются результаты финансово-хозяйственной деятельности эмитентов, объемы и характер соглашений с ценными бумагами и другой информации, что влияет на формирование цен на рынке ценных бумаг, обеспечение равных возможностей для доступа эмитентов, инвесторов и посредников на рынок ценных бумаг. Обеспечивается гарантирование прав собственности на ценные бумаги, защита прав участников фондового рынка, соблюдение участниками рынка ценных бумаг требований актов законодательства, предотвращение монополизации и создание условий для развития добросовестной конкуренции на рынке ценных бумаг, контроль прозрачности и открытости этого рынка.

К функциям государственного регулирования можно отнести следующее:

· создание системы защиты прав инвесторов и контроль соблюдения этих прав эмитентами ценных бумаг и лицами, которые осуществляют профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;

· контроль достоверности информации, которая предоставляется эмитентами и лицами, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, контролирующим органам;

· издание специальных разрешений (лицензий) на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и контроль этой деятельности;

· запрещение и прекращение на определенный срок профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в случае отсутствия специального разрешения (лицензий) на эту деятельность и привлечение к ответственности за осуществление такой деятельности согласно действующему законодательству.

Как правило, за несоблюдение требований законодательства установлена административная и даже криминальная ответственность.

Государственное регулирование корпоративного сектора и контроль деятельности участников корпоративного сектора осуществляют Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Антимонопольный комитет, Фонд государственного имущества и другие в границах своих полномочий.

В Украине существует координирующий орган деятельности государственных органов по вопросам функционирования рынка ценных бумаг - Координационный совет, в который входят руководители государственных органов, которые в границах своей компетенции осуществляют контроль и другие функции управления относительно фондового рынка и инвестиционной деятельности в Украине. Возглавляет Координационный совет Глава Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

Основным органом специальной компетенции является государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку – государственный орган, который имеет центральный аппарат и территориальные органы.

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку выполняет ряд задач. Основными среди них являются:

· установление требований относительно выпуска эмиссии и обращения ценных бумаг и их производных;

· информация о выпуске и размещении ценных бумаг, в том числе иностранных эмитентов (с учетом требований валютного законодательства Украины), которые осуществляют выпуск и размещение ценных бумаг на территории Украины;

· установление порядка регистрации выпуска ценных бумаг и информации об их выпуске, по согласованию с Национальным банком Украины;

· дополнительные требования относительно выпуска ценных бумаг коммерческими банками.

Комиссия устанавливает порядок и дает разрешение на осуществление деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг, на депозитарную регистрационную, расчетно-клиринговую деятельность с ценными бумагами и другие предусмотренные законодательством специальные разрешения на осуществление отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Аннулирует эти разрешения в случае нарушения требований законодательства о ценных бумагах. Устанавливает порядок составления отчетности участниками рынка ценных бумаг соответственно действующему законодательству. Определяет по согласию с Минфином особенности ведения учета операций по ценным бумагам, устанавливает порядок и осуществляет государственную регистрацию фондовых бирж и внебиржевых торгово-информационных систем, назначает государственных представителей на фондовых биржах, в депозитариях и торгово-информационных системах. Координирует работу по подготовке специалистов по вопросам фондового рынка, устанавливает квалификационные требования к лицам, которые осуществляют профессиональную деятельность по ценным бумагам.

1. Деятельность Корпорации регулируется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

3. Корпорация является уполномоченным органом управления использованием атомной энергии, осуществляющим полномочия и функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом в отношении организаций Корпорации и иных юридических лиц, осуществляющих виды деятельности в области использования атомной энергии, установленные Федеральным законом "Об использовании атомной энергии", а также виды деятельности, связанные с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

4. Корпорация является наделенным полномочиями от имени Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о физической защите ядерного материала государственным компетентным органом по ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, центральным государственным органом и пунктом связи и национальным компетентным органом по выполнению обязательств Российской Федерации в области обеспечения физической защиты ядерного материала в Международном агентстве по атомной энергии и других международных организациях.

5. Корпорация осуществляет в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, функции уполномоченного Правительством Российской Федерации органа управления государственным запасом специального сырья и делящихся материалов, ядерными материалами, находящимися в федеральной собственности, за исключением ядерных материалов, передаваемых в составе изделий Министерству обороны Российской Федерации.

6. Со дня принятия в установленном порядке решения о ликвидации Федерального агентства по атомной энергии Корпорации передаются в том же объеме и на тех же условиях права и обязанности главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета, государственного заказчика государственных программ Российской Федерации в области обороны и безопасности, долгосрочных целевых программ, межгосударственных программ, федеральной адресной инвестиционной программы, государственным заказчиком которых определено Федеральное агентство по атомной энергии, а также передаются права и обязанности по исполнению государственных функций и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности, право учреждать ведомственные знаки отличия в труде и награждать ими работников организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии. Со дня государственной регистрации Корпорации в качестве юридического лица к ней переходят все права и обязанности по государственным контрактам, заключенным Федеральным агентством по атомной энергии от имени Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Корпорация в установленном законодательством Российской Федерации порядке осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета и государственного заказчика государственного оборонного заказа в установленной сфере деятельности, государственного заказчика государственных программ Российской Федерации в области обороны и безопасности, в области развития и устойчивого функционирования Северного морского пути, включая развитие инфраструктуры морских портов, расположенных на побережье акватории Северного морского пути, а также обеспечения навигации и круглогодичной проводки судов по Северному морскому пути, долгосрочных целевых программ, научно-технических и инвестиционных программ и проектов, специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории, и создания объектов инфраструктуры, обеспечивающих безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, межгосударственных программ, федеральной адресной инвестиционной программы, осуществляет размещение заказов, включая размещение государственного оборонного заказа, заключает государственные контракты на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно-изыскательских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, а также иные гражданско-правовые договоры.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Корпорация на основании решений Правительства Российской Федерации наделяется полномочиями по осуществлению в установленной сфере деятельности от имени Российской Федерации прав собственника федерального имущества. Перечень такого имущества и порядок осуществления от имени Российской Федерации прав собственника такого имущества утверждаются Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Корпорация наделяется полномочиями по осуществлению от имени Российской Федерации в порядке и в пределах, которые определены настоящим Федеральным законом, прав собственника имущества федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в перечень , утверждаемый Президентом Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее также - подведомственные предприятия).

8. Корпорация по решениям Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации обеспечивает выполнение заданий в установленной сфере деятельности.

9. Со дня принятия в установленном порядке решения о ликвидации Федерального агентства по атомной энергии Корпорации передаются полномочия Федерального агентства по атомной энергии, предусмотренные Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" для федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся предприятия и (или) объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

10. Корпорация осуществляет полномочия по управлению и распоряжению принадлежащими Российской Федерации правами на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении работ по заказам Министерства Российской Федерации по атомной энергии и Федерального агентства по атомной энергии, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

11. Корпорация реализует от имени Российской Федерации права акционера (участника) в отношении хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности и приобретены путем внесения в качестве вклада Российской Федерации в уставные капиталы указанных обществ исключительных прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, управление и распоряжение которыми осуществляет Корпорация.

законом от 5 февраля 2007 года N 13-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Корпорация на основании решения Правительства Российской Федерации может осуществлять от имени Российской Федерации права акционера акционерного общества, сто процентов акций которого принадлежат Российской Федерации и которое определено Правительством Российской Федерации в качестве управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития, созданными на территориях закрытых административно-территориальных образований, на которых расположены учреждения Корпорации, акционерные общества Корпорации и их дочерние общества, а также подведомственные предприятия, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования.

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

УДК 334.06.78-027.542

Хистева Е.В.

к.э.н., доцент, Государственная организация высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет экономики и торговли

имени Михаила Туган-Барановского»,

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИЙ

В статье рассматриваются проблемы государственного регулирования финансовых отношений корпоративного сектора экономики, проведен анализ организационных аспектов функционирования корпораций, исследованы направления государственного регулирования финансовых отношений. В статье проведен сравнительный анализ подходов к государственному регулированию в различных странах.

Ключевые слова: корпорация, компания, государственная корпорация, уставный капитал, налог, корпоративный налог, корпоративные права.

Государство, являясь важнейшим участником корпоративных отношений, выполняет функции не только регулятора организационно-правовых и финансовых отношений, но и активного самостоятельного игрока финансового рынка. Наличие государственного регулирования позволяет не только вносить ясность и регулировать механизм функционирования корпоративного сектора, но и использовать возможности корпораций для усиления национальной экономики.

Проблемы функционирования корпоративного сектора изучали такие ученые, как Бланк И., Миллер М., Кобржицкая В. В., Румянцев С. А., Шершнева И.З., Шаблиста А.М. и другие.

Роль государства можно сгруппировать следующим образом.

1. Регламентирование организации корпорации. Законодательные акты государств дают четкое определение понятия «корпорации», определяют виды корпораций и правила их взаимоотношений.

2. Регулирование финансовых отношений.

Рассмотрим подробнее оба направления государственной регулятивной деятельности.

Прежде всего в различных странах различный подход к определению корпорации. В США законодательство не дает определения корпорации. По мнению Верховного суда, корпорация является искусственным объединением юридических лиц, которое существует с точки зрения закона.

Аналогичная ситуация в европейских странах, где определение корпорации дает не законодательный акт, а реалии экономики. Так, в Великобритании корпорациями принято считать компании (companies) , во Франции - товарищества и ассоциации. Отечественными аналогичными качествами в странах постсоветского пространства наделены акционерные общества.

В Российской федерации понятия «корпорация» и «акционерное общество» имеют несколько разную смысловую нагрузку. Так, понятие корпорация используется в случае, когда речь идет о государственной корпорации и транснациональной корпорации. Во всех других случаях, когда имеет место коллективное участие в формировании уставного капитала используется понятие акционерное общество.

Согласно российскому законодательству, определение государственной корпорации касается только некоммерческих организаций, т. е. организаций, целью создания которых является не получение прибыли, а выполнение «...социальных, управленческих и иных общественно полезных функций» , в США аналогичные функции выполняют публичные

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

(государственные) (public corporations) и некоммерческие корпорации (non-profit corporations). .

В качестве примера первой групп корпораций можно привести следующие - Корпорация гарантий пенсионного обеспечения (Pension Benefit Guaranty Corporation), национальная корпорация пассажирского железнодорожного транспорта (АМТРАК) (National Railroad Passenger Corporation, AMTRAK), всего 11 корпораций, а второй группы - Американский Красный Крест, «Marchof Dimes», «Junior Achievement».

В Российской Федерации функционирует 9 государственных корпораций, среди которых: Государственная корпорация ОАО «Газпром», Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» (РОСНАНО), Государственная корпорация «Российские технологии» (машиностроение).

Анализ законодательства и реалий украинской экономики свидетельствует об ином подходе к определению сущности данных категорий. Согласно статьи 120 Хозяйственного Кодекса Украины, корпорация - это «...договорное объединение, созданное на основе объединения производственных, научных и коммерческих интересов предприятий, которые объединились, с делегированием ими отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников органам управления корпорации».

На Украине функционирует две государственные корпорации: ПАО «Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины» и Государственный концерн «Укроборопром».

Государственное регулирование финансовых отношений в корпоративном секторе осуществляются в следующих направлениях:

1. Законодательное регламентирование величины уставного капитала.

В США регламентирование величины уставного капитала осуществляется законами отдельных штатов. Так, округе Колумбия и Техас минимальная величина уставного капитала составляет $1000, в Оклахоме - $500. В Канаде подобных ограничений нет.

Законодательство Российской Федерации устанавливает некоторые ограничения минимального размера уставного капитала акционерных обществ .

Так, статьи 25 Федерального закона «Об акционерных обществах» гласит, что публичные акционерные общества должны располагать уставным капиталом не менее 100 тыс. рублей. Требования к минимальному размеру уставного капитала непубличных акционерных обществ несколько иные. Минимальная сумма уставного фонда такого общества устанавливается в сумме 10 тыс. рублей.

В сравнении с аналогичными нормами украинского законодательства, вопросы регулирования величины уставного капитала публичных акционерных обществ Российской Федерации несколько лояльнее, и строже к формированию уставного фонда непубличных акционерных обществ.

Закон Украины «Об упрощении процедуры образования предприятий» с дополнениями и изменениями от 21.04.2011 № 3263-VI устанавливает минимальный размер уставного капитала для акционерных обществ в размере 1250 минимальных заработных плат, что составляет 1722,5 тыс. грн.; для обществ с ограниченной ответственностью размер минимального капитала не регламентируется. .

2. Налогообложение результатов деятельности корпораций.

В мире существуют различные подходы к налогообложению результатов деятельности корпораций. В одних странах взымается налог на деятельность, например, в Италии применяется региональный налог на предпринимательскую деятельность, объектом обложения которого, являются денежные потоки корпораций на добавленную стоимость; и корпоративный налог США, который имеет прогрессивную шкалу процентных ставок.

Дополнительной особенностью является различные ставки налога на доходы корпораций, взымаемых в различных штатах.

В таблице 1 представлена сравнительная характеристика подходов к налогообложению результатов деятельности корпораций.

Следует отметить особенности администрирования корпоративного налога США. Так, за первые 50 тыс. долл. прибыли корпорация платит налог по ставке 15%, прирост прибыли на 25 тыс. долл. обязует корпорацию выплатить дополнительные 25% налога. Оставшаяся сумма прибыли корпорации облагается налогом по ставке 34,0%.

Характеристика подходов к налогообложению

Таблица 1

Основные показатели США Россия Украина

Название налога Корпоративный налог Корпоративный налог Налог на прибыль

Ставка налога, % 15,0-35,0 12,5 19,0

Доля в доходах бюджета, % Около 30,0 18,0 7,3

При величине прибыли корпорации 100-350 тыс. долл. с корпорации дополнительно взымается 5,0% налога.

3. Долевое участие в государства формировании уставного капитала корпорации. Так как корпорация является объединением капиталов, то государство может иметь собственную долю в уставном капитале. Доля таких прав колеблется от 100,0% до незначительной доли, величина которой не может считаться контрольным пакетом.

В таблице 2 представлены результаты мониторинга доли корпоративных прав государства в уставном фонде украинских корпораций и изменение количества таких предприятий.

Таблица 2

Мониторинг корпоративных прав государства в уставных капиталах хозяйственных обществ _

1. Хозяйственные общества, которые находятся в управлении

Фонда государственного имущества Украины, в том числе с долей:

Дата Общее До 10% От 10% От 25% От 50% От 75% 100%

количество до 25% до 50% до 75% до 100%

29.12.2005 1178 248 217 427 116 106 64

30.12.2010 536 110 88 169 62 66 41

02.10.2015 364 65 54 112 52 51 30

2. Хозяйственные общества, которые находятся в управлении других органов

исполнительной власти, в том числе с долей:

29.12.2005 138 0 0 5 0 0 133

30.12.2010 128 0 0 7 5 6 110

02.10.2015 193 4 16 32 9 7 125

Исходя из данных таблицы, видим, что общее количество хозяйственных обществ, которые находятся в управлении государства, в динамике уменьшается.

По данным Фонда Государственного имущества Украины, из 155 единиц 45 хозяйственных обществ находились на территории Донецкой области, а 25 - Луганской области, остальные 85 - в других регионах Украины.

Государственное регулирование функционирования корпоративного сектора экономики имеет давнюю традицию и осуществляется во всех странах. Подходы к

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

осуществлению государственного регулирования различны, но цель данной деятельности сводится к повышению эффективного использования капитала.

Литература

1. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 30.12.2006) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 145.

2. Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об акционерных обществах»

3. Господарський Кодекс Украши. Закон Украши, Кодекс вщ 16.01.2003 № 436-IV//http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=436-15.

4. Закон Украины «Об упрощении процедуры образования предприятий» с дополнениями и изменениями от 21.04.2011 № 3263-VI// http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/3263-17

5. Багаряков А. Государственные корпорации: опыт работы и перспективы // РИСК: ресурсы, информация, конкуренция. 2011. - № 3. - Ч. 1. - С. 223-229.

6. Калмыкова Т. Н. Роль государственных корпораций в консолидации российского капитала // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. - № 3. - С. 50-54.

7. TheWorldFederationofExchanges. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.world-exchanges.org/home/

8. Официальный сайт «Фонд державного майна Украши». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.spfu.gov.ua/spfu.gov.ua/ default.aspx

9. http://buhgalter911.com/Res/Spravochniki/MinimalniyUstavnoyFond.aspx