Презентация по биологии "Синтетическая теория эволюции" презентация урока для интерактивной доски по биологии (10 класс) на тему. Презентация к уроку по биологии на тему "синтетическая теория эволюции" насекомые; древес. растений; насекомые; хвойных

Конспект урока по биологии в 11 классе по теме «Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина».


Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по биологии в 11 классе по теме: «Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина». Данный материал будет полезен учителям биологии, при объяснении нового материала по данной теме.

Интеграция образовательных областей
Научить детей:
а) не бояться проявлять инициативу;
б) научиться критически, смотреть, думать;
в) уважать других и другое вокруг себя;
г) хотеть быть честным и быть самим собой;
д) научиться сотрудничать.
Нужно: «учиться, чтобы жить» и «жить, чтобы учиться».
Цель: изучение сущности естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции.
Задачи:
-познакомить учащихся с историей формирования и развития эволюционных идей;
-рассмотреть предпосылки возникновения эволюционной теории, познакомить учащихся с взглядами К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ж. Кювье, К.Бэра, Ч. Лайеля;
- раскрыть основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина.
Элементы содержания: изменчивость, естественный отбор, искусственный отбор, передовые свойства, борьба за существование.
Оборудование : портреты ученых, карточки для закрепления изученного материала.
Тип урока: комбинированный.
I Организационный момент:
II Актуализация знаний учащихся:
Учитель:
1.Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в XVIII веке?(ответы детей)
2.Как вы понимаете, что такое эволюция?(ответы детей)

III Изучение нового материала:

Слайд № 1
С высказыванием древнегреческого философа Гераклита. «Все есть и не есть, потому что хотя и настанет момент, когда оно есть, но оно тут же перестает быть… Однако и то же и молодо и старо, и мертво и живо, то изменяется в это, это, изменяясь, снова становится тем».
Учитель: Прочитайте высказывание древнегреческого философа Гераклита. Как вы понимаете эти слова?
На уроке мы будем говорить о развитии эволюционного учения Чарльза Дарвина.
Слайд № 2
На слайде вы видите задачи нашего урока.
Познакомить с историей формирования и развития эволюционных идей;
Рассмотреть предпосылки возникновения эволюционной теории;
Познакомить учащихся с работами Ж-Б Ламарка и других ученых.
Раскрыть основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.
Учитель:
Основной труд Чарльза Дарвина « Происхождение видов» в корне изменивший представление о живой природе, появился в 1859 году. Этому событию предшествовала более чем двадцатилетняя работа по изучению и осмыслению богатого фактического материала, собранного как самим Дарвином, так и другими учеными. Сегодня мы поговорим с основными предпосылками эволюционных представлений, первой эволюционной теорией Жана Батиста Ламарка, узнаете о теории Чарльза Дарвина об искусственном и естественном отборе.
Сайд № 3
Основные понятия урока.
Запишите основные понятия, которые вы должны усвоить на уроке.
- Эволюция
-Наследственная изменчивость
-Естественный отбор
-Искусственный отбор
- Борьба за существование
Слайд № 4
Портрет Ч.Дарвина и цитата « Чем больше мы познаем неизменные законы природы, тем больше невероятными становятся для нас чудеса».

Слайд № 5
Чарльз Дарвин.
Английский ученый натуралист и путешественник. Одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределенную изменчивость. Идеи и открытия Дравина формируют фундамент современной теории эволюции и составляют основу биологии.
Учитель: Проследим основные пути формирование мировоззрения Дарвина и его систему доказательств.
Слайд № 6
Биография
1827-в течение трех лет изучал богословие в Кембриджском университете.
1831- по окончании университета отправился в кругосветное путешествие на экспедиционном судне королевского флота « Бигль».
За время путешествия побывал на Галапагосских островах и других местах.
Результаты исследований изложил в трудах Дневник изысканий, Происхождение видов путем естественного отбора.
Слайд № 7
План изучения урока
1. Эволюция.
2. Система органической природы К. Линнея.
3. Эволюционная теория Ж-Б Ламарка и других ученых.
4.Успехи в новых областях биологии в начале XIX века.
5.Предпосылки возникновения эволюционной теории.
6.Основные положения Ч. Дарвина.
Учитель: Термин « эволюция» (от латинского evolution- развертывание) ввел в XVIII веке швейцарский натуралист Шарль Боннэ.
Под эволюцией в биологии понимают необратимое историческое развитие природы. В биологии эволюция рассматривается как сила. ведущая к образованию новых форм организмов, как процесс, благодаря которому доклеточные формы жизни, возникшие более 3 млрд лет назад, дали начало исключительно сложным многоклеточным организмам нашего времени.
Слайд № 8
(портрет К. Линнея) Система органической природы К. Линнея (1707-1778)- шведского естествоиспытателя.


Учитель: Потребность в упорядочении быстро накапливающихся знаний привела к необходимости систематизировать их. Большой вклад в создание системы природы внес выдающийся шведский естествоиспытатель Карл Линней. Ученый описал более 8000 видов растений и свыше 4000 видов животных, установил единообразную терминологию и порядок описания видов.
Слайд 9
За единицу классификации он принял вид- совокупность особей, сходных по строению.
Выделил три царства: Растения, Животные и Минералы.
Установил единообразную терминологию.
Закрепил использование в науке бинарной (т.е. двойной) номенклатуры для обозначения видов. Каждый вид обозначается двумя словами. Например: Кошка домашняя (ливийская).
Установил принцип соподчиненности: соседние категории связаны не только сходством, но и родством, но чем дальше друг от друга находятся категории, тем меньше степень их родства.
Ошибочность его теории:
Видов столько, сколько создал Творец.
Ученый во многих случаях правильно объединил виды организмов по сходству их строения. Однако произвольность в выборе признаков для классификации привела Линнея к ряду ошибок. Он сознавал искусственность своей системы и указывал на необходимость разработки естественной системы природы.
Учитель: Основы первого учения об эволюции органического мира были разработаны и опубликованы в труде французского естествоиспытателя Жаном Батистом Ламарком.
Слайд10


-Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.
(1744-1829) Основы первого учения об эволюции органического мира были разработаны и опубликованы в труде « Философия зоологии» в 1809г. французским естествоиспытателем Жаном Батистом Ламарком
Слайд 11
- Жан Батист Ламарк.
Эволюционная идея тщательно разработана, подкреплена многочисленными фактами, превращается в теорию.
Приводит доказательства изменяемости видов.
Ошибочные механизмы изменчивости:
1)стремление организмов к совершенствованию;
2) прямое влияние внешней среды и наследование признаков, приобретенных в течение жизни организма.
Учитель: В биологии был сделан ряд крупных открытий, которые оказались несовместимыми с представлениями о неизменяемости природы, об отсутствии родства между ними.
Слайд 12
Портрет Жоржа Кювье - французского ученого
(1769-1832)


Жорж Кювье.
Исследовал органы позвоночных;
Установил:
Все органы представляют собой части одной целостной системы;
Ни одна часть тела не может изменяться без соответствующего изменения других частей;
Установил, что вымирание древних животных и растений могло быть следствием крупных катастроф геологического характера.
Слайд 13
- Карл Бэр - российский ученый (1792-1876)


Впервые описал процесс возникновения тканей и органов в ходе развития эмбриона.
Сформулировал закон зародышевого сходства:
«Сходство зародышей разных систематических групп свидетельствуют об общности их происхождения»
Слайд 14
Чарльз Лайель - английский ученый (1797-1876)


Удалось расшифровать и датировать геологическую историю Земли.
Показал, что горообразование, вулканизм, оледенения, потоки, дождь, ветер, приливы, объясняют изменения земной поверхности, а значит и изменения в составе органического мира.
Учитель: Великий английский ученый Чарльз Дарвин разработал научную теорию об эволюции живой природы путем естественного отбора на основе синтеза огромного количества фактов из различных областей науки и сельскохозяйственной практики.
Слайд 15
Предпосылки возникновения эволюционной теории Дарвина.
1)Социально-экономические.
2)Научные.
Слайд 16
Социально- экономические предпосылки.
Развитие промышленности в Англии, интенсивный рост городов. Развитие колоний, бурное развитие селекций, выведение новых сортов растений и животных, проведение многочисленных научных экспедиций.
Слайд 17
Научные предпосылки.
Успехи систематики растений и животных, развитие биогеографии, сравнительной анатомии, эмбриологии и палеонтологии, появление клеточной теории и эволюционного учения Ламарка.
Учитель: Эволюционная теория Дарвина представляет собой целостное учение о развитии органического мира.
Слайд 18
Основные положения эволюционного учения Чарльза Дарвина.
Любой вид растений и животных в природе стремится к размножению в геометрической прогрессии. В природе происходит непрерывная борьба за существование. В борьбе за существование выживают и оставляют потомство особи, обладающие таким комплексом признаков и свойств, который, позволяет наиболее успешно конкурировать с другими. Движущей силой изменения видов является естественный отбор.
Учитель: В эволюционной теории Дарвина предпосылкой эволюции является наследственная изменчивость, а движущими силами эволюции - борьба за существование и естественный отбор.
Слайд 19

Это изменения признаков организма, обусловленные изменением генотипа.
Комбинативная - в результате перекомбинации хромосом в процессе полового размножения.
Мутационная - возникает в результате внезапного изменения состояния генов. Характер случайный, ненаправленный.
Слайд 20
Наследственная изменчивость (неопределенная)
Наследственная изменчивость и производимый человеком отбор представляют собой движущие силы эволюции.
Однако свойства, полезные с точки зрения человека, могут оказаться бесполезными и даже вредными в борьбе за жизнь, происходящей в дикой природе.
Слайд 21
Учение Дарвина об искусственном отборе.
Искусственный отбор - это процесс создания новых пород животных и сортов культурных растений путем сохранения и размножения особей с определенными, ценными для человека признаками и свойствами в ряду поколений.
Слайд 22
Формы искусственного отбора.
1.Сознательный (методический).
2.Бессознательный.
Признаки, накапливаемые при искусственном отборе, полезны для человека, но необязательно выгодны для животных.
Слайд23
Сознательный.
(Методический) искусственный отбор.
При методическом отборе селекционер ведет отбор по одному- двум признакам.
Условия успеха методического искусственного отбора- большое исходное число особей.
Слайд 24
Бессознательный искусственный отбор.
Человеком не ставилось цели вывести определенную породу или сорт.
Например: убивали или съедали в первую очередь худших животных, а сохранялись при этом наиболее ценные.
Слайд 25
Учение Дарвина о естественном отборе.
В результате борьбы за существование происходит естественный отбор - «Сохранение благоприятных индивидуальных различий и уничтожение вредных».
Накапливаются признаки, полезные только для организма в целом, в результате чего образуются виды и разновидности.
IV. Закрепление изученного материала.
Учитель:Работа по карточкам
Задание № 1
Какие утверждения верны:
1. Ламарк создал лучшую искусственную систему(-)
2. Линней считал, что виды существуют и не изменяются(+)
3. Ламарк создал первую эволюционную теорию.
4. Ламарк считал,что организмы изменяются от простого к сложному(+)
5.Ламарк отрицал изменчивость видов(-)
6.Линней разделил всех животных на 5 классов(-)
7.Ламарк считал, что все признаки, приобретенные в течение жизни, наследуются потомками(+)
8. Линней закрепил использование бинарной номенклатуры (двойных названий) для вида(+)
Домашнее задание:
Ответить устно на вопросы.
1.Как Ж.-Б. Ламарк объяснял многообразие видов в природе?
2.Какие предпосылки послужили толчком к созданию эволюционной теории?
3.В чем состоят основные положения учения Дарвина?
знать термины.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Презентацию на тему "Синтетическая теория эволюции" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Биология. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 10 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Датский биолог, профессор Института физиологии растений Копенгагенского университета, член шведской Академии наук. Выступил в поддержку голландского ботаника Хуго де Фриза, установившего, что генотип может изменяться вследствие мутаций. Опытами над ячменём и фасолью доказал неэффективность отбора у самоопыляющихся растений, создал на этой основе закон «о чистых линиях» - о частичном наследовании приобретённых признаков. Таким образом заложив основы современных принципов селекции. Книга «Элементы наследственности» оказала большое влияние на читателей, а введённые им термины «фенотип», «генотип» и «популяция» вошли в научный язык генетики.

Первые камни в фундамент новой теории:

ИОГАНСЕН Вильгельм Людвиг (1857-1927)

Слайд 3

Выдающийся русский биолог, генетик-эволюционист, сделавший первые шаги в направлении развития современной теории эволюции. Его статья «О некоторых моментах эволюционного процесса с точки зрения современной генетики» по сути стала ядром будущей синтетической теории эволюции и основой для дальнейшего развития неодарвинизма и генетики. В этой статье Четвериков показал, что: мутационный процесс происходит в природных популяциях. большинство вновь возникших мутаций понижает жизнеспособность, хотя изредка возникают и мутации, повышающие таковую. генетическая изменчивость проявляется наиболее сильно, когда многочисленный вид распадается на ряд небольших, изолированных колоний.

ЧЕТВЕРИКОВ Сергей Сергеевич (1880-1959)

Новый взгляд на эволюционный процесс:

Слайд 4

Английский генетик, эволюционист, физиолог, биохимик, популяризатор и философ науки. Один из основоположников современной генетики, а также синтетической теории эволюции. Наряду с другими учёными сумел связать дарвиновскую теорию эволюции и учение Грегора Менделя о наследственности, основываясь на математических и статистических доказательствах, почерпнутых из анализа показателей мутаций. Это позволило ему разработать математическую теорию моделирования гена и сцепления наследственных факторов. Выступил против использования ядерного оружия, вычислив повышение вероятности возникновения мутаций в человеческой популяции вследствие радиоактивного облучения, вызванного взрывом атомной бомбы.

Возникновение теоретической генетики:

ХОЛДЕЙН Джон Бердон Сандерсон (1892-1964)

Слайд 5

Возникновение популяционной генетики:

Английский статистик, эволюционист и генетик. Работая в области генетики, Фишер ввел систематический подход анализа данных, что стало началом для развития новых статистических методов и статистики как науки в целом. В 1925 году он опубликовал свою первую книгу о статистических методах для научных работников, которая стала стандартным справочным пособием для ученых во многих дисциплинах. Его работы по теории популяционной генетики сделали Фишера одним из трех великих ученых в этой области.

ФИШЕР Роналд Эйлмер (1890-1962)

Слайд 6

Советский генетик, академик АН СССР по отделению биологических наук Областью научных интересов была общая и эволюционная генетика, а также применение генетики в сельском хозяйстве. Показал дробимость гена, а также явление комплементарности гена. Опубликовал ряд важных научных работ по структуре и функциям хромосом, показал наличие в популяциях генетического груза - летальных и сублетальных мутаций. Работал также в области космической генетики и над проблемами радиационной генетики.

Эволюционная генетика:

ДУБИНИН Николай Петрович (1906-1998)

Слайд 7

Английский биолог, эволюционист и гуманист. Труд Хаксли «Эволюция: современный синтез» по объему анализируемого материала и широте проблематики превосходит даже книгу самого Дарвина. Он на протяжении многих лет держал в уме все направления в развитии эволюционной мысли, внимательно следил за развитием родственных наук и имел личный опыт генетика-экспериментатора. Хаксли показал, что естественный отбор действует как фактор эволюции и как фактор стабилизации популяций и видов. Видный историк биологии Провин так оценил его труд: «Книга Хаксли стала доминантной силой в эволюционном синтезе».

Обобщение концепции эволюции:

ХАКСЛИ Джулиан Сорелл (1887-1975)

Слайд 8

Синтетическая теория эволюции (СТЭ) – современная эволюционная теория, которая является синтезом различных дисциплин, прежде всего, генетики и дарвинизма и опирается на палеонтологию, систематику, молекулярную биологию. Все сторонники синтетической теории признают участие в эволюции трех факторов: Мутационный (генерирующий новые варианты генов) Селекционный (определяющий соответствие данным условиям обитания) Рекомбинационный (создающий новые фенотипы особей)

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Синтетическая теория эволюции (СТЭ) – современная эволюционная теория, которая является синтезом различных дисциплин, прежде всего, генетики и дарвинизма и опирается на палеонтологию, систематику, молекулярную биологию. Все сторонники синтетической теории признают участие в эволюции трех факторов: Мутационный Селекционный Рекомбинационный Генерирующий новые варианты генов Определяющий соответствие данным условиям обитания Создающий новые фенотипы особей

3 слайд

Описание слайда:

Происхождение стэ Синтетическая теория в ее нынешнем виде образовалась: в результате трансформации взглядов Вейсмана в моргановскую хромосомную генетику: приспособительные отличия передаются от родителей потомкам с хромосомами в виде новых генов Вследствие естественного отбора.

4 слайд

Описание слайда:

Толчок к развитию синтетической теории дала гипотеза о рецессивности новых генов. Эта гипотеза предполагала, что в каждой воспроизводящейся группе организмов во время созревания гамет в результате ошибок при репликации ДНК постоянно возникают мутации – новые варианты генов. Развитие СТЭ

5 слайд

Описание слайда:

С.С Четвериков И.И. Шмальгаузен Н.В. Тимофеев-Ресовский Г.Ф. Гаузе Н.П.Дубинин А.Л. Тахтаджян Н.К.Кольцов Ф.Г.Добржанский ВКЛАД РУССКИХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИЕ СТЭ С.С Четвериков И.И. Шмальгаузен

6 слайд

Описание слайда:

Э. Майр Э. Баур В. Циммерман Дж. Симпсон В. Людвиг Р. Фишер Вклад зарубежных ученых в развитие стэ Дж. Симпсон Э. Майр

7 слайд

Описание слайда:

Основные положениясинтетической эволюции 1.ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ЕДИНИЦЕЙ ЭВОЛЮЦИИ СЧИТАЕТСЯ ЛОКАЛЬНАЯ ПОПУЛЯЦИЯ; 2. МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ ЭВОЛЮЦИИ СЧИТАЕТСЯ МУТАЦИОННАЯ И РЕКОМБИНАЦИОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ; 3. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ГЛАВНАЯ ПРИЧИНА РАЗВИТИЯ АДАПТАЦИЙ, ВИДООБРАЗОВАНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАДВИДОВЫХ ТАКСОНОВ; 4. ДРЕЙФ ГЕНОВ И ПРИНЦИП ОСНОВАТЕЛЯ ВЫСТУПАЮТ ПРИЧИНАМИ ФОРМИРОВАНИЯ НЕЙТРАЛЬНЫХ ПРИЗНАКОВ; 5. ВИД ЕСТЬ СИСТЕМА ПОПУЛЯЦИЙ, РЕПРОДУКТИВНО ИЗОЛИРОВАННЫХ ОТ ПОПУЛЯЦИЙ ДРУГИХ ВИДОВ, И КАЖДЫЙ ВИД ЭКОЛОГИЧЕСКИ ОБОСОБЛЕН; 6. ВИДООБРАЗОВАНИЕ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ВОЗНИКНОВЕНИИ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗОЛИРУЮЩИХ МЕХАНИЗМОВ И ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО В УСЛОВИЯХ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИЗОЛЯЦИИ.

8 слайд

Описание слайда:

Сравнительная характеристика теорий «Чистый дарвинизм» (Л.С.Берг) 1.Все организмы развивались из одной или немногих первичных форм. 2. Развитие шло дивергентно 3. Развитие шло на основе случайных вариаций. 4.Факторами прогресса служат борьба за существование и естественный отбор. 5. Процесс эволюции заключается в образовании новых признаков 6. Вымирание организмов происходит от внешних причин: борьбы за существования и выживание более приспособленных. Синтетическая теория (Н.И.Воронцов) 1. Наименьшая единица эволюции- популяция. 2. Основным движущим фактором эволюции служит естественный отбор случайных и мелких мутаций. 3. Эволюция носит дивергентный характер. 4. Эволюция носит постепенный и длительный характер. Каждая систематическая единица должна иметь единственный корень. Это обязательное условие для самого права на существование. Эволюционная систематика строит классификацию исходя из родства. За пределами вида эволюция прекращается. Вид политипичен. Изменчивость носит случайный характер. Эволюция непредсказуема.

9 слайд

Описание слайда:

Критика синтетической теории эволюции В качестве одного из наиболее часто критикуемых положений СТЭ можно привести ее подход к объяснению вторичного сходства. 1. По неодарвинизму, все признаки живых существ полностью определяются составом генотипа и характером отбора. Поэтому параллелизм объясняется тем, что организмы унаследовали большое количество одинаковых генов от своего предка, а происхождение конвергентных признаков целиком приписывается действию отбора. Вместе с тем, хорошо известно, что черты сходства, развивающиеся в достаточно удаленных линиях, часто бывают неадаптивны и поэтому не могут быть правдоподобно объяснены ни естественным отбором, ни общим наследованием. Независимое наследование одинаковых генов и их сочетание заведомо исключается, поскольку мутации и рекомбинации – случайные процессы.

10 слайд

Описание слайда:

Факторы эволюции Не направляют эволюционный процесс Направляет эволюционный процесс Мутации Изоляция Популяционные волны Дрейф генов Естественный отбор на основе борьбы за жизнь Изменение генетического состава популяций

11 слайд

Описание слайда:

Видообразование – это качественный этап эволюционного процесса Это означает, что образованием видов завершается микроэволюция и начинается макроэволюция.

12 слайд

Описание слайда:

Каждый вид – это замкнутая генетическая система. Представители разных видов не скрещиваются, а если и скрещиваются, то либо не дают потомства, либо это потомство бесплодно. Следовательно, дивергентному видообразованию должно предшествовать возникновение изолированных популяций внутри предкового вида.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Важнейшие понятия эволюции: элементарные явления эволюции – изменения, происходящие в популяции, путем рекомбинаций, мутаций и естественного отбора, отделяющие эту популяцию от других. элементарный материал эволюции – наследственная изменчивость у особей популяции, которая приводит к возникновению как качественных, так и количественных фенотипических отличий. элементарные факторы эволюции – естественный отбор, мутации, популяционные волны и изоляция изоляция, мутация и популяционные волны влияют на эволюцию вида, а естественный отбор направляет ее.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Пименов А.В. Тема: «Возникновение и развитие эволюционных представлений» Задачи: Рассмотреть вопросы появления многообразия видов на Земле, возникновения удивительной приспособленности организмов к определенным условиям жизни. Сформировать знания о креационизме и трансформизме, о К.Линнее, Ж.Б.Ламарке и Ч.Дарвине – представителях этих взглядов. Глава Х. Развитие эволюционных идей 900igr.net

2 слайд

Описание слайда:

Многообразие живых организмов (около 2 млн. видов) Принципиальными вопросами биологии были и остаются вопросы, связанные с происхождением многообразие видов на Земле и их удивительной приспособленностью к среде обитания.

3 слайд

Описание слайда:

Креационизм Креационисты считают, что живые организмы созданы высшей силой - творцом, трансформисты объясняют появление многообразия видов естественным путем, на основе естественных законов. Приспособленность креационисты объясняют изначальной целесообразность, виды были созданы изначально приспособленными, трансформисты считают, что приспособленность появилась в результате развития, в ходе эволюции.

4 слайд

Описание слайда:

Представителем взглядов креационизма был шведский ученый, естествоиспытатель Карл Линней. Он был метафизиком, т.е. рассматривал явления и тела природы как раз и навсегда данные, неименные. Линнея называют «королем ботаников», «отцом систематики». Он открыл 1,5 тыс. видов растений, описал около 10 000 видов растений, 5000 видов животных. Закрепил использование бинарной (двойной) номенклатуры для обозначения видов. Усовершенствовал ботанический язык - установил единообразную ботаническую терминологию. Его классификация была основана на объединении видов в роды, родов в отряды, отрядов в классы. Метафизик Карл Линней К.Линней (1707-1778)

5 слайд

Описание слайда:

В 1735 году вышла в свет его книга «Система природы», в которой он классифицирует все растения на 24 класса на основе особенностей строения цветков: количества тычинок, однополости и обоеполости цветков. Еще при жизни автора эта книга переиздавалась 12 раз и оказала большое влияние на развитие науки ХVIII в. Животный мир К.Линней поделил на 6 классов: млекопитающие, птицы, гады (амфибии и рептилии), рыбы, насекомые, черви. К последнему классу были отнесены почти все беспозвоночные. Его классификация была наиболее полной для своего времени, но Линней понимал, что система, созданная на основе нескольких признаков является искусственной системой. Он писал: «Искусственная система служит до тех пор, пока не найдена естественная». Но под естественной системой он понимал ту, которой руководствовался творец, создавая все живое на Земле. Метафизик Карл Линней К.Линней (1707-1778)

6 слайд

Описание слайда:

«Видов столько, сколько различных форм создал в начале мира Всемогущий» - говорил Линней. Но в конце жизни Линней признал, что иногда виды могут образовываться под влиянием среды или в результате скрещивания. Метафизик Карл Линней Быстрое развитие естествознания во второй половине ХVIII века сопровождалось интенсивным накоплением фактов, которые не укладывались в рамки метафизики и креационизма, развивается трансформизм – система взглядов об изменяемости и превращении форм растений и животных под влиянием естественных причин. К.Линней (1707-1778)

7 слайд

Описание слайда:

Представителем философии трансформизма был выдающийся французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк, создавший первую теорию эволюции. В 1809 году выходит его основной труд «Философия зоологии», в которой Ламарк приводит многочисленные доказательства изменяемости видов. Трансформизм. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка Он считал, что первые живые организмы возникли из неорганической природы путем самозарождения, причем древняя жизнь была представлена простыми формами, которые в результате эволюции дали начало более сложным. Низшие, простейшие формы зародились сравнительно недавно и еще не достигли уровня высокоорганизованных организмов. Ж.Б.Ламарк (1744-1829)

8 слайд

Описание слайда:

Классификация животных Ламарка включает уже 14 классов, которые он разделил на 6 градаций, или последовательных ступеней усложнения организации. Выделение градаций основывалось на степени усложнения нервной и кровеносной системы. Ламарк считал, что классификация должна отображать «порядок самой природы», ее прогрессивное развитие Трансформизм. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

9 слайд

Описание слайда:

Такая теория постепенного усложнения, теория «градации», основана на влиянии внешней среды на организмы и ответной реакции организмов на внешние воздействия, прямой приспособляемости организмов к среде. Ламарк формулирует два закона, по которым происходит эволюция. Трансформизм. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка Первый закон можно назвать законом изменчивости: «У всякого животного, не достигшего предела своего развития, более частое и более длительное употребление какого-нибудь органа укрепляет мало-помалу этот орган, развивает и увеличивает его и придает ему силу, соразмерную длительности употребления, между тем как постоянное неупотребление того или иного органа постепенно ослабляет его, приводит к упадку, непрерывно уменьшает его способности и, наконец, вызывает его исчезновение». Ж.Б.Ламарк (1744-1829)

10 слайд

Описание слайда:

Можно ли согласиться с данным законом? Ламарк переоценивает значение упражнения и неупражнения для эволюции, так приобретенные организмом признаки не передаются следующему поколению. Трансформизм. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка Второй закон можно назвать законом наследственности: «Все, что природа заставила приобрести или утратить под влиянием условий, в которых с давних пор пребывает их порода, и, следовательно, под влиянием преобладания употребления или неупотребления той или иной части тела, - все это природа сохраняет путем размножения у новых особей, которые происходят от первых, при условии, если приобретенные изменения общи обоим полам или тем особям, от которых новые особи произошли». Ж.Б.Ламарк (1744-1829)

11 слайд

Описание слайда:

Можно ли согласиться со 2 законом Ламарка? Нет, положение о наследовании приобретенных при жизни признаков было ошибочным: дальнейшие исследования показали, что в эволюции решающее значение имеют только наследственные изменения. Существует так называемый барьер Вейсмана – изменения в соматических клетках не могут попасть в половые клетки и не могут передаваться по наследству. Трансформизм. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка Например, А.Вейсман на протяжении двадцати поколений отрезал хвосты мышам, неупотребление хвостов должно было привести к их укорочению, но хвосты двадцать первого поколения были такой же длины, как и первого. Ж.Б.Ламарк (1744-1829)

12 слайд

Описание слайда:

Трансформизм. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка И, наконец, Ламарк приспособленность объяснял внутренним стремлением организмов к совершенствованию, к прогрессивному развитию. Следовательно, способность целесообразно отвечать на влияние условий существования Ламарк считал врожденным свойством. Происхождение человека Ламарк связывает с «четверорукими обезьянами», перешедшими к наземному способу существования. Ж.Б.Ламарк (1744-1829)

13 слайд

Описание слайда:

Трансформизм. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка И еще одно слабое место в теории Ламарка. Обосновывая происхождение одного вида от другого, он не признавал виды как реально существующие категории, как этапы эволюции. «Термин «вид» я считаю совершенно произвольным, придуманным ради удобства, для обозначения группы особей, близко между собой схожих…. Ж.Б.Ламарк (1744-1829)

14 слайд

Описание слайда:

Но это была первая целостная теория эволюции, в которой Ламарк попытался определить движущие силы эволюции: 1 - влияние среды, которое приводит к упражнению или неупражнению органов и целесообразному изменению организмов; 2 - передача по наследству приобретенных признаков. 3 - внутреннее стремление к самоусовершенствованию. Трансформизм. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка Но теория не была принята. Не все признавали, что градация идет под влиянием стремления к самоусовершенствованию; что приспособленность возникает в результате целесообразных изменений в ответ на воздействия среды; наследование приобретенных признаков не подтверждено многочисленными наблюдениями и экспериментами. Ж.Б.Ламарк (1744-1829)

15 слайд

Описание слайда:

Купирование хвостов у многих пород собак не приводит к изменению их длины. Кроме того, с точки зрения теории Ламарка нельзя объяснить возникновение, например, окраски скорлупы птичьих яиц и их формы, которая носит приспособительный характер, или появление раковин у моллюсков, ведь его идея о роли упражнения и неупражнения органов здесь неприменима. Между метафизиками и трансформистами сложилась дилемма, которую можно выразить следующей фразой: «Либо виды без эволюции, либо эволюция без видов». Трансформизм. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка

16 слайд

Описание слайда:

Растения К. Линней разделил на 24 класса, основываясь на …. Классификация К. Линнея была искусственной, так как …. Креационизм, трансформизм, метафизическое мировоззрение …. Как появилось многообразие видов по Линнею? Как объясняет приспособленность видов К.Линней? Ж. Б. Ламарк в книге «Философия зоологии» разделил животных на 14 классов и расположил их на 6 ступенях по степени …. 6 градаций животных по Ламарку …. Его классификацию можно считать естественной, так как …. Движущими силами эволюции по Ж. Б. Ламарку являются: …. Как появилось многообразие видов по Ламарку? В результате воздействия внешней среды у живых организмов по Ж. Б. Ламарку …. Как объясняет приспособленность видов Ж.Б.Ламарк? Несомненной заслугой Ж. Б. Ламарка было …. Его гипотеза не была принята, не все признавали, что …. А. Вейсман на протяжении двадцати поколений отрезал мышам хвосты, но …. Что такое барьер Вейсмана? Повторение:

17 слайд

Описание слайда:

В начале XIX в. происходил интенсивный рост промышленности стран Западной Европы, который дал мощный импульс для бурного развития науки и техники. Обширные материалы заморских экспедиций обогащали представления о разнообразии живых существ, а описания систематических групп организмов приводили к мысли о возможности их родства. Об этом же свидетельствовало поразительное сходство зародышей хордовых, обнаруженное при изучении процессов индивидуального развития животных. Новые данные опровергали господствующие представления о неизменности живой природы. Для их научного объяснения нужен был гениальный ум, способный обобщить огромный материал, связать разрозненные факты стройной системой рассуждений. Таким ученым оказался Чарлз Дарвин. Чарлз Дарвин Ч.Дарвин (1809-1882)

18 слайд

Описание слайда:

Чарлз Дарвин Родился Ч.Дарвин 12 февраля 1809 года в семье врача. С детства увлекался ботаникой, зоологией, химией. В Эдинбургском университете два года учился медицине, затем перешел на богословский факультет Кембриджского университета и собирался стать священником. После окончания университета Дарвин отправляется в кругосветное путешествие на корабле «Бигль» в качестве натуралиста. Плавание продолжалось пять лет, с 1831 по 1836 год. Во Времени, когда пылал Хаос, Взрывались солнца в вихре и без меры, Из сфер другие вырывались сферы, Когда ж на них морей осела гладь И стала всюду сушу омывать, Согрета солнцем, в гротах, на просторе Жизнь организмов зародилась в море. Э.Дарвин Ч.Дарвин (1809-1882)

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

Дарвин обращается к практике сельского хозяйства. В Англии того времени было известно большое количество пород крупного рогатого скота, лошадей, свиней, кур, собак, голубей. Каким же образом человек создает новые породы животных и сорта растений? Дарвин приходит к выводу, что в основе работы лежит изменчивость признаков, отбор, который проводит человек и наследование потомством признаков родителей. Движущие силы эволюции по Ч.Дарвину

  • Задачи:
  • Сформулировать основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина.
  • Сформулировать основные положения синтетической теории эволюции.
  • Глава ХI. Механизмы эволюционного процесса
  • На дом: §
  • Павленко С.Е
  • Ч.Дарвин
  • (1809 -1882)
  • Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда и никем не были созданы.
  • Возникнув естественным путем, виды медленно и постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями.
  • Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина
  • Ч.Дарвин
  • (1809 -1882)
  • Факторами создания сортов и пород являются наследственная изменчивость и искусственный отбор.
  • Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина
  • Ч.Дарвин
  • (1809 -1882)
  • Факторами, приводящими к образованию новых видов в природе являются наследственная изменчивость и естественный отбор.
  • Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина
  • Ч.Дарвин
  • (1809 -1882)
  • Борьба за существование – сложные и многообразные отношения организмов между собой и с условиями внешней среды. Неизбежность борьбы за существование вытекает из противоречия между способностью организмов к неограниченному размножению и ограниченностью жизненных ресурсов.
  • Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина
  • Ч.Дарвин
  • (1809 -1882)
  • Следствием борьбы за существование является естественный отбор – выживание наиболее приспособленных особей. Естественный отбор сохраняет особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями и устраняет особей, не имеющих этих изменений.
  • Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина
  • Ч.Дарвин
  • (1809 -1882)
  • Таким образом, из поколения в поколение в результате наследственной изменчивости, борьбы за существование и естественного отбора виды изменяются в направлении все большей приспособленности к условиям среды обитания. Приспособленность не абсолютна, она носит относительный характер.
  • Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина
  • Ч.Дарвин
  • (1809 -1882)
  • Естественный отбор вызывает расхождение (дивергенцию) признаков внутри вида и может привести к видообразованию.
  • Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина
  • Ч.Дарвин
  • (1809 -1882)
  • Способность организмов выживать в борьбе за существование не обязательно связана с более высокой организацией, поэтому наряду с высокоорганизованными формами жизни существуют и низкоорганизованные.
  • Исторические этапы дальнейшего развития эволюционного учения Ч. Дарвина:
  • Первый период - романтический (вторая половина XIX в.), когда эволюционное учение одержало победу над метафизическим подходом, что дало толчок к развитию новых областей науки: эволюционной палеонтологии, экологии, биоценологии, эволюционной эмбриологии и т. д.
  • Пропагандистами и сторонниками учения Ч. Дарвина были русские ученые К. А. Тимирязев, И. И. Мечников, А. О. и В. О. Ковалевские, И. М. Сеченов и ряд зарубежных ученых, в числе которых Э. Геккель, А. Уоллес, Ф. Мюллер и др.
  • Три периода развития дарвинизма
  • Второй период - «отрицания» (конец XIX - начало XX в.), когда были «переоткрыты» законы Менделя. Становление и развитие генетики привело к противопоставлению ее дарвинизму. В это время эволюционное учение продолжало развиваться, а теория естественного отбора стала подвергаться жесткой критике. Этой теории были противопоставлены другие: мутационная, хромосомная, миграционная, гибридизационная, которые утверждали, что виды образуются не постепенно - эволюционно, а скачкообразно - революционно. Автором мутационной теории был голландский ученый Г. де Фриз, хромосомной – американский ученый Т. Морган.
  • Три периода развития дарвинизма
  • Третий период - разработка синтетической теории эволюции. Началом его следует считать 1926 г., когда советский ученый С. С. Четвериков сформулировал основные положения популяционной генетики и соединил дарвинизм с современной генетикой. На этой базе сформировалось современное учение о микроэволюции.
  • Основные положения синтетической теории эволюции:
  • Вид состоит из множества морфологически, биохимически, экологически и генетически отличных, но репродуктивно не изолированных единиц - популяций и подвидов.
  • Обмен аллелями возможен лишь внутри вида, вид представляет собой генетически целостную и замкнутую систему.
  • Материалом для эволюции служат изменения наследственности - мутации, с помощью полового размножения мутации распространяются внутри популяции.
  • Мутационный процесс, волны численности, дрейф генов, изоляция - факторы поставщики материала для отбора - носят случайный и ненаправленный характер.
  • Единственный направляющий фактор эволюции - естественный отбор.
  • Наименьшая эволюционная единица - популяция, а не особь.
  • Эволюция носит дивергентный характер, т.е. один таксон может стать предком нескольких дочерних таксонов.
  • Эволюция носит постепенный (иногда внезапный) и длительный характер. Видообразование представляет собой постепенное изменение генофонда популяции, которое заканчивается репродуктивной изоляцией.
  • Макроэволюция, эволюция на уровне выше вида, идет лишь путем микроэволюции.
  • Эволюция не носит направленного к какой-то цели характера, эволюция ненаправленна, но прогнозируема. Оценивая возможное влияние среды можно предсказать общее направление эволюции.
  • Основные положения синтетической теории эволюции
  • Повторение:
  • Перечислите факторы эволюции, которые различал Ч. Дарвин.
  • Почему популяционные волны можно считать фактором эволюции?
  • Почему изоляция является важным фактором эволюции?
  • Какие факторы эволюции случайно и ненаправленно изменяют частоту встречаемости генотипов в популяции?
  • Какой фактор эволюции имеет направляющий характер?
  • Перечислите все факторы эволюции.
  • Причины приспособленности организмов по К. Линнею – ….
  • Многообразия видов К. Линней объяснял ….
  • Причины приспособленности организмов по Ж. Б. Ламарку – ….
  • Появление многообразия видов Ж. Б. Ламарк объяснял ….
  • Причины приспособленности организмов по Ч. Дарвину – ….
  • Появление многообразия видов Ч. Дарвин объяснял ….
  • С точки зрения Ж. Б. Ламарка единицей эволюции является …, так как….
  • С точки зрения Ч. Дарвина единицей эволюции является …, так как ….