Проект региональной программы городская среда и жкх. Национальный проект «Жилье и городская среда»: как в погоне за цифрами не забыть о людях. Стандарт управления МКД и инвестиции

На пресс-конференции в Интерф аксе заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев и заместитель председателя Общественного Совета при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева поделились с журналистами своими мнениями о важных проектах в сфере ЖКХ.

Напомним вкратце. Национальный проект «Жилье и городская среда» был разработан в соответствии с майскими указами Президента Российской Федерации Владимира Путина и утвержден на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам.

Когда мы рассматривали этот проект на заседании комитета Госдумы, то все фракции отметили, что его реализация предусматривает увеличение финансирования за счет средств федерального бюджета, - рассказал Павел Качкаев. – Всего из средств федерального и региональных бюджетов будет затрачено порядка 1,1 триллиона рублей.

По словам Павла Качкаева , нацпроект предполагает четыре направления развития. Первое - федеральный проект «Жилье».

- Поставлена задача - до 2024 года построить 120 млн кв. метров жилья в стране , - объясняет Качкаев . - Из них 80 млн кв. метров - это многоквартирные дома, а оставшееся 40 млн кв. метров предусмотрено под индивидуальное жилищное строительство. Также проектом предусматривается модернизация строительной отрасли.

Второе - федеральная программа «Ипотека». Из тех 80 млн кв. метров ипотека должна занимать около 53 млн. При этом Правительство РФ планирует снизить ставку по ипотечному кредитованию с 10,6 до 7,9 процентов. И если сейчас на ипотечном рынке по объемам приобретения лидирует вторичное жилье, то к 2024 году покупки ипотечного жилья в новостройках должны сравняться со вторичкой.

Третье - федеральный проект, направленный на расселение аварийного и непригодного для проживания жилья.

На эти цели из различного уровня бюджетов выделяются около 500 млрд рублей, - подчеркнул Павел Качкаев . - Причем, львиная доля покрывается именно федеральным бюджетом в пропорции примерно 95% и 5%. Но есть нюансы, вызывающие некоторые сомнения. В 2019-2020 годах объем сносимого жилья почему-то не очень большой. В 2021 году рост увеличивается, а к 2024 году мы должны выйти на те цифры, которые мы уже показывали в 2014-2017 годах. Наш комитет Госдумы внес свои замечания по 2019-2020 годам и надеется, что такого провала не будет. Также использованы не все методы для сноса жилья. В каждом городе есть аварийные многоквартирные дома, снос которых выгоден для бизнеса. И хотелось бы учесть в федеральном проекте этот факт.

Четвертое - «Формирование комфортной городской среды». В 2018 году на финансирование этого направления предусмотрено около 51 млрд рублей. Будет благоустроено13 тысяч дворов и 3,2 тысячи общественных территорий – парки, скверы и т.д.

Исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева считает разработку и внедрение нацпроекта «Жилье и городская среда» историческим моментом. Но при его реализации важно не оставить за бортом тех, кто действительно нуждается в помощи государства.

Особое внимание Светлана Разворотнева уделила программе «Развитие городской среды».

В соответствии с майскими указами Президента РФ индекс качества городской среды является одним из важнейших показателей регионального и местного развития, - отмечает Разворотнева . – А кто-нибудь может объяснить, что это такое? Да, есть методика определения индекса качества городской среды муниципальных образований, расположенных на территории страны, утвержденная приказом Минстроя России . Но она не может служить полноценным индикатором, потому что критерии, используемые в методике, не позволяют оценить качество проживания в городе его жителей. Они, по нашему мнению, в первую очередь отражают позицию градостроителей-исследователей. При этом многие важные составляющие быта граждан, которые как раз и определяют качество жизни в данном населенном пункте, остаются как бы за кадром. Например, это касается состояния домов, в которых проживают люди, в том числе – внешнего вида подъездов, качества предоставляемых коммунальныхуслуг, чистоты улиц, наличия работы и т.д.

По мнению экспертов НП «ЖКХ Контроль» и Комиссии ОПРФ , основными должны стать те показатели, которые отражают усилия местных властей по изменению ситуации в городе.

О бюджетных ассигнованиях на реализацию проектов по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях Постановление от 7 марта 2018 года №237, распоряжение от 6 марта №387-р. Из резервного фонда Правительства России выделяются средства в размере 5 млрд рублей на реализацию проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Господдержка позволит обеспечить реализацию таких проектов не менее чем в 80 малых городах и исторических поселениях.

25 декабря 2017 , Об изменениях в порядке предоставления субсидий на поддержку региональных и муниципальных программ формирования современной городской среды Постановление от 16 декабря 2017 года №1578. Внесёнными в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета региональным бюджетам на поддержку государственных программ субъектов Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды изменениями установлены порядок и условия проведения рейтингового голосования по отбору общественных территорий, подлежащих благоустройству. Это позволит органам власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления подготовить пятилетнюю программу формирования комфортной городской среды, которая будет максимально соответствовать интересам жителей муниципальных образований.

27 сентября 2017 , Общие вопросы реализации национальных проектов О промежуточных итогах приоритетных проектов по направлениям: «Ипотека и арендное жильё», «ЖКХ и городская среда», «Безопасные и качественные дороги», «Экология», «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

18 апреля 2017 , Дорожное хозяйство Об изменениях и дополнениях в паспортах приоритетных проектов «Безопасные и качественные дороги», «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг»

13 февраля 2017 , Экономика городов. Городская среда Об утверждении Правил предоставления субсидий на поддержку государственных программ субъектов Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды Постановление от 10 февраля 2017 года №169. Утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации на поддержку государственных программ субъектов Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды. В федеральном бюджете на 2017 год на эти цели предусмотрены средства в объёме 20 млрд рублей.

8 февраля 2017 , Экономика городов. Городская среда О решениях по итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам

25 января 2017 , Экономика городов. Городская среда Брифинг Михаила Меня по завершении заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам О ходе реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».

25 января 2017 , Экономика городов. Городская среда О ходе реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».

5 декабря 2016 , Экономика городов. Городская среда Утверждён паспорт приоритетного проекта по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Формирование комфортной городской среды» Ключевая цель проекта – обеспечить комплексное развитие современной городской инфраструктуры на основе единых подходов.

21 ноября 2016 , Дорожное хозяйство О паспортах приоритетных проектов по основным направлениям стратегического развития «Безопасные и качественные дороги», «ЖКХ и городская среда», «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Хорошо, когда всё идёт по плану. Есть план развития и у отрасли ЖКХ. Минстрой РФ представил его в виде национального проекта «ЖКХ и городская среда ». Проект рассчитан до 2020 года включительно и подразумевает симбиоз обеспечения качества жилищно-коммунальных услуг и формирования комфортной городской среды.

Какие мероприятия перечислены в проекте и нашлось ли место в нём ГИС ЖКХ , расскажем сегодня.

К 2020 году Минстрой РФ планирует существенно улучшить качество жилищно-коммунальных услуг , сделать их более:

  • надежными - снизить аварийность на объектах тепло-, водоснабжения и
  • водоотведения,
  • качественными - повысить уровень удовлетворённости граждан качеством ЖКУ,
  • открытыми - размещать в ГИС ЖКХ платёжные документы, данные о размере платы за жилье и КУ,
  • доступными для инвестиций.

В результате через три года должны быть достигнуты следующие цели:

  • повышена инвестиционная привлекательность отрасли,
  • появился единый стандарт сервиса управления домами,
  • ЖКХ стало более открытым,
  • появился публичный индекс качества ЖКУ.

Стандарт управления МКД и инвестиции

Для привлечения новых инвестиций в отрасль Минстрой РФ предлагает сделать выгодными условия для инвестирования ЖКХ. Для этого необходимо повысить платёжную дисциплину в сфере, исключить посредников при платежах. Несомненно, потребуется пересмотреть тарифное законодательство.

Минстрой РФ рассматривает возможность заключения государством договоров с частными предпринимателями на эксплуатацию унитарных предприятий в сфере ЖКХ , управление которыми было признано неэффективным.

Вторым пунктом программы по привлечению новых инвестиций в отрасль ЖКХ является всесторонняя поддержка инвесторов: совершенствование механизмов государственной помощи, развитие информационных ресурсов, где собраны лучшие практики по модернизации коммунальной инфраструктуры.

Что такое единый стандарт управления МКД ? Помните недавнюю шутку про то, что Минстрой РФ предлагает ввести единую униформу для сотрудников управляющих организаций? В каждой шутке только доля шутки. Эта инициатива как раз из единого стандарта управления МКД. Он будет включать в себя определение:

  • минимального перечня качества сервиса: скорость рассмотрения обращений потребителей, возможности подать обращение онлайн, близость офиса УО к МКД, единая униформа сотрудника УО,
  • процедуры оказания услуг по управлению МКД,
  • гарантий качества оказания услуг.

Открытость ЖКХ

Открытость отрасли жилищно-коммунального хозяйства планируется повышать с помощью использования ГИС ЖКХ. Как вы знаете, сейчас система находится в подвешенном состоянии - решается вопрос продления переходного периода до 1 июля 2017 года.

В системе должны размещаться данные о (об):

  • платёжных документах, размере платы за жилое помещение и КУ, задолженности по оплате,
  • поставщиках коммунальных ресурсов,
  • управляющих организациях,
  • объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения,
  • нормативах потребления КУ,
  • перечне услуг, оказываемых УО, их объёме, качестве, периодичности предоставления, стоимости,
  • коммунальных ресурсах и услугах,
  • приборах учёта и об использовании показаний этих приборов,
  • соблюдении установленных параметров качества товаров, работ, услуг УО и РСО,
  • о ценах и тарифах на ЖКУ.

Обязанность управляющих организаций - раскрытие информации в ГИС ЖКХ . Минстрой РФ же будет регулярно публиковать и обновлять рейтинг регионов по индексу качества жилищно-коммунальных услуг.

Качество жилищно-коммунальных услуг

Индекс качества ЖКУ будет складываться из нескольких контрольных моментов. Главный - это удовлетворенность населения качеством управления МКД . Следом будет оцениваться количество исполненных в срок предписаний, выданных лицам, управляющим МКД.

Повлияет на индекс качества сокращение количества аварий на объектах коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов.

Учитываться также будут объём привлечённых частных инвестиций и уровень информатизации сферы ЖКХ.

Реализация планов

Все перечисленные задачи должны поступательно решиться к 2020 году. К 1 июля 2017 года будет разработан и утверждён график размещения регионами данных в системе. Ожидается, что к 25 декабря 2017 года 50 субъектов РФ выполнят графики раскрытия информации в ГИС ЖКХ.

В октябре этого же года будут утверждены единый стандарт управления МКД и методика расчёта индекса качества.

В 2018 году будет запущено проведение оценки качества оказания ЖКУ и рейтинг субъектов РФ по индексу качества по итогам 2017 года. Выделят финансирование

для государственной поддержки инвестиционных проектов по совершенствованию объектов коммунальной инфраструктуры.

К концу этого года уже 80 субъектов РФ выполнят график раскрытия данных на ГИС ЖКХ. Будет составлен первый рейтинг регионов по качеству ЖКУ, запустят систему мониторинга выполнения единого стандарта управления.

В 2019 году ожидается увеличение темпов выполнения программы «Городская среда и ЖКХ », к концу года график по размещению данных в системе выполнят 85 субъектов РФ.

Президентом России утвержден перечень основных направлений стратегического развития нашей страны на период до 2025 года, включающий направления «Ипотека и арендное жилье» и «ЖКХ и городская среда». Базовым подходом к способам и формам достижения целей по направлениям является обеспечение высоких темпов строительства качественного, комфортного и доступного жилья, в том числе за счет вовлечения в жилищное строительство неэффективно используемых федеральных, региональных и муниципальных земель в городах, включая промышленные зоны, а также финансирования строительства объектов инфраструктуры в рамках реализации проектов комплексного освоения территории. Таким образом, в России формирование городской среды становится общественно-политической задачей, и государство готово оказывать поддержку подобным проектам.

В том числе начинается реализация приоритетного проекта «Городская среда и ЖКХ». «Люди, выбирая жилье, теперь обращают внимание не только на его качество, но и на общественное пространство микрорайона, социальную инфраструктуру. Выиграют те девелоперы, которые уже сейчас учитывают данный фактор», – заявил глава Минстроя России. По его словам, государство в этом году в полную меру включилось в работу по поддержке проектов благоустройства. «Совместно с АИЖК будут созданы стандарты по благоустройству городских территорий. Кроме того, мы рассчитываем получить бюджетные средства в размере 10 млрд руб. на прямые дотации лучших проектов по созданию общественных пространств в российских населенных пунктах», – сообщил Михаил Мень. Он особо подчеркнул, что только объединение усилий властей, застройщиков и непосредственно самих жителей даст синергетический эффект в развитии городской среды.

Решением министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаила Меня курировать проект будет замглавы ведомства Андрей Чибис.

Приоритетный проект

В рамках проекта выделены две ключевые задачи – создание комфортной городской среды и обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг.

Работа по формированию городской среды будет осуществляться по трем направлениям: оперативные меры, системные изменения подхода к благоустройству и поддержка конкретных проектов в этой сфере.

Так, до конца 2017 года Минстрой России планирует утвердить перечень первоочередных мероприятий по благоустройству. Особое внимание уделят соблюдению требований по доступности среды для маломобильных групп населения. В соответствии с перечнем первоочередных мероприятий муниципалитеты утвердят собственные детализированные планы работ, мониторинг выполнения которых будет организован через систему ГИС ЖКХ. Кроме того, для муниципальных и региональных властей планируется организовать обучение и создать интернет-библиотеку лучших практик и кейсов благоустройства. Одновременно с этим начнется реализация 40 пилотных проектов благоустройства, что позволит на практике оценивать эффективность принимаемых решений и получать оперативную обратную связь от горожан.

«Параллельно с этой работой и на основании ее опыта мы планируем разработать системные изменения к подходам благоустройства и городской среды. Минстрой России инициирует соответствующие изменения в Градостроительный кодекс, будут выработаны стандарты развития российских городов разных типов. Они определят логику модернизации и благоустройства муниципалитетов, при этом сохраняя самобытность и культурные традиции регионов», – прокомментировал замглавы Минстроя России Андрей Чибис.

Третье направление работы – поддержка проектов благоустройства, инициированных на местах. Для того чтобы избежать формирования однородной и стандартизированной городской среды, Минстрой России планирует запустить конкурс на лучшие городские практики, победители которого получат гранты на софинансирование предлагаемых проектов. Кроме того, обсуждается выделение Правительством субсидий на региональные программы благоустройства, которые субъект Федерации сможет получить только при условии выполнения первоочередных мер по благоустройству.

Для обеспечения качества жилищно-коммунальных услуг ведомство планирует продолжить привлечение в отрасль инвестиций и реализацию мер по обеспечению прозрачности сферы ЖКХ. Для этого планируется создание режима «инфраструктуры опережающего развития»: инвесторам в ЖКХ предложат налоговые льготы и новые меры господдержки, будут сокращены ограничения для инвестирования пенсионных накоплении. Для активизации работы региональных властей планируется введение показателей эффективности для субъектов Федерации, учитывающих темпы модернизации ЖКХ и показатели надежности коммунальной инфраструктуры: потери, аварийность и т.д. Эти показатели будут учитываться при комплексной оценке эффективности глав субъектов. Отдельное внимание планируется уделить донастройке тарифного законодательства и повышению платежной дисциплины – сегодня эта проблема в отрасли признана одной из ключевых. В комплексе это позволит значительно повысить эффективность работы частных инвесторов.

Повышение прозрачности ЖКХ позволит сделать городскую инфраструктуру клиентоориентированной и понятной как для участников рынка, так и для потребителей. Для этого Минстрой России планирует ввести стандарт качества сервиса для управляющих компаний и запустить в ГИС ЖКХ систему мониторинга его выполнения. В целом в ГИС ЖКХ должно быть обеспечено полное раскрытие информации, в том числе по реализации концессионных соглашений.

«Работа в рамках национального приоритета позволит сконцентрировать ресурсы на выполнение конкретных задач. Сейчас предложение Минстроя России вынесено на обсуждение, уверен, что при участии экспертного сообщества и коллег из регионов мы сумеем реализовать эффективный и результативный проект», – заявил Андрей Чибис.

Регионы и муниципалитеты

Ключевыми задачами субъектов Федерации в рамках реализации проекта приоритетного развития «ЖКХ и городская среда» на 2017 год станет выполнение плана первоочередных мер и привлечение частных инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры.

«Следующий год должен стать годом изменений, результаты которых почувствуют люди. Наши города – и дворы, и парки, и тротуары, и городская инфраструктура – должны приобрести современное качество. Для этого Минстрой России разрабатывает комплекс мер, в который войдет выполнение всеми городами нашей страны базовой программы благоустройства, создание открытой библиотеки наилучших практик и решений по формированию комфортной среды, обучение команд, которые займутся наведением порядка в городах. Кроме того, регионам будет оказана и финансовая поддержка проектов развития», – отметил Андрей Чибис.

Для ускорения процесса модернизации коммунальной инфраструктуры Министерством принято решение о дальнейшем повышении привлекательности отрасли для инвестиций. Этот подход уже доказал свою результативность: по итогам предыдущего года объем инвестобязательств концессионеров в ЖКХ вырос в 10 раз и составил 71 млрд руб. В 2017 году планируется продолжить либерализацию требований к инвесторам в ЖКХ, в том числе сняв ряд ограничений на привлечение кредитных средств.

«В рамках реализации нацпроекта нам предстоит провести большую работу с муниципальными образованиями. Они должны будут разработать собственные программы благоустройства с приоритетом реализации этих мероприятий уже в 2017 году. Причем эти программы должны разрабатываться с учетом общественного мнения», – рассказал министр.

Михаил Мень обратил внимание, что предполагается запустить системные изменения принципов благоустройства и формирования общественной среды, а также установить современные требования к проектированию и благоустройству городов. Для этого АИЖК за свой счет разработает комплекс стандартов для городов различных форматов, напомнил глава Минстроя России. Документ определит технические требования к городской среде и ориентиры по ее эстетическому оформлению, но при этом оставит муниципалитетам свободу в выборе художественных решений. В дальнейшем, по словам министра, региональные и муниципальные документы должны быть актуализированы в соответствии с этими документами, что создаст единый вектор развития муниципалитетов в стране.

«Для стимулирования местных властей мы планируем запустить федеральную финансовую поддержку мероприятий по благоустройству, причем она будет оказываться как путем выделения субсидий всем регионам с соответствующими целевыми показателями, так и в виде грантов на софинансирование конкретных проектов», – подчеркнул Михаил Мень. По его словам, в Минстрое России рассчитывают получить необходимые средства в размере 10 млрд руб. в рамках реализации приоритетного проекта.

Иностранный опыт

В рамках приоритетного проекта предполагается использование иностранного опыта. Например, японского. Строительство в Москве первого транспортного узла, спроектированного по японской транзитно-ориентированной технологии, станет основой для применения японского опыта в проектах развития городской среды в России.

Японская делегация во главе с министром экономики, торговли и промышленности Японии, недавно назначенным министром по делам сотрудничества с Россией в области экономики, Хиросигэ Сэко уже побывала в Москве и посетила стройплощадку проекта «Ботанический сад». Это флагманский проект российско-японской рабочей группы по вопросам городской среды, существующей на базе Минстроя России.

«Японские коллеги особенно бережно относятся к проектированию пространства и имеют колоссальный опыт создания комфортной городской среды даже в самых ограниченных условиях. Сегодня, в рамках национального приоритета развития «ЖКХ и городская среда», нам особенно важно изучение и использование лучших практик, которые возможно использовать для модернизации и благоустройства российских городов. Флагманский проект совместной русско-японской рабочей группы станет первым в России опытом транзитно-ориентированного подхода, и я уверен, что по итогам его запуска мы сможем создавать на всей территории страны эффективные транспортные развязки с тщательно продуманным общественным пространством», – отметил Андрей Чибис.

Проект «Ботанический сад» строится по технологии транзитно-ориентированного проектирования (TOD – Transit Oriented Development), поощряющей использование общественного транспорта и нацеленной на интегрированное развитие станций и пристанционных участков. Ключевая особенность проекта – связка метро, железной дороги, наземного общественного транспорта и крупных автомагистралей в единую экосистему. Создается многофункциональная и безбарьерная среда, в которой будет обеспечен легкий доступ к различным видам транспорта и делающая зону привлекательной для транзитных пассажиров. Планами застройщика предусмотрено также комплексное благоустройство реки Яузы. Полное завершение строительства намечено на 2021 год.

Кроме того, по итогам японской бизнес-миссии, посетившей четыре региона России, Воронеж был выбран для реализации пилотного проекта комплексной модернизации города при участии японских специалистов. В стадии формирования находится подгруппа по разработке стандартов городского развития и созданию комфортной городской среды в Воронеже, в которую войдут представители региональных и муниципальных властей города, кураторы на федеральном уровне с японской и российской стороны, а также представители бизнеса двух стран.

Финансовая поддержка проектов благоустройства

Формирование комфортной городской среды станет приоритетом при выборе проектов жилищного строительства, которые смогут рассчитывать на финансовую поддержку при строительстве социальной, инженерной и транспортной внутриквартальной инфраструктуры.

По словам Михаила Меня, Правительством России принято решение в 2017–2020 годах выделять ежегодно 20 млрд руб. на обеспечение необходимой инфраструктурой земельных участков, на которых будут реализовываться проекты комплексного жилищного строительства. «Плюс обязательно будет софинансирование со стороны субъектов РФ», – добавил министр.

Поддержка будет оказываться не регионам, а конкретным проектам. Как рассказал Михаил Мень, поддержку строительства инженерной инфраструктуры планируется оказывать в виде субсидирования процентной ставки по кредитам для застройщиков. А что касается социальной и транспортной внутриквартальной инфраструктуры, то здесь будут выделяться прямые субсидии.

«Безусловно, при отборе проектов приоритет будут иметь те микрорайоны комплексной жилой застройки, в которых создана современная городская среда и общественное пространство», – заявил глава Минстроя России.

Кроме того, для создания комфортной городской среды АИЖК разработает проекты благоустройства общественных зон в 40 муниципалитетах страны, в том числе принимающих гостей в рамках чемпионата мира по футболу.

«Согласно решению совета, будет выделено порядка 4 млрд руб. на подготовку стандартов по городской среде и реализацию проектов благоустройства по 40 муниципальным образованиям», – сообщил Михаил Мень. Средства поступят из прибыли АИЖК и рассчитаны на долгосрочный период.

Программа по формированию благоприятной среды

В настоящее время советом Фонда единого института развития в жилищной сфере утверждена программа по формированию благоприятной среды, разработанная АИЖК в рамках реализации приоритетного проекта «ЖКХ и городская среда». В качестве первоочередных мероприятий предлагается запустить системные изменения принципов благоустройства и формирования общественной среды в России.

«Для этого необходимо внести в федеральное законодательство ряд изменений, устанавливающих современные требования к проектированию и благоустройству городов. В соответствии с ними АИЖК за свой счет разработает комплекс стандартов для городов различных форматов», – отметил Михаил Мень.

Разработанный документ определит технические требования к городской среде и ориентиры по ее эстетическому оформлению, предложит принципиальные решения по планировке, функциональному зонированию и оснащению этих территорий в соответствии с установленными требованиями. В дальнейшем региональные и муниципальные документы должны быть актуализированы в соответствии с этими документами, что создаст единый вектор развития муниципалитетов в стране.

«Этот методический документ позволит задать ориентиры, определить параметры и характеристики среды, которую мы будем формировать в городах России с учетом культурных, исторических и региональных особенностей. В этой работе необходимо учитывать опыт Москвы, которая удивляет нас не только масштабом изменений, но и демонстрацией того, что такие преобразования нуждаются в твердой методической базе», – подчеркнул Михаил Мень.

В Стандарт комплексного развития территорий войдут методические документы, регулирующие развитие застроенных территорий, освоение свободных территорий, формирование облика городов.

Процесс разработки стандартов подразумевает комплексное исследование качества городской среды в ключевых городах различных регионов страны, оценку потребностей жителей (публичные дискуссии с вовлечением местного и профессионального сообществ), анализ существующей нормативно-правовой базы, анализ лучших мировых практик и возможности его применения.

Формирование комфортной городской среды начнется с наведения порядка в городах. Для этого будет утвержден Перечень первоочередных мероприятий по благоустройству – это ремонт городской общественной инфраструктуры, благоустройство парков, детских площадок, озеленение. Для более эффективной реализации проекта будет создан специализированный интернет-портал с лучшими практиками благоустройства. Также будут установлены современные требования к проектированию и благоустройству городов.

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»