Введение в теорию систем управления. Введение в теорию управления. Мышление современного руководителя должно быть

Сальвадор Дали Глаза времени

Золотая узда не сделает клячу рысаком.

Луций Анней Сенека. Римский писатель, философ-стоик. I в.н.э.

Отсюда следует, что никакая самая совершенная система управления не способна на чудеса. Купите рысака, лекарство для клячи обойдется дороже.

Владислав Микшевич. Уральский геофизик, ХХ в .

Введение.

1. Предисловие к теории управления. Процессы и сигналы. Типы сигналов. Кибернетический блок. Кибернетическая система.

2. Основные понятия теории управления. Управление и системы управления. Главные элементы процесса управления. Управляющее воздействие. Структурная схема системы управления. Цель управления. Блок управления. Основные задачи теории управления. Активные и пассивные системы. Субъекты и объекты управления. Операция управления. Методы управления. Управляющие параметры. Пространство состояний объекта управления.

3. Классификация систем управления. Принципы управления. Методы классификации систем. Классификация систем по свойствам в установившемся режиме. Классификация по характеру работы функциональных узлов. По степени использования информации. Классификация по типам управления. Классификация по алгоритмам функционирования.

4. Организационно-экономические системы управления. Производственно-экономические и организационные системы. Виды организаций. Функциональная структура организаций. Структура управления. Адаптивные организационные структуры. Функционирование управленческих структур. Управленческая ответственность. Схемы управления. Социометрические исследования.

Введение

Теория управления – это наука, разрабатывающая и изучающая методы и средства систем управления и закономерности протекающих в них процессах. Предметом теории управления являются не только процессы материального производства, но и сферы деятельности человека: организационно-административное управление, проектирование и конструирование, информационное обслуживание, здраво- охранение, научные исследо- вания, образование, и многие другие. Теория управления как научное направление сложилась в ХХ веке на базе теории автоматического регулирования, которая начала интенсивно развиваться в 19 веке в связи с потребностью в регуляторах, поддерживающих устойчивый режим работы внедрявшихся паровых машин в промышленности и на транспорте.

Современная теория управления занимает одно из ведущих мест в технических науках и в то же время относится к одной из отраслей прикладной математики, тесно связанной с вычислительной техникой. Теория управления на базе математических моделей позволяет изучать динамические процессы в автоматических системах, устанавливать структуру и параметры составных частей системы для придания реальному процессу управления желаемых свойств и заданного качества. Она является фундаментом для специальных дисциплин, решающих проблемы автоматизации управления и контроля технологических процессов, проектирования следящих систем и регуляторов, автоматического мониторинга производства и окружающей среды, создания автоматов и робототехнических систем.

Основными задачами теории управления являются задачи анализа динамических свойств автоматических систем на модельном или физическом уровне, и задачи синтеза алгоритма управления, функциональной структуры автоматической системы, реализующей этот алгоритм, ее параметров и характеристик, удовлетворяющих требованиям качества и точности, а также задачи автоматического проектирования систем управления, создания и испытания автоматических систем.

Предметом настоящего краткого курса являются основы теории управления материальными объектами и технологическими процессами, принципы организации, функционирования и проектирования технических и информационных систем управления в материальном производстве. В современных условиях управление различного ряда технологическими и техническими процессами осуществляется, как правило, с использованием ЭВМ, получивших название управляющих вычислительных машин. Проектирование систем управления, имеющих в своем контуре ЭВМ, носит специфический характер и невозможно без знания принципов и методов теории управления.

Методы и средства систем управления в сфере деятельности человека приводятся только на уровне понятий для общей ориентировки.

Введение

К. Маркс в своем труде «Капитал» писал: «Всякий совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между отдельными работами и выполняет общие функции, вытекающие из движения всего производственного организма в отличие от движения отдельных его частей… Отдельный скрипач управляет собой. Оркестр же нуждается в дирижере».

Последнее десятилетие ХХ в. было для России весьма трагичным. Системный кризис поразил все сферы жизнедеятельности российского общества. Одна из главных причин кризиса – развал системы государственного и производственного управления. Потеря управляемости экономики обернулась глубоким спадом производства, деловой активности и жизненного уровня населения. Перед отечественной наукой и практикой встала сложная задача – разработать и последовательно формировать современную российскую модель управления, адекватную рыночным отношениям и глобальным вызовам ХХ1 в.

В этом не последнюю роль играет теория управления. Как практически действующее знание, включенное в мысли, поведение и деятельность людей, она базируется на совокупности научно доказательных, выверенных и признанных практикой взглядах о состоянии и закономерностях функционирования и развития управляемой системы, объекта управления.

Теория управления является базовой дисциплиной для подготовки выпускников специальности «Государственное и муниципальное управление», поскольку дает знания по истории развития и содержанию различных научных школ и моделей управления. Теория управления является основой для изучения курсов теории организации, разработки управленческих решений др. дисциплин.

Цель дисциплины : сформировать у студентов комплекс знаний по теории и методологии социального управления и умения применять его в практической деятельности.

В результате изучения дисциплины «Теория управления» специалист должен знать :

Историю, теорию и методологию науки, ее основные законы, принципы, всё многообразие используемых методов;

Законы социальных систем, и их влияние на социальную организацию общества;

Методологию проектирования систем управления;

Основные показатели и критерии эффективности управления социальными процессами;

Основы кадровой политик на предприятии;

Основные законы, принципы и технологии управления.

По результатам изучения дисциплины «Теория управления» специалист должен уметь :

Профессионально, грамотно использовать понятийно-категориальный аппарат теории управления;

формулировать свои мысли, аргументировано обосновывать свою точку зрения;

Ставить цели и выбирать совокупность методов их поэтапного достижения;

Провести оценку проблемной ситуации и построить стратегию социального действия, найти адекватные инновационные методы решения социальных проблем в контексте всех имеющихся регуляторов (экономических, финансовых, правовых, культурно-нравственных, психологических и т.д.);

Разработать и внедрить инновационные методы решения социальных проблем и получить оптимальный как социальный, так и хозяйственный, коммерческий результат на основе правильного использования социальных ресурсов;

Прогнозировать и моделировать социальные последствия принимаемых решений, на этой основе добиваться оптимальных управленческих решений, сочетающих в себе как повышение качества жизни людей, развитие социальных организаций, так и решение институциональных задач.


ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ УПРАВЛЕНИЯ

1.1.Понятие и сущность теории управления, ее объект и предмет изучения

1.2Методология теории управления

1.3.Цели и функции теории управления

1.4.Важнейшие элементы управленческого процесса

Понятие и сущность теории управления, ее объект и предмет изучения

Управления как социальный феномен известен с древних времен и является предметом изучения целого ряда наук, в том числе менеджмента, социологии, политологии, философии, кибернетики, психологии, экономики. Поэтому, теория управления как самостоятельная отрасль знаний формируется и развивается как междисциплинарная система.

В современной науке управления выделяют два уровня знания, первый из которых представлен общими теориями социального управления, а второй – прикладными теориями организации и управления, обеспечивающими базу для практических рекомендации по рационализации труда и совершенствованию управления.

Управление - есть элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и др.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности (энциклопедия).

Общие закономерности управления выявлены кибернетикой , наукой об общих принципах и методах управления сложными системами в природе, технике, обществе.

Наука управления создает, систематизирует и распространяет знания о том, как осуществлять управленческую деятельность. Это пограничная наука, она сочетает элементы экономики, социологии, психологии, кибернетики, информатики.

По определению Л.А Бургановой теория управления представляет собой науку, изучающую управленческие процессы в социально – экономических системах, принципы, содержание, формы управленческих отношений и закономерности их возникновения и развития. В центре ее внимания и изучение механизмов и социальных технологии эффективного управления

По мнению большинства ученых, объектом теории управления являются управленческие отношения, которые складываются между организациями, учреждениями и отдельными индивидами в процессе управленческой деятельности и устанавливают определенную структуру соподчинения между ними.

В качестве предмета теории управления могут выступать следующие направления научного исследования:

· Сущность управленческих отношений как системы взаимодействия людей по поводу организации их совместной жизни;

· Механизм управления различными социально – экономическими системами и их регулирование;

· Механизм самоорганизации и саморегулирования;

· Технологии и методика процесса управления;

· Структурные элементы системы управления;

· Принципы, методы управления и т.д.

Основными понятиями и категориями , используемыми в теории управления, являются: управление, система, субъект, объект, цель и принципы управления, управленческие отношения, методы, функции и процесс управления.

Задание

1.Для чего, на Ваш взгляд, необходимо управление?

2.Дайте характеристику вашего предприятия или муниципального образования исходя из системного подхода. Определите ресурсы, процессы, участников и взаимодействие системы с окружающей средой. Составьте схему.

3. Основы теории управления: учеб.пособие / Под ред. В.Н.Парахиной, Л.И.Ушвицкого. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 560с.

4. Бурганова Лариса Агдасовна Теория управления: Учеб.пособие / Бурганова Лариса Агдасовна. - М. : Инфра-М, 2005. - 139с. - (Высшее образование).

5. Гончарова Н.Е. Теория управления: Конспект лекций / Н. Е. Гончарова. - М. : Приор-издат, 2006. - 224с.

6. Граждан В.Д. Теория управления: Учеб.пособие / В. Д. Граждан. - М. : Гардарики, 2006. - 416с.

7. Костин Валентин Алексеевич. Теория управления: Учеб.пособие / Костин Валентин Алексеевич. - М. : Гардарики, 2004. - 224с.

8. Теория управления: Учеб. пособие / Г. А. Леонов. - СПб. : С.-Петерб. ун-та, 2006. - 233с.

9. Теория управления: Учебник. Изд. 2-е / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: РАГС, 2005 .- 558 с.

10. Мухин Владимир Иванович. Основы теории управления: Учебник / Мухин Владимир Иванович. - М. : Экзамен, 2003. - 256с.

11. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для ВУЗов по специальности «Менеджмент». – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. –528 с.


Теория научного управления

Основатель теории Фредерик Тейлор (амер. инженер) и его соратники исходили из постулата, согласно которому существуют «единственно наилучший» путь выполнения работы и задача состоит в том, чтобы с помощью научных методов открыть этот путь. Процесс поиска «единственного наилучшего» пути стал известен под названием «научного метода менеджмента» или просто научного менеджмента.

Административная теория

Сторонники научного управления концентрировали свое внимание, главным образом на управлении производством и занимались повышением эффективности на всех уровнях ниже управленческого, административная школа делала упор на разработку методов и форм совершенствования системы управления организацией в целом, создавала универсальные принципы управления.

Так, французским исследователем Анри Файолем, главным управляющим крупной металлургической компании “Комамбо” была создана “теория администрации”, основные положения которой были отражены в вышедшей в 1916 году книге “Общее и промышленное управление”. В ней рассматривалось искусство управления как выбор соответствующих принципов для данной ситуации, при этом предполагалось, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху.

I. Структурные принципы

1. Разделение труда. Чем в большей степени люди специализируются, тем они лучше работают. Разделение труда повышает производительность за счет упрощения задач, решаемых каждым работником.

2. Полномочия и ответственность. Должна существовать связь между ответственностью руководителя и теми полномочиями, которыми он наделен. Идеальный вариант в равенстве этих двух факторов. Руководителю должны быть даны полномочия – право отдавать приказы и власть требовать их исполнения. Ответственность – это санкции (награды или кары), сопровождающие ее действие. Где есть полномочия, возникает и ответственность.

3. Единство цели и руководства. Каждая группа, действующая в направлении одной цели, должна быть объединена одним планом и иметь одного руководителя. В соответствии с этим принципом работы должны быть сгруппированы по специальности: инженеры должны быть сгруппированы с инженерами, сбытовики – со сбытовиками, бухгалтеры – с бухгалтерами.

4. Соотношение централизации и децентрализации. Для каждой ситуации существует оптимальный баланс между централизацией и децентрализацией, увеличением или снижением объема власти руководителя и этот баланс нельзя определить без учета способностей руководителя, который назначен для координации деятельности отделов (департаментов). Файоль определял централизацию как уменьшение роли подчиненных. Децентрализация, наоборот, предусматривает увеличение этой роли. Степень централизации и децентрализации зависит от особенностей организации, в которой работает менеджер.

5. Скалярная цепь. Единая иерархическая цепь подчиненности сверху вниз от высшего руководителя организации до менеджера низшего звена. На иерархической лестнице менеджеры как бы составляют ценообразную шкалу. Каждый менеджер, начиная с руководителя самого низшего звена до руководителя организации, обладает четко определенными полномочиями власти. Высшая власть сосредоточена в руках руководителя организации, а наименьшими полномочиями наделен руководитель самого низшего звена. Существование такой шкалы предусматривает, чтобы менеджеры более низкого уровня своевременно информировали менеджеров более высокого уровня относительно своих действий.

II. Принципы процесса

6. Единоначалие. Каждая отдельная личность в управленческой иерархии имеет как начальника, так и подчиненных. Сотрудник подчиняется только одному начальнику и получает приказы только от него. Нельзя допускать дублирования полномочий и обязанностей. Каждый сотрудник должен хорошо знать свое место в организации.

7. Дисциплина. Сущность дисциплины состоит в неукоснительном выполнении организационных правил и инструкций. Она предполагает послушание и уважение к достигнутым между организацией и работниками соглашения. Дисциплина требует эффективного руководства на всех уровнях.

8. Справедливость. Справедливость - это сочетание преданности персонала и справедливого отношения к нему администрации. Это основной фактор побуждения наемных работников к выполнению своих задач “с преданностью и верностью”. Ко всем работникам следует относиться как к равным и с уважением. Это уважение вдохновляет рабочего к прилежанию и лояльности. Поэтому все проблемы должны оцениваться с учетом уважения и симпатии к рабочему.

9. Вознаграждение персонала. Для того, чтобы обеспечить верность и поддержку рабочих, необходимо, чтобы они получали справедливую заработную плату за свою работу. Оплата должна быть справедливой и удовлетворять как персонал, так и организацию.

10. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны ставится выше интересов организации. Решения должны приниматься только с точки зрения выполнения целей организации, а не личности.

11. Корпоративный дух. В единстве - сила, которая является результатом гармонии персонала.

Бюрократическая теория

Изменения в производственных процессах привели к необходимости создания новых организаций. Немецкий социолог Макс Вебер и его последователи признали, что создание больших организаций требует структурных изменений. В новой среде традиционная модель управления предприятием не работала. Бизнес, которым управляет его владелец, обязательно отражает его личность. Личности, в которых превалирует предпринимательский элемент, подчас принимают решения под влиянием необоснованных целей, неспособности отдать четкие распоряжения подчиненным, неравномерного делегирования полномочий, к тому же не тем, кому следует. Возможно, должности в управленческой иерархии были отданы знакомым или членам семьи, которые не обладают достаточной квалификацией для эффективного выполнения своих обязанностей.

Школа поведенческих наук

Доктрина «человеческих отношений» обосновывает необходимость неформального подхода к исследованию управления организацией, акцентирует внимание на «групповых отношениях», которые являются наиболее важным условием научной организации труда. В продолжение развития положений этой школы возникают другие. Одной из них является школа поведенческих наук.

Исследования этой школы, прежде всего, касались методов налаживания межличностных отношений. Основатели школы, в частности Дуглас МакГрегор и Фредерик Герцберг , стремились оказать помощь работнику в сознании своих собственных возможностей. Главной целью школы поведенческих наук являлось повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов, т.е. для достижения эффективного управления организацией, представляющую собой группу людей, нужно научиться эффективно управлять их поведением.

Д.Макгрегор разработал две теоретические концепции управления, обозначив их символами Х и Y.

Предпосылки теории X, по которой человек выступает как фактор производства, лишенный всякой индивидуальности, заключаются, по мнению автора, в следующем:

1. Обычный человек не любит работать и старается избегать работы - настолько, насколько это представляется ему возможным.

2. Руководству необходимо прибегать к угрозам или наказанию для того, чтобы заставить большинство работников выполнять свои обязанности

3. Рядовой работник, как правило, пассивен и предпочитает, чтобы им управляли; он не склонен идти на риск и принимать ответственность на себя; не амбицеозен и превыше всего он ставит личную безопасность.

Применительно к теории Х Мак-Грегор формулирует следующиепринципы:

1. Жесткое и непосредственное управление организацией.

2. Централизация официальных законных полномочий.

3. Минимальное участие работников в процессе принятия решений. Наиболее точно такой подход к управлению характеризует следующее высказывание Генри Форда: «Только два стимула заставляет работать людей: жажда заработной платы и боязнь ее потерять».

Предпосылки теории Y носят принципиально иной характер:

1. Работа так же естественна для человека, как игра и отдых.

2. Самомотивация (т.е. внутренняя мотивация) и соответствующее удовлетворение от работы будут иметь место в тех случаях, когда работник разделяет (как бы интериоризует, «присваивает») цели организации и принимает активное участие в их достижении. В этом случае отпадает необходимость рассматривать принуждение как единственную форму воздействия для мотивирования работника.

3. Одним из важнейших факторов мотивации становится участие в общей деятельности, принятие на себя обязательств.

4. При наличии соответствующих условий окружающей среды и выполняемой к деятельности человек, как правило, не боится взять ответственность на себя и даже ищет ее.

5. Способности к творчеству и новаторству при решении организационных проблем присущи не узкому кругу людей, а большому числу работников

С учетом изложенных предпосылок Мак-Грегор трактуетпринципы теории Y:

1. Свободное и более общее руководство организацией.

2. Децентрализация официальных полномочий.

3. Меньший расчет на принуждение и контроль; больший акцент на индивидуальную активность и самоконтроль.

4. Демократический стиль руководства.

5. Более активное участие рядовых работников в процессе принятия решений.

Фактически Макгрегор выявил природу возникновения двух стилей руководства: автократичного и демократичного, которые могут иметь место в структуре управления организации.

Автократ централизует полномочия и единовластно принимает решения, оказывая психологическое воздействие на подчиненных, нередко прибегая к угрозам. В противоположность автократу руководитель-демократ не навязывает свою волю подчиненным. Он использует стремления исполнителей к самовыражению, высокой цели и другим человеческим качествам.

Задачей современного менеджмента является создание таких условий, при которых потенциал персонала будет использован наилучшим образом. Традиционная теория X, или как ее называют, метод «кнута и пряника» в цивилизованных странах перестает срабатывать даже применительно к работникам физического труда. Поэтому все процветающие корпорации США придерживаются подхода Y, по которому главной обязанностью эффективного менеджера является достижение заинтересованности работников в труде и эффективности их работы.

Дуглас Мак Грегор создал свою теорию, применительно к американским компаниям, а японец Уильям Оучи , основываясь на его теории, развил свой подход в управлении персоналом и назвал его теорией Z. На основе анализа японского опыта управления У. Оучи вывел формулу успеха функционирования организации: долгосрочный наем кадров, групповое принятие решений, индивидуальная ответственность, оценка кадров и их умеренное продвижение, формализация методов контроля, неспециализированная карьера, ротация кадров, пожизненная гарантированность занятости, всесторонняя забота о работниках (забота о качестве жизни).

Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук оказали огромное влияние на развитие управленческой мысли, акцентируя внимание на важности человеческого фактора в достижении эффективной деятельности организаций, показали, что заработная плата не является для работника единственным стимулом к высокопроизводительному труду.

Школа социальных систем

Наряду с этим были предприняты попытки синтезировать технико-организационные и социально-психологи­ческие аспекты трудового процесса. На этой основе возниклашкола «соци­альных систем». Одним из наиболее видных ее представителей является Герберт Саймон . Школа рассматривает организацию как комплексную систему с рядом составляющих ее подсистем: индивид, формальная структура, неформальная, физическое окружение.

Представители школы обосновывают необходимость выделения элементов системы, их изучения и взаимодействия между собой. Основная цель при этом заключается в создании универсальной и нормативной теории организационного управления.

В связи с этим была предложена теория административного поведения, согласно которой организации могут упростить процесс принятия решения о любой проблеме путем ограничения целей, на которые направлена их деятельность. Цели определяются на основе ценностных предпосылок решений, которые являются предположениями о том, какие цели наиболее предпочтительны организации. Чем точнее обозначены ценностные предпосылки, тем рациональнее принимаемые решения. Таким образом, четко установленные цели позволяют ясно различать приемлемые или неприемлемые варианты решений.

Саймон предложил установить иерархию целей, в которой каждый уровень может считаться конечной целью по отношению к нижнему уровню и средством достижения цели относительно верхних уровней, т.е. формируется набор «средств-целей», определяющий последовательность принятия решений и действий внутри организации. Теория делает акцент на важность правил и установленных порядков в поддержании рационального поведения внутри организации. В рамках системного подхода представители школы рассматривают производственную организацию как систему, погруженную в более общую организационную среду, равновесие с которой имеет определяющее значение для выживания данной организации.

Теория «7-S» (Т. Питерс, Р. Уотерман, Р. Паскаль, Э. Атос) говорит о том, что эффективная организация формируется на базе 7 взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых требует соответствующего изменения остальных шести. Вот эти составляющие (рис. 1.1.):

Стратегия организации (strategy)– планы и направления действий, которые определяют распределение ресурсов, указывают осуществление определенных процессов во времени для решения поставленных задач и достижения целей организации.

Структура организации (structure) – внутреннее строение организации, отражающее иерархические отношения подразделений и распределение власти и ответственности между ними;

Процессы организации (sistems) – процедуры и ежедневные процессы, протекающие в организации;

Штаты организации (states) – состав работников, трудящихся в подразделении организации и отличающихся между собой по возрасту, полу, образованию, навыкам и т.д.;

Стиль руководства (style) – способ управления организацией ее лидером, руководителем. В определение стиля входит также понятия организационная культура, имидж;

Квалификация персонала (sum of expertise) – сумма навыков, возможностей, умений работников, трудящихся в подразделениях организации;

Совместные ценности (significance) – миссия, смысл и содержание основных направлений деятельности организации.

В соответствии с теорией «7-S», эффективно могут функционировать и развиваться только те организации, в которых система, состоящая из семи составляющих, находится в гармонии, и, соответственно, задача менеджмента такой организации – гармонизация этих семи составляющих.

Совместные Ценности

Рис. 1.1. Система «7S»

Задание

Дайте сравнительную характеристику двум научным теориям управления (на ваш выбор), выявив их достоинства, недостатки и возможности применения в современных условиях.

1. Основы теории управления: Учеб.пособие / Под ред. В.Н.Парахиной, Л.И.Ушвицкого. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 560с. :

2. Бурганова Лариса Агдасовна Теория управления: Учеб.пособие / Бурганова Лариса Агдасовна. - М. : Инфра-М, 2005. - 139с. - (Высшее образование).

3. Гончарова Н.Е. Теория управления: Конспект лекций / Н. Е. Гончарова. - М. : Приор-издат, 2006. - 224с. - ISBN 5-9512-0627-8: 80-00. / 1 экз./ 1-К.х.

4. Лавров Александр Юрьевич. Основы менеджмента: Учеб.пособие / Лавров Александр Юрьевич, Рыбакова Ольга Иннокентьевна. - Чита: ЧитГТУ, 2003. - 368с. Леонов Г.А.

5. Теория управления: Учебник. Изд. 2-е / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: РАГС, 2005 .- 558 с.

6. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для ВУЗов по специальности «Менеджмент». – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. –528 с.

7. Лавров А.Ю. Теория организации: учебное пособие. – Чита: Поиск, 2002.- 232 с.

8. Мескон М. и др. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1999. – 800с.

9. Семенова И.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 222 с.

10. Тейлор, Ф.У. Принципы научного менеджмента / Ф.У. Тейлор. – М.: Контролинг, 1991.

11. Форд, Г. Моя жизнь, мои достижения: пер. с англ. / Г. Форд. – М.: Финансы и Стстистика, 1990. – 473 с.

12. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О.С. Вихансикй, А.И. Наумов. - М.: Гардарики, 2000. – 528 с.

13. Кравченко А.И. История менеджмента.- М.: Академический проект, 2000.- 352 с.

14. Файоль А., Эмерсон Т., Тейлор Ф., Форд Г. Управление – это наука и искусство.- М.: Республика, 1992.


Функции управления

Функции являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей той или иной организации.


Функции управления это та работа, которую должен выполнять руководитель любого уровня и ранга, будь то президент страны или бригадир участка. Поэтому их называют общими и в их составе выделяют

1. планирование

Организацию

Контроль

Мотивацию

5. координацию.

Существуют и другие подходы к классификации функций управления, например, выделяют общие, конкретные и специальные функции управления, или к пяти основным добавляют такие как анализ, прогнозирование, целеполагание и другие.

Взаимосвязь между ними может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления (рис. 9).

3.Мотива- ция
2.Орга-низация

Стрелки на диаграмме показывают, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организовыванием процесса и с мотивированием работающих.

В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных.

Рассмотрим содержание каждой функции.

Планирование – это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации и ее составных частей. Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных целей. Соответственно, планирование включает:

Установление целей и задач;

Разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;

Определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;

Доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.

Планирование является основой деятельности любой организации. Без него не возможно обеспечить согласованность в работе подразделений, контролировать процессы, определять потребности в ресурсах, стимулировать трудовую активность.

Органическая часть планирования – это составление долгосрочных и среднесрочных прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития организации, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей ее средой. Прогнозы на будущее закладываются в основу стратегических планов, в которых находят отражение важнейшие для любой организации связи между целями, ресурсами и возможностями окружающей среды. В свою очередь, стратегические планы составляют основу текущих планов, с помощью которых организуется работа предприятия.

Организация вторая функция в управлении, задачей которой является формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы – персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и т.д.

Организовывать – это значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.

Мотивация это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в плана х.

Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, руководители должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы трудового коллектива. К ним в первую очередь относится разнообразие работы по содержанию, рост и расширение профессиональной квалификации работающих, удовлетворение от полученных результатов, повышение ответственности, возможности проявления инициативы и т. д.

Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации . В ней выделяют два основных направления:

· контроль за выполнением работ намеченных планом;

· меры по коррекции всех значительных отклонений от плана.

В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и нормативов. Контроль должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на результаты, быть своевременным и достаточно простым. Контроль можно классифицировать следующим признакам.

в зависимости от субъекта контроля выделяют самоконтроль; контроль, выполняемый менеджером, контрольным мастером, отделом технического контроля (ОТК); инспекционный контроль; государственный и международный контроль;

по степени охвата объекта контролем: сплошной и выборочный;

по периодичности выполнения контрольных операций: непрерывный и периодический;

по времени контроля: предварительный, текущий, заключительный.

Координация – это функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Координация обеспечивает целостность и устойчивость организации. Чем выше степень разделения труда и теснее взаимосвязь подразделений, тем больше необходимость в координации.

По своему характеру координационная деятельность бывает:

Ø превентивная, т. е. направленная на предвидение проблем и трудностей;

Ø устраняющая, т. е. предназначенная для устранения перебоев, возникающих в системе;

Ø регулирующая, т. е. направленная на сохранение существующей схемы работы;

Ø стимулирующая, т. е. направленная на улучшение деятельности системы или существующей организацией даже при отсутствии конкретных проблем.

Для выполнения функции координации могут использоваться всевозможные документальные источники (отчеты, докладные, аналитические записки), результаты обсуждения проблем на совещаниях и собраниях. Большую роль при этом играют технические средства связи и постоянный информационный обмен между руководителем и подчиненным.

Важное значение имеет неформальная связь, которая обеспечивает горизонтальную координацию работ. Она строится на взаимопонимании, общих установках и психологических стереотипах, диктующих необходимость совместной согласованной работы и взаимодействия.

С функцией координации тесно связаны процессы коммуникаций и делегирования полномочий в организации.

Принципы управления

Под принципами управления следует понимать пра­вила, основные положения и нормы поведения, которыми руковод­ствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе.

Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления.

К основным принципам социального управления относят:

v единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении (т.е. мы посовещались и я решил).

v научности социального управления, т.е. рациональное сочетание теории и практики управления;

v прогнозирования социального управления;

v мотивации (стимулирования) труда;

v ответственности за результаты социального управления;

v рационального подбора, подготовки, расстановки и использо­вания кадров;

v экономичности и эффективности управления;

v правовой защищенности, требует от руководителя знание действующего законодательства и принятия решений только с его учетом

v необходимого разнообразия (управляющая система должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляе­мая система); иначе говоря, чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет.

v обязательности обратной связи (получение информации о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему)

v делегирования полномочий; А.Аллен утверждал: «Самой важной способностью, которой должен обладать руководитель, является способность получения результатов через других… В какой мере он умело передает власть, в той мере умело руководит.»

v принцип повышения квалификации требует обязательного своевременного повышения квалификации всех сотрудников. Фирма Мацусита сначала производит квалифицированных людей, а потом продукцию – основной принцип компании

v гуманизма и нравственности в управлении;

v гласности в принятии решения.

v принцип оптимизации управления связан с установлением в организации определенным уровнем централизации и децентрализации. А. Файоль говорил: «Вопрос о централизации и децентрализации является простым вопросом меры. Необходимо найти степень ее наиболее благоприятную для предприятия». Оптимизация управления повышает эффективность работы организации

v Принцип соответствия был заложены около ста лет назад американским инженером Ф.У. Тейлором, основоположником научной организации труда и управления, "отцом научного менеджмента". Выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя - вот основа принципа соответствия.

v Принцип «монтера Мечникова» (принцип ресурсной и документационной обеспеченности управленческих решений) «В начале деньги, а потом стулья» Ильф, Петров «12 стульев»

v Принцип первого руководителя гласит: при организации выполнения важного производственного задания контроль за ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем предприятия, так как только первое лицо имеет право и возможность решать или поручать решение любого вопроса, возникающего при внедрении этого мероприятия.

В целом, принципы управления должны:

основываться на законах развития общества, на законах уп­равления;

соответствовать

Известно, что любая социальная общность, даже самая примитивная, но где объединены даже 2 человека для решения общей для них цели нуждается, в управлении. В основе управления лежит власть. Сравнительные исследования и исторический опыт говорят о том, что многие страны, обладая большими сырьевыми ресурсами, не могут выбраться из состояния бедности, нищеты, не в последнюю очередь из-за коррумпированности и неэффективности системы управления в государстве, а также некомпетентных руководителей.

С точки зрения Р.Т. Мухаева: «Управление – это совокупность организующих и регулирующих воздействие людей и их общественных институтов, в том числе государственных на сознание, поведение и деятельность других людей для достижения определенной цели». Существует другой подход к определению данного понятия: «управление – это специфический вид деятельности по определению целей организации, разработке механизмов их достижения и координация труда членов организации для получения результатов».

Понятие «управление» обозначает преимущественно внешнее (исходящее от субъекта) целеполагающее воздействие на систему.

Под субъектом управления понимается физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие. Это управляющий элемент (политический орган или политический лидер).

Объектом управления, то есть тем, на кого направлено властное воздействие субъекта управления, могут быть физические и юридические лица, а также социальные, социально-экономические системы и процессы. Объект управления – это управляемый элемент, представляющий собой политические структуры, организации или ее отдельные подразделения, должностных лиц организации, на которых направлено управленческое воздействие.

В теории управления также используются термины: каналы связи, средства управления. Каналы связи (политические коммуникации) – направления взаимного воздействия субъекта и объекта управления в системе (прямая и обратная связь). Средства управления – политические технологии, методы и процедуры.

Общая теория управления дает возможность выявить закономерности и сформулировать принципы, обеспечивающие ее практическую реализацию. К ним относятся:

1. Принцип целеполагания – один из важнейших принципов управления, можно сформулировать коротко и четко: каждое действие должно иметь ясную и определенную цель.

В управлении проблема цели является центральной, она определяет и регулирует действия и является основным законом, сложным алгоритмом поведения, подчиняющим себе все стороны управляющего воздействия.

2. Принцип сочетания центризма и автономности призван обеспечивать оптимальное соотношение вертикальных и горизонтальных связей в системе управления. Данный принцип устанавливает, что при обязательном сохранении иерархичности, когда все стратегические решения принимаются на верхнем уровне, субъекты всех остальных уровней (организационные звенья) наделяются правом принимать решения в пределах своей компетенции, обеспечивающей реализацию стоящих перед этим звеном системы задач.


3. Законность является одним из важнейших принципов деятельности субъекта управления. Она означает, что все действия в целом субъекта его звеньев и отдельных лиц, входящих в их состав, должны основываться на законах и подзаконных актах. Законы устанавливают нормы жизни общества, отражающие уровень его развития во всех аспектах: экономическом, политическом, нравственном, научно-техническом и др. Законы, чтобы облегчить их проведение в жизнь, уточняются, детализируются в подзаконных актах общего действия, а также ведомственных, обеспечивающих реализацию конкретных функций государства и общества. Это могут быть указы, постановления, положения, инструкции, уставы и т.п. В управленческой деятельности законность имеет особое значение, так как нарушение норм в процессе организации деятельности может повлечь правонарушение или даже преступление. Порядок, принятый в обществе, фиксируется в законах и подзаконных актах, и даже малейшее нарушение его приведет к определенному рассогласованию, поэтому принцип законности часто даже выводится на первое место в классификации организационных принципов.

4. Плановость – основа управления. Закономерность, составляющая сущность данного принципа, пронизывает управленческую деятельность. Это объясняется тем, что соблюдение требований данного принципа является основным условием достижения цели любой деятельности. Перспективы осуществления деятельности находятся в прямой зависимости от соблюдения принципа плановости, так как одним из атрибутов плановости является прогнозирование, которое позволяет предвосхищать не только основные характеристики будущих действий субъекта и объекта управления, но и условия, в которых они должны реализовываться.

5. Принцип основного звена носит, прежде всего, тактическую направленность. Исследование показало, что данный принцип заключается в определении (при наличии нескольких) первоочередной на данный момент задачи, поставленной перед системой, и концентрации усилий на ее решении. Это с функциональной стороны. С организационной – несколько по-иному. С учетом сложившихся условий определяется наиболее важное на данный момент звено системы. Таким звеном может быть избрано наиболее «сильное», дополнительное усиление которого может вывести систему на качественно новый уровень. А может быть, наоборот – наиболее «слабое», усиление которого выводит его на общий высокий уровень. В результате система опять выходит на качественно новый уровень. Таким образом, принцип основного звена путем тактического перераспределения сил и ресурсов обеспечивает достижение цели системы путем выхода на качественно новый уровень и правильности ранжирования задач.

6. Принцип создания благоприятных условий для работы является реальной предпосылкой эффективности системы. Это объясняется тем, что главная фигура любой социальной системы – человек. И от того, в каких условиях исполнитель работает, во многом зависят результаты не только его личного труда, но и функционирования всей системы. Все многообразие условий, которые могут оказывать влияние на эффективность труда человека, принято делить на следующие основные группы: физиологические, морально-психологические, экономические, социально-культурные.

7. Принцип единоначалия означает, что в управлении даже при условии коллегиальности при принятии решений ответственность за цель деятельности несет руководитель.

В теории управления качественную сторону полученного результата обозначают термином критерий эффективности.

Эффективность управления – это относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающаяся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления). Причем эти показатели имеют как количественные, так и качественные характеристики. Другими словами, эффективность деятельности управляющей системы должна быть выражена, в конечном счете, через показатели эффективности управляемой системы, хотя может иметь и свои собственные частные характеристики.

Первым критерием эффективности является результативность, понимаемая как достижение цели.

Самый общий показатель управленческой эффективности:

Экономическая эффективность как показатель результативности предполагает соизмерение затрат с результатом и всегда является относительной величиной. Следует иметь в виду, что универсального показателя экономической эффективности нет и не может быть, поскольку многочисленное количество факторов обусловливает ее. В качестве результата может рассматриваться прибыль как конечный итог деятельности, а в качестве затрат – основные производственные фонды и оборотные средства или задержки производства.

Третья составляющая эффективности в облегчении социальной политики.

И, наконец, последняя составляющая эффективности – эффективность управления как саморегулируемой системы; адаптационная способность к требованиям научно-технического прогресса, изменениям социальных условий и внешних факторов производства.

Учебно-методический комплекс является основой для подготовки к практическим занятиям и экзамену, дает краткое изложение базовых тем курса, демонстрирует необходимый уровень освоения ка­ждого вопроса. Вместе с тем структура лекций представляет схему, не претендующую на всеохватность и предельную глубину изложения материала. Однако расставленные акценты позволяют определить направления поиска дополнительных знаний об управлении.

Для расширения своего кругозора, структурирования и корректирования мировоззренчески целостной системы, пополнения знаний по курсу необходимо ознакомиться с основной литературой. Ключевые слова - менеджмент, управление, государственное управление, государственная служба, парадигма управления, система управления, управление предприятием, менеджмент предприятия (организации), функции управления, законы управления, стили и методы управления, самоменеджмент, самоорганизация, корпоративное управление, стратегическое управление и т. д.

В настоящее время не наблюдается дефицита литературы по проблемам общей теории управления, основам менеджмента, менеджменту организаций.

Многие авторы, фамилии которых указаны в списке литературы, переиздают свои работы, изменяя или дополняя их в соответствии с постоянно меняющимся законодательством, эконо­мической и политической обстановкой. Поэтому не следует в поисках литературы руководство­ваться только годами издания, указанными в списке литературы. Не исключено, что к моменту, когда данный учебно-методический комплекс попадет в ваши руки, будут изданы новые учеб­ники и учебные пособия по курсу. Желательно, чтобы вы руководствовались более новой лите­ратурой.

Среди наиболее значимых книг по рассматриваемой проблематике можно особо выделить:

1. Основы теории управления: Учеб.пособие / Под ред. В.Н.Парахиной, Л.И.Ушвицкого. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 560с.



2. Теория управления: Учебник. Изд. 2-е / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: РАГС, 2005 .- 558 с.

Хотелось обратить ваше внимание на различие в трактовке базовых понятий изучаемой ва­ми дисциплины, поэтому, чем больше источников вы прочитаете, тем успешнее выполните кон­трольную работу по курсу и выдержите тестовые и экзаменационные испытания.

При прочтении лекций, содержащихся в учебно-методическом комплексе, рекомендуется пользоваться словарем для уточнения понятий и терминов. Для этого в комплексе предусмот­рен словарь специальных терминов, встречающихся в текстах курса, но необходимо обращаться и к другим словарям и энциклопедиям специального и общего характера.

Некоторые проблемы управления и менеджмента более подробно освещаются в других курсах и учебных дисциплинах специальности, поэтому при подготовке к экза­мену можно использовать другие УМК.

Успехов в изучении курса!


Введение

К. Маркс в своем труде «Капитал» писал: «Всякий совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между отдельными работами и выполняет общие функции, вытекающие из движения всего производственного организма в отличие от движения отдельных его частей… Отдельный скрипач управляет собой. Оркестр же нуждается в дирижере».

Последнее десятилетие ХХ в. было для России весьма трагичным. Системный кризис поразил все сферы жизнедеятельности российского общества. Одна из главных причин кризиса – развал системы государственного и производственного управления. Потеря управляемости экономики обернулась глубоким спадом производства, деловой активности и жизненного уровня населения. Перед отечественной наукой и практикой встала сложная задача – разработать и последовательно формировать современную российскую модель управления, адекватную рыночным отношениям и глобальным вызовам ХХ1 в.

В этом не последнюю роль играет теория управления. Как практически действующее знание, включенное в мысли, поведение и деятельность людей, она базируется на совокупности научно доказательных, выверенных и признанных практикой взглядах о состоянии и закономерностях функционирования и развития управляемой системы, объекта управления.

Теория управления является базовой дисциплиной для подготовки выпускников специальности «Государственное и муниципальное управление», поскольку дает знания по истории развития и содержанию различных научных школ и моделей управления. Теория управления является основой для изучения курсов теории организации, разработки управленческих решений др. дисциплин.

Цель дисциплины : сформировать у студентов комплекс знаний по теории и методологии социального управления и умения применять его в практической деятельности.

В результате изучения дисциплины «Теория управления» специалист должен знать :

Историю, теорию и методологию науки, ее основные законы, принципы, всё многообразие используемых методов;

Законы социальных систем, и их влияние на социальную организацию общества;

Методологию проектирования систем управления;

Основные показатели и критерии эффективности управления социальными процессами;

Основы кадровой политик на предприятии;

Основные законы, принципы и технологии управления.

По результатам изучения дисциплины «Теория управления» специалист должен уметь :

Профессионально, грамотно использовать понятийно-категориальный аппарат теории управления;

формулировать свои мысли, аргументировано обосновывать свою точку зрения;

Ставить цели и выбирать совокупность методов их поэтапного достижения;

Провести оценку проблемной ситуации и построить стратегию социального действия, найти адекватные инновационные методы решения социальных проблем в контексте всех имеющихся регуляторов (экономических, финансовых, правовых, культурно-нравственных, психологических и т.д.);

Разработать и внедрить инновационные методы решения социальных проблем и получить оптимальный как социальный, так и хозяйственный, коммерческий результат на основе правильного использования социальных ресурсов;

Прогнозировать и моделировать социальные последствия принимаемых решений, на этой основе добиваться оптимальных управленческих решений, сочетающих в себе как повышение качества жизни людей, развитие социальных организаций, так и решение институциональных задач.


ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ УПРАВЛЕНИЯ

1.1.Понятие и сущность теории управления, ее объект и предмет изучения

1.2Методология теории управления

1.3.Цели и функции теории управления

1.4.Важнейшие элементы управленческого процесса

Тест для самоконтроля № 1

1. Выберите один правильный вариант ответа.

Управление можно определить как

1. отношения управляющего воздействия

2. целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления

3. систему активных действий по реализации заранее установленных целей

4. регулируемое, сознательное, активное воздействие на объект с целью достижения собственных целей

2. Выберите один правильный вариант ответа.

Средство управленческого труда – это

1. ресурсы организации

2. информация

3. техника производства

4. управленческое решение

3. Выберите один правильный вариант ответа.

Под логикой управления понимается система

1. философии управления, основанная на миссии управления и характеризующая задачи управления

2. целенаправленных действий, осуществляемых в строго определенной последовательности в установленный период времени

3. принципов управления, описывающих процесс управления в данной организации

4. функций управления, объединенных между собой специфическими для данной организации связями

4. Выберите один правильный вариант ответа.

Экономическая эффективность управления представляет собой соотношение

1. объемов производства и размера заработной платы сотрудников

2. затрат материальных, трудовых, финансовых ресурсов и полученных результатов

3. показателей рентабельности и оборачиваемости

4. затрат материальных и финансовых ресурсов и полученных результатов

5. Выберите все правильные варианты ответов.

Цели теории управления

1. изучение наиболее важных, типичных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых

2. построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем

3. изучение и описании существующих управленческих практик, их типизации и популяризации

4. Улучшение качества жизни населения

6. Дополните.

Управленческое решение представляет собой _______________, который в конечном счете повышает или снижает эффективность функционирования организации.

продукт управленческого труда

7. Выберите один правильный вариант ответа.

Динамику системы управления определяют

1. цели управления

2. структура управления

3. функции управления

4. управленческие решения

8. Выберите один правильный вариант ответа.

Статика системы управления определяется

1. целями управления

2. структурой управления

3. функциями управления

4. управленческими решениями

9. Выберите все правильные варианты ответов.

Особенности характера социального взаимодействия в управленческих отношениях, которые предполагают, с одной стороны, авторитет целого, с другой – подчинение этому авторитету

1. коллегиальность

2. соподчиненность

3. субординация

4. конформизм

10. Выберите один правильный вариант ответа.

Принципиальное отличие экономической от социальной эффективности управления заключается в том, что

1. социальная эффективность напрямую не зависит от производственной деятельности организации, а экономическая является ее следствием

2. социальная эффективность имеет меньшую значимость для руководства организации, нежели экономическая

3. социальная эффективность оценивается через качественные показатели, тогда как экономическая может оцениваться и с помощью количественных показателей

4. внешняя среда в большей степени влияет на социальную эффективность, чем на экономическую

11. Выберите один правильный вариант ответа.

Структура теории управления как науки включает в себя разделы дисциплин, касающиеся управления

1. социологии, политологии, философии, психологии, кибернетики, психологии, менеджмента, экономики

2. политологии, обществоведения, экономики, правоведения, математики, статистики

3. менеджмента, экономики, психологии, кибернетики, системотехники, философии

4. философии, культурологи, правоведения, политологии, истории

12. Установите соответствие между уровнем и методологией теории управления:

:1-в,2-а,3-б,4-д

13. Дополните.

Теория управления изучает такой вид отношений, как ____________.

соподчинение

14. Выберите один правильный вариант ответа.

Методология науки – это

1. система принципов научного исследования

2. совокупность исследовательских приемов

3. совокупность техник и технологий

4. система методик научного познания и управления

15. Дополните.

Общие теории социального управления являются одним из уровней знания в теории управления. Это уровень __________________.

16. Выберите один правильный вариант ответа.

Прикладные теории организации и управления составляют один из уровней знания в теории управления. Это уровень

4. четвертый

17. Выберите один правильный вариант ответа.

Деятельностный подход в теории управления

1. акцентирует внимание на внешних формах организационно-экономического поведения людей

2. основан на применении математических методов к исследованию операций в организации и деятельности руководителя

3. основан на рассмотрении функций руководителя как процесса взаимосвязанных между собой действий

4. включает в себя выявление цели, средств, процесса и результата действий руководителя

18. Выберите один правильный вариант ответа.

Методология теории управления – это

1. совокупность знаний, теорий и концепций, объясняющих различные управленческие феномены

2. совокупность технологий и алгоритмов управления

3. совокупность исследовательских методов, процедур, техник, используемых при познании управленческих процессов

4. совокупность конкретных методов сбора информации

19. Выберите один правильный вариант ответа.

В современной науке управления выделяют … уровня знаний

Количество уровней знаний, которые выделяют в современной науке

20. Выберите все правильные варианты ответов.

Критериями, по которым осуществляется разделение труда в управлении, являются

1. технология управления

2. функции управления

3. стиль управления

4. иерархия управления

21. Выберите один правильный вариант ответа.

Прогнозирование, планирование, организация, мотивация, принятие решений и контроль в совокупности представляют собой

1. принципы управления

2. функции управления

3. подходы к управлению

4. технологии управления

22. Выберите все правильные варианты ответов.

Трудности трансформации российской системы государственного управления связаны с:

1. жесткостью организационных структур управления

2. множественностью субъектов Федерации

3. отсутствием традиций государственного управления

4. коррупцией в органах власти

23. Выберите все правильные варианты ответов.

Мышление современного руководителя должно быть

1. ориентировано на здравый смысл

2. традиционным

3. ориентированным на любые инновации

4. маркетингово ориентированным

24. Выберите один правильный вариант ответа.

Век, в котором управление как социальный феномен получило теоретическое обоснование

25. Выберите один правильный вариант ответа.

Субъектом управления выступает

1. социальная общность

2. представители органов муниципальной власти

3. гражданин

4. общество в целом

26. Выберите один правильный вариант ответа.

Формирование системы профессиональных знаний умений и навыков руководителя называется

1. компетентностью

2. профессионализмом

3. профессиональной подготовкой

4. профессиональной адаптацией

27. Выберите один правильный вариант ответа.

Цель управления состоит в

1. достижении экономической эффективности

2. установлении и поддержании социального порядка

3. достижении геополитических интересов страны

4. повышении средней заработной платы

28. Выберите один правильный вариант ответа.

Социальная общность волонтеров выступает

1. субъектом управления

2. объектом управления

3. предметом управления

4. результатом управления

29. Выберите один правильный вариант ответа.