Бизнес на открытии картинг клуба. Бизнес-план колеса обозрения

О том, каким бизнесом выгодно заниматься в сфере развлечений и спорта, можно спорить много. Мы же сегодня вспомним направление, которое зародилось еще в 50-х годах прошлого века. Любители активного отдыха еще тогда по достоинству оценили новое увлечение – картинг, а сегодня он по-прежнему популярен.

  • С чего начать организацию картодрома
  • Карты – покупаем или делаем сами?
  • Сколько можно заработать
  • Сколько нужно денег для старта бизнеса по организации картинга
  • Какое выбрать оборудование
  • Какой ОКВЭД для бизнеса по организации картингового клуба нужно указывать при регистрации в ФНС
  • Какие документы нужны для открытия клуба
  • Какую систему налогообложения выбрать
  • Нужно ли разрешение

В основе спортивного развлечения лежит большая площадка или трасса, которая носит название «картодром». Она может быть крытой или открытой. Вторые площадки, расположенные под открытым небом, функционируют только в теплое время года, поэтому такой картинг-клуб можно считать сезонным. Маленькие машинки, которые сделаны специально для гонок на небольших трассах, называются «картами». Они представляют собой небольшие транспортные средства, которые не имеют кузова, но способны разгонятся до высоких скоростей.

Картинг – это выгодный бизнес. Он имеет относительно небольшой порог вхождения, а рынок практически свободен. Конкурентов можно найти только в больших городах, и то немного. Различают два направления бизнеса:

  • Развлекательный картинг-клуб;
  • Спортивная секция, которая готовит спортсменов для участия в соревнованиях.

Развлекательный картинг-клуб, как утверждают специалисты, открывать выгоднее. Особенно пользуется спросом картинг для детей.

С чего начать организацию картодрома

Для постройки трассы, протяженностью 700 м, понадобится земельный участок, площадью 3-4 тыс. кв.м. Дорога для машин должна быть проложена с правильными поворотами и достаточным количеством прямых участков. Обычно картинговый любительский или спортивный клуб строят подальше от жилых домов и центра города. В качестве крытой площадки подойдет старое производственное помещение или невостребованный склад.

Количество персонала в клубе зависит от их профессионализма и умений. Идеально найти таких людей, которые будут разбираться в технике, смогут починить карт и одновременно инструктировать клиентов. Если открывается детский картинг, то хорошо, чтобы инструкторы умели ладить с детьми.

Из дополнительных, но обязательных атрибутов, нужно будет приобрести спецодежду для работников и шлемы для посетителей. Красивые одинаковые комбинезоны персонала создадут положительный имидж, а корпоративная символика позволит узнавать клуб на соревнованиях. В дни обычных занятий форма позволяет посетителям быстрее находить сотрудника, чтобы обратиться за помощью. Качественный шлем производства Италии стоит около 60 долларов, но существуют и дешевые китайские варианты.

Взрослый и детский картинг

До укладки покрытия желательно оснастить картинг хронометражем. Это устройство позволяет фиксировать время заезда, результаты и высвечивать их на табло. С таким атрибутом клиенту будет намного интересней посещать картинг-клуб. Можно устраивать импровизированные соревнования и наблюдать динамику собственных результатов. На полное обустройство трассы, с покрытием и всеми атрибутами понадобится около 80 тыс. долларов.

Карты – покупаем или делаем сами?

Картинг обязательно нужно укомплектовать машинами. Новая машина стоит от 1,5 до 4 тыс. долларов, в зависимости от мощности. Основная и самая дорогостоящая деталь автомобиля – это мотор. Рамы на картинг также можно купить отечественного или импортного производства. Однако многие любители и профессионалы изготавливают картинг своими руками. Это намного дешевле и надежней.

Прежде чем приступать к изготовлению, нужно определить, каким будет будущий картинг. Основой каждого технического изделия является чертеж, по нему нужно рассчитать количество необходимых материалов. Для рам используются металлические трубы, их нарезают на детали, сгибают и сваривают. После изготовления основного каркаса можно приступать к конструированию моторной рамы, педального управления и рулевого узла. Все эти части изготавливаются по одной схеме, но размеры их можно корректировать в зависимости от роста человека, который будет управлять машиной.

На картинг своими руками устанавливается одноцилиндровая бензиновая установка с воздушным охлаждением. Пилот должен быть защищен от ДВС и возможных ожогов. Тормозная система объединяет, как минимум, пару колес.

Мастерская, которая изготавливает картинг своими руками, наличие шикарной трассы и внимательного персонала, все это может стать излюбленным местом отдыха, как взрослых, так и детей. Именно эти составляющие станут залогом вашего уникального и прибыльного бизнеса, с шикарным названием – картинг.

Сейчас картинг как бизнес является весьма распространенным. Насчитывается более 300 картинг-клубов по всей России, но эта отрасль для отечественного рынка еще не до конца разработана и располагает большим простором для старта и развития предпринимательской деятельности. Как альтернатива паркам развлечений картинг представляет собой серьезного конкурента для получения острых ощущений, обладая к тому же более низкими затратами на оборудование комплекса.

Для предпринимателей в России, относительно недавно пошедших по пути рыночной экономики и сломавших информационные барьеры, существует довольно много возможностей получения прибыли, а экстремальный отдых привлекает в последнее время все больше и больше последователей. В одной только Москве существует порядка 10 картинговых клубов, а для столицы этот показатель чрезвычайно низок и является сигналом «старт» для бизнесменов, обративших свой взгляд на эту развивающуюся область. В данной статье мы предлагаем вниманию всех заинтересовавшихся бизнес-план картинг-клуба.

Немного истории. Картинг, как часть индустрии развлечений, известен еще с середины 50-х, а корни этого вида спорта возникли еще во времена Второй Мировой войны, когда американские пилоты в перерывах между вылетами нашли себе развлечение в невинных гонках на маленьких автомобилях собственной постройки. В 1956 г. по тем прототипам Арт Ингельс собрал первый в истории настоящий карт. Новое устройство сразу же обрело популярность, и к 60-ым количество производителей картов перешагнуло за 120. Тогда же картинг официально проник на территорию СССР и в умы советских граждан, чтобы к 80-ым прийти в упадок, пережив в 70-е вершину своего развития, став самым массовым видом автомобильного спорта.

Новая волна увлечения картингом в России выросла на интересе к гонкам Формулы-1 в начале 2000-ых, и не только не угасла, но и набирает обороты до сих пор .

Вернуться к оглавлению

Картинг-бизнес в общих чертах

Итак, решение создать картинг-клуб принято, рассмотрим варианты развития бизнеса. В раскладке по этапам бизнес-план картинг-клуба выглядит следующим образом:

  1. Аренда участка с последующим возведением трассы. Лучше всего подходят индустриальные районы города, в них существует возможность арендовать крупную площадку или ангар, но необходимо учесть и транспортную доступность выбранного места. Для трассы протяженностью 700 м достаточно площади в 4 тыс. кв. м.
  2. Приобретение картов, запчастей и комплектующих, в том числе и униформы пилотов и персонала.
  3. Набор персонала.
  4. Рекламная кампания. В масштабах северной столицы эффективная реклама обернется минимум в 30 тыс. руб.

Во-первых, решите, насколько масштабным будет проект.

Существует две основные разновидности картинг-клубов: крытые (то есть располагающиеся в помещении) и на открытом воздухе.

У первых, и у вторых есть некоторые преимущества друг перед другом. Так, картинг-клуб под открытым небом соберет больше клиентов в теплое время года, а клуб в помещении способен работать круглогодично, но окупается он примерно в 2-3 раза дольше, чем уличный картинг-центр, из-за того что требует гораздо больших первоначальных инвестиций.

Вернуться к оглавлению

Виды картинг-клубов

Затраты на создание картинг-клуба прямо пропорциональны тому, насколько масштабный бизнес вы хотите развернуть. Большой клуб с качественной трассой, оборудованием, хорошим сервисом и множеством сопутствующих услуг обойдется минимум в 15 млн. руб., окупаемость которого может затянуться на 8 лет, по прошествии которых у вас будет крупный бизнес и не менее впечатляющий доход. Площадь в 1,5 тыс. кв. м разместит на себе трассу длиной 400 м. Прибавим к этому новые импортные карты, раздевалки, ресторан и качественное обслуживание и получим бюджет на 3 млн. руб.

Существует 3 основных вида заработка на картинг-клубах. Они включают в себя: собственно прокат картов, корпоративные заказы (аренда клуба целиком на определенное время) и обучение желающих азам и тонкостям мастерства пилотирования. Обучать можно детей с шести лет, а стоимость таких курсов может составлять около 15 тыс. руб. Набор групп для занятий поможет картинговому бизнесу поддерживать стабильность даже в «несезонные» периоды. Основной доход картинг-клубов - это, конечно же, корпоративный клиент.

Аренда клуба варьируется вокруг суммы в 25 тыс. руб. в час в выходные, а в будние дни составляет около 15 тыс. руб. за час. Здесь проявляется оправданная закономерность: чем выше сервис, количество и качество сопутствующих услуг, тем охотнее среди конкурентов будут выбирать именно ваш клуб для проведения корпоративных мероприятий. Основой же любого картинга является прокат картов. В столице стоимость данной услуги колеблется в диапазоне 300-800 рублей за 10 минут удовольствия.

Вернуться к оглавлению

Что представляет собой карт

Карт - основа картинг-бизнеса. Они бывают иностранного и отечественного производства, причем срок службы нашего карта в 2-3 раза меньше зарубежного, та же закономерность применима и для стоимости болида. Наиболее популярны карты марки «Rimo» и датской марки «DINO». Практически все автомобили оборудованы двигателем «Хонда», существующим в нескольких разновидностях:

  1. «Хонда GX». Он устанавливается на всех заводских российских картах. Имеет высокую надежность, и с заменой запчастей проблем не возникнет.
  2. «Хонда 200» мощностью 6,5 л.с. Является двигателем для картов начального уровня, обычно используемых для обучения.
  3. «Хонда 270» мощностью 9 л.с. Двигатель для стандартного карта на длинных скоростных трассах.
  4. «Хонда 340» имеет мощность 13 л.с. И практически не используется, так как сцепление для карта приходится покупать отдельно.

Новые российские карты стоят около 80 тыс. руб., иностранные - от 150 тыс. руб. Как альтернативный вариант, можно приобрести подержанные автомобили, стоимость которых достигает 20-30 тыс. руб. Стоит учесть, что ввиду отсутствия у картов амортизации, сглаживающей неровности трассы, срок эксплуатации этого транспортного средства невелик и зависит зачастую от качества дорожного покрытия. Детали к картам можно получить различными способами. Если ваш парк укомплектован картами «DINO» или «Rimo», то проблем с покупкой запчастей и комплектующих возникать не будет, их можно заказать напрямую или через официальных дилеров. В любом случае деталь можно заказать на заводе, или же в штате должен наличествовать квалифицированный токарь, имеющий доступ к токарным станкам.

Вернуться к оглавлению

Оборудованная трасса

От того, насколько хорошо оборудована трасса, зависит и степень удовольствия от поездки по ней, а значит, и то, сколько и каких клиентов вы будете иметь. Оптимальной длиной трека будет протяженность 500-600 метров. К примеру, в Москве самая длинная трасса - трек картинг-клуба «Пилот», который составляет 976 м.

Показатель качества трассы - ее покрытие. На ровной поверхности сокращается износ картов, повышается комфорт водителя. Необходимо помнить, что карты не имеют подвески, а значит, каждая трещина в асфальте будет гарантированным ударом по транспортному средству. К тому же на плохих трассах шины изнашиваются в течение нескольких часов езды. Если это не просто парковый трек, а солидный картодром, имеет смысл встроить в трассу систему хронометража. Зная свои результаты, пилот постарается их улучшить, а значит, будет постоянным клиентом. Примерная стоимость такой системы - порядка 150 тыс. руб., а устанавливается она непосредственно в дорожное покрытие, поэтому задуматься о приобретении необходимо до укладки асфальта. Если трек крытый, то стоит позаботиться о вентиляции помещения. Стоимость системы вентиляции для картинг-клуба может превышать 300 тыс. руб. Выборочные характеристики трассы по требованиям РАФ:

  • ширина трассы: 8-13 метров;
  • уклоны продольные: 5%;
  • уклоны поперечные: 10% (обратные уклоны запрещены);
  • длина прямого отрезка (карт, оборудованный коробкой передач): неограничен;
  • длина прямого отрезка (карт, не оборудованный коробкой передач): 170 м;
  • количество на трассе одновременно присутствующих картов: 26 (длина трека до 1 км), 34 (длина трека 1,5 км), 60 (длина трека более 1,5 км);
  • материал трассы: асфальт.

Российский народ очень любит чувство скорости и ощущение экстрима. А те, кто хотя бы однажды надел на себя специальный защитный комбинезон и шлем, а потом сел в карт и испытал наслаждение от ревущего мотора захочет вернуть себе эти приятные ощущения и приток адреналина от захватывающей скорости.

Картинг клуб для русского человека.
Картинг для многих превращается в одно из самых любимых видов развлечений. Вот только совсем немногим удается сделать из этого развлечения бизнес, который приносит доход и прибыль. Так почему бы Вам не попробовать и не стать одним из избранных в этом деле?

Сегодня картинговые клубы уже не являются диковинным новшеством для больших городов. И все же рынок еще не насыщен этим видом развлечения. Если Вы уже точно решили построить свой бизнес на открытии картинг клуба, то необходимо обратить свое внимание на схемы, предлагающие три варианта развивающих события.

Самым главным шагом для открытия любого бизнеса является бизнес план, который необходимо продумать и хорошо поработать над ним.

Экономный вариант для открытия картинг клуба.
Самым экономным будет вариант, в который необходимо будет вложить до 15 тысяч долларов. Также именно этот вариант считается самым быстрореализуемым, потому что организация трассы для картингов будет проходить в парке отдыха. Строительство такой трассы необходимо будет согласовать с местными властями. Также необходимо будет оградить 250-300 метровый участок, под роль такого ограждения превосходно подходят старые автомобильные покрышки. Для постройки такой трассы у Вас уйдет около 2-3 дней. Необходимые покрышки можно будет найти совершенно бесплатно. Для построения трассы для картинга Вам будет необходимо около 3 тысяч таких старых автомобильных покрышек. Поговорим насчет картов, совсем не обязательно приобретать новые карты. Поддержанный вид картингов обойдется в 800-900 долларов, при этом абсолютно новые карты будут стоить от 4000 до 5000 долларов. Профессиональные же карты обойдутся Вам в 8000 долларов. Для начала можно будет обойтись всего 5 картами, для обслуживания которых необходимо будет лишь 2 механика. Также не будет проблем с запасными частями для машин, потому что на рынках сегодня очень много различных запчастей для картинг машин.

Реальный ежегодный доход составит от 7 до 8 тысяч, поэтому затраченные средства на такой бизнес Вы сможете вернуть уже в течение нескольких лет.

Другим форматом для данного вида деятельности обходится заасфальтированной дорогой и загороженной площадкой. Размеры такой площади будут 30 м. на 40 м., и такой территории будет вполне хватать для обеспечения безопасной езды на 5 картах.

Средний вариант вложений для строительства клуба картингов .
Средним вариантом такого картингового бизнеса будет строительство площадки открытого типа и дополнительной инфраструктуры, в которую входят комфортные душевые кабинки и раздевалки. Затраты на такой вид комплекса оцениваются в 150 тысяч долларов, а окупится такое вложение в течение 6-7 лет. Зато доход этого варианта не сравниться с доходом от экономного варианта.
И последний вариант картингового бизнеса - это элитный вариант. Здесь необходимым будет строительство крытого центра для картингов, где будет специальное покрытие трассы, телеметрические системы, современный картинг парк в 10-15 машин и, конечно же, исключительная инфраструктура, которая будет включать в себя все необходимые возможные блага. Затраты на такое строительство картингового центра могут достигать суммы в 500 тысяч. К тому же на быструю окупаемость такого варианта не стоит рассчитывать, потому, как для этого придется подождать около 10 лет. В основном такие картинговые центры строят для удовлетворения собственных амбиций.

Откуда же будет приходить прибыть?
Все доходы от картингового клуба будут суммироваться из трех главных источников. Во-первых, это прокат картов. Во-вторых, проведение корпоративных мероприятий. В-третьих, это обучающие курсы. Необходимо помнить о том, что любителей и желающих порулить будет не мало. Стандартной ставкой за одну минуту на карте составит 20 рублей в регионах страны, для столицы стоимость может подняться и до 45 рублей.




Активные виды спорта всегда были и останутся популярным развлечением. А для предпринимателей они - еще и отличный способ заработка. Активный спорт всегда включает какую-то долю экстрима. Это то, чего не хватает многим из нас, чтобы разбавить свои обычные будни и внести в них немного разнообразия и новых эмоций. А другие просто живут экстримом, и не представляют без него своей жизни. Если вас привлекает такой бизнес, то открытие своего картинг клуба – это заведомо выигрышный вариант.

Картинг – это вид автомобильных гонок, которые проводятся на картах (маленькие гоночные машины без кузова). Трасса, на которой проводятся гонки, называется картодромом. Карты могут разгоняться до 260 километров в час, однако, этот вид спорта считается сравнительно безопасным, так как по статистике травмы случаются очень редко. Чтобы поучаствовать в картинг-гонке, не нужно обладать какими-то особыми знаниями или умениями – участвовать могут все, кто хочет. В самом начале будет проведен инструктаж и зачитаны правила техники безопасности. Права на вождение автомобиля не нужны.

Подбор формата

Во-первых, подумайте над форматом будущего клуба, опираясь на свои желания и бюджет. Открыть картинг-клуб можно в одном из трех форматов: элитный, среднего формата и эконом-класса. Первый формат, как правило, организовывается в крытом помещении, второй и третий – на открытой площадке. Сумма инвестиций, которые понадобится вложить в бизнес, напрямую зависит от того, какой формат вы выберите. Но это не значит, что элитный клуб гарантированно будет приносить вам больше прибыли, чем комплекс среднего или эконом-класса. Тут всё будет зависеть от востребованности таких услуг в вашем городе, и от того, как вы умеете привлекать клиентов и работать с ними.

Самый популярная версия картинг-клуба – это открытая асфальтированная площадка и около 5-10 картов. Открывать бизнес в таком формате финансово выгодно и привлекательно для клиентов.
Наличие возможности вкладывания крупных сумм позволяет открыть картинг-клуб премиум-класса. Однако, понимайте, что тогда ваша целевая аудитория ограничится только высокообеспеченными клиентами, а сроком окупаемости бизнеса может быть период вплоть до 6-9 лет. Такие центры обычно открывают сами поклонники картинга, которые давно лелеяли мечту о создании собственного клуба. Картинг класса эконом будет доступен более широкому кругу. И качество таких услуг тоже будет ниже среднего.

Регистрация бизнеса

В плане государственной регистрации бизнеса на картинге никаких проблем быть не должно. Всё проходит по стандартной, установленной схеме регистрации индивидуального предпринимателя. Зарегистрировать свой бизнес вы можете и как общество с ограниченной ответственностью, однако, делать это рекомендуется только в том случае, если это необходимо. Иначе, зачем усложнять себе и регистрацию, и выплату налогов, и введение бизнеса в целом?

Расположение

Подбор места для трассы – один из самых сложных и ответственных этапов. Трасса должна быть подходящего размера и обладать всеми характеристиками для организации на ней безопасных гонок. И в то же время она должна находиться там, куда будет удобно добираться вашим будущим клиентам. Вам очень повезет, если вы найдете уже готовую заасфальтированную площадку, подходящую для картинга, и арендуете её. В противном случае, вам нужно будет найти хотя бы подходящий участок земли, и превратить его в трассу самостоятельно. Это, конечно, повлечет за собой немалые расходы.
Минимальный размер трассы для картинга – 300 метров в длину, однако, даже она будет считаться довольно короткой. Если имеете возможность оборудовать трассу большего размера, воспользуйтесь ею. Во-первых, вы сможете одновременно пускать в гонку больше машин. Во-вторых, крупная трасса будет вызывать яркие эмоции у ваших клиентов. Идеальная длина картодрома – около 700 метров. А спортивные трассы имеют протяженность не меньше 900 метров. Располагаться открытый картодром может как в самом городе (например, в промышленном районе), так и за ним, но желательно сразу за его чертой, чтобы клиенты не тратили очень много времени на дорогу. До вашего картинг-клуба должен ходить общественный транспорт.

Картодром должен иметь прямые участки для разгона автомобилей, правильные углы поворотов, спуски, подъемы. Перед началом строительства картодрома нужно создать его 3D-модель в специальной компьютерной программе.

Особое внимание уделите покрытию трассы – оно должно быть очень качественным, даже в случае открытия недорогого картинг-клуба. Плохое покрытие начнет создавать проблемы, в первую очередь, вам – шины машин будут быстро портиться, и вам придется часто их заменять. По краям дороги, по которой непосредственно будут ездить карты, нужно разместить старые автомобильные шины. В случае ударов (а они, естественно, будут происходить очень часто у неопытных клиентов), шины позаботятся о безопасности гонщика и уменьшат повреждений автомобиля.

Приобретение оборудования

Карты можно купить как новые, так и б/у. Их количество – от 5 до 12 штук, а зависимости от размеров трассы. Учтите, что в одной гонке могут участвовать только полностью одинаковые машины. Поэтому закупайте по несколько штук одной марки и модели. Карты зарубежного производства, конечно, лучше по качеству, но и дороже. Если хотите сэкономить, покупайте машины производителей из России, но понимайте то, что изнашиваться они будут, возможно, быстрее, чем вы ожидаете. Если хотите видеть в числе своих клиентов и детей, то вам потребуются и детские карты. У многих мальчиков картинг вызывает восторг, поэтому делайте ставку и на детскую аудиторию.

Также обязательным оборудованием являются светофоры, табло, флажки, тележки. Хороший картинг-клуб также должен иметь систему электронного хронометража. Её покупка и установка ударит по карману, но без неё картинг-клуб не будет полноценным. Системы хронометража с помощью датчиков смогут фиксировать результаты заездов в цифрах, а такие сведения наверняка будут интересны каждому вашему клиенту.

Подбор персонала

Вам потребуются администраторы, бухгалтер, механики, работники трассы, инструкторы. На должность механиков отлично подойдут хорошие автослесари, которые разбираются в устройстве картов. Работники трассы – это довольно ответственная должность, так как эти люди обязаны следить за безопасностью клиентов и отвечать за неё. Также они должны следить за тем, чтобы за руль карта не допускались люди, которым это запрещается. В эту категорию входят беременные женщины и люди в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. А людям, которые имеют серьезные заболевания сердца, опорно-двигательной системы или незажившие спортивные травмы, не рекомендуется участвовать в картинг-заездах. Все эти моменты должны быть донесены до клиентов инструкторами и работниками трассы.

Инструкторы должны быть ответственными. В картинг-клуб будут часто приходить клиенты, которые ни разу не сидели за рулем карта. И от того, насколько грамотно инструктор расскажет всю необходимую информацию и правила поведения на трассе, будет зависеть безопасность катающихся.

Администраторы будут работать с клиентами – отвечать на звонки, консультировать по всем вопросам, записывать на участие в гонках, производить расчеты.

Источники дохода

Основным источником дохода будет плата за аренду картов и участие в заездах. Также можно организовывать корпоративные мероприятия для различных компаний. Сейчас очень модно проводить корпоративы в экстремально-спортивных форматах, и картинговые гонки подходят как нельзя лучше. Получать доход вы можете и от организации обучения, открыв при клубе школу вождения картов.

Разрабатываем бизнес-план

Для открытия клуба необходимо составить бизнес-план, в котором следует учесть такие статьи расходов:

  • Аренда участка земли – в зависимости от его размера и места расположения.
  • Подготовка и ремонт картодрома – до 4 тысяч долларов.
  • Приобретение машин – до 20 тысяч долларов (если подержанные, то в 3 раза дешевле).
  • Приобретение другого оборудования – до 5 тысяч долларов.
  • Приобретения экипировки для клиентов (защитные комбинезоны и шлемы) – от 15 до 80 долларов за один комплект.
  • Транспортные и организационные расходы – до 1 тысячи долларов.
  • Заработная плата сотрудникам – от 1 до 4 тысяч долларов.

При расчете прогнозируемой прибыли нужно учитывать стоимость аренды одного карта и количество клиентов в день. По статистике, картинг-клубы начинают получать ожидаемую прибыль примерно через 3-5 месяцев работы.

В нашей стране картинг как спорт перестал существовать примерно в конце 70-х, возродившись лишь два года назад благодаря живому интересу соотечественников к «Формуле-1″. Сейчас в Москве действует около десятка частных картодромов (на открытом воздухе и в помещениях). И это не предел: в Америке, например, их сотни.

Десятиминутная поездка по гладкому покрытию картодрома стоит в столице от 250 до 400 рублей. Все больше предпринимателей рассматривают картинг как доходный и сравнительно доступный бизнес .

В зависимости от того, какого потребителя вы рассчитываете привлечь, первоначальные инвестиции в этом бизнесе будут существенно варьироваться. Самый экономичный вариант выглядит так. Чтобы не финансировать стройку, предприниматель арендует уже заасфальтированную площадку и обкладывает ее старыми покрышками. Без учета аренды земли это обойдется примерно в 2 — 3 тыс. долларов. Потом нужно купить несколько подержанных машин — и можно приглашать клиентов. Цена старого карта составляет около 700 долларов, иногда меньше. При распродаже имущества картодрома в Люберцах карт стоил всего 300 долларов.

Аренда
По мнению администратора клуба «10 дюймов» Дарьи Лутцевой, искать место под картодром лучше всего в какойнибудь индустриальной зоне с большим количеством промышленных помещений и складов. Есть открытые и закрытые площадки. Сам клуб «10 дюймов» расположен в одном из цехов бывшего завода «Станколит». Идеальным вариантом Дарья считает площадку в 3 — 4 тыс. кв. м: этого достаточно, чтобы проложить трассу протяженностью 600 — 700 м — с правильными углами, поворотами и прямыми участками для разгона.

Машина
По словам Сергея Кириллова, пресссекретаря Русской школы картинга «Пилот», практически на всех российских картах установлены моторы фирмы «Хонда», поскольку только эта фирма их и продает. Интересно, что разработаны они были для газонокосилок и генераторов. Клиенту, впервые севшему за руль, обычно предлагают карт с мотором «Хонда 200″ (6,5 л. с.). Для длинной трассы и высокой скорости больше подойдет «Хонда 270″. Есть еще мотор «Хонда 340″ (13 л. с.), однако он считается дефицитным и встречается редко.

Новая машина стоит 1,5 — 2 тыс. долларов, а с мощным двигателем — на 1 — 2 тыс. дороже. Однако век карта недолог, поэтому машины и запчасти придется докупать регулярно. Тот же «Пилот» к моменту открытия в октябре прошлого года закупил двадцать автомобилей. С тех пор их осталось только три, причем собраны они из деталей других картов — это обычная практика.

Рамы для картов производят в России только три фирмы: одна в Москве и две в Санкт-Петербурге. Особой популярностью среди профессионалов они не пользуются. В клубе «10 дюймов», к примеру , покупка отечественных рам считается напрасной тратой денег: местные картингисты предпочитают отовариваться в датской фирме DINO.

Со сменой деталей дело обстоит хуже. В нашей стране картинг-индустрия только начинает развиваться. Некоторых деталей нет в продаже, качество других оставляет желать лучшего. Однако детали можно заказать любому заводу по обработке металлов: предприятия в этом очень заинтересованы. Оптовые покупатели вправе рассчитывать на скидки.

Персонал
Искать механиков лучше всего в среде спортсменов-картингистов. Подойдут также автослесари с опытом ремонта отечественных машин. Специалисты по иномаркам тут не годятся: нужны люди со смекалкой и уверенностью в том, что большинству деталей можно найти достойную замену. Начальная зарплата такого мастера — 300 — 400 долларов.

Кроме того, в штате обязательно должны быть работники трассы, которые несут ответственность за безопасность клиентов. Экономить на них (примерно по 100 долларов каждому) не рекомендуется: страдает имидж заведения. Желательно также наладить сотрудничество со страховой компанией. Хотя случаи травматизма в картинге редки, следует предусмотреть и худший вариант.

Одежда
К числу дополнительных расходов относится покупка спецодежды — летних и зимних комбинезонов для клиентов. Продается она в одноименном магазине и стоит недорого: 50 рублей за летний (одноразовый) комбинезон и 500 рублей — за зимний. Понадобятся также шлемы. Здесь возможен выбор: китайские за 500 рублей или итальянские — за 60 долларов.

Трасса, покрытие
Трасса длиной около 300 м считается короткой; оптимальная протяженность составляет более 700 м. Однако на рынке встречаются оба варианта. Первый можно увидеть в крытом двухуровневом карт-центре, расположенном под гостиницей «Россия». Его собственноручно спроектировал Нариман Бабаев — владелец центра, строитель по образованию. Подобный комплекс (с бильярдом, рестораном и т.д.) предназначен в первую очередь для комфортного времяпрепровождения. Как правило, со временем появляются постоянные клиенты, которым приятнее потягивать коктейли в холле клуба, чем у себя дома.

Другой пример — школа «Пилот» (длина трассы — 976 м, площадь картодрома — 40 тыс. кв. м). Под стать масштабам подобного комплекса и стоимость строительства — порядка 80 тыс. долларов. Опытный хозяин со временем может надеяться на месячный доход в 40 — 50 тыс. долларов, две трети из которых придется тратить на ремонт автопарка.

Большое значение для этого бизнеса имеет покрытие трассы: чем оно хуже, тем быстрее изнашиваются шины. Иногда для окончательного износа хватает трех часов.

Хронометраж
Любой уважающий себя картодром должен иметь систему электронного хронометража. Датчики определяют скорость движения, а на табло выводятся результаты каждого заезда. Если вы скажете об этом клиенту, он наверняка пожелает улучшить свои показатели. А значит, вернется. Стоит хронометраж недешево — около 5 тыс. евро (дополнительную информацию можно найти на сайте www.amb.nl). Приобрести его лучше заранее, до того как вы начнете укладывать асфальт, поскольку датчики закатываются прямо в него.

Вентиляция
Система вентиляции необходима только в крытом картодроме, где нет выхода для выхлопных газов, и выложить за нее придется около 10 тыс. долларов.

Итого (без учета аренды)
Микрокартодром: 300 метров «чужого» асфальта, три старые машины, покрышки, униформа, зарплата механику, сарайчик вместо административного здания — 3 — 4 тыс. долларов минимум. В качестве рекламы — железный щиток у входа. Разумеется, прибыли в таком случае хватит лишь на обеспечение жизнедеятельности самого проката. Рекомендуемая площадь — от 2,5 до 3 тыс. кв. м.

Картодром среднего уровня: 300 — 400 м заасфальтированной вами трассы (общая площадь картодрома — около 3 тыс. кв. м), скромное здание администрации, десяток машин, небольшой штат сотрудников. Такой вариант обойдется в 25 — 35 тыс. долларов.

Спортивная трасса: 900 м, административное здание, система хронометража, несколько механиков, десяток рабочих, душевые кабинки, фонтан в холле- Тысяч 100 долларов.

Как это было у них…

Считается, что изобретение картинга — это заслуга американских летчиков, развлекавшихся таким образом в перерывах между полетами во время второй мировой войны. Наскоро сваренные трубки, маленькие колеса, двигатель — и машина готова .

Тогда никто не мог представить, что спустя несколько лет забава авиаторов превратится в популярный вид автоспорта, который даст миру много великих гонщиков.

Инициатива исходила от Арта Ингельса, механика отделения фирмы «Куртис крафт компани» , которая выпускала гоночные автомобили в Индианаполисе. В августе 1956 года Ингельс построил первый карт — несложный, высокий, с примитивным ручным тормозом. Роль силовой установки играл двигатель от газонокосилки «Уэст бэнд» мощностью 1,84 кВт.

Бурное развитие картинга в Европе началось в 1958 году — после того, как в Англию привезли пять картов. Моментально появилось множество фирм, специализирующихся на производстве картов, стали строиться специальные картодромы, возникли дискуссии о правилах. О темпах развития картинга и его огромной популярности свидетельствует такой факт: в 1960 году только в Англии было 120 фирм, выпускающих карты. Картинг стал не только развлечением, но и спортом.

В СССР началом развития картинга как вида автомобильного спорта считается 3 декабря 1960 года, день утверждения Федерацией автомобильного спорта СССР правил проведения соревнований, классификации и технических требований к микроавтомобилям типа «Карт».

Соревнования по картингу проводились в разных городах страны главным образом на велосипедных треках и беговых дорожках стадионов, спортивная география постоянно расширялась. В 1962 году состоялись первые Всесоюзные соревнования картингистов. Начиная 1963 года ежегодно (летом и зимой) проводились чемпионаты СССР, союзных республик, городов Москвы и Ленинграда среди взрослых и юношей. С 1964 года советские картингисты участвуют в международных соревнования, а с 1966 — в многоэтапных международных соревнованиях на «Кубок Дружбы» социалистических стран.

В 70-е годы картинг в СССР достиг пика популярности и стал самым массовым видом автомобильного спорта.

Картинг — прекрасное средство обучения
Во всем мире на специальных картинговых трассах за небольшую плату можно получить карт напрокат. Посетители знакомятся с азами управления автомобилем, а также с конструкцией и эксплуатацией двигателя и шасси. Правда, больших скоростей такие карты не развивают, но на первом этапе знакомства с техникой это не столь важно.

Некоторые характеристики
Максимальная длина карта без коробки передач составляет 1,5 м, с коробкой передач — 2,5 м.

Ширина трассы: минимальная — 8 м (в отдельных случаях допускается 6 м, но только для трасс, построенных до 1992 года), максимальная — 13 м.

Уклоны (максимальные): продольные — 5%, поперечные — 10%; обратные поперечные уклоны не допускаются.

Длина прямых участков: для картов без коробки передач — 170 м, с коробкой передач — без ограничений.

Допустимое число картов на трассе: при длине до 1000 м — 26 (на тренировке — 40), при длине до 1500 м — 34 (на тренировке — 51), при длине более 1500 м — 60.

Покрытие: асфальт по всей длине трассы, уложенный согласно требованиям к автомобильной дороге 4 категории. Не допускается изменение качественных показателей асфальта на поворотах и в зонах торможения. Рекомендуется не пользоваться трассой ранее, чем через месяц после укладки асфальта.

Повороты могут иметь постоянный или увеличивающийся радиус. На внутренней стороне поворотов рекомендуется устройство бетонных бордюров с уклоном 15% на длине 25 см и горизонтальной частью длиной 25 см.

Обочина: на прямых участках она должна быть на уровне полотна трассы. Обочина может быть из песка или мелкого гравия, разрешается также засеять ее травой. В пределах 6 — 10 м (зона безопасности) недопустимы никакие локальные препятствия, деревья и строения, резкое изменение профиля поверхности. Если эта зона меньше указанного размера, следует установить защитные устройства из легкого и прочного материала — тюков прессованной соломы, блоков пенопласта, поролона или стопок шин легковых автомобилей. Такая защита усиливается на поворотах и в местах, где полосы встречного движения проходят на расстоянии менее 10 м друг от друга. Применение автомобильных шин для разделения встречных потоков запрещено. Места для зрителей располагаются минимум в 10 м от края трассы. Если эти места находятся напротив закруглений трассы или на расстоянии 6 — 10 м от нее, необходимо предусмотреть эффективную защиту (отбойную стенку) высотой не менее 1 м. Край трассы, как правило, размечается широкой (10 — 20 см) белой линией.