Борьба за Арктику: как России отстоять свои интересы. Борьба за Арктику: как и зачем США раздувают ледяной огонь холодной войны Арктика: из-за чего сыр-бор

Второго января к новому месту службы – на Северный флот – прибыл новейший дизель-электрический ледокол проекта 21180 «Илья Муромец». Событие, прямо скажем, не рядовое. Особенно если взять во внимание, что этот ледокол стал первым за последние 45 лет созданным специально для Военно-Морского Флота России.

Нашим зарубежным соседям «странам-партнерам» можно было хотя бы для приличия порадоваться за сей факт. Ну, или как минимум скромно промолчать. Увы. Буквально на следующий день в своей статье в газете The Wall Street Journal бывший заместитель госсекретаря США Пола Добрянски совершенно «случайно», без какой-либо привязки к нашему ледоколу, призвала западные страны укрепиться в Арктике для противостояния угрозам со стороны России. Экс-политик сделала акцент на Арктическом регионе, который является крайне важным не только на перспективу в плане добычи углеводородов, но и с точки зрения защиты национальной безопасности с севера. Особенно она посокрушалась, что если тенденция к глобальному потеплению и таянию арктического льда сохранится, Северный морской путь будет открыт на протяжении всего года. А это не только существенно увеличит значение региона, изменив карту глобальных морских транспортных путей, но и даст России огромный экономический рычаг давления.

В своей статье Добрянски призывает «исправить» эту ситуацию. По ее мнению, администрация Трампа должна устроить Москве решительное противостояние. Для этого Вашингтону необходимо нарастить военную инфраструктуру в Северном регионе, обязательно разместить штаб-квартиру нового командования на территории США и продемонстрировать, кто на самом деле является здесь «предводителем НАТО и всего мира».

Эта американка украинского происхождения настолько непосредственна, что, призывая раздуть огонь холодной войны в Арктике, открытым текстом дает понять: США ради собственного экономического превосходства не остановятся ни перед чем. И еще, не до конца, по-видимому, осознавая, что творит, она расписывается в слабости позиций своей страны в регионе. Ну нет у них здесь ни технических возможностей для добычи нефти и природного газа; ни соответствующих сил ледокольного флота; ни специалистов, готовых работать в условиях Арктики… Есть лишь непомерные амбиции и огромное желание диктовать всем свои условия.

Не будем сейчас вспоминать Конвенцию ООН по морскому праву от 1982 года, согласно которой морские государства имеют право устанавливать исключительную экономическую зону шириной 200 морских миль от береговой черты. В случае если шельф простирается дальше этого рубежа, страна может расширить свои владения до 350 миль и получить контроль над ресурсами, в том числе и нефтегазовыми. При этом следует отметить: Россия ни на метр не превысила своих полномочий, предписанных конвенцией. Не будем также говорить, насколько велик объем этих ресурсов в Арктическом регионе. По данным профильных специалистов ООН, здесь сконцентрировано до четверти всех мировых запасов углеводородов. Только одной нефти в Арктике почти в 2,5 раза больше, чем всех российских ресурсов вместе взятых.

Зато лучше порадуемся за прозорливость руководства нашей страны при принятии решений. Насколько прав был Верховный главнокомандующий Владимир Путин, поручивший в апреле 2014 года укрепить границу в Арктике и создать здесь единую систему базирования надводных кораблей и подводных лодок. А также образовать военно-административную единицу Вооруженных Сил РФ в этом регионе под названием Объединенное стратегическое командование «Север». Для его названия еще используется термин Арктические войска. Зона ответственности этих войск простирается от Мурманска до Анадыря.

Воинские подразделения, дислоцирующиеся на береговых и островных территориях, сведены в Объединенную тактическую группу, которая уже в октябре 2014 года приступила к выполнению возложенных на нее функций. Все подразделения оснащены современным вооружением и техникой, в том числе береговыми комплексами «Рубеж» с крылатыми ракетами «Термит-Р» и зенитно-ракетными комплексами малой дальности «Панцирь-СА» и «Тор-М2ДТ».

… Ни для кого не секрет, что в арктических границах Евразии и Америки находится полтора десятка государств, большинство из которых – члены НАТО и ЕС. Каждая из этих стран имеет свой выход к морю и каждая вправе претендовать на собственную 200-мильную экономическую зону. Но, насколько мне известно… Ни одно из государств даже в далеком приближении не имеет с Россией паритета ни по одной из позиций в освоении Арктики. Никто при этом не надувает щек и никому ничего не пытается доказывать. Только американцы, которые до сих пор не ратифицировали Конвенцию ООН-1982, усматривают угрозу со стороны России. Причем не только для своих интересов, хотя они не получили международного определения границ своего шельфа, но и для морских путей сообщений и коммуникаций в целом. И опять под эту марку им нужно наращивать военную инфраструктуру – и свою, и НАТО, чтобы в очередной раз продемонстрировать миру, кто в доме хозяин.

Не хотелось бы заниматься сегодняшним противопоставлением нашей и американской военных составляющих в Арктике и тем более вдаваться в далекую историю ее покорения, которая берет начало еще в XVII веке. Однако кое-какие соображения плюс собственный опыт по части покорения полюса и плавания по морям Северного Ледовитого океана у меня имеются. Так вот, июль 1962 года, когда наша первая атомная подводная лодка «К-3» на которой старшим был контр-адмирал Александр Иванович Петелин, впервые в истории страны всплыла на Северном полюсе, можно считать началом эры плавания наших подводников под толщей паковых льдов.

Не знаю точной статистики по состоянию на начало нынешнего года, когда боевое дежурство под арктическим ледяным панцирем для наших подводников стало стандартной процедурой, но только к концу 90-х годов советскими и российскими подводниками было совершено свыше 60 походов подо льдами Арктики. В том числе на Северный полюс, Северным морским путем от Кольского полуострова с всплытием в районе Камчатки и даже кругосветка отряда подводных лодок Северного флота без всплытия. Что-то я не слышал, чтобы подводники какой-то другой морской державы рапортовали своему командованию о чем-то подобном.

У меня, например, вызывает удивление почему американские подводники, которые на четыре года раньше наших покорили на своем «Наутилусе» Северный полюс, как-то очень заметно поотстали в деле обучения экипажей лодок практическим действиям во льдах. Не хочется ерничать по поводу вмерзшей в лед американской многоцелевой атомной субмарины, которая аварийно всплыла в Арктическом регионе (этот сюжет не очень давно «прокатился» по всем сетям Интернета), потому что от аварийных ситуаций в море не застрахован никто. Но есть факт, от которого отмахнуться нельзя. Наличие атомных подводных ракетоносцев и обученность личного состава выполнять поставленные задачи – это ключевой аргумент в любой зоне действия и в любое время, с которым вряд ли кто-то посмеет не согласиться…

Добавить к словам Героя РФ нечего. Учитывая, что Арктический регион очень перспективен, можно не сомневаться: противостояние, нагнетаемое Соединенными Штатами Америки, будет усиливаться. Но поскольку за океаном прекрасно понимают, что победить в этом противостоянии в обозримом будущем у них вряд ли получится, они обязательно прибегнут к испытанным средствам. А значит, нам следует ожидать и мощнейшей порции информационных атак, и какого-нибудь очередного санкционного пакета против России.

Двусторонние контакты в международной практике являются делом обычным и постоянным. Вот и визит госсекретаря Соединенных Штатов Америки Хиллари Клинтон 1-2 июня с.г в Норвегию, казалось бы, не был объявлен как нечто особенное. После пребывания в столице Норвегии городе Осло миссис Клинтон в сопровождении министра иностранных дел Норвегии Йонаса Сторе отправилась на север этой страны в город Тромсё. Здесь состоялись переговоры, касавшиеся проблем Арктики, а если быть точнее — проблем борьбы за Арктику, которая постепенно входит в активную фазу. Переговоры проходили за закрытыми дверями, многое за этими дверями и осталось, и судить о них можно лишь по последовавшей пресс-конференции.

О чем конкретно шла речь? Первое, что обратило на себя внимание, – это неумеренная активность двух политиков в сферах, где полномочий представителей только двух арктических стран явно недоставало.

Речь шла в первую очередь о возможности «интернационализации» ресурсов Арктики и Северного морского пути. Американцы и норвежцы выразили намерение «устанавливать правила» для этого региона мира. По словам Х.Клинтон, «администрация президента Обамы настаивает на ратификации закона Конвенции о морях, который обеспечивает международную основу для изучения новых возможностей в Арктике. Конвенция устанавливает правила движения, которые защищают свободу судоходства, обеспечивают безопасность на море, служат интересам каждой нации, которая пользуется морскими путями для коммерции и торговли, а также устанавливает основу для разведки природных ресурсов, которые могут присутствовать в Арктике». Казалось бы, все выглядит гладко, но за этой благозвучной фразой кроется большая проблема – проект закона Конвенции существует давно, но он так и не предложил универсального варианта разделения международной и национальной компетенции ни в прибрежных, ни в экономических зонах арктических государств. Его следует «довести до ума», но как раз этого американцам и норвежцам не нужно. С теми «дырами», какие проект имеет сейчас, он позволит истолковывать интересы разных государств в Арктике по праву сильного.

Более того, в Арктике не достигнуто разделение шельфов по национальной принадлежности, и соваться туда со «свободой международной деятельности» означает стремительно наращивать клубок проблем, чреватых самыми драматическими последствиями. Например, претензии России на владение хребтом Ломоносова ничего кроме смятения на Западе не вызвали. Российские ученые установили, что хребет, начинаясь от российского побережья, пересекает центральную часть Северного Ледовитого океана и простирается примерно на 1800 км от Новосибирских островов до острова Элсмир в Канадском Арктическом архипелаге. Ширина варьируется от 60 до 200 км. Это огромная территория, далеко выходящая за пределы 200-мильной экономической зоны РФ. В 2002 году Россия обратилась с заявкой в Комиссию ООН по внешним границам шельфа, в которой аргументировалось предложение об установлении новых границ континентального шельфа России, выходящих за пределы установленной 200-мильной зоны (однако в пределах российского Арктического сектора). Одним из аргументов российской стороны было утверждение о том, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева являются непосредственным продолжением континента. Комиссия ООН не отвергла, но и не удовлетворила российскую заявку и вопрос о перспективах освоения шельфа завис в воздухе.

Это типичный пример того, что огромное Арктическое пространство в определенном смысле напоминает территорию Дикого Запада, в которую готовы устремиться переселенцы из разных стран, утверждая свои захваты правом сильного. Именно на это и похожи намерения американских и норвежских политиков.

В целях реализации своих амбиций они собираются использовать международный инструмент Арктического совета.

Арктический совет был создан в 1996 году по инициативе Финляндии для защиты природы уникальной полярной зоны. Он состоит из восьми государств (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США). И занимается проблемами экологии Севера, а также сотрудничеством в авиационном и морском поиске и спасении.

Казалось бы, такого рода организации можно только приветствовать, если бы не одно «но». Но чем дальше, тем больше: совет становится органом на услужении основных западных участников, и в первую очередь США, а Россия все больше и больше отодвигается на периферию этой активности. Вот и на сей раз госсекретарь США обозначила в составе Арктического совета некий «центр» из пяти стран: США, Норвегии, Швеции, Исландии и еще одной, не названной страны (но явно не России), который и «станет ядром» освоения Арктики.

В Тромсё к 2030 году будет построен международный центр, и именно здесь разместится постоянный секретариат Арктического совета. К тому же США были названы «важнейшим» государством Арктического совета, как бы автоматически получая роль координатора и куратора его работы. О крупнейшей державе арктического побережья – России, контролирующей весь Северный морской путь, – не шло даже и речи.

Зато высказанные планы, как и положено, звучали благостно. В них и слова не было сказано о реальных амбициях участников, зато многоречиво повествовалось о спасении арктической экологии. В частности, Х.Клинтон заявила: « Соединенные Штаты и Норвегия намерены поощрять ответственное управление этими ресурсами(?) , и мы сделаем все возможное для предотвращения и смягчения последствий изменения климата. Я выделяю новые партнерские отношения, что я определила как «Коалицию за климат и чистый воздух» (the Climate and Clean Air Coalition), и мы очень рады, что Норвегия является членом ее. Поэтому я хочу поблагодарить Норвегию за внесение первоначального обязательства в полтора миллиона долларов, а также залог Норвегии в один миллион долларов специально на целевую программу по черному углероду в Арктике. Я очень благодарна, что у нас была возможность встретиться с главой Statoil и представителем новой компании Norwegianers и с ExxonMobil и обсудить с ними возможности сокращения выбросов метана и сажи нефтяными и газовыми компаниями в процессе собственного производства…»

Казалось бы, Х.Клинтон умело подменила арктическую проблематику проблемой экологии, только неясно, какое отношение участники имеют к «ответственному управлению (чужими!) ресурсами» и идет ли речь в программе по черному углероду в Арктике только о предотвращении разливов нефти или о чем-то другом?

Некоторое разъяснение этим вопросам дает следующая фраза Х.Клинтон: «…и вы правы, что многие страны поглядывают на то, что станет потенциалом для разведки и добычи природных ресурсов, а также на новые морские пути, и все чаще выражают заинтересованность Арктикой. И мы хотим, чтобы Арктический совет оставался главным учреждением, которое занимается вопросами Арктики. Таким образом, одним из вопросов повестки дня, как мы представляем, является возможность для других стран, очень далеких от Арктики, больше узнать об Арктике. Эти страны должны быть интегрированы в рамках сотрудничества, которые мы создаем и, по сути, устанавливаем некоторые стандарты, которым, нам хотелось бы, следовали все».

Миссис Клинтон мягко стелет. Но из сказанного становится очевидным, что Арктический совет превращается в структуру, курирующую весь процесс освоения Арктики, и это будет делаться под руководством узкой группы государств, обозначенной на встрече в Тромсё.

Процесс освоения Арктики без привлечения к нему России (или невключение ее в «ядро управленцев») будет являться подобием самозахвата чужой территории, потому что без претензий на «освоение» богатств, которые Россия считает своими, здесь обойтись не может.

Русская арктическая территория является богатейшей в этом районе. По подсчетам Министерства природных ресурсов и экологии, русская арктическая территория может содержать до 586 миллиардов баррелей нефти (нефтяные запасы Саудовской Аравии составляют 260 миллиардов баррелей). В Арктике есть крупные залежи угля, никеля, меди, свинца, цинка, золота, алмазов и титана. И огромная часть этих запасов находится на российских шельфах.

Кроме того, «самозахват» нельзя исключать потому, что реальные возможности РФ защищать свои интересы в Арктике резко снижены. Слабость конкурента всегда была для потомков покорителей Дикого Запада главным основанием для того, чтобы игнорировать его интересы.

Сильно ослаблено военное прикрытие Севера. Северный флот стареет и практически не пополняется новыми кораблями. В его состав входят (не считая атомные ракетные подлодки, относящиеся к СЯС) 16 атомных (7 в ремонте) и 7 дизельных (1 в ремонте) подлодок, 1 авианосец, 3 крейсера (1 в ремонте), 2 эсминца, 5 больших (2 в ремонте) и 6 малых (3 в ремонте) противолодочных кораблей, 3 малых ракетных корабля, 7 тральщиков, 5 десантных кораблей (3 в ремонте). Из ремонта в нашем ВМФ корабли возвращаются в строй крайне редко. Гораздо чаще из него идут на разделку. Из надводных кораблей более или менее современными и боеспособными являются лишь введенные в строй в 90-е годы атомный крейсер «Петр Великий» и БПК «Адмирал Чабаненко».

Если иметь в виду, что протяженность нашего арктического побережья насчитывает почти 20 тыс. км, а Северный флот, по сути, считается не только и даже не столько «северным», сколько «атлантическим» и призван решать стратегические задачи, то становится ясным, какова нехватка военно-морского потенциала на этом направлении. Для ВМС НАТО, состоящего из сотен боевых кораблей, это не соперник.

Не лучше обстоит дело и с охраной побережья. Группировка Вооруженных Сил РФ дислоцируется лишь на самом западном его краю, на северо-западе Кольского полуострова. Это 1 мотострелковая бригада, 1 бригада морской пехоты, 3 авиабазы и 2 зенитно-ракетных полка С-300П. Суммарно они включают примерно 100 танков, более 100 БТР, свыше 100 артиллерийских систем и 60 боевых самолетов, около 30 ударных и столько же транспортных вертолетов. Если двигаться вдоль побережья на восток, то еще найдется всего одна боевая часть – зенитно-ракетный полк С-300П под Северодвинском. Дальше – до Берингова пролива – нет ничего.

Атомный ледокольный флот деградирует и не обновляется более 20 лет. В случае если иностранные компании начнут массово ставить в экономической зоне РФ буровые платформы, то у России возникнет большая проблема силового воспрепятствования этой тенденции, так как для этого нужны специальные силы и средства. Тем более проблема вырастет, если эти буровые платформы возьмут под защиту ВМС соответствующих государств. Реальна ли такая угроза? В последние годы США, Канада, Дания, Норвегия резко активизировали свои арктические военные программы. Заговорили даже о Северном «Мини-НАТО» в составе Великобритании, Исландии, Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Эстонии, Латвии и Литвы. Канада планирует создать к 2012 году арктические ВМС, построив 8 боевых кораблей арктического класса. Правительство Дании одобрило план создания в 2011–2014 гг. объединенного Арктического военного командования, развертывание военной базы на севере Гренландии, а также формирование Арктической группировки сил реагирования.

Отдельной главой следует рассматривать проблему Северного морского пути, проходящего вдоль российского побережья .

После экспедиции Отто Шмидта (1932 год) Северный морской путь Мурманск – Владивосток работал постоянно. Даже Отечественная война не смогла приостановить его работы. Но сейчас функционирует только отрезок от Мурманска до Диксона, а Севморпуть нужен мировой экономике в прежнем виде. Значит, вскоре обозначится интерес к его восстановлению со стороны зарубежных государств. Тем более что в результате глобального потепления значительная часть льдов Арктики и Антарктиды подверглась разрушению и Северный путь становится всё более доступным.

Северный путь более выгоден, чем путь через Суэцкий канал. Расстояние от Мурманска до Шанхая по Севморпути можно пройти за 22 дня, а через Суэцкий канал – только за 42 дня. Экономия времени, топлива, а это всё довольно существенные деньги, да и безопаснее – в Малаккском проливе и особенно в Красном море шалят пираты. Это лакомый кусок, который не может остаться без внимания международных корпораций. Поэтому уже сегодня в Южной Корее и КНР, не имеющих отношения к Арктике, быстрыми темпами развивается программа строительства ледоколов.

Что же делается Россией для выправления ситуации?

Российское правительство разработало «Основы государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» еще несколько лет назад. На первом этапе 2008-2010 гг. ничего существенного сделано не было. Все негативные тенденции, присутствовавшие и ранее, только усугубились. МЧС провела экспедицию с целью мониторинга опасных объектов — в Карском море мониторинг затопленных ядерных реакторов. На Новой Земле экспедиция детально обследовала реакторную сборку и реакторный отсек атомного ледокола «Ленин».

До 2020 года планируются:

— модернизация портов;

— МЧС России планирует создать систему специализированных аварийно-спасательных центров в российском секторе Арктики, в зону ответственности войдет и вся трасса Севморпути. Места будущих центров МЧС: в Архангельске, Салехарде, Дудинке, Тикси, Певеке и Анадыре. Новые подразделения оснастят пожарно-спасательным спецоборудованием, вертолетами со специально подготовленными экипажами, а также судами и катерами;

— в 2011–2015 гг. запланировано создание единого информационного пространства Арктической зоны России, рассматривают прокладку кабеля по дну арктических морей – систему «Поларнет»;

— есть планы создания в Петропавловске-Камчатском международного порта, крупного транспортного узла на Северном морском пути между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Северной Европой.

Это все нужные и полезные планы, но они не предусматривают вероятность жесткого столкновения интересов в этом районе мира. Поэтому кроме мер, предусмотренных в «Основах государственной политики РФ в Арктике…», крайне необходимо:

— немедленно начать строительство нового ледокольного флота;

— стимулировать сырьевые корпорации на разработку национального шельфа независимо от его признания ООН;

— разработать комплексную программу по экономическому, социальному и культурному развитию арктических районов;

— немедленно начать восстановление и модернизацию Северного флота, переориентировав его на главную задачу – защиту Русской Арктики;

— создать специальное боевое подразделение, способное реально представлять силовые аргументы в точках будущего столкновения интересов в этом районе мира;

— на дипломатическом фронте жестко отстаивать свои позиции, не дать Западу добраться до русских кладовых Севера.

В целом же эксперты говорят о том, что потенциал русской Арктики дает возможность разработать национальный мегапроект, который стал бы одним из основных локомотивов модернизации экономики. Но для того чтобы включиться в начинающуюся «Северную гонку», России придется напрячь усилия и сконцентрировать на данном направлении колоссальное количество средств.


Дмитрий Седов

http://www.fondsk.ru/rubrics/avtorskaja-kolonka.html

Кому достанется Арктика?
Глобальное потепление грозит накалить отношения между странами полярного региона

Охота на российские траулеры, устроенная норвежскими властями, является отзвуком той борьбы, которая идет за арктические просторы. Эта борьба пока носит не слишком громкий характер, но перспективы, которые несет освоение Арктики, заставляют страны региона готовиться к решающей схватке уже сейчас.
По данным канадских ученых, в период с 1969 по 2004 год объем льда на востоке Канадского арктического архипелага уменьшился на 15 процентов. В некоторых местах на западе страны он снизился на треть. Многие специалисты не исключают, что в XXI веке летом Арктика будет полностью свободна ото льда. Северный Ледовитый океан уже называют Средиземным морем будущего, учитывая те возможности, которые откроются после того, как растают льды. Если сейчас для морской перевозки грузов из Европы в Азию приходится идти через мыс Доброй Надежды, то есть огибать Африку, то в будущем можно будет идти прямо через Северный полюс, причем безо всяких ледоколов. А это сократит путь приблизительно на 4 тысячи миль.

В прошлом году российский посол в Канаде Георгий Мамедов заявил, что пора заняться строительством Арктического транспортного моста между Северной Америкой и Европой. Как отметил Мамедов, российская сторона уже вовсю занимается обустройством своей оконечности этого моста в Мурманске. Не дремлют и заокеанские партнеры. В 1997 году на аукционе американский бизнесмен Пэт Бро купил за 7 (семь) долларов порт Черчилл на севере Канады, ожидая в будущем как минимум 100 миллионов долларов в год от оживленных арктических грузоперевозок.

По мнению многих, Арктику можно сравнивать не только со Средиземным морем, но и с Персидским заливом. По мнению американских геологов, в Арктике может залегать чуть ли не четвертая часть всех энергоресурсов Земли. Искать нефть и газ в Арктике сейчас - в условиях заоблачных цен на топливо и таких же заоблачных прибылей энергетических компаний - сам Бог велел. Действительно, надо же все эти деньги куда-то вкладывать!

О неизбежности начала энергетической лихорадки за Полярным кругом свидетельствует недавняя провальная попытка заблокировать в американском Сенате решение о разработке нефтегазовых месторождений в Национальном заповеднике на Аляске. И сенаторов можно понять. За счет продажи прав на разработку месторождений на Аляске бюджет надеется выручить около 2 с половиной миллиардов долларов. При нынешнем бюджетном дефиците и росте военных расходов для Штатов и это деньги.

В свете всего вышесказанного не удивительно, что страны арктического региона в предвкушении будущих прибылей готовы решительно отстаивать свои интересы. И инцидент с российскими траулерами в Баренцевом море является как раз примером того, как Норвегия пытается постепенно выдавить Россию из этого сектора Арктики.

Россия не согласна с действиями Норвегии, которая в конце 70-х годов объявила 200-мильную зону вокруг Шпицбергена своей исключительной экономической зоной, или, как ее называют сами норвежцы, "рыбоохранной". Таким образом, оказались поставлены под сомнение договоренности 1920 года, согласно которым СССР, а ныне Россия, могут добывать природные ископаемые и ловить рыбу в этом районе. Печально, что сейчас Россия добровольно уходит с самого Шпицбергена. Из двух российских рудников на островах остался один, да и тот - на грани закрытия.

Так менялся ледовый покров Арктики в период с 1979 по 2002 гг. (по данным NASA) (фото см. по ссылке)

В отличие от России, Норвегия усиливает свое присутствие на территории соседа. Норвежский банк DnB NOR купил недавно мурманский Мончебанк. Как заявляли представители DnB NOR, покупка российского банка позволит им укрепить позиции в таких сферах, как рыболовство, морские грузоперевозки, а также нефтегазодобыча в Баренцевом море. Кстати, это уже третий скандинавский банк, который начал свою деятельность на территории России.

Как и Норвегия, другие страны региона также не признают границы полярных владений России, установленные советским правительством еще в 20-е годы прошлого века. Тогда большевики просто провели на карте две линии: от Мурманска и Чукотки к Северному полюсу. Все, что попало внутрь этих границ, объявили владениями СССР. После подписания ооновской Конвенции по морскому праву, Москва решила фактически закрепить картографические завоевания большевиков, воспользовавшись юридической дырой в тексте Конвенции. Согласно ее тексту, страна может претендовать на исключительную экономическую зону протяженностью свыше положенных той же Конвенцией 200 миль, если будет доказано, что шельф от ее берегов тянется дальше этого расстояния. Сейчас Россия доказывает всем, что ее шельф никак не хочет заканчиваться обрывом в океанские глубины и продолжается чуть ли не до Северного полюса. Однако здесь России приходится спорить уже не столько с Норвегией, сколько с Данией, которая утверждает, что подводный хребет Ломоносова, проходящий как раз под полюсом, является геологическим продолжением отнюдь не Сибири, а Гренландии, которая с 30-х годов принадлежит датской короне.

Кстати, Дания является участницей еще одного, пожалуй, самого анекдотического противостояния из всех существующих в Арктике. Дания спорит с Канадой за крохотный островок Ханс, находящийся в проливе между канадской территорией и Гренландией. Периодически остров посещают канадские и датские экспедиции, которые оставляют после себя государственные флаги своих стран. Три года назад очередная датская экспедиция обнаружила, что установленный на Хансе в 1988 году флаг исчез, а установленный в 1995-м - порван в клочки. Но тогда вину за это возложили на суровый в тех местах ветер. Однако в нынешнем году, видимо, тем же ветром, на остров занесло министра обороны Канады Билла Грэхема, после чего над Хансом стал развеваться флаг с кленовым листом. К спору между правительствами подключилась и общественность двух стран. Особенно та ее часть, которая обладает достаточным чувством юмора. Уже появился Фронт освобождения острова Ханс, борющийся с владычеством как Канады, так и Дании. Есть и радио Свободный Ханс. А два шведских ди-джея этим летом дозвонились до министров иностранных дел Дании и Канады, заявив главе датского МИДа, что в борьбу за остров Ханс вступает Швеция, а канадскому министру, представившись его датским коллегой, предложили не мудрствуя лукаво поделить остров пополам.

В портфеле у самой Канады, помимо спора с Данией, есть претензии и к Соединенным Штатам. В 1977 году Канада объявила проливы между своими северными островами территориальными водами. С чем не согласились США, которые свято уверены в том, что эти проливы являются водами международными, а значит плавать по ним может кто угодно и когда угодно. В середине 80-х годов между двумя соседними странами даже случился дипломатический скандал, когда через один из таких проливов попытался пройти катер береговой охраны США. В результате, в 1988 году между Вашингтоном и Оттавой было заключено соглашение, согласно которому Береговая охрана США может пользоваться этим северным маршрутом после уведомления канадских властей. Но американские пограничники - это одно дело, а вот иностранные танкеры и сухогрузы - совсем другое. И в качестве аргумента в пользу своей точки зрения на проблему проливов Канада в прошлом году провела самые широкомасштабные за всю историю страны военные учения в Арктике. Кроме споров за так называемый Северо-западный проход, у Канады с США не урегулированы разногласия по поводу границы между американской Аляской и канадской провинцией Юкон. Учитывая тот факт, что в том районе залегают нефтеносные пласты, спор вряд ли можно отнести к разряду легких.

Так неужели по мере того, как климат в Арктике будет становиться все теплее, отношения между странами региона будут становиться все прохладнее? Очень может быть, что им придется объединиться для борьбы с негативными последствиями глобального потепления. Ведь скептики утверждают, что оно приведет к образованию огромных льдин, которые будут таранить нефтегазовые платформы. А уж говорить о строительстве какой-либо инфраструктуры на "вечной мерзлоте" в условиях потепления, когда почва буквально начинает уходить из под ног, и вовсе проблематично.

И главное, чтобы в ссорах за шкуру пока еще не убитого медведя страны не забыли про угрозу местной фауне и радикальные изменения в жизни местных коренных народов. Вот эти-то проблемы точно надо решать всем миром.

Андрей Климонтов -специально для «Новых Известий»

11 января 2019 года министр ВМФ США Ричард Спенсер сделал заявление о том что США планируют летом 2019 года провести специальную операцию в Арктике по обеспечению свободы судоходства в этом регионе путём отправки в Арктику военного флота США. Стоит отметить что это заявление сделано в пику официальной позиции правительства России по которой с 2019 года иностранные корабли смогут проходить по Северному морскому пути только с разрешения России. Из этого можно сделать вывод что если США проигнорируют российские требования о регистрации для навигации по Северному морскому пути то это может привести к вооруженному конфликту в Арктике между Россией и США.

Предпосылки военного конфликта в Арктике

Ещё со времён СССР Арктика является одним из ключевых мировых регионов как экономически так и с точки зрения военной безопасности. Северный Ледовитый океан может быть кратчайшим путём для возможного ядерного удара по территории России. Особую опасность такой удар представляет ввиду малого времени подлёта (порядка 15 минут) стратегических ракет с подводных лодок США из евразийской акватории Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых) к пунктам базирования РВСН на Урале и в Сибири. За счёт такого короткого времени подлёта США и НАТО надеются преодолеть ядерный паритет России за счёт быстрого уничтожения основы российского ядерного щита. Кроме того Арктика набирает потенциал конфликтности из-за споров арктических государств о территориальной принадлежности участков морского шельфа не входящих в исключительную экономическую зону того или иного арктического государства. Продолжающаяся и нарастающая милитаризация Арктики заставляет задуматься над военными методами защиты интересов России в Арктике и возможными последствиями арктического военного конфликта.

Основные арктические игроки и их военные возможности в регионе

Основными претендентами на дележ Арктики являются:

1) Россия - как обладательница самого большого арктического побережья, арктического водного сектора, а также самого большого континентального шельфа;

2) НАТО, в эту организацию входят все пять остальных стран (США, Канада, Норвегия, Исландия и Дания) имеющих побережье и территориальные воды в Арктике;

3) Китай, не имеет побережья и территориальных вод в Арктике, но за счёт наращивания своей экономической, а как следствие и военной мощи (в том числе прежде всего многочисленного строящегося военного флота) может попытаться включится в дележ международного арктического шельфа - скорее всего примкнув к одной из двух сторон (к России либо к НАТО).

В целом на данный момент арктические военные потенциалы России и НАТО оцениваются поверхностно, военные возможности Китая не оцениваются совсем. Предполагается что основной целью милитаризации Арктики является необходимость полного или частичного уничтожения военной группировки потенциального противника с последующим беспрепятственным использованием акватории этого противника в экономических целях (прежде всего подход НАТО). Сейчас многими экспертами, в том числе западными указывается на тотальное превосходство России перед Западом в количестве ледоколов и этот факт подаётся как беспокоящее Запад военное преимущество России в Арктике. Но ледоколы не являются военными кораблями, главное военное значение в Арктике будут иметь:

1) Именно военный флот, который может быть быстро переброшен в Северный Ледовитый океан из Тихого или Атлантического;

2) Авиация, в том числе стратегическая;

3) Системы ПВО. По количеству флота, авиации и ПВО Россия существенно уступает НАТО, поэтому единственной возможностью достигнуть арктического военного паритета для России является размещение тактического ядерного оружия в виде ракет на флоте и ракет и бомб на военных самолетах. Можно предположить что и НАТО пойдёт сходным путём;

4) Четвертым компонентом арктической обороны России должны стать передвижные ракетные комплексы типа «Искандер» которые позволят провести превентивную ядерную и/или не ядерную атаку по аэродромам НАТО.

Военные возможности Китая в арктическом регионе в целом скромнее и исчерпываются флотом, также потенциально вооруженным корабельным ракетным оружием способным нести тактические ядерные заряды. Авиация Китая будет ограничена своей привязанностью к авианосцам количество которых Китай в будущем намеревается довести до трёх. С учётом выше написанного выстраивается примерный военный паритет между Россией и НАТО (за счёт тактического ядерного оружия России) и вторичность роли Китая в регионе.

Военное сдерживание в Арктике

Основой для военного сдерживания как НАТО, так и Китая должен стать сам факт экономической неэффективности военного конфликта с Россией в Арктике для этих стран. Так общей особенностью США и Китая является наращивание многотоннажного - дорогостоящего военного флота, в том числе авианосцев (которые после развития гиперзвукового ракетного оружия уже получили статус плавучих гробов) в то время, как ключевым моментом военного сдерживания в Арктике будут ракеты (в том числе с тактическими ядерными зарядами) способные уничтожить флот и аэродромы противника, стоимость таких ракет (к примеру систем Циркон, либо Искандер) на порядки меньше стоимости военного флота и аэродромов военной авиации (даже ракет вооружённых ядерными зарядами - численность американского и китайского флотов за ближайшие двадцать лет не выйдет за 400 кораблей у каждого потенциального противника. В то же время Россия располагает порядка 36 тонами оружейного плутония что в совокупности даёт около 6 тысяч ядерных зарядов, без учёта тех зарядов что уже стоят на вооружении) возможность уничтожения дорогостоящего флота и аэродромов с военной авиацией (которая при превентивном ударе Искандерами может вообще не успеть взлететь) делает неэффективной военную борьбу Китая и НАТО за ресурсы российской Арктики. В то же время Россия может противопоставить своим потенциальным противникам так называемый " москитный флот " из кораблей и катеров малого размера, не высокой стоимости, но способных после переоборудования нести тактическое ракетное оружие, а также передвижные ракетные комплексы наземного базирования и авиацию.

Возможность распространения арктического военного конфликта на другие регионы

Прежде чем перейти к описанию возможного военного столкновения в Арктике, стоит попытаться понять к чему для России может привести военный ответ на провокации НАТО и/или Китая в Северном Ледовитом океане? У США уже есть отработанная методика территориальных провокаций на море, к примеру США осуществляют пролет своей военной авиации и проплыв военных кораблей через спорные воды возле архипелага Спратли в Южно-китайском море, ситуация в этих водах отчасти сходна с ситуацией в Арктике - есть шельф с суммой полезных ископаемых (прежде всего углеводородов) на один триллион долларов (в Арктике в разы больше, от чего и борьба будет жёстче) . Есть государства оспаривающие принадлежность шельфа и его ресурсов, это с одной стороны Китай (у него наибольшая часть шельфа) есть остальные игроки - Филиппины, Вьетнам, Малайзия, Бруней и Тайланд, которые оспаривают права Китая на участки шельфа (вам это ничего не напоминает?

Китай в Южно-китайском море в том же положении что Россия в Арктике) и есть США которые там никаким боком, но поддерживают оппонентов Китая, надеясь потом добывать углеводороды в спорных водах. США проплывают и пролетают над китайскими водами, тем самым давая понять что прямым военным путём не признают принадлежность вод Китаю.

Можно предположить что когда дело дойдёт до практического освоения глубоководного шельфа Арктики то США попытаются аналогичным образом действовать и в российской арктической акватории. Дальше нужно понять что делать России? Либо позволить США игнорировать принадлежность российских территориальных вод, либо как это ни печально - применить против США и НАТО оружие в предупредительных целях, после чего США могут применить военную силу в ответ и у нас могут быть погибшие. Тут важен вопрос - насколько может разрастись такой конфликт и может ли он привести к противостоянию с США и НАТО в других регионах - в Европе и на Дальнем Востоке (с учётом размещения войск США в Японии и Южной Корее), кроме того возможен конфликт по всей протяженности российской китайской границы в случае аналогичного военного конфликта с Китаем в Арктике. Насколько вероятны такие сценарии? Недавно была принята новая ядерная доктрина США, которая в определённых моментах повторяет российскую ядерную доктрину, а именно США собираются применять ядерное оружие против не ядерных военных угроз.

Можно предположить что при атаке Россией не ядерными средствами против флотов НАТО и США, последние могут нанести по России ядерный (ограниченный) удар, могут, но вряд ли на это пойдут, как и на войну в Европе. США не рискнут нанести ядерный удар по какому-либо российскому городу - поскольку получат ответный ядерный удар по своему населенному пункту и возможность нарастания неограниченной военной эскалации. То же самое касается открытия боевых действия на западной границе России и на Дальнем Востоке которые могут перерасти в массированный обмен тактическими, а затем и стратегическими ядерными ударами. Примерно такая же логика будет и у Китая, ни США, ни Китай не рискнут вывести конфликт за пределы Арктики - если такой конфликт начнётся.

Сценарии возможного военного конфликта Россия - НАТО - Китай в Арктике

В случае если России не удастся дипломатическим путём отстоять свои воды от конкурентов, ей придётся применить военные методы. Предполагаются как минимум три варианта событий:

1) Маловероятный, США и их союзники по НАТО и/или Китай попытаются разместить одну или несколько добывающих платформ в водах на которые претендует Россия;

2) Более вероятный, те же государства попробуют разместить добывающие платформы, но ещё и под защитой флота;

3) Флот может быть размещен в наших водах и без добывающих платформ.

В первом варианте как ответ на агрессию США предполагается десантная операция с захватом и выведением из строя чужих платформ и с арестом их персонала. В случае наличия в наших водах иностранного флота десантная операция без уничтожения или вытеснения этого флота становится невозможной. Для нейтрализации флота противника российской арктической военной группировке нужно будет предпринять ряд шагов:

1) Атака торпедами с подводных лодок с максимально возможного для такой атаки удаления (для этого можно применить новые специальные российские торпеды со скоростью 500 км/ч. и повышенной дальностью) учитывая большое количество переборок в современных кораблях - такой торпедный залп не потопит корабли НАТО, но может надолго вывести их из строя, в том числе лишит их возможности преследования наших подлодок;

2) Как альтернатива первому варианту надводными кораблями провести атаку тараном как это уже имело место при Карибском кризисе и в Чёрном море когда наше старое дешевое пограничное судно принялось таранить дорогой американский военный корабль - тот просто сбежал из наших вод.

В случае, если последнее предупреждение не подействует нашим военным, придётся нанести ракетный удар по флоту НАТО - первый - без ядерных зарядов. При таком развитии событий у России будет преимущество так как она сможет нанести удар из глубины континента с помощью Искандеров и крылатых ракет доставляемых стратегическими бомбардировщиками Ту-160 (при этом такие самолёты не приближаются к цели сколько-либо близко - запуская ракеты издалека за несколько тысяч километров) при таком ударе и бомбардировщики и ракетные комплексы будут неуязвимы из-за большого расстояния и быстрой смены местоположения, кроме того если быстро вывести наши военные базы то ответный удар НАТО придётся в пустоту и не будет эффективным.

В случае попытки НАТО пойти на эскалацию конфликта - ввести в бой новые силы, в том числе из других регионов и активизировать обмен ракетными ударами, российские военные для начала могут предпринять предупредительный ядерный удар на расстоянии нескольких десятков километров от флотилии НАТО, если это не произведёт должного впечатления то в конфликте будет использовано российское тактическое ядерное оружие размещенное в крылатых ракетах на Искандерах, Ту-160 и москитном флоте. После этого НАТО окончательно поймёт что воевать с Россией нельзя, как и претендовать на её территории.

Остаётся надеяться что Россия сможет нарастить свою военную силу до такой степени что мы никогда не увидим ни одного вражеского корабля или самолёта и ни одного вражеского солдата в нашей мирной Арктике.

В Архангельске открывается IV Международный арктический форум «Арктика - территория диалога». Саммит проходит на самом высоком уровне - планируется, что в нём примут участие президенты России, Исландии и Финляндии. Однако амбиции, связанные с освоением северных территорий, есть у США, Канады, Норвегии, Швеции, Дании. Полярная тематика выходит на первый план в международной повестке дня. Россия успешно восстанавливает на Крайнем Севере свою военную инфраструктуру, ведёт геологическую разведку и строит новые ледоколы. За счёт чего можно превзойти конкурентов - разбирался RT.

  • РИА Новости

Арктика в фокусе внимания

Арктический регион привлекает пристальное внимание мировых держав — даже тех, которые географически удалены от Северного полюса. С каждым годом разворачивается всё более оживлённая международная конкуренция за обладание арктическими ресурсами. Россия не является исключением: Москва прилагает активные усилия для освоения и развития Арктики.

29—30 марта в Архангельске пройдёт IV Международный арктический форум «Арктика — территория диалога». Основные темы саммита — человеческий капитал, привлечение инвестиций на Север, а также научно-исследовательская деятельность и экология. Организаторы мероприятия не стали углубляться в политические проблемы, сделав акцент на социально-экономической тематике. Большое внимание участники форума, среди которых вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, министр экономического развития Максим Орешкин, министр образования Ольга Васильева, намерены обратить на вопросы транспортного развития Арктики, кадрового обеспечения, а также на создание северных инновационных технологий.

Предполагается, что форум завершат выступления президента России Владимира Путина, финского лидера Саули Ниинистё и президента Исландии Гудни Торлациуса Йоханнессона.

  • Reuters

Кроме того, с 27 марта по 2 апреля в Архангельске проходит молодёжный образовательный форум «Арктика. Сделано в России», в котором принимают участие молодые учёные, чьи научные интересы связаны с северным регионом.

Международный арктический форум в Архангельске состоится примерно за месяц до старта Арктического совета — межправительственной площадки арктических держав. Совет пройдёт в мае в американском Фэрбенксе (штат Аляска). В нём примут участие представители России, Канады, Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Швеции и США. Совет арктических государств был основан в 1996 году для координации стран-участниц по вопросам экологии Севера и решения социально-экономических проблем региона, а также во имя сохранения коренных северных народов. При этом мандат Арктического совета исключает вопросы военной безопасности.

Борьба за ледяной пирог

Советские учёные и военные начали активное исследование Крайнего Севера ещё в 1920-е годы. 4 марта 1920 года президиум Высшего совета народного хозяйства РСФСР утвердил положение о Северной научно-промысловой экспедиции, которая координировала все арктические исследования. В 1925 году экспедиция была преобразована в Институт по изучению Севера. Впоследствии он получил название Всесоюзный арктический институт (в настоящее время — Арктический и антарктический научно-исследовательский институт). В 1932 году при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), задачей которого было освоение ресурсов Арктики и обеспечение судоходства по Северному морскому пути. В 30-е годы в Арктике были открыты месторождения углеводородов.

По современным оценкам, запасы арктической нефти составляют порядка 10 млрд тонн (13% от мировых неразведанных запасов). Кроме того, под льдами Арктики может находиться около 1550 трлн кубометров природного газа.

Углеводороды — не единственный ресурс арктического региона. Здесь есть и запасы пресной воды, ценность которой в мире растёт с каждым годом. Материковые территории Крайнего Севера богаты полезными ископаемыми — золотом, платиной, хромом, марганцем.

Трудно переоценить военно-стратегическое значение Севера: проследить заранее место запуска ракет морского базирования из Арктики практически невозможно. Ледяной покров не даёт средствам космического обнаружения отслеживать перемещение атомных подлодок. Кроме того, запуск ракет из арктических районов позволяет значительно сократить время их подлёта к цели.

Через Север скоро могут пройти основные торговые магистрали, в первую очередь Северный морской путь, который свяжет Азию и Старый Свет. Таяние арктических льдов из-за глобального потепления упрощает задачу по прокладке и поддержанию Северного морского пути, в котором живо заинтересован Китай и другие растущие экономики Азиатско-Тихоокеанского региона.

Между тем международная нормативно-правовая база, регулирующая отношения государств в Арктике, несовершенна. Точные границы арктических государств до сих пор не определены, и это порождает территориальные споры.

Изначально доминировал секторальный подход, согласно которому Арктика поделена между сопредельными с ней государствами по линии меридианов на секторы, верхней точной которых является Северный полюс. К такому разделению сфер влияния пришли в первой половине 20 века США и Канада. Методику переняли и другие арктические государства.

В 1983 году на Ямайке была подписана Конвенция ООН по морскому праву, действие которой распространяется и на морские просторы Арктики. Согласно документу, юрисдикция государства распространяется только на континентальный шельф, внешельфовая зона считается международной. Россия ратифицировала документ в 1997 году. Рассчитывать на шельф можно и в том случае, если государству удастся доказать, что он является продолжением материковой плиты, на которой расположена страна-претендент.

Именно это право Москва планирует реализовать в отношении богатого углеводородами района хребта Ломоносова, протянувшегося через весь Северный полюс. В 2001 году Россия уже подавала в Комиссию ООН по границам континентального шельфа заявку на расширение своего арктического шельфа, однако она была отклонена. На протяжении нескольких лет отечественные исследователи собирали новые доказательства, в 2014 году заявка была подана повторно. Её рассмотрение несколько раз переносилось, окончательного ответа со стороны комиссии пока не последовало.

  • Морская нефтедобывающая платформа «Приразломная»
  • РИА Новости

«В совокупности и транспортно-логистический потенциал, и полезные ископаемые, и военный фактор формируют интерес не только арктических держав, но и государств, которые расположены далеко от Арктики, — отметил в интервью RT член комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Игорь Чернышенко. — Сегодня мировая экономическая система настолько сильна, что в масштабные процессы вовлекаются все страны. К примеру, многие страны интересуются транспортным потенциалом Арктики».

При этом именно Россия обладает наибольшим потенциалом для изучения и освоения Арктики.

Северная опора

Российский ледокольный флот насчитывает сейчас 40 кораблей, включая атомные ледоколы. Для сравнения — у США на сегодняшний день есть только четыре ледокольных судна: три — у Службы береговой охраны, одно — у Национального научного центра. У Канады — шесть ледоколов, готовится строительство ещё пяти.

Вашингтон тоже планирует пополнить свой северный флот: в марте Береговая охрана США направила $20 млн на проектирование ледокола нового поколения. Кроме того, компаниям-подрядчикам предлагается подумать над тем, как сократить сроки строительства таких судов. Пока, по предварительным оценкам, на постройку одного ледокола может уйти до 10 лет.

Россия также стремится укреплять свой ледокольный флот. В частности, в июне прошлого года был спущен на воду самый мощный в мире атомный ледокол «Арктика». Правда, судно так и не было сдано в эксплуатацию из-за сбоя в поставках комплектующих.

Два серийных атомных ледокола — «Сибирь» и «Урал» — должны быть спущены на воду в 2019 и 2020 годах. Суда строит Балтийский завод в Санкт-Петербурге по заказу «Росатомфлота». В дальнейшем корпорация «Росатом» планирует разместить заказ на строительство ещё двух атомных ледоколов.

Кроме того, ранее в распоряжение флота поступили три дизель-электрических ледокола — «Владивосток», «Мурманск» и «Новороссийск». Они были построены в верфях Выборгского судостроительного завода.

Строительство сверхмощных атомных ледоколов предусмотрено и программой социально-экономического развития Арктики. Очевидно, что догнать ледокольный флот РФ по количеству судов иностранным государствам будет очень непросто.

  • Атомный ледокол «50 лет Победы» в Северном Ледовитом океане

Оборона полюса

В последние годы Минобороны РФ активно восстанавливает заброшенную советскую инфраструктуру в арктическом регионе. Известно, что в 2017 году российские военные планируют достроить более ста капитальных зданий за Полярным кругом. На декабрь 2015 года в Арктике было создано шесть российских военных баз — на островах Котельный (архипелаг Новосибирских островов), Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), Средний (архипелаг Северная Земля), а также в посёлке Рогачёво (архипелаг Новая Земля), на мысе Шмидта и острове Врангеля.

Минобороны рассчитывает закрыть Арктику радиолокационным полем для защиты от возможных пусков крылатых ракет, об этом ранее сообщал заместитель главнокомандующего ВКС РФ Виктор Гуменный. К 2018 году планируется создание самодостаточных северных армейских группировок.

Условия Крайнего Севера требуют не только особой подготовки личного состава, но и предъявляют специальные требования к технике. Разработка особых — северных — военных машин ведётся российским оборонным комплексом. В частности, не так давно холдинг «Вертолёты России» выпустил вертолёт Ми-8АМТШ-ВА («Терминатор») — машина способна выполнять боевые задачи в северных климатических условиях.В феврале 2017 года в Арктике стартовали испытания новейших образцов военной техники, разработанной специально для условий Крайнего Севера.

Человеческий фактор

Напомним, что бюджетное финансирование российской программы социально-экономического развития Арктики до 2025 года составит 209,7 млрд рублей. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на материалы форума «Арктика — территория диалога». Реализация программы предполагает создание опорных зон в регионе — проектов длительного комплексного развития территорий. Должны появиться в общей сложности восемь опорных зон — «Кольская», «Архангельская», «Ненецкая», «Воркутинская», «Ямало-Ненецкая», «Таймыро-Туруханская», «Северо-Якутская» и «Чукотская». Для каждой такой зоны предлагается создать собственную стратегию развития. Как пояснил ранее в интервью РИА «Новости» замминистра экономического развития РФ Александр Цыбульский, формирование зон пройдёт в три этапа. В 2017 году будет определена концепция каждой зоны, до 2020 года — намечен запуск пилотных проектов и создание технологической базы. И уже с 2025 года опорные зоны должны начать полноценную работу.

Эти меры призваны решить серьёзнейшую проблему оттока населения из северных регионов.

По данным профсоюзов, с 90-х годов численность населения Республики Коми сократилась на 22%, Магаданской области — в несколько раз. За последние пять лет российский Север покинули около 130 тыс. человек, причём чем севернее район, тем интенсивнее оттуда уезжают люди. По прогнозу Архангельскстата, к 2020 году население Поморья сократится на 20%, похожая ситуация отмечается и в Мурманской области. Чаще всего в качестве причины отъезда люди называют отсутствие перспектив и низкую заработную плату. При этом цены на коммунальные услуги и продовольствие в северных регионах остаются одними из самых высоких в стране. В прошлом году по инициативе правительства РФ Архангельская и Мурманская области были включены в программу по привлечению трудовых ресурсов.

Эксперты считают, что одного денежного поощрения для привлечения людей на Север мало: в конце концов, заработать можно и в других регионах, с более благоприятным климатом. Чтобы остановить отток кадров, необходим целый комплекс мер. Это в первую очередь повышение престижа Севера, а также улучшение жилищных условий и социальной инфраструктуры.

Участники Арктического форума займутся разработкой государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», а также обсудят кадровые проблемы региона.

«Мы возлагаем большие надежды на создание мурманского транспортного узла, который должен объединить транспортные потоки добываемых на шельфе углеводородов. Это повлияет на количество рабочих мест. В целом главной проблемой является низкий уровень зарплат. Существуют и другие причины. Главная проблема — малый и средний бизнес чувствует себя не очень уверенно, особенно на севере, где он вынужден нести дополнительные издержки. Но есть и множество других причин», — отметил Игорь Чернышенко.

«В качестве меры развития можно создать свободный порт и принять меры, стимулирующие появление новых рабочих мест. Таких предложений немало, но пока что они не получили дальнейшего развития», — добавил Чернышенко.