История валенок. История валенок в россии. Бренды и фабрики

Валенки (пимы) - традиционная обувь народов Евразии, которая используется для ходьбы по сухому снегу.

Для замедления снашивания валенки подшивают кожаной или резиновой подошвой или носят с галошами . В местностях с суровой зимой валенки подшивают войлоком, используя как материал голенища от старых валенок. Также выпускаются обрезиненные валенки. Традиционно валенки бывают коричневого, чёрного, серого и белого цветов, но в последние годы выпускаются валенки самых разных цветов.

Люди на производстве валенок традиционно называются пимокатами (раскатчиками, развальщиками войлока под формы обуви).

История

Валенки стали менее популярны в последние десятилетия, заменяясь более лёгкой и влагостойкой обувью. Валенки ассоциируются с традиционным деревенским стилем одежды.

Напишите отзыв о статье "Валенки"

Примечания

Литература

  • Обувь валяная // Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. - М .: Государственное Научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1959.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Валенки

– По местам! – крикнул молоденький офицер на собравшихся вокруг Пьера солдат. Молоденький офицер этот, видимо, исполнял свою должность в первый или во второй раз и потому с особенной отчетливостью и форменностью обращался и с солдатами и с начальником.
Перекатная пальба пушек и ружей усиливалась по всему полю, в особенности влево, там, где были флеши Багратиона, но из за дыма выстрелов с того места, где был Пьер, нельзя было почти ничего видеть. Притом, наблюдения за тем, как бы семейным (отделенным от всех других) кружком людей, находившихся на батарее, поглощали все внимание Пьера. Первое его бессознательно радостное возбуждение, произведенное видом и звуками поля сражения, заменилось теперь, в особенности после вида этого одиноко лежащего солдата на лугу, другим чувством. Сидя теперь на откосе канавы, он наблюдал окружавшие его лица.
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки.
– Чиненка! – кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату. – Не сюда! К пехотным! – с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела и попала в ряды прикрытия.
– Что, знакомая? – смеялся другой солдат на присевшего мужика под пролетевшим ядром.
Несколько солдат собрались у вала, разглядывая то, что делалось впереди.
– И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал.
– Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот.
– К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны.
– Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку.
– Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека.
– Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
– Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой.
– Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
– Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.
– Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.
Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад.
– Все картечью! – кричал офицер.
Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.
– Разбойники, что делают! – закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. – Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера и обращаясь к своему солдату.

Прародителями русских валенок были традиционные войлочные сапожки кочевых племен, которые более полутора тысяч лет назад населяли территорию современной Европы. А на русские просторы валенки «пришли» вместе с Золотой Ордой - представители монгольских и тюркских племен носили войлочную обувь, которую называли «пима».

Широко использовать валенки в России стали только с первой половины девятнадцатого века, когда их производство возвели в промышленные рамки. А до того момента валенки были слишком дорогим удовольствием, поскольку делались вручную, и позволить их себе могли только богатые люди. Постепенное перенимание городских нравов жителями деревень, а также рост потребностей стали стимулом для значимых перемен в «обувной моде» того времени: на смену лаптям с портянками уверенно пришли валяные сапоги, что, в свою очередь, стало толчком для широкого развития производства валяльно-катальной продукции.

Первые мастера шерстобитного дела в России изготавливали не валенки в их современном виде, а более простые вещи: шляпки, колпаки для бань, простенькие ботики, похожие на калоши, и называли их «котами», «чунями» или «кеньгами». Из войлока изготавливали мягкие подкладки для лошадей: хомутины и подседельники, которые предохраняли нежную кожу животных от растирания.

Одним из первых упоминаний о войлочной обуви является «Слово о полку Игореве», XII век. Первая войлочная обувь в России была, вероятнее всего, скроенная, и имела швы. А первые цельные валяные сапоги появились в конце XIX века в Нижегородской области. Говорят, что по одной из версий изготовлением валяной обуви занимались раскольники, вынужденные приспосабливаться к суровой жизни в приволжских лесах, скрываясь от царского преследования. Но есть и другая версия: первенство изготовления валенок на Руси отстаивает старейший городок Мышкин, что в Ярославской губернии.

Кто бы не начал первым производить валенки в России, они быстро стали популярным видом обуви, особенно в холодные суровые зимы, и в разных регионах страны они носили разные названия. Так, валенки называли «чесанками» или «катанками» жители Нижнего Новгорода, «валенцы» носили жители Тверской и Тамбовской областей, а в Сибири носили «пимы». Также название валенок зависело от вида шерсти, которую брали для их изготовления: «выходками» или «волнушечками» называли обувку из козьей шерсти, а «катанками» - из овечьей.

Несмотря на широкое распространение валенок на Руси, из крестьянского сословия могли их позволить себе купить только люди зажиточные. Если в семье была хотя бы одна пара валенок, семья считалась зажиточной. Валенки носили бережно, аккуратно хранили и передавали по наследству. Если у молодого человека были свои валенки - его считали богатым и завидным женихом.

Мастеров валяльного дела было очень мало. Технология катанья держалась в строгом секрете и передавалась по наследству. К валенкам относились с особым почетом и уважением. Войдя в дом, валенки не оставляли у входа, их ставили у печи на самое почетное место. Был даже такой обычай: незамужняя девушка, чтобы обратить на себя внимание понравившегося ей парня, бросала ему во двор через забор свой валенок. Такой жест считался не только сигналом к засыланию сватов, но и демонстрацией богатства невесты.

Царские особы также отдали должное валенкам. Известный факт, что Петр Великий считал валенки прекрасным средством при лечении похмелья и радикулита. А после жаркой баньки и купания в студеной проруби Петр требовал горящие щи и валенки! Именно при правлении великого царя-реформатора пимокатное производство широко распространилось в России.

Больные ножки Екатерины Великой согревали специальные парадные пимы - мягенькие чесанки из шерсти черного цвета. А ее предшественница, Анна Иоанновна, разрешала своим придворным дамам носить валеночки с парадным платьем.

Политики новейшей истории также отдавали должное валенкам: Иосифа Сталина валенки спасали от морозов в сибирской ссылке, а Никита Сергеевич Хрущев в валенках пробегал все свое детство. Государственные чиновники заказывали валенки по индивидуальным заказам, но их имена, по понятным причинам, не указывались.

В военное время валенки ценились высоко. Говорят, что финская война была проиграна еще из-за дефицита войлочных изделий - солдаты мерзли. А вот Наполеона и Гитлера погнали, благодаря не только высокому патриотическому духу, но и хорошему зимнему обмундированию защитников Отечества.

Как гласит древняя пословица: «Голь на выдумку хитра». Коль скоро русские люди научились делать валенки, а поначалу их могли себе позволить только зажиточные представители общества, нужно было придумать им применение и в другое время. То есть, когда не холодно, и нет нужды в теплой обуви. И ведь придумали же! Валенки стали использовать в качестве подушек для сна. А что? Валенок и не жесткий и не слишком мягкий, теплый, суй его в наволочку и отдыхай сколь душе угодно!

Иногда, в отдаленных северных селениях, где температура воздуха никогда не уходит с минусовой шкалы, валенки использовали самым неожиданным образом: в качестве почтового ящика. Их приколачивали к двери и ставили метку, мол, письма - сюда!

В дореволюционной России главными центрами производства валяно-катанной продукции был Калязинский уезд Тверской губернии, Семеновский уезд Нижегородской губернии, Кинешемский уезд Костромской губернии, а также село Кукмор Казанской губернии. В 1900 году сапоговаляльные фабрики России произвели в общей сложности 1,4 миллиона пар валенок общей стоимостью 2,1 миллиона рублей. В это время стоимость одной пары валенок составляла 1,5 рубля, к 1920 году их цена поднялась до 2-х рублей. В конце 1916 года спекулянты брали за одну пару валенок от 12 до 18 рублей.

В средине XVIII века центром валяльного промысла становится Ярославская губерния. Причиной тому было активное разведение овец местными хозяйствами. Самым лучшим сырьем для производства валяных сапожек была шерсть овец Романовской породы, благодаря ее высокой способности к валянию. В Ярославской губернии в 1904 году было основано самое крупное предприятие по производству валенок. В настоящее время это «Ярославская фабрика валяльной обуви», а изначально был сапоговаляльный завод И. С. Кашина!

В настоящее время, несмотря на то что производство зимней обуви шагнуло далеко вперед, без валенок не обходятся такие сферы, как охотничьи и рыболовные хозяйства. Активно применяются валенки для зимнего обмундирования отрядов МВД, МЧС, МО. Для военной разведки был выполнен спецзаказ - валенки разведчика белого цвета.

Появление на рынке более легкой и влагостойкой обуви отодвинуло валенки на задний план. Они стали ассоциироваться исключительно с деревенским стилем в одежде. Но многие современные модельеры и дизайнеры все чаше обращают свои взоры к валенкам. На улицах все чаще можно встретить модниц в валенках различных форм и цветов, с интересными украшениями и даже на каблучке!

А знаете ли вы, что в Москве, Мышкине и Кинешме существуют музеи валенок? Валенок самого большого размера занесен в книгу рекордов России - высота валенка - 168 см, длина стопы - 110 см. Сие творение принадлежит семье Соколовых из города Кинешма. Мастерами этой семьи был изготовлен еще один валенок-гигант, который побил рекорды предыдущего, но в книгу рекордов почему-то не попал. Параметры гиганта: высота 205 см, длина стопы - 160 см. Зато в книгу рекордов России были занесены самые маленькие валеночки, выполненные по классической технологии. Размер их стопы всего 6 мм, а сделал их Валерий Соколов. Есть еще один уникальный рекорд валенок, занесенный в книгу рекордов с примечанием «валенки, изготовлены не по технологии». Это две пары крошек, с размером стопы 0,9 мм! Оспаривая критерии своего мастерства, в поединке сошлись два мастера: Валерий Соколов из Кинешмы и Анатолий Коненко из Омска. Результатом поединка стали две пары малюсеньких валеночек. А рекордсменами были признаны оба мастера.

Валенки также изготавливают из верблюжьей шерсти. Их отличает от себе подобных завидная пушистость.

В свое время 30 тысяч пар валенок РККА ВС СССР получила в дар от Монгольской правительственной делегации!

А еще «валенок» становится именем нарицательным в случае, когда характеризуют человека грубого, простого, не желающего прогрессировать или меняться к лучшему.

Вопрос о том, из чего делают валенки, является весьма интересным. Но сначала стоит разобраться с тем, что это такое? Валенки представляют собой сделанные из свалянной овечьей шерсти. В качестве прообраза этого послужили войлочные сапоги кочевников Великой Степи, которые они начали носить еще полторы тысячи лет назад. Только в первой половине позапрошлого века этот вид обуви приобрел популярность, именно тогда его стали производить промышленными способами. Данный вид обуви и сейчас широко известен многим россиянам.

Очень часто само название «валенок» вызывает у большинства улыбку и умиление, так как ассоциируется с чем-то устаревшим и забавным. Однако современные производители делают их настолько удобными, что ваши ноги будут обогреты даже в самые суровые морозы. Родители, озабоченные здоровьем своих малышей, покупают им на зиму детские валенки, которые не только очень теплые, но и красивые, так как их украшают интересные рисунки и орнаменты. Разбираясь в вопросе о том, из чего делают валенки, можно поведать, что когда-то их называли котами или катанками, из-за чего многие убеждены, что корни у них далеко не русские. Все дело в том, что впервые валенки были придуманы именно кочевыми степными народами, они решили скатывать шерсть, делая обувь из этого материала. В то время целью создания валенок было не только сохранение ног в тепле, но и спасение их от колючек, которых в степи было очень много. На Руси эта идея распространилась от степных кочевников.

Из чего делают валенки? Ранее уже было сказано, что данный вид обуви делается из шерсти животных, а чаще всего овечьей. Цвет готового изделия зависит от цвета сырья. Например, для получения белых валенок необходимо использовать овечью шерсть из Монголии, а для серых подходит шерсть с Кавказа или Средней Азии. Процесс производства начинается с подготовки сырья. Шерсть прогоняется сквозь специальный аппарат, после чего промасливается, а далее складывается в контейнер. В таком виде сырье поступает в чесальный цех. Шерсть помещается в специальные агрегаты. Сырье расчесывается в приспособлении при помощи колючих валиков, а потом наматывается на катушку. Затем приступают к изготовлению основы для валенок, притирая шерсть при помощи пара, а после этого головка валенка оформляется вручную. Снова осуществляется притирка паром. После этого все заготовки направляют в специализированную катальную машину.

Итак, вам уже понятно, из чего делают валенки, а теперь стоит разобраться, что же с ними делают дальше? После всех указанных операций шерсть подвергается растягиванию, чтобы получить необходимую форму, однако, она должна быть вдвое больше, чем будущее изделие. После этого заготовки попадают в валяльный цех. И теперь все они помещаются в большой барабан из дерева, который наполнен водой, чтобы произвести первое валяние. Именно название этого процесса и стало основой для наименования самого изделия. Потом заготовки начинают бить деревянными приспособлениями, а далее снова растягивают на агрегате. Снова валенки смачиваются, им придают требуемую форму и размер при помощи специальных колодок, а в конце обувь попадает на сушку в специальную печь. Современные валенки делаются именно так. В конце их обстукивают колодкой, придавая окончательный размер и форму изделиям. Далее с них стачивают излишки шерсти, приклеивают резиновую подошву и крепят бирки. Валенки из войлока готовы.

Важно отметить, что данный вид обуви поистине незаменим для жителей районов с очень суровым климатом, только так можно спастись от холода. Модификации, к примеру, финские валенки, позволяют сделать этот вид обуви более современным посредством наклеивания поверх разнообразного материала и снабжения изделия прочной подошвой с тракторным рисунком.

Рассказ о валенках в подготовительной группе детского сада.

Столетова Татьяна Леонидовна
Описание: Валенки, как просто, но сколько интересного о них!
Назначение: Предлагаю вашему вниманию материал, который может быть полезен педагогам дошкольного образования, учителям и просто заинтересованным лицам.
Цель:
Расширение знаний о зимней обуви - валенках.
Задачи:
- расширять кругозор детей
- активизировать словарь
- воспитывать любознательность и желание узнавать новое

Сегодня магазины обуви представляют нам огромное количество разнообразных ботинок, туфель, сапог и многого другого. Но есть особенный вид зимней обуви, который носили даже в давние времена. Что же это? Конечно, теплые русские валенки!


Считается, что эти войлочные сапоги - исконно русская обувь. Но на самом деле валенки являются традиционными для евразийских народов. История создания валенок начинается еще 2,5 тысячелетия назад. Именно тогда в горном Алтае были найдены первые войлочные изделия. Сам процесс валяния обуви пришел из азиатских стран. К русским жителям валенки попали во время нашествия Золотой Орды. У монголов была обувь похожая на валенки, которая носила название «пима».
Массовое производство, как гласит история возникновения валенок, началось в России только в XVIII веке. Произошло это в городе Мышкин, до нашего времени там сохранился музей валенок.
У валенок за их многолетнюю историю появилось множество различных названий, например, как валенцы, чесанки и катанки. К тому же эта обувь была доступна только для богатых людей. Валенки считались одним из лучших подарков зимой. Шерстяные сапоги к тому же требуют особого ухода, поэтому за ними всегда следили, чтобы как можно дольше они могли прослужить своему владельцу, и даже переходили из поколения в поколение.
Сегодня эта удивительная обувь вновь набирает популярность и появляется в магазинах в большом количестве. Причем теперь их такое огромное разнообразие, что даже привередливый покупатель подберет себе прекрасную обувь. Валенки стали делать разноцветными, с вышивкой, бисером, аппликациями, короткие, высокие, с мехом и даже кружевами.


Делают валенки из овечьей шерсти. Животных стригут специальными ножницами.


Сам процесс создания валенок очень трудоемкий. Нужно сначала подготовить шерсть: очистить и размять, пока она не станет мягкой. Раньше это делали вручную, а позже стали использовать специальные приспособления. После чего материал помещали в горячий соленый раствор на некоторое время, а потом надевали на форму для обуви и сбивали до нужного размера. Особым признаком качественной обуви, который удивлял многих, считается ее бесшовность. Сапог является монолитным изделием, и лишь только для большей износостойкости может быть прикреплена резиновая подошва.


По всей стране открылись мастерские, специализирующиеся на изготовлении валенок, а в крупных городах появились заводы по их производству.




Достаточно распространенный вид гадания по валенку в Рождественскую ночь. Для этого нужно всего лишь выйти из дома снять валенок с левой ноги и через плечо бросить его на дорогу (тропинку). Если направление носка покажет в противоположную сторону от дома, то в той стороне и быть ей замужем. Если носок показывает в сторону дома девушки, то не выйти ей замуж в этот год.


Самое интересное о валенках это, наверное, то, что существует валенки-гиганты. Их несколько. Один валенок весом 7,5кг 120-го размера, высотой 157см сделали под Вологдой в с.Кубенском. Другой, еще больше. Он 146-го размера весом 16,5 кг и высотой 178см был свален в Семипалатинске.
Огромные валенки делали также по заказу Олега Попова для его номера. Он запрыгивал в них во время представления.


В 2002г. всероссийская сборная на зимней Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити обулась в валенки с галошами.


Устраиваются забеги в валенках.


В Пятигорске и в Сыктывкаре уже несколько лет проходят чемпионаты по метанию валенок. В валенкометании главное – это точность прицела, а не сила броска, говорят его участники. Дело в том, что валенок часто летит не по заданной траектории, так как у него особенные аэродинамические свойства.


А в отдаленных чукотских селениях, где очень холодно, валенки временами использовали в качестве… почтовых ящиков. Валенок приколачивали к двери, писали мелом: "для газет и писем " и ждали почтальона.
Русский человек использовал валенки не всегда по основному назначению. В деревнях валенки часто применяли в качестве подушки. Их засовывали в наволочку, получалось и тепло, и мягко.


Знаете ли вы пословицы про валенки?
Прост, как сибирский валенок.
Сани и валенки готовь с лета.
Без шубы и валенок и зима без конца.
Кто раньше встал, тот и валенки одел.
С умного по шерстинке – дураку валенки.


А еще частушки

На окошке два цветочка
Голубой да аленький,
Я возьму да променяю
Сапоги на валенки.

Огонек в глазах сверкает
Знать душою молода!
В валенках зимой гуляю
Не берут меня года.

А мне милый подарил
Пимы – самокаты,
Каждый вечер провожал
Он меня до хаты.

Хорошо гармонь играет
Душу рвет на части,
Я как валенки куплю
Забуду все несчастья.


Никто не сомневается, что валенки полезны. Но знаете ли вы в чем польза валенок, кроме того, что они очень теплые?
Польза валенок, конечно же, заключается в материале, из которого они изготовлены, в шерсти.
Давайте выясним, в чем же польза овечьей шерсти.
Она позволяет телу дышать. За счет высокой извитости волокон шерсть способствует активной циркуляции воздуха, что обеспечивает дыхание для кожи.
Она уникальный терморегулятор, который не только согреет, но и охладит. Это опять же благодаря природной извитости волокон. Извитость волокон создает воздушные микро-полости (пустоты), которые представляют собой воздушный слой, играющий роль термического стабилизатора.
Шерсть эластична. Шерсть легко принимает форму тела, и также легко расправляется. Эластичность и упругость волокон обеспечивают шерсти долговечность. Она долго сохраняет свой первоначальный внешний вид.
Шерстяные волокна хорошо впитывают влагу. Они могут поглощать в себя и отдавать во внешнюю среду влаги до 30% собственного веса, оставаясь на ощупь сухими.
Шерсть способна к самоочищению. Про активную циркуляцию воздуха мы уже говорили. И в этом есть еще один плюс: воздух, проходя сквозь шерсть, выносит с собой частицы пыли и грязи. Этот эффект усиливается во время повышенной влажности. А ланолин, который есть на ворсинках, дает также антибактериальный эффект.
Она нейтрализует ядовитые вещества и запахи. Каждая шерстинка – это натуральный гидрофобный белок. Этот белок состоит из аминокислот, имеющих свойства нейтрализовать углекислоту и ядовитые вещества, которые содержатся в поте человека. Не сомневайтесь! Наука это уже доказала.
Шерсть имеет хорошую энергетику. Энергетика шерсти похожа на энергетику женщины- матери. Она благотворно влияет на грудных детей, успокаивает их.
И последнее, самое главное, шерсть – лечит. Она успокаивает (не только младенцев), смягчает острую боль, лечит ревматизм, артрит, помогает быстрее справиться с вирусными инфекциями, простудами. Шерсть также помогает при переломах, в лечении радикулита, при выхаживании больных с пролежнями. Шерсть – это единственный материал, который человек получает от животного, не нарушая тонкой гармонии с природой…

“Валенки - род башмаков или сапог, сваляных из шерсти”, такое определение можно прочесть в словаре Владимира Даля. Однако для нас эта обувь настолько знакома и привычна, что не нуждается в описании. В представлении же иностранцев валенки еще недавно слыли неофициальным символом нашей страны, одним из колоритных атрибутов образа русского человека.

Действительно, и в мороз и в жару, ноги, обутые в валенки, ощущают комфорт, сухость и тепло. Эта обувь никогда не “садится” и не деформирует стопу. Широко известен и лечебный эффект валяной обуви, которая хорошо прогревает суставы. Все эти свойства сделали валенки очень популярными в России с ее холодными зимами. Они были незаменимы как на фронтах Великой Отечественной войны, так и на сибирских стройках. В советское время партийному начальству, командному составу красной армии и председателям богатых колхозов выдавали особые валенки - так называемые бурки, изготовленные из белого войлока, обшитые понизу кожей и на кожаной подошве.

В начале недавно ушедшего XX века валенки были очень распространены, чему способствовала прежде всего их относительная дешевизна. Однако цены на валяную обувь существенно падают лишь с развитием валяльно-войлочного производства. До этого времени вручную свалянная обувь не относилась к разряду дешевой. В середине XIX века, к примеру, за валяные ботинки платили 2 рубля серебром - немалые по тем временам деньги. Неслучайно в деревнях в валенках ходили лишь зажиточные крестьяне, обычная же крестьянская семья зачастую имела лишь одну пару, которую носили “в очередь”.

Сегодня в Москве и в других крупных городах валяная обувь не популярна (лишь для малышей на прогулках многие родители предпочитают легкие и теплые валеночки). Ее вытеснили элегантные зимние ботинки и сапоги. И вправду современная городская жизнь мало подходит для

Валенок. Чтобы пройти от машины к подъезду или от автобусной остановки до метро, валенки не нужны. Но столичный житель конечно же вспомнит про них, собираясь зимой на дачу или на рыбалку. Лучшей обуви для таких целей не найти! А в сельской местности, где люди подолгу бывают на улице, где слабо развит общественный транспорт, теплые, недорогие и удобные валенки - как и прежде, в ходу.

Валенки так прочно вошли в наше сознание, что кажется: они существуют испокон веков. Их упоминают в исторических романах, повествующих о временах Дмитрия Донского (“Семен Гордый” Дмитрия Балашова) или Петра I (“Петр I” Алексея Толстого). Валенки можно увидеть на картине художника Б. Ф. Иогансона, изобразившего Никиту Демидова - колоритную фигуру начала XVIII века. Основатель уральских заводов обут в белые валенки, очень напоминающие бурки советской номенклатуры.

Однако широко распространенное представление о древности валяной обуви ошибочно. В действительности ни при Петре I, ни тем более при Дмитрии Донском валяной обуви не было. Первые валенки, как считают историки костюма, появляются в Семеновском уезде Нижегородской губернии лишь в самом конце XVIII века. Более ранних сведений об их существовании не удается проследить ни по этнографическим данным, ни по историческим документам.

В предыдущих статьях, посвященных истории обуви, я уже говорил, насколько малочисленны письменные источники, способные помочь в изучении материальной культуры. Главная роль здесь отводится археологическим раскопкам. Именно благодаря археологии мы знаем, что человек очень давно научился выделывать войлок. Еще в эпоху развития кочевого скотоводства человек понял ценные качества овечьей шерсти и стал активно ее использовать. Наиболее ранние находки войлока относятся к скифскому периоду - вещи из него обнаружены при раскопках Пазырыкских курганов в горном Алтае, время сооружения которых ученые относят к IV веку до н. э. Уникальные условия вечной мерзлоты сохранили множество предметов того времени, в том числе изделия из кожи и войлока. В древности войлоком обтягивали походные дома - юрты, из него делали головные уборы, одежду, ковры и еще множество вещей.

При раскопках влажного, гумусированного слоя средневекового русского города, как правило, находят большое количество фрагментов кожаной обуви, даже остатки лаптей, обрывки шерстяных тканей. Нередко встречаются войлочные стельки или просто куски войлока, но чего-либо похожего на войлочную обувь найти пока не удалось.

В Москве существует музей “Русские валенки”, расположенный в Замоскворечье. В его экспозиции представлено более 300 экспонатов, среди которых можно увидеть войлочные костюмы, инструменты ремесленников-валяльщиков, а также настоящую чесальную машину (для обработки шерсти), случайно найденную на чердаке деревенского дома. Но основную часть коллекции конечно же представляют валенки - причем всевозможных форм и расцветок. Такое разнообразие трудно представить! Черные, серые, белые, расписные, короткие, высокие, на кожаной подошве и на “резиновом ходу”, с галошами и без... (Недавно подобный музей открыли и в городе Мышкине Ярославской области (см. “Наука и жизнь” № 12, 2005 г.)

Процесс изготовления такой обуви достаточно длительный и требует определенных навыков. В кустарном производстве сырьем для выделки валенок, как правило, служит овечья шерсть - летнина, или клочьё, снимаемая с овец летом. Вначале ее освобождают от примесей - травинок, колючек - и разбивают, превращая в мягкую и пушистую массу. Чем больше в валенках летнины, тем они мягче. Из разрыхленной шерсти лепят будущую модель, тщательно следя за тем, чтобы стенки валенка получились одинаковой толщины. Там где стенки оказывались тоньше, их “платили” - добавляли тонкие шерстяные заплатки.

Так возникает бесшовная сформованная модель будущего валенка. Теперь ее накручивают на скалку, имеющую вид четырехгранной палки, и долго раскатывают. Отсюда и второе название обуви - катанки или катанцы. Процесс катания чередуют с вымачиванием - для большего уплотнения и усадки. Лишь после такой процедуры войлочный сапог надевают на разборную деревянную колодку и выправляют деревянной колотушкой. Затем поверхность валенка трут пемзой и ставят в печь для просушки. Для окончательной отделки высушенный валенок еще раз натирают пемзой или деревянным бруском.

Кроме обычной технологии существовало множество разнообразных “секретов”. Так, для чернения войлока применяли квасцы, медный купорос и синий сандал, а для осветления мастер использовал белила, смешанные с парным молоком. Полученную смесь втирали до сухости в войлок и ставили в слабо натопленную печь “на вольный дух”.

С валенками до сих пор проводят самые разнообразные эксперименты. Их полируют, шлифуют и даже лакируют, предварительно пропитав войлок столярным клеем. Чтобы добиться водостойкости, используют каучук, растворенный в бензине. Отделка и форма валенок также отличаются невероятным разнообразием: вышивка, аппликация, стразы и даже разноцветные перья экзотических птиц. Да и форма валенок может быть весьма разнообразной.

В Музее валенок собраны авторские работы, демонстрирующие невероятную фантазию художников - валенки в виде мухоморов, часов с кукушкой, самолета, паровоза и даже клетки с попугаем. Такие экзотические модели реабилитируют валяную обувь, которая вошла в поговорки как символ простоты.

Редакция благодарит Музей валенок в Москве за предоставленную возможность сделать снимки некоторых экспонатов.

Описание иллюстраций:
Фрагмент скифского войлочного ковра, найденного в одном из курганов Пазырыка (Восточный Алтай). Ковер размером в 30 квадратных метров был изготовлен в V-IV веках до н.э. Следовательно, более простой войлок умели делать уже в более глубокой древности.