"клубы в библиотеках". Библиотечный клуб как центр неформального общения Клубы и объединения по интересам в библиотеках

Творческие любительские объединения читателей уже прочно вошли в практику библиотечной деятельности. Атмосфера, царящая при свободном и непринуждённом общении участников в клубах, определяет их популярность, полезность и жизнеспособность. При посещении мероприятий, проводимых в клубах, присутствующие получают информацию о новых книгах, журналах, обмениваются опытом, помогают советом другим, находят единомышленников и друзей.

При библиотеках МУК ЦБС города Краснодара с целью привлечения новых читателей, расширения их кругозора, объединения людей разных возрастов и профессий, а также для организации их досуга созданы клубы по интересам.

Клубы по интересам оперативно шагают в ногу со временем, дают возможность соединить чтение с творческой деятельностью.

Клуб в библиотеке – добровольное объединение читателей библиотеки, созданное на основе их общих интересов с целью удовлетворения культурно-досуговых, интеллектуально-познавательных, социально-коммуникативных потребностей. Клубы зачастую объединяют определенные возрастные и социальные категории читателей или группы людей с устоявшимися интересами.

Клубы по интересам – одна из оптимальных моделей формы работы в библиотеках. Библиотека чаще всего выступает организатором, инициатором таких клубов, осуществляя контроль за деятельностью клубов.

Цели организации клубов:

Вовлечение читателей различных возрастных, социальных, профессиональных категорий в культурную и социальную жизнь посредством участия в работе клуба.

Организация досуга и реализация творческого потенциала

Задачи:

Привлечение читателей в библиотеку, вовлечение их в общественную жизнь библиотеки.

Продвижение книги и чтения среди читателей города.

Расширение спектра деятельности библиотеки.

Активизация исследовательской и творческой деятельности в библиотеках.

Популяризация краеведческих, экологических и других знаний.

Вопрос об открытии и закрытии клуба в библиотеке решается руководством МУК ЦБС города Краснодара после представления библиотекарем структурного подразделения документов, регламентирующих работу клуба, плана мероприятий, назначения ответственного лица за работу клуба. Инициатива может исходить как от читателей, так и от библиотекарей. Необходимо всячески поощрять инициативу читателей, но чаще всего инициаторами создания клуба по интересам являются работники библиотеки. Здесь многое зависит от творческого потенциала библиотекарей, при желании, они сумеют организовать деятельность клуба так, чтобы он стал интересным местом проведения свободного времени для читателей.

Для организации клуба необходимы следующие документы:

Устав (Положение о клубе), определяющий основные правила работы, направленность работы, права и обязанности членов клуба;

Паспорт клуба (Приложение №1)

Список членов Совета клуба;

Список членов клуба (Приложение № 3)

Программа работы клуба;

Отчёты, сценарии заседаний, паспорт мероприятия (Приложение № 2)

Деятельность клуба может осуществляться по следующим видам: познавательная, краеведческая, учебная, поисково-исследовательская, досуговая, художественно-творческая, оздоровительная.

Направление деятельности и тематика занятий клуба, формы работы, периодичность заседаний и другие организационные вопросы библиотека решает самостоятельно с учётом потребностей читателей и приоритетов деятельности библиотеки. Заседание клубов планировать во внеурочное время для организации свободного досуга детей и молодежи по утвержденному расписанию в единый установленный день месяца и время.

У клуба должна быть своя атрибутика : название, девиз, гимн, эмблема. В библиотеке должен быть оформлен стенд с эмблемой, девизом, планом работы клуба, фоторепортажами о заседании клуба.

Организационная структура клуба по интересам состоит из нескольких компонентов: руководитель, совет (актив) клуба, члены клуба.

Руководитель – он же организатор, а нередко и специалист. Его задача не только пополнять собственные знания, но и содействовать познавательной активности членов клуба. Руководитель клуба утверждается заведующей филиалом.

Руководитель клуба несёт ответственность за планирование и проведение занятий клуба, ведение документации клуба.

Совет Клуба - орган самоуправления клуба из числа его членов, отличающихся организационными способностями, особо увлеченных и энергичных людей. Они - ядро клуба, которое принимает участие в подготовке заседаний, каждый вносит свой посильный вклад в общее дело. Каждый член совета ведает определенным участком деятельности клуба или выполняет конкретные задания по организации и проведению мероприятий.

Члены клуба – его основное, наиболее активное ядро (15-20 человек). Именно оно участвует в разработке и осуществлении мероприятий, устанавливает контакты с различными организациями.

Занятия клуба могут вести специалисты культурных и образовательных учреждений. Руководитель клуба вправе приглашать на заседания любительских читательских объединений членов творческих союзов (писателей, поэтов, художников, театральных деятелей), представителей общественных организаций, казачества, ветеранских советов, национальных общин и т.д.

В организации и проведении занятий клуба могут принимать участие все сотрудники библиотеки.

Программа клуба составляется Советом клуба и его руководителем на календарный год.

Общее руководство и контроль за деятельностью клуба осуществляет заведующий филиалом. Он создает необходимые условия для занятий и проведения культурно - массовых мероприятий в клубе.

Отчёт о работе клуба включается в общий отчёт библиотеки.

В дневник библиотеки заносятся сведения о проведении заседания клуба, количество посещений, оформляется паспорт о проведённом мероприятии.

Вся документация по Клубу хранится в специальных папках по годам. Чтобы ведение документации и содержание её в необходимом порядке не было обременительным, к делопроизводству можно привлекать самих членов клуба, рассматривая это как важнейшее общественное поручение. Документация клуба – это свидетельство пройденного пути, материал для анализа и совершенствования работы Клуба.

Приложение № 1

клуба по интересам, любительского объединения

1. Город (район) _________________________________________________

2. Название ____________________________________________________

3. Предприятие, организация, на базе которой находится клуб, объединение ______________________________________________________________

(название, адрес, телефон)

4. Ведомственная принадлежность МУК ЦБС г. Краснодара

(государственный, профсоюзный, какого ведомства)

5. Время создания________________________________________________

6. Цели, задачи клуба, объединения:_________________________________

7. _____________________________________________________________

(производственно-технический, естественно научный, демографический, комплексный, познавательно-досуговый, проч.)

8. Число участников __ ________ человек,

9. Из них взрослых ___ ________ человек.

Юношей ______________ человек.

Девушек __ __________ человек.

Детей ___ ____________ человек.

10. Как часто проходят заседания, встречи____________________________

11. Состав актива клуба _ ______ человек.

12. Наличие секций ______________________________________________

13. Наличие финансовой деятельности: ______________________________

Руководитель (штатный, общественный)_______________________________

Ф.И.О. руководителя (руководителей)_________________________________

Год рождения, образование: _________________________________________

Место работы, должность:________________________________________

_______________________________________________________________

Адрес, телефон:__________________________________________________

14. Дата заполнения паспорта _____________________________________

15. Подпись руководителя ________________________________________

Приложение № 2

ПАСПОРТ МАССОВОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Тема:___________________________________________________________

Форма:_________________________________________________________ Цель:_____________________________________________________________

________________________________________________________________

Ответственный:__________________________________________________

Начало работы над темой:________________________________________

Окончание работы над темой:______________________________________

Дата: ____________________________________________________________

Место проведения: _______________________________________________

Читательское назначение:__________________________________________

В Детской библиотеке

работают клубы по интересам.

С 2000 года для детей младшего школьного возраста работает клуб «Затейник» .

Девиз клуба: «Узнавай и удивляйся,

Мастери и развлекайся».

Эмблема клуба

«Затейник» это:

  • - полноценный и полезный досуг;
  • - конкурсы;
  • - викторины;
  • - игры;
  • - фольклорные праздники;
  • - встреча с любимыми героями книг;
  • - общение со сверстниками;
  • - рисование по мотивам народной живописи;
  • - изготовление поделок своими руками из бумаги, пластилина, глины, природного материала.

Деятельность клуба на протяжении многих лет позволяет библиотеке прививать читателям вкус к чтению, к самообразованию, расширению своих знаний фольклорных праздников, обычаев народов России.


Особая роль клуба заключается в организации интеллектуального общения, выработке навыков общественной деятельности, в предоставлении возможности эмоционального раскрепощения, в содействии раскрытию и формированию личности, создании условий для самовыражения и самоутверждения.

Практически во все мероприятия клуба включены творческие задания: дети рисуют понравившиеся эпизоды из произведения, которое читалось и обсуждалось на занятии, лепят поделки из пластилина и соленого теста, делают аппликации.

Несомненно, клуб даёт возможность детям реализовать свои творческие желания, проявлять и пополнять свои знания.

Для читателей среднего и старшего школьного возраста в Детской библиотеке с 2002 года работает литературное объединение «Золотое пёрышко».

Девиз объединения: «Руки тянутся к перу,

а перо к бумаге».


Эмблема клуба

Главная задача клуба пробудить и углубить интерес школьников к произведениям классиков литературы, вызвать желание попробовать свои силы в поэтическом творчестве.

Работники Детской библиотеки своими мероприятиями целенаправленно воздействуют на духовно-нравственное становление и эстетическое развитие школьников.

Заседание литературного объединения «Я познал твоё очарование» было посвящено великому русскому поэту Сергею Александровичу Есенину. Ребята окунулись в его неповторимое яркое, глубокое творчество.

На поэтическом крылечке «Есть целый мир в душе твоей», посвящённому приходу весны, юные читатели познакомились с произведениями поэтов и художников, посвященных этому замечательному времени года. Учащиеся проникновенно читали стихи Михаила Лермонтова, Федора Тютчева, Афанасия Фета и Афанасия Никитина. Восторгались полотнами картин великих русских художников.

На мероприятии «Снежная, нежная сказка зимы» ребята отправились в зимнюю сказку. Прослушали отрывки из стихотворений Ф.Тютчева, И.Бунина, А.Фета, С.Есенина, А.Пушкина, И.Сурикова. Восхищение участников поэтического вечера вызвали талантливо написанные и прозвучавшие на вечере музыкальные произведения на тему зимы - Вивальди «Зима. Из цикла «Времена года», П.И. Чайковского «Времена года. У камелька. Январь, Масленица. Февраль», Г.Свиридова «Вальс» из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель» и С.Чекалина «Падал снег».

Литературная ярмарк а «Наедине с осенью», поэзии «Поход за вдохновением» , информационная программа «О поэзии» - мероприятия на которых школьники знакомились с поэтическими строками не только классиков, но и с неприхотливыми стихами собственного сочинения. А написать стихи не так-то просто.

На каждом мероприятии школьники пытаются сочинить что-то свое и поделится с друзьями своим творчеством, любят играть в буреме.

При Абганеровской сельской библиотеке работают 2 клуба: «Почемучка» и «Алый парус».

Клуб «Почемучка » создан для ребят начальных классов. Где? Как? Почему? С этих вопросов начинаются любые открытия, в том числе и для маленького человека, который только познаёт мир.

Девиз: «Вместе читаем, вместе отдыхаем, с книгой мир открываем!»

Мы с книгой умней и богаче

Нам с ней и дружить и расти,

Она задаёт нам задачи

И учит, как думать и жить.

Эмблема клуба:


Младшие школьники с удовольствием занимаются в этом клубе, участвуют в конкурсах о животных, инсценируют сказки, путешествуют со сказочными героями, находят ответы на свои многочисленные вопросы. Заседания проходят ежемесячно, самые разнообразные: Зимние посиделки: « Раз в крещенский вечерок», урок мужества: « Дети-герои», «Весенний праздник для милых мам», конкурсно - игровая программа: « Игры по ПДД и не только», экологический урок: « Земля - планета людей», литературный час: « Этих дней не смолкнет слава», праздник осени: « Закружилась в небе осень», литературно - музыкальная композиция « Разгладим морщинки, согреем ладошки», литературный час: «Всё на земле от материнских рук» (к Дню матери), урок доброты: " Души запасы золотые"(к Дню инвалида).

Задачи, которые мы ставим перед собой: вызвать у ребят устойчивый интерес к книге, расширить кругозор общения, воспитать чувство любви к природе, родному краю, развивать творческие способности у детей.

Ребята клуба « Почемучка» взяли шефство над мамой Киселёва Виталия нашего земляка погибшего в 1995г в боях за г. Грозный. Так же клуб « Почемучка» посещает дом престарелых и инвалидов, где выступают со своими номерами, которые готовят вместе с библиотекой и классным руководителем.

Информина по книгам Н. И. Сладкова « Под шапкой невидимкой» и « В лес по загадки».

Фольклорный праздник: «Широкая масленица».

Игровая программа: « Полёт в космос».

Устный журнал: «Маленькие герои большой войны» (к 70летию Великой Победы).

Праздник осени: « Закружилась в небе осень».

Клуб «Алый парус» - живёт и действует при библиотеке уже несколько лет и каждая встреча в рамках этого объединения интересна и актуальна. Это союз подростков, добровольно объединившихся по принципу совпадения увлечений, идеалов, интересов, где они могут пообщаться, раскрыть свои способности. Несомненно, одно - все занимающие, расширяют свой кругозор и становятся духовно богаче.

Заповеди клуба.

  • Клуб - дружная семья.
  • «Каждый за всех, все за одного».
  • Добро, но не на показ.
  • «Правда, но без блестящих фраз».
  • Красота, но без прикрас.
  • «В клубе - лекарства одни для всех:
  • Настойчивость к знаниям, шутки и смех».

Наш девиз -Не позволяй душе лениться!

Эмблема:

Наш клуб, как живой организм периодически изменяется. Мы научились общаться друг с другом, научились слушать, отстаивать свою точку зрения, уважать чужое мнение. Мы всегда в поиске, ищем новые формы общения. Для этого проводим литературные вечера, устраиваем горячие дискуссии на интересные темы, встречаемся с ветеранами войны и труда и т.д. Особый интерес у членов клуба вызвали такие мероприятия, как: час откровенного разговора " Будущее без наркотиков»,турнир эрудитов « Татьянин день», урок мужества «Слава тебе, победитель солдат», КВН « Искры таланта», конкурсно - познавательная программа « Свет книг не гаснет в нашем доме», библиотечный урок « Библио - путешествие в мир профессий», урок информационной грамотности « Книжная радуга», урок толерантности «Трудное слово « Толерантность», час откровенного разговора « Будущее без наркотиков» и другие.

25 января День Российского студента - Татьянин день


Турнир знатоков русского языка «Трудно ли быть грамотным?»

Урок - размышления: « Жизнь прекрасна без вредных привычек»

Акция: « Ветеран» (встреча с ветеранами ВОВ) «И мы живём, и мы весну встречаем».

Праздник национальных культур «У нас единая планета, у нас единая семья».

Члены клуба « Алый Парус» является активными помощниками библиотеки, помогают в ремонте стульев, связывают макулатуру, собирают предметы старины. Вместе посещаем ветеранов войны, вдов погибших, помогаем им. Впереди новые встречи, ведь очень приятно общаться с людьми, близкими по духу.

Детский клуб «Родничок» организован с января 2016 года на базе Громославской сельской библиотеки для учащихся 1-5 классов с целью воспитания у школьников потребности общения с книгой.

Клуб «Родничок» имеет свойдевиз: «Читай, умней, мечтай!» и эмблему:

Кто не слышал поговорку «Книги - лучшие друзья!»? Это действительно так, и это нужно признать! Книги - отличное средство, чтобы познакомить детей с окружающим миром. В то время как дети читают про жизнь персонажей, неважно вымышленных или реально существующих, постепенно начинает формироваться мировоззрение, все проблемы становятся решаемыми.

Чтение книг - отличная возможность путешествовать по миру. Великое творение человека - книга стимулирует и воображение, и, что очень важно, интеллект. Кроме того, читая книгу, можно развлечься и посмеяться от души. Но если книга будет пылиться на полке, никакого положительного эффекта, само собой, ждать не следует!

Клуб «Супердеточки» работает в Аксайской сельской библиотеке уже 10 лет.

За это время сменилось три поколения ребят. В настоящее время клуб посещают школьники 4-го класса.

Девиз клуба: Мы просто супер, просто класс,

И всё получится у нас.

Во всех делах нас ждёт успех,

Ведь мы на свете лучше всех!

Цель нашего клуба - привить любовь к чтению и к книгам, родному краю и национальным традициям.

Задачи клуба:

- развить у ребят познавательный интерес, способствовать развитию интеллектуальной деятельности, воспитывать умение работать сообща, в команде;

- это возможность провести время интересно и с пользой;

- создать необходимые условия для раскрытия творческого потенциала;

- создание на наших встречах эмоциональной доброжелательной атмосферы.

На занятиях в клубе ребята знакомятся с творчеством детских писателей-юбиляров, вместе с литературными героями играют в подвижные игры. Занятия проходят с элементами театрализации, с использованием слайдовых презентаций и музыкального сопровождения, мы стараемся использовать элементы игры, соревнования.

Инсценировка сказки «Теремок»

Праздник осени «Рябинкины именины»

Литературный час «Поэзия доброты» к 110 - летию А.Л. Барто

Фольклорные посиделки «Мы за чаем и блином речь о Масленице ведём»

На мероприятии «Путешествие в город Экоград» ребята из клуба показали сценку «Экотеремок»,

Приняли участие в акции «Посади цветок»

Урок духовности «Пасха - светлый праздник»

«Солнышки» из детского сада «Солнышко».

Самыми благодарными, непосредственными и любознательными читателями Антоновской сельской библиотеки являются дошкольники.

Имея многолетний опыт работы с дошкольниками из детского сада «Ромашка», сотрудники библиотеки при непосредственной поддержке зав. д/с «Солнышко» Коротковой Наде

Клубы и кружки как социально-культурное явление имеют глубокие исторические корни. Клубная деятельность людей, организованная на основе взаимного интереса в свободное от повседневных жизненных забот время, существует, наверное, столько, сколько существует само человечество. Так, уже в античности для греческой цивилизации были характерны любительские сообщества («лесхи»), предполагавшие бескорыстный взаимный интерес их членов и стабильную организационную структуру.


«Клуб», в современном понимании этого слова, возникает на более поздней стадии общественного развития. По мысли B.И. Даля, «клуб – это собрание, постоянное общество, которое собирается в особом помещении для беседы и увеселений». Специалисты по клубоведению понимают под «клубом» добровольное объединение людей на основе единства их целей, задач, интересов, деятельности, места и времени общения. Важно отметить, что клубом называют только такое объединение, в котором свободная коллективная деятельность людей носит общественно значимый характер, не является асоциальной. «Клуб, – замечает C.С. Комиссаренко, – есть продукт культуры человека, его преобразовательной деятельности, направленной на обустройство себя и окружающего мира». Другими словами, клуб создают для того, чтобы удовлетворить духовные потребности, развить природные задатки и способности, реализовать разнообразные интересы и в конечном счете творческий потенциал личности.

Признаками клуба называют: стабильный состав участников, наличие совместной деятельности на основе общего интереса, свободный выбор занятий, оформленность группы, регулярность встреч и др. Наряду с понятием «клуб» в профессиональной литературе также используются понятия «клуб по интересам», «любительское объединение», «читательское объединение», «творческое объединение». «Объединение» по смыслу означает тот же клуб, но с более сложной организацией и функциональной структурой. Добавление слов «любительский» или «по интересам» свидетельствует о том, что в основе лежат интерес человека к чему-либо, его увлеченность, призвание, наклонности, заложенный в нем творческий потенциал. Зачастую сам участник клуба не может объяснить причину и природу своего увлечения (хобби).

Первоначально клубы получают распространение в Англии XVII века. Условным моментом возникновения английских клубов считается 1652 год, когда в Англию был завезен кофе. Летописец Самюэль Пэппис упоминает таверну «Кофейный клуб», в которой собирались его друзья, чтобы обменяться новостями, обсудить их. У кофеен-клубов позже появились постоянные посетители: в одной собирались торговцы, в другой – солдаты, в третьей – брокеры и т. д. Сначала вход в клубы был свободным, однако потом заведения стали закрытыми для чужих. Женщинам вход в клубы был строго запрещен. Старейшие члены клуба принимали решения о допуске новых, собирались членские взносы, вводились различные ограничения. В дальнейшем клубы стали перебираться из кофеен в специально построенные здания. В России первый Английский клуб был открыт в 1770 году в Петербурге. Членами клуба являлись В.А. Жуковский, И.А. Крылов, Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин.

Клубы при библиотеках получают распространение в 20-е годы XX века. В резолюции 1-го Съезда библиотечных работников РСФСР (1-7 июля 1924 года) подчеркивалось, что массовая работа библиотек «должна быть рассчитана на впечатление формой, воздействие влиянием на зрение, слух, на любознательность людей, используя театральные клубные массовые действия». В массовых библиотеках страны открываются клубы самых различных направлений. Зачастую библиотека и клуб, особенно в сельской местности, находятся под одной крышей. Так, например, в отчетном докладе Комитета ВКП(б) Ухтинского уезда отмечалось, что «в уезде имеется 7 изб-читален, 3 клуба и 31 красный уголок. В каждом очаге культуры работает 5-7 кружков. В библиотеках и кружках-читальнях проводят беседы, спектакли, громкие читки, обсуждения газет и журналов и др.».

Мощным импульсом для дальнейшего развития клубов при библиотеках стало принятие «Положения о любительском объединена, клубе по интересам» (июль 1986 года). В официальном документе были определены основные направления содержательной деятельности клубов. На основе данного признака были выделены:

Объединения общественно-политической направленности (клубы политической информации, политклубы, клубы избирателей, клубы международников, клубы философов и др.); объединения интернационалистической, патриотической и военно-патриотической направленности; объединения производственной и научно-технической направленности (клубы деловых встреч, клубы экономистов, новаторов, рационализаторов и изобретателей, клубы технического творчества – радиолюбителей, технического моделирования, картинга и др.); объединения естественно-научной направленности (любителей астрономии, садоводов, цветоводов, аквариумистов, собаководов, любителей кошек и др.); объединения морально-этической направленности (дискуссионные клубы); объединения эстетической направленности (любителей музыки, театра, кино, литературы, песни, изобразительного искусства, танца, фотоискусства, декоративно-прикладного искусства и т. п.); физкультурно-оздоровительной направленности.

В «Положении о любительском объединении, клубе по интересам» были изложены основные принципы формирования клубных объединений, освещены вопросы организационно-методического характера. Так, регламентирующей документацией клуба были названы: положение (устав), план работы, дневник мероприятий, список участников. В уставе общим собранием членов клуба утверждаются все основные стороны организации и деятельности:

1) наименование клуба, кем организован, где и для кого; 2) цели и задачи клуба; 3) права и обязанности членов клуба; 4) построение клуба и органы самоуправления; 5) атрибуты клуба (девиз, эмблема, гимн).

В 1970-1980-е годы в массовых библиотеках получили распространение клубы различной содержательной направленности: общественно-политические, военно-патриотические, литературно-художественные, дискуссионные, краеведческие. Одни из них открывались официально «сверху», другие – «снизу»: исключительно по инициативе читателей.

В те годы государство и партия, опираясь на библиотеку как на идеологическое учреждение, уделяли большое внимание созданию общественно-политических клубов для молодежи в стенах библиотек. Согласно инструктивно-методическому письму «Об усилении контрпропагандистской деятельности библиотек», методическим рекомендациям «На фронтах идеологических битв» (М., 1984) библиотеки страны получили предписание организовать одежные общественно-политические клубы. И такие клубы – Планета», «Мир», «Планета наших дней», «Истина», «Прометей» – были повсеместно открыты. На заседаниях проводились: политинформации, обзоры новинок общественно-политической литературы, устные журналы, встречи с интересными людьми, публицистами – авторами книг для молодежи, редакциями молодежных изданий; устраивались политбои, политтурниры, диспуты и др. В некоторых библиотеках были открыты «клубы политической книги», на заседаниях которых обсуждались новости политики, публицистика, литературные новинки по избранной тематике, устраивались тематические и читательские конференции.

В 1986-1987 годах, уже на волне перестройки, «снизу» создаются различные читательские объединения: «Клуб любителей журнала „Огонек“», «Клуб читателей газеты „Московские новости“», «Клуб читателей газеты „Аргументы и факты“» и др. Аудитория данных объединений носит смешанный, гетерогенный характер. На встречах читатели обсуждали текущие политические события, публицистические статьи С. Андреева, Ю. Афанасьева, А. Гельмана, И. Клямкина, В. Коротича, Р. Медведева, А.. Нуйкина, А. Стреляного, Д. Травина, Ю. Черниченко, Н. Шмелева, Е. Яковлева и др.

Военно-патриотические клубы («Юный патриот», «Комсомолец», «Юный моряк», «Поиск», «Пламя», «Родник», «Подвиг», «Мужество», «Прометей») были предназначены в основном для молодежи. Заседания проходили в виде встреч с ветеранами-фронтовиками, уроков мужества, военных игр, конкурсов исполнителей военно-патриотических песен и т. д. Многие военно-патриотические клубы были нацелены на поисково-исследовательскую работу. Особой популярностью, как показывает опыт деятельности клубов по интересам при библиотеках, пользовались в 1970- 1980-е годы клубы литературно-художественного направления («Вдохновение», «Лира», «Гармония», «Литературные беседы», «Встреча», «Собеседник», «Зеленая лампа», «Палитра», «В мире прекрасного», «Свеча» и др.). Основной целью литературно-художественных клубов являлось развитие художественного вкуса их членов по принципу «Развлекая, просвещать и привлекать к активной творческой деятельности» – в области литературы, музыки, кино, изобразительного искусства, театра, художественной самодеятельности и народного творчества и т. д. Организация литературно-художественных клубов при библиотеках вносила существенные изменения в комплектование фондов. Так, в массовых библиотеках, где были открыты литературно-музыкальные гостиные, салоны или литературно-художественные клубы, зачастую создавались отделы (сектора) искусствоведческой, нотно-музы-кальной литературы, фонотеки, арттеки, видеотеки и т. п.

Наличие большого массива документов по профилю клуба, в свою очередь, становилось определенным стимулом для привлечения новых членов. В рамках литературно-художественных клубов также было организовано добровольное взаимоиспользование фондов личных библиотек участников. Работу литературно-художественные клубы осуществляли в тесной координации с другими творческими организациями, музыкальными училищами, художественными школами. Доброй традицией ЛИТО (литературно-творческих объединений) явилось обсуждение на заседаниях клуба еще не опубликованных произведений. При этом открытые заседания литературных объединений, на которых, подчас нелицеприятно, разбирались стихи, рассказы или пьесы начинающих писателей, специально приглашенных на заседание ЛИТО, привлекали других читателей библиотеки. Такие открытые заседания клубов приносили несомненную пользу как членам клуба, так и самим молодым писателям, оттачивали их литературное мастерство.

Коренные общественно-политические, экономические и культурные изменения, произошедшие в жизни нашей страны на рубеже веков, наложили глубокий отпечаток и на деятельность клубов при библиотеках. В наши дни только в общедоступных муниципальных библиотеках (ЦБС) России работает свыше 14 ООО клубов.

Сравнительный анализ деятельности клубов по интересам в библиотеках Ленинграда – Санкт-Петербурга на 01.01.1987 и на 01.01.2005 гг. показывает, что за последние 20 лет количество клубов при библиотеках фактически увеличилось в 1,3 раза (в 1987 году зафиксировано 52 клуба, в наши дни – 67 клубов). Однако значительно сократилась доля общественно-политических и дискуссионных клубов для молодежи (с 9 до 5 процентов). Сегодня во многом изменилась содержательная составляющая клубной работы в условиях библиотек. Так, обращают на себя внимание многочисленные клубы общения для пользователей различного возраста. Как говорил Антуан де Сент-Экзюпери: «Самая большая роскошь на земле – роскошь человеческого общения». Именно в общении во многом реализуются все остальные функции клубной деятельности. Общение помогает восполнить недостаток внимания со стороны социума к личности пользователя. Общение среди единомышленников («равных среди равных»), где человека готовы выслушать, понять и принять, доставляет участнику клуба искреннюю радость, чувство удовлетворенности, человеческой сопричастности и солидарности. В клубы общения приходят не потому, что не с кем поговорить, а потому что пользователи свободно могут говорить о том, что их волнует, – о наболевшем. В клубах общения важен порой не столько предмет обсуждения злободневных проблем, сколько сам процесс коммуникации. Например, в 1991 году в Центральной библиотеке № 219 ЦБС «Черемушки» г. Москвы был создан клуб «Общение» для ветеранов войны и труда:

В московской городской библиотеке

Есть уголок общенья для людей,

Является он добрых рук твореньем,

Как яркий свет звезды среди ночей.

(Из стихотворения, посвященного десятилетию клуба)

Девиз клуба: «Свобода, фантазия и мечта». Гимном стала песня «Я люблю тебя, жизнь!». В программе клуба: тематические вечера, читательские конференции, встречи с поэтами и писателями, артистами, литературно-музыкальные композиции, костюмированный бал-маскарад «Новогодний огонек» и многое другое. Вот уже более десяти лет работает клуб «Ветеран» в ЦБС г. Ярославля, в котором ежемесячно собираются пожилые люди. Они охотно посещают заседания: слушают обзоры новинок, лекции, проводят встречи с интересными людьми, вечера воспоминаний и др. Совместно с районным Советом ветеранов в библиотеке организовали хор, и теперь члены клуба часто выступают с концертами и на других библиотечных мероприятиях. Библиотека помнит, что для многих ветеранов войны и труда, лиц пожилого возраста, людей с ограниченными физическими и психическими возможностями, особенно проживающих в сельской глубинке, клубы общения остаются сегодня единственным местом приятных и полезных встреч, отдыха.

Возрождение традиций семейного чтения и создание целой сети библиотек семейного чтения способствовали открытию клубов семьи, которые объединяют сегодня представителей разных поколений – от мала до велика. Консолидация семьи, духовное единение «отцов» и «детей», улучшение взаимопонимания, диалог между поколениями – таковы насущные задачи клубов. На заседаниях их участники активно обсуждают проблемы воспитания детей, организации быта и свободного времени. С принятием «Национальной программы чтения» и усилением поддержки читающих семей во многих библиотеках страны были открыты клубы семейного чтения, клубы читающих семей. В наши дни библиотеки страны успешно разрабатывают и внедряют досуговые программы, ориентированные на читателей разных поколений, По содержательному наполнению наиболее востребованными в наше время являются клубы по интересам:

Краеведческие; исторические; литературно-художественные; фольклорные; садово-цветоводческие; экологические; физкультурно-оздоровительные.

«Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробами (А. С. Пушкин) отличает духовно развитого культурного человека от Ивана, не помнящего родства, от манкурта. Без знания своих исторических корней нельзя ни понять, ни оценить по достоинству прогресс или регресс в общественной жизни, как и невозможно представить будущее без прошлого и настоящего. Среди общих задач, которые ставят перед собой руководители краеведческих читательских объединений, можно выделить следующие: привить местным жителям любовь и уважение к памяти предков; обогатить новыми знаниями и открытиями историко-культурное наследие Малой Родины, вызвать гордость за своих талантливых земляков и т. д. Заседания краеведческих клубов проходят в виде чтений, выступлений с докладами и рефератами, вечеров-портретов, встреч со знаменитыми земляками, вечеров воспоминаний, презентаций творческих работ местных авторов и т. п. Особый интерес вызывает организация при библиотеках различных творческих объединений: ЛИТО, арт-студий, любителей театра, киноискусства, видео, анимации, веб-дизайна и др. При этом большинство из созданных любительских объединений предназначены для детей и юношества. Например, при Центральной городской публичной библиотеке имени В. В. Маяковского (юношеский отдел) существует клуб любителей литературного творчества «Питер Пан». Там собираются ребята, которые сами сочиняют стихи, малую прозу, публицистику. Клуб даже выпускает газету с работами ребят под названием «Подоконник». Вместе с тем лучшие стихи и рассказы участников клуба публикуются в еженедельной городской газете для детей и подростков «Пять углов». Первые публикации не только почетны и приятны для членов клуба, но и стимулируют авторов к дальнейшей продуктивной творческой деятельности.

Самого пристального внимания заслуживает организация при библиотеках театральных объединений. Театр в библиотеке существовал еще с конца XIX века, но в наши дни кроме традиционного драматического театра открыты и другие – кукольные, пальчиковые, театр книги, театр теней. В некоторых библиотеках созданы специиальные центры по развитию интеллектуальных и творческих способностей пользователей. Работа этих центров обычно отличается высоким методическим уровнем, когда используются инновационные разработки в области педагогики и психологии, внедряются в практику авторские программы личностного роста и развития творческих способностей читателей.

В наше время также получают распространение клубы по экологическому просвещению. Действительно, благополучное будущее планеты и нашей Малой Родины во многом зависит от решения проблем окружающей среды, от экологической культуры каждого жителя. В рамках клубов по интересам экологического направления («Эколог», «Природа», «Юный эколог», «Лесная газета», «Человек и природа», «Эколожка», «Друзья природы», «Лесовичок», «Флора») проходят «круглые столы», брейн-ринги, уроки по экологии, диалоги о природе, экологические КВНы, экспресс-информации, литературно-познавательные игры, занимательные конкурсы и др. Активно работают при библиотеках клубы любителей сада, огорода, цветов: «Лютики-цветочки у меня в садочке», «Горицвет», «Урожайные грядки», «Огородник», «Орхидея», «Вершки и корешки», «Цветная мозаика», «Вишенка», «Огородная Академия» и др.

Необходимо также отметить широкую деятельность клубов любителей здорового образа жизни: «Здоровье», «В краю здоровья», «Родник здоровья», «Здоровячок», «Помоги себе сам», «Неболейка», «Будь здоров», фитнес-клубов.

При библиотеках открыты коллекционно-собирательские клубы: филокартистов, филателистов, филофонистов, любителей миниатюрной книги и др.

Клубы библиофилов или собирателей редких книг позволяют наладить через публичную библиотеку обращение фондов из личных собраний, более интенсивное использование редкой книги и материалов, связанных с книжной тематикой: плакатов, экслибрисов, значков, памятных монет и т. п.

Публичные библиотеки сегодня активно развивают клубную деятельность. Вместе с тем библиотекарям приходится еще сталкиваться со множеством нерешенных проблем.

1. Организация клубов по интересам в условиях библиотек требует высоких ресурсных затрат – финансовых, технических, кадровых, энергозатрат со стороны библиотекаря. Зачастую в сметах библиотек даже не предусмотрены расходы на данный вид Деятельности, отсутствуют свободные помещения для проведения занятий клубов, нет квалифицированных кадров.

2. Отмечаются недостатки организационного плана: любительские объединения работают от случая к случаю; не всегда программа клуба содержит интересные и адекватные формы работы; слабо используются инновационные достижения и опыт других объединений, низок уровень информационно-методического обеспечения и др.

В отличие от клубов по интересам или любительских объединений, где руководство осуществляется органом самоуправления – будь то совет, бюро, правление, президиум, избранный общим собранием всех клуба, – кружки имеют более простую структуру и функции.

Основные цели организации кружка в библиотеках: повышение уровня знаний читателя в определенной области, развитие его творческих способностей и ускорение личностного роста. Кружки создаются по инициативе библиотек в тех случаях, когда нет постоянного активного «ядра» читателей для организации клубной работы. Кружок – это хорошая проба сил для молодого, начинающего библиотекаря. Иногда библиотека только организует работу кружка, которым руководит педагог или профессионал в какой-либо области деятельности. Занятия кружков регулируются программой, рассчитанной, как правило, на год, поэтому состав участников периодически меняется. В наши дни в публичных библиотеках страны открыто множество кружков разного содержательного наполнения для всех возрастных групп пользователей. Так, под крышей библиотеки успешно работают:

1) кружки ремесел и рукоделия («Умелые руки», «Очумелые ручки», «Волшебный лоскуток», «Золотая игла»), по вязанию, вышиванию, бисероплетению, гончарному делу, оригами, изготовлению поделок из природных материалов; 2) кружки мягкой («Мягкая игрушка»), глиняной игрушки; 3) краеведческие кружки; 4) драмкружки; 5) изокружки («Волшебная кисточка», «Шелковая кисточка», «Послушная глина»); 6) кружки по кулинарии; 7) танцевальные кружки.

Порой именно библиотека становится центром сохранения традиций местных народных промыслов – лепки фигурок из соленого теста («Лепота») или вязания пуховых платков, выделки глиняных игрушек или изделий из кожи.

Особо надо выделить деятельность кружков, связанных с продвижением книги, библиотеки, чтения. В библиотеках организованы кружки переплетного дела («Друзья книги», «Книжкина больница»), библиотечного дела («Юный библиотекарь»), кружки по культуре чтения. О последних – немного подробнее.

Культура чтения является важной составляющей Человека читающего («Homo legens»). Теория чтения подробно анализирует и характеризует признаки, отличающие человека книжной традиции – читателя от нечитателя, рассматривая феномен чтения как неотъемлемый и весомый атрибут культуры.

Как показывает история, проблема культуры чтения активно разрабатывалась педагогами по внешкольному образованию (В.П. Вахтеров, А.У. Зеленко, П.Ф. Каптерев, Е.Н. Медынский, Н.А. Рубакин и др.) начиная с конца XIX века, а также философами (В.Ф. Асмус, С.И. Поварнин), которые определяли процесс чтения в первую очередь как интеллектуальную деятельность человека (познавательно-коммуникативный акт).

В широком смысле слова под культурой чтения понимается вся совокупность знаний, умений и навыков личности на трех стадиях чтения: докоммуникативной (выбор литературы); коммуникативной (восприятие или понимание прочитанного) и посткоммуникативной (работа с прочитанным). Для тех, кто еще только начинает свое восхождение к вершинам профессионального мастерства, предлагаем организовать кружок по культуре чтения. Для этого необходимо выполнить следующий алгоритм действий:

1. Выявить интересы читателей и найти целевую группу потенциальных участников кружка. Кружок по культуре чтения может быть создан как для однородных, так и для смешанных разновозрастных групп. Надо учитывать, что в смешанных группах развивать подобную деятельность намного сложнее, чем в однородных.

2. Разработать, обсудить и утвердить программу занятий для кружковцев. (Примерная программа кружка по культуре чтения дана в Приложении 6.) Решить вопросы организационно-методического характера – закрепить удобное помещение для проведения занятий, согласовать режим работы, обеспечить информационную поддержку деятельности кружка и др.

4. Предложить методику «обратной» связи, критерий и показатель эффективности внедрения новой формы работы. Оперативно координируя деятельность разных структурных подразделений библиотеки, необходимо добиваться такого положения, чтобы участники кружка по культуре чтения становились полноправным «сильным звеном» при проведении других мероприятий библиотеки – презентаций книг, обсуждений литературных новинок, встреч с писателями, конкурсов, дискуссий и т. д. Надо помнить, что кружок – это лишь зона ближнего развития. Опираясь на принцип «от простого к сложному», начинающий библиотекарь (а потом и команда единомышленников) со временем сможет достичь библиотечных вершин, превратив кружок в клуб.

Ловкова Т.Б. Библиотека как центр досуга: учебно-методическое пособие. – М.: Либерея-Бибинформ, 2009. – 104 с.

Уважаемые читатели!


Для вас в 2019 году в нашей библиотеке будут работать клубы
по интересам:
женский клуб «Мир женщины»,
клуб по интересам "Урожайные грядки",
литературная гостиная «Свеча».

Работа клуба «Мир женщины»

Вновь с чувством тайного томленья
Переступаю сей порог.
Спешу, оставив сожаленья,
Зайти на теплый огонек.

Чтобы друзей увидев лица,
Заулыбавшиеся вам,
Еще раз вместе насладиться
Уютом клуба милых дам.

Мероприятие Форма работы Дата проведения
1. «Есть в женщине, какая- то загадка» День красоты в библиотеке Март
2. «У нас нет плохого настроения» Час потехи Апрель
3. «А помните наш советский быт». Ретро-посиделки Июнь
4. «Модный приговор» -10 советов от стилистов и дизайнеров одежды. Виртуальное общение Август
5. «Музыка кино на волне нашей памяти ». Киновечер Октябрь
6. «Философия здоровья». Час полезных советов Декабрь

Работа клуба «Урожайные грядки»

«Наша библиотека» приглашает всех садоводов и огородников на занятия клуба «Урожайны грядки». Основные направления деятельности клуба – садоводство, цветоводство, овощеводство, ландшафтный дизайн.

Мероприятия проходят в уютной, непринужденной обстановке. Как защитить сад от вредителей, когда высаживать рассаду, как правильно сделать альпийскую горку – эти и многие другие вопросы обсуждаются членами клуба.

Каждое занятие будет сопровождаться видеопрезентацией и обзором литературы по садоводству.

Мероприятие Форма работы Дата проведения
1. «На старте нового огородного сезона» Час информации Февраль
2. «Зелёные обитатели вашего дома» Час интересных сообщений Июнь
3. «И чудесами урожая нас осень снова удивит» Выставка – чудо урожая Сентябрь
4. «С миру по мысли – советы садоводов» Беседа - совет Ноябрь

Заседания литературной гостиной «Свеча»

Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объединяет в себе драматическое действо, музыку и пение, литературную игру, диалог со зрителем и даже дискуссию. Часто тема для разговора подсказывается самими членами объединения.

Главное здесь – это активное участие людей. Каждый из присутствующих может выступить со своими встречными мыслями, задать вопрос участнику, высказать пожелания.

Мероприятие Форма работы Дата проведения
1. «Ищите женщину» Час дамского романа Март
2. «Теперь не умирают от любви» Вечер – портрет/к юбилею поэтессы Ю.Друниной Май
3. «Недопетая песня В.Шукшина» Литературный час/90 лет со дня рождения Июль
4. «Алиса в стране театра и кино» Мультимедийный бенефис/85 лет со дня рождения актрисы А.Фрейндлих Декабрь

В библиотековедческой литературе употребляется ряд понятий – «клубы по интересам», «любительские объединения», «Объединения по интересам», но все же чаще всего употребляют термин «клубы по интересам».

Клубы по интересам, создаваемые в библиотеках, направлены на объединение вокруг библиотеки ярких людей, готовых, в свою очередь оказывать всевозможную помощь библиотеке. Деятельность такого объединения, придает библиотеке более высокий статус, делает ее более «видимой» в глазах руководства района, области, способствует ее развитию. Клубы по интересам могут иметь самую различную направленность, т. к. любая тема требует библиотечно-библиографической поддержки, Клубам характерно стабильный состав участников и регулярность встреч.

В нынешней социальной обстановке работа библиотек с клубами и читательскими объединениями приобретает ог­ромное общественное значение. С одной стороны, такие клубы помогают людям обрести большую уверенность, способст­вуют самоутверждению личности. В клубах усваивается опыт общения, уважение к инакомыслию, формируется терпимость и ответственность.

С другой стороны - клубы позволяют библиотеке обрести более прочную социальную основу, расширить свои возможности в организа­ции свободного времени жителей как крупного промышленного мега­полиса, так и небольших сел и поселков в российской глубинке.

Жизнеспособность клубов определяется не какой-нибудь отдельной темой, сверхзадачей, а, главным образом, атмосферой, которая в клубах складывается. Свободные, простые отношения отнюдь не бесполезны для слушателей. Они знакомятся с новыми книгами, журналами, получают необходимые знания, сами делятся опытом, помогают советами другим, находят единомышленников и друзей.

Принцип любительских объединений привлекает в библиотеку читательскую общественность, сплачивает заинтересованных друзей, помощников и единомыш­ленников. С их помощью организуются библиотечные выставки, лите­ратурно-музыкальные вечера, праздники книги и др. Именно библиотека стала местом реализации творческих стремлений и замыслов многих читателей, духовного роста и развития талантов.



Читательские клубы зачастую объединяют определенные возрастные и социальные категории посетителей или группы людей с устоявшимися интересами. С учетом этих обстоятельств можно классифицировать все библиотечные читательские объединения в две большие группы: возрастные клубы и клубы по интересам.

Возрастные клубы подразделяются на:

· клубы для ветеранов, инвалидов и людей пожилого возраста;

· клубы женского общения;

· молодежные клубы;

· семейные клубы;

· клубы для детей и подростков.

Вторая группа читательских объединений (клубы по интересам) включает в себя:

· клубы литературные и нравственно - эстетической направленности;

· экологические клубы;

· клубы краеведческого направления.

Действие клубов для ветеранов, инвалидов и людей пожилого возраста направлено на сохранение полезной, целесообразной активности пожилых людей, создание для них благоприятного психологического микроклимата. В общении с этой категорией пользователей библиотечные работники учитывают их потребности и интересы, приглашают пенсионеров на разнообразные мероприятия: встречи с интересными людьми, вечера воспоминаний, поэтические вечера, конкурсные программы и т. п. Встречи в клубах поднимают настроение и увеличивает жизненный тонус пожилых людей. В целом же зачастую, для многих пенсионеров, ветеранов, инвалидов, проживающих в сельской глубинке, клубы остаются сегодня единственным местом приятных и полезных встреч.

Постоянными читателями библиотек остаются дети, подростки и юношество. В большинстве своем, они с удовольствием посещают разнообразные клубы по интересам, которые организуют для них библиотечные работники. Это клубы любителей книги и чтения, литературные гостиные для старшеклассников, молодежные дискуссионные клубы, клубы экологического и краеведческого направлений, клубы по патриотическому воспитанию, здорового образа жизни и другие. Но несмотря на многообразие тематики, есть общие цели работы таких клубов: привить ребятам культуру чтения, способствовать их нравственно - эстетическому и интеллектуальному развитию, помочь юношам и девушкам выбрать дело по душе, найти свое место в жизни.

Еще одним направлением в деятельности библиотек является привлечение пользователей к семейному чтению. Стержнем работы в этой области становится возрождение традиций такого чтения и через него - духовное единение родителей и детей. С этой целью в библиотеках создаются клубы «Семья», «Аист», «Семейный очаг», «В кругу друзей», «Кроха» и др., куда приглашаются представители разных поколений - от мала до велика. С ними проводятся разнообразные массовые мероприятия. Например, такие, как праздник «В библиотеку всей семьей», литературный вечер «Неразлучные друзья - взрослые и дети», конкурсная программа «Коса - девичья краса». На таких встречах старше поколение старается передать младшим свои знания и накопленный жизненный опыт. Кроме того, в таких клубах читающие семьи нередко предлагают друг другу прочитанное или подмеченное в книгах, рекомендуют полезные публикации по вопросам воспитания детей, организации быта, свободного времени.

Среди всего многообразия и нововведений хочется выделить чита­тельские объединения, которые много лет, независимо от политической обстановки, верой и правдой служат читателям, являясь для них бес­ценным источником общения с интеллектуально и духовно близкими людьми. Это - литературные и литературно-музыкальные гостиные, ли­тературные клубы и клубы книголюбов, т. е. те объединения, деятель­ность которых неразрывно связана с чтением и изучением художест­венной литературы, поэзии, искусства («Русь», «Литературный Олимп», «Сказочник»,»Парнас», «Клуб молодых поэтов», «Созвучие», «Сплотились мы под сенью муз»). Работа литературных объединений нацелена на интеллектуальный и культурный рост участников, на их духовное развитие. Программы клубов включают в себя беседы, «круглые столы», тематические вечера, литературно - музыкальные композиции, часы поэзии и т.п. Благодаря этим клубам имена местных поэтов становятся известны широкой публике. Важным для библиотек по - прежнему остается распространение экономических знаний и давно ясно, что будущее планеты и «малой родины» и каждого человека во многом зависит от решения проблем окружающей среды, экологической культуры каждого. Поэтому, наличие в библиотеках клубов по экологическому просвещению населения закономерно. В основном это клубы для детей и подростков. В рамках таких объединений проходят «круглые столы», брейн - ринги, диалоги, уроки по экологии, экспресс - информации, экологические КВНы, литературно - познавательные игры, занимательные конкурсы для детей.

И, наконец, еще одним приоритетным направлением в работе библиотек всегда было и продолжает оставаться краеведение. Ведь без знания своей истории и корней нельзя ни понять, не оценить по достоинству день сегодняшний, представить себе будущее. Поэтому большинство библиотек проводят краеведческую работу с читателями. Одной из форм этой деятельности стало создание клубов соответствующей направленности, таких как: «Краевед», «Селяночка», «Истоки», «Горизонт», «У животворного ключа», «Родничок» и др. Среди общих задач, которые ставят перед собой руководители краеведческих читательских объединений, можно выделить следующие: привить местным жителям уважение к памяти предков, гордость за своих талантливых земляков, а также пополнить их знания об историческом и культурном наследии родного края.

Таким образом, в городских и сельских библиотеках области функционируют сегодня самые разнообразные читательские клубы и объединения. Интерес к досуговым формам в работе библиотек принято связывать с отсутствием в зоне обслуживания самих клубных учреждений. И если ситуация не будет меняться, то библиотечные клубы сохранят популярность у людей, которые стремятся расширить круг своего общения и стать духовно богаче.

Создание кружков по интересам в библиотеках имеет цели повышения уровня знаний читателей в определенной области, развитие их творческих способностей. Занятия кружков регулируются программой, рассчитанной, как правило, на год. Клубы создаются по инициативе самих читателей, либо библиотекарей, разрабатываются свои уставы и правила, выбирается эмблема и другая символика. Для создания кружка необходимо сначала выявить интересы читателей и найти потенциальную группу участников, затем разработать, обсудить и утвердить программу занятий. Далее – доведение информации об открытии кружка до заинтересованных пользователей.