Презентация барьеры общения. Барьеры коммуникации. Г.Б. Паршукова. Основы теории коммуникации. На работе Барьеры

Подготовила ученица 11 – А класса Коротких Анастасия
  • Общение

  • Контакт

  • В целом общение – это…

  • Мы постоянно общаемся

  • Барьеры

  • Перечислим эти барьеры

  • Техника общения

  • Школа

  • Психология

  • Семья

  • Первое упоминание о кошках

  • Знаки зодиака

  • Первое упоминание о розе

  • Общение это наше все

  • Мы постоянно общаемся

  • Без общения мы запираемся в себе

  • А с общением становимся лучше

  • Итог таков


Общение

Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми.

И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.


Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.

Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами.


В целом общение – это…

Общение – процесс многогранный сложный и требующий определённых навыков. В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.


Мы постоянно общаемся

На работе

Барьеры

Психологические барьеры в общении возникают незаметно и субъективно, нередко они не ощущаются самим человеком, но незамедлительно воспринимаются окружающими. Человек перестает ощущать неверность своего поведения и уверен, что общается нормально. Если он обнаруживает несоответствия, начинают развиваться комплексы.

Перечислим эти барьеры:

Первое впечатление считается одним из барьеров , который может способствовать ошибочному восприятию партнера по общению. Почему? Первое впечатление, по сути, не всегда бывает первым, так как на формирование образа влияет и зрительная, и слуховая память. Следовательно, оно может быть относительно адекватным, соответствовать чертам характера, а может быть ошибочным.


Перечислим эти барьеры:

Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки. Выражается в следующем: внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам. Следует установить возможные мотивы появления такого отношения и преодолевать их.

Перечислим эти барьеры:

    Барьер отрицательной установки , введенной в опыт человека кем-либо из других людей. Вам сообщили отрицательную информацию о ком-то, и складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вам мало что известно, нет опыта личного взаимодействия с ним. Таких негативных установок, привнесенных извне, до вашего личного опыта общения с конкретным человеком надо избегать.К новым людям, с которыми предстоит общаться, надо подходить с оптимистической гипотезой. Не ориентируйтесь в окончательной оценке человека только на мнение других. человека только на мнение других.


Перечислим эти барьеры:

    Барьер «боязни» контакта с человеком. Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный контакт с человеком, но как-то неловко. Что делать? Попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, и вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения или субъективны, или носят слишком второстепенный характер. После беседы обязательно проанализируйте успешность разговора и зафиксируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, имеющих в целом низкий уровень общительности.


Перечислим эти барьеры:

    Барьер «ожидания непонимания». Вы должны вступить в непосредственное взаимодействие с человеком в деловом или личностном общении, но вас волнует вопрос: правильно ли вас поймет партнер? Причем здесь нередко исходят из того, что партнер обязательно должен понять неверно. Начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения. Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее те моменты или эмоциональные аспекты, которые могут вызвать неадекватное толкование ваших намерений. После этого смело вступайте в контакт.


Перечислим эти барьеры:

    Барьер «возраста» – типичный в системе обыденного общения. Возникает в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений. Люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бы забывая себя самих в этом возрасте. Молодые раздражаются, посмеиваются. Возникают осложнения в межличностных отношениях. Возрастной барьер в общении опасен и в семейных отношениях, и в системе служебного взаимодействия.{4} Поэтому именно Барьер «возраста» стал темой моего исследования.


Техника общения

Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы - предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные.

Слово «Школа»

Слово «школа» первоначально возникло в Древней Греции, но его значение было совсем другим - «досуг, отдых». Однако этот досуг не был праздным - он подразумевал философские беседы в свободное от работы время. Постепенно у философов появились постоянные ученики, и это понятие стало обозначать учебный процесс. А когда возникла необходимость в специальных помещениях для обучения детей, их в дань этой традиции тоже назвали школами


Что такое психология?

Ранние античные авторы нередко уделяли в своём творчестве внимание проблемам природы человека, его души и разума. В 1590 году Рудольф Гоклениус впервые использует термин «психология» для обозначения науки о душе. Его современник Оттон Касман считается первым, кто употребил термин «психология» в современном научном смысле. Представители нового времени (например Декарт) считали что тело и душа имеют разную природу-это был новый взгляд на проблему психологии. «Душа и тело живут и действуют по разным законам и имеют разную природу» Декарт. Девятнадцатый век стал для психологии веком постепенного зарождения её как научной дисциплины, выделения соответствующих областей из философии, медицины, точных наук. Однако главное имя в истории оформления психологии как науки - Вильгельм Вундт. 1950-1960-е годы

Эти десятилетия являются эпохой расцвета психологической науки, активного роста во множестве направлений. В современных учебниках большая часть материала посвящена экспериментам и исследованиям, проведённым именно в этот период.


Что такое семья?

Научное изучение форм семейной жизни началось в XIX веке и связано с работами И. Бахофена, Л. Моргана, М. М. Ковалевского.

До Второй мировой войны в России преобладала патриархальная семья, которая характеризуется преобладанием мужчины в доме и подчинением ему всех остальных членов семьи. В послевоенные годы, начиная с конца 40-х годов до 80-х, доминирующей стала детоцентристская семья, в которой очень большое значение придаётся благополучию детей и сохранению брака в интересах детей. Совсем недавно в последние десятилетия возникла супружеская семья[источник не указан 385 дней], в которой доминируют равноправные отношения, стабильность брака зависит от желаний и качества отношений между супругами.


Первое упоминание о котах

И, конечно, рассказ о кошках в жизни человека следует начать с Египта. Именно в Древнем Египте мы находим первое упоминание о кошке и её первые изображения. И именно там кошка стала существом священным, «добрым гением жилища», хранительницей домашнего очага и была взята под защиту закона. Из-за загадочности, ночного образа жизни, светящихся во тьме глаз, редкостной плодовитости и женственности это грациозное животное было посвящено богине Луны, плодородия и деторождения Баст, или Бастет, изображавшейся с кошачьей головой. За убийство кошки полагалась смертная казнь, иногда отрезали палец или руку. При естественной смерти кошки в доме объявляли траур, все обитатели его обрезали волосы и выщипывали брови, а саму кошку часто бальзамировали и с почестями хоронили на особом кладбище. Большое количество мумий кошек найдено в гробницах фараонов.

    В Китае кошки и их изображения считались приносящими счастье. У китайцев кот, будучи ночным животным, относится к принципу инь (женского начала, тьмы, луны и т.д.). Он может общаться со злыми силами и обладает способностью к трансформации. Согласно древней персидской легенде кошки появились от чиханья льва. В зороастризме, древней религии персов, убийство кошки - такое же серьезное преступление, как и убийство человека. И позже уже в традиции мусульманской, кошка также почиталась на Ближнем Востоке. А у русских мореходов был обычай - по построенному судну первой должна пройти кошка. Все эти обычаи были связаны со способностью кошки изгонять нечистую силу, которая уже успела обосноваться в укромных уголках.


Знаки зодиака

Выделение зодиака как пояса небесной сферы, по которому проходит видимый путь первоначально Луны, а затем Солнца и планет, произошло в Вавилоне. Первое упоминание о выделении зодиакального пояса в письменных источниках Вавилона содержится в серии клинописных табличек «Мул Апин. в этих текстах перечисляются 18 созвездий на «пути Луны» и указывается, что Солнце и пять планет перемещаются по этому же пути, а также выделяется группа приэкваториальных (и, соответственно, близких к эклиптике) звёзд. Зодиакальная вавилонская система служила также и системой небесных координат:


Первое упоминание о розе

Ро́за - принятое в декоративном цветоводстве название культурных форм растений, относящихся к роду Шиповник (лат. Rósa) семейства Розовые.В классическом изображении роза имеет 32 лепестка, отсюда название роза ветров.У древних римлян роза символизировала тайну. Бытовало выражение, ставшее пословицей - «Sub rosa dictum» («Под розой сказано»), то есть должно сохраняться в секрете. Символика розы зависит от её цвета (алая роза - страсть, жёлтая роза - разлука или измена в любви, белая роза - нежность, и т. п.).При раскопках египетской гробницы II века н. э. в Хавара найден венок из сушёных роз, которые были определены как Rosa ×richardii.Существует стихотворная загадка о розе, составленная свыше 1000 лет назад.[уточнить]Чайная роза получила своё название не за цвет, а за аромат, напоминающий запах свежезаваренного чая.От природы в розах отсутствует ген, производящий синий пигмент.


Общение – это наше все)



Мы постоянно общаемся)


Без общения мы замыкаемся в себе(


А с общением становимся лучше


Итог таков:

Подводя итог работе, можно сделать следующие выводы:

Общение – очень важное составляющее социальной жизни человека. Часто в этом сложном процессе возникают трудности – так называемые «коммуникативные барьеры общения».

Для эффективного общения надо обладать некоторой системой навыков, знаний и умений, которую принято обозначать понятием социально-психологическая или коммуникативная компетентность. В состав социально-психологической компетентности включается умение понимать личность и эмоциональные состояния партнеров по общению, знать правила


Спасибо за внимание)

2 слайд

В руководстве людьми большая часть времени руководителя расходуется на межличностные коммуникации. Существует ряд факторов, снижающих эффективность общения, которые получили название "барьеры межличностных коммуникаций". К ним относятся: барьеры восприятия; семантические барьеры; невербальные барьеры; барьеры, возникающие при плохом слушании; барьеры, возникающие при некачественной обратной связи.

3 слайд

Барьер восприятия Люди реагируют не на события, которые действительно происходят, а на то, что воспринимается как происходящее. Это связано с тем, что имеет место избирательность источников информации, избирательное внимание, искажение, запоминание. Возникают так называемые барьеры восприятия. Это: первое впечатление (внешность, речь, манера поведения и т. п.);предубеждение в отношении себя и других (недооценка или переоценка);стереотипы; эффект проекций. Человек склонен приписывать собеседнику те положительные или отрицательные черты, которые имеет сам, но которыми вряд ли обладает собеседник; эффект порядка. При общении с незнакомыми людьми больше доверяют и запоминают информацию, поступающую первой (вначале беседы), при общении с друзьями - информацию, поступающую последней.

4 слайд

Семантический барьер Семантический барьер возникает при вербальной форме общения (устной и письменной речи). Этот язык выработан человеком при общественно-социальном развитии. Семантика - наука, изучающая способ использования слов и значений, передаваемых словами. Семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания. Значение используемых при общении символов выявляется через опыт и варьируется в зависимости от контекста. Это касается как отдельных слов (особенно иностранного происхождения или характеризующих личность, например порядочность), так и словосочетаний ("как можно скорее", "как только представится возможность").

5 слайд

Невербальные барьеры Невербальная форма общения - это общение с помощью языка, предоставленного человеку природой и запечатленного в жестах, интонации, мимике, позах и т. п. Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу и свидетельствуют о действительных эмоциях участников коммуникаций. Ею трудно манипулировать и трудно скрывать в любой коммуникации. Некоторые источники утверждают, что вербальные коммуникации составляют 7% информации, звуки и интонация - 38%, жесты, пантомима - 55%. К невербальным барьерам коммуникаций относят: визуальные барьеры (походка, движение рук, ног, поза и смена поз, визуальный контакт, дистанция);акустические барьеры (интонация, тембр, темп, громкость);тактильная чувствительность (рукопожатия, похлопывания, поцелуи и др.); ольфакторные барьеры (запахи).

6 слайд

Плохое слушание (неумение слушать) Эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая информацию. Эффективное слушание является важнейшим качеством хорошо работающего менеджера. Мало воспринимать факты, нужно прислушиваться к чувствам подчиненного. Правила эффективного слушания: перестаньте говорить, невозможно слушать разговаривая; помогите говорящему раскрепоститься; покажите готовность слушать; устраните раздражающие моменты; сопереживайте говорящему; сдерживайте свой характер, рассерженный человек придает неверный смысл словам; не допускайте спора или критики; не перебивайте; задавайте вопросы.

7 слайд

Некачественная обратная связь Реакция на ту или иную информацию. Ограничителем эффективности межличностного общения может быть отсутствие обратной связи. Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить адекватность (правильность) восприятия вашего сообщения. В дополнение к межличностным контактам руководитель должен пользоваться информацией, циркулирующей на предприятии и вне ее. Организационные коммуникации также оказывают сильное влияние на эффективность управления. Им присущи такие барьеры, как искажение сообщений при движении нисходящей и восходящей информации; чем больше иерархических уровней, тем больше искажающих "фильтров", роль которых играют как менеджеры разных уровней, так и подчиненные; информационные перегрузки, которые не позволяют руководителям своевременно и адекватно реагировать на поступающую информацию; отсутствие связей между подразделениями, которые либо формально, либо фактически не предусмотрены.

Слайд 2

Модель коммуникационного процесса с двумя участниками

Основные элементы:

  • Источник сообщения (коммуникатор) - создатель сообщения, лицо генерирующее идею;
  • Коды - символы или знаки, переводящие сообщение на язык, понятный получателю. В качестве кодов используются вербальные и невербальные средства коммуникации;
  • Сообщение - информация или закодированная идея, т.е. то, что передает источник получателю;
  • Канал - средство, с помощью которого сообщение передается от коммуникатора коммуниканту.
  • Слайд 3

    План лекции

    1. Виды барьеров общения
      1. Психологические барьеры
        1. Барьеры отношения
      2. Барьеры непонимания
      1. Приемы преодоления избегания
      2. Приемы преодоления барьеров непонимания
  • Слайд 4

    Понятие коммуникативных барьеров

  • Слайд 5

    Процесс восприятия информации

  • Слайд 6

    Понятие коммуникационных барьеров

  • Слайд 7

    Виды барьеров общения

  • Слайд 8

    Классификация барьеров общения

  • Слайд 9

    Основные виды коммуникационных барьеров

    • Технические связаны с появлением шумов (имеющих естественное происхождение) или созданием помех (имеющих искусственное происхождение) в коммуникационных каналах
    • Социально-культурные создаются из-за отсутствия единого понимания ситуации общения, вызванной глубинными различиями в ценностных установках, жизненного опыта, присущих представителям той или иной социальной группы
    • Психологические возникают вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся или в силу сложившихся между ними психологических отношений
    • Барьеры непонимания источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем)
  • Слайд 10

    Психологические барьеры

    Барьеры отношения

    • связаны с явлением перцепции (познания, восприятия коммуникантом и реципиентом друг друга)
    • возникновение чувства неприязни, недоверия к коммуниканту распространяется и на передаваемую информацию
    • барьеры отрицательных эмоций, связанные с физическим и эмоциональным состоянием человека (болезненное состояние, состояние страдания или горя, состояние гнева, отвращение или брезгливость, презрение, страх, стыд и вина)

    Барьеры техники и навыков общения

    • проявляются тогда, когда препятствием для общения является стремление одного из участников коммуникативного процесса, манипулируя информацией, достигать своих, иногда корыстных целей
  • Слайд 11

    Барьеры отношения

  • Слайд 12

    Барьеры отрицательных эмоций

  • Слайд 13

    Типы акцентуации характера (Г. Шмишек)

    • Гипертимический - постоянное повышенное настроение, сверхбойкий человек
    • Дистимический - во всем противоположный гипертимическому, вечно серьезный, замкнутый, угрюмый человекпостоянное
    • Циклоидный - циклическая смена настроений: человек ведет себя то как гипертимик, то как дистимик
    • Возбудимый - гневливость, склонность к неадекватно резкой реакции
    • Застревающий - человек с таким характером несклонен забывать ни причиненное ему зло, ни сделанное ему добро
    • Педантичный - занудливость, склонность к чрезмерной аккуратности, формализму, сомнениям
    • Тревожный - боязливость, настороженность, неуверенность
    • Эмотивный - излишняя чувствительность, сердобольность, слезливость
    • Демонстративный - манерность, истероидность, эгоцентричность
    • Экзальтированный - склонность к преувеличенно искреннему выражению чувств
  • Слайд 14

    Манеры субъектов общения,ведущие к трудностям при коммуникации

    • Доминантный субъект общения
      • испытывает потребность обратитьсяк какому-либо человеку, и его не слишком заботит уместность, целесообразность такого обращения
      • не считает для себя обязательным отвечать на вопросы, которые ему поставлены
      • хочет сам оказывать влияние надругих, овладеть инициативой и подавить активность партнера по общению
      • в общении напорист, перебивает партнера, повышает голос, многократно повторяет одно и то же
    • Недоминантный субъект общения
      • человек, постоянно чувствующий себя просителем, боящийся лишний раз взять коммуникативную инициативу, задать вопрос, высказать точку зрения
      • очень чувствителен к внешним признакам силы, интеллекта, эмоциональности партнера
      • уступчив, легко теряется, не перебивая партнера, терпеливо сносит, когда перебивают его
      • нерешителен в раскрытии своих знаний, часто позволяет сбить себя с толку и приходит к выводу о своей неправоте
    • Мобильный субъект общения
      • обладает легкой манерой переключения внимания, быстрой рефлексивной оценкой
    • Ригидный субъект общения
      • требуется основательно изучить партнера, понять его коммуникативные намерения
      • слушает внимательно, говорит неспешно, мысль излагает подробно: фразы строит тщательно, стремясь, чтобы слово точнее передавало смысл
      • не любит, чтобы его перебивали, не терпит поспешности в изложении мысли от других
  • Слайд 15

    Барьеры техники и навыков общения

  • Слайд 16

    Барьеры непонимания

    Фонетические

    Семантические

    • различия в системах значений (тезаурусах)

    Стилистические

    • несоответствие стиля речи коммуниканта и ситуации общения

    Логические

    • возникает, если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики
  • Слайд 17

    Пути преодоления барьеров общения

  • Слайд 18

    Способы преодоления избегания

  • Слайд 19

    Сущность приемов привлечения внимания

    • Прием нейтральной фразы. В начале выступления произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но имеющая значение и привлекающая внимание партнеров
    • Прием завлечения. Говорящий произносит нечто, что трудно воспринимается, например говорит очень тихо, монотонно или неразборчиво, а слушающему приходится прилагать специальные усилия, чтобы хоть что-то понять
    • Установление зрительного контакта. Говорящий обводит аудиторию взглядом, смотрит пристально на кого-нибудь, выбирает несколько человек в аудитории и кивает им и т.д.
  • Слайд 20

    Сущность приемов поддержания внимания

    • Прием «изоляции». По возможности исключить все посторонние воздействия, максимально изолироваться от них
    • Прием навязывания ритма. Постоянное изменение характеристик голоса и речи
    • Прием акцентировки
      • Прямая - употребление различных служебных фраз, смысл которых и составляет привлечение внимания (таких, например, как "прошу обратить внимание", "важно отметить, что...", "необходимо; подчеркнуть, что..." и т.д.)
      • Косвенная - места, к которым нужно привлечь внимание, выделяются из общего строя общения за счет контраста
  • Слайд 21

    Способы преодоления барьеров непонимания

    Слайд 25

    Приобретенные знания

    • Знание основных видов коммуникативных барьеров
    • Знание приемов преодоления избегания
    • Знание способов преодоления барьеров непонимания
  • Слайд 26

    Вопросы для самопроверки

    • Что такое коммуникативные барьеры? Назовите причины их возникновения в общении.
    • Основные виды коммуникативных барьеров.
    • Охарактеризуйте психологические барьеры.
    • Что представляют собой барьеры отношения?
    • Назовите барьеры отрицательных эмоций.
    • Объясните механизм возникновения барьеров техники и навыков общения.
    • Что представляют собой барьеры избегания и авторитета?
    • Охарактеризуйте барьеры непонимания. С чем связано их возникновение?
    • Охарактеризуйте основные приемы преодоления избегания.
    • Пути преодоления стилистического барьера.
  • Слайд 27

    • Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю. Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 279 с.
    • Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: учебник для студ. вузов / А.Я. Кибанов, Захаров Д.К., Коновалова В.Г. – М.: ИНФРА-М, 2009.
    • Лукаш Е.Ю. Профессиональная этика: Искусство общения с людьми: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. – 224 с.
  • Слайд 28

    Посмотреть все слайды

    Общение Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми. И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.

    Контакт Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами.

    В целом общение – это… Общение – процесс многогранный сложный и требующий определённых навыков. В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация, взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формирование симпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов, психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместной деятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя с другими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.

    Барьеры Психологические барьеры в общении возникают незаметно и субъективно, нередко они не ощущаются самим человеком, но незамедлительно воспринимаются окружающими. Человек перестает ощущать неверность своего поведения и уверен, что общается нормально. Если он обнаруживает несоответствия, начинают развиваться комплексы.

    Перечислим эти барьеры: Первое впечатление считается одним из барьеров, который может способствовать ошибочному восприятию партнера по общению. Почему? Первое впечатление, по сути, не всегда бывает первым, так как на формирование образа влияет и зрительная, и слуховая память. Следовательно, оно может быть относительно адекватным, соответствовать чертам характера, а может быть ошибочным.

    Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки. Выражается в следующем: внешне беспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам. Следует установить возможные мотивы появления такого отношения и преодолевать их.

    Барьер отрицательной установки, введенной в опыт человека кем-либо из других людей. Вам сообщили отрицательную информацию о ком-то, и складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вам мало что известно, нет опыта личного взаимодействия с ним. Таких негативных установок, привнесенных извне, до вашего личного опыта общения с конкретным человеком надо избегать. К новым людям, с которыми предстоит общаться, надо подходить с оптимистической гипотезой. Не ориентируйтесь в окончательной оценке человека только на мнение других.

    Барьер «боязни» контакта с человеком. Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный контакт с человеком, но как-то неловко. Что делать? Попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, и вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения или субъективны, или носят слишком второстепенный характер. После беседы обязательно проанализируйте успешность разговора и зафиксируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, имеющих в целом низкий уровень общительности.

    Барьер «ожидания непонимания» . Вы должны вступить в непосредственное взаимодействие с человеком в деловом или личностном общении, но вас волнует вопрос: правильно ли вас поймет партнер? Причем здесь нередко исходят из того, что партнер обязательно должен понять неверно. Начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения. Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее те моменты или эмоциональные аспекты, которые могут вызвать неадекватное толкование ваших намерений. После этого смело вступайте в контакт.

    Барьер «возраста» – типичный в системе обыденного общения. Возникает в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений. Люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бы забывая себя самих в этом возрасте. Молодые раздражаются, посмеиваются. Возникают осложнения в межличностных отношениях. Возрастной барьер в общении опасен и в семейных отношениях, и в системе служебного взаимодействия. {4} Поэтому именно Барьер «возраста» стал темой моего исследования.

    Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные.

    Как преодолеть трудности в общении? Следите за своей внешностью. Она должна вызывать симпатию. Этому способствует аккуратность, опрятность и умение носить те вещи, которые вам действительно идут. Старайтесь встать на место партнера по общению и попытайтесь понять его точку зрения. Тренируйте эмпатию и сенситивность. Это, соответственно, способность сопереживать другим людям и чувствовать то, что с ними происходит до мельчайших изменений в состоянии. Не пытайтесь сами полностью соответствовать ожиданиям партнера. Во-первых, это скучно, во-вторых, очень тяжело, и долго так существовать невозможно. Лучше будьте естественны по максимуму, но с учетом собеседника и социальных норм. ных черты являются залогом успехов в общении. Следите за своими словами. Ваши сообщения должны быть логически связаны, содержать интересную собеседнику информацию и опираться на что-то общее – например, общее понимание смысла слов или какую-то минимальную общую память. Ваша речь должна быть понятна собеседнику как в буквальном смысле, так и в смысле соответствия его кругозору.

    Итог таков: Подводя итог работе, можно сделать следующие выводы: Общение – очень важное составляющее социальной жизни человека. Часто в этом сложном процессе возникают трудности – так называемые «коммуникативные барьеры общения» . Для эффективного общения надо обладать некоторой системой навыков, знаний и умений, которую принято обозначать понятием социально-психологическая или коммуникативная компетентность. В состав социально-психологической компетентности включается умение понимать личность и эмоциональные состояния партнеров по общению, знать правила