Сколько стоит труд воспитателя детского сада у нас и в других странах? Прожиточный минимум в Беларуси

Средняя зарплата в Беларуси в 2019 году составила 111,53 BYN. Этот показатель зависит от ряда факторов, но основополагающим является экономический статус государства. Немаловажную роль играет местоположение (большой город или провинция), вид деятельности, сфера занятости.

Для сравнения с российской средней заработной платой необходимо принять во внимание, что 1 белорусский рубль равен 30,59 российским рублям.

Размер минимальной заработной платы с января 2019 года равняется 330 BYN (10088 ₽). Руководители организаций должны платить выше этого показателя, но никак не ниже. Если сотрудник работал на полставки, то его заработная плата составит не меньше половины минимальной оплаты. Раз в год этот показатель правительство повышает исходя из уровня инфляции, роста экономики, изменений на рынке труда и других.

Средняя зарплата и уровень бедности

Средняя заработная плата в январе 2019 года была 981,6 BYN (30039 ₽). В предыдущем году этот показатель составил приблизительно 940 BYN (28766 ₽). Такие значения фигурируют на сайте Национального статистического комитета Республики Беларусь, где отражаются реальные показатели достатка народа. Величина заработка населения оказывает воздействие на значение коэффициента бедности в стране. За пределами нищеты в 2018 году очутилось больше 5,6 % жителей, а по сравнению с прошлым годом – 6 % граждан. Улучшению благосостояния способствовало увеличение ВВП Беларуси на 4 %.

Бюджет прожиточного минимума в Беларуси составляет 216,90 BYN (6638 ₽). Если доход человека ниже его, то его считают бедным. В Минской области бедных практически нет, всего 1,2 %, а вот в Брестской области этот показатель составляет 8,1 %.

Средняя зарплата по областям

В областях показатель средней зарплаты ощутимо разнится. В таблице представлены его значения за 2018 год.

В Минске средняя заработная плата составила 1200 BYN (36722 ₽).

Перед руководителями организаций была поставлена задача главой государства Александром Григорьевичем Лукашенко максимально приблизиться к значению оплаты труда величиной в 1000 BYN (30602 ₽). Но этого не было сделано и в ближайшее время начальникам необходимо исправить ситуацию.

В нынешнем году, согласно статистике Беларуси, наибольшее значение средней заработной платы было зафиксировано в Минской области Солигорского района, оно составляет 1208 BYN (36967 ₽), что превышает показатель в столице страны, там он равен 1103 BYN (33754 ₽). Самая маленькая заработная плата наблюдалась в Витебской области Шарковщинского района – 446 BYN (13648 ₽) (этот регион признан наиболее бедным).

Различия в выплатах объясняется сосредоточенностью большого числа промышленных предприятий в Минске и Минской области. Солигорск, в частности, представляет собой крупный центр горно-химической промышленности страны. Витебск и Витебская область в основном славятся сельскохозяйственными культурами, что и влияет на величину зарплаты.

Сколько получают в зависимости от специальности

Заработная плата зависит от вида деятельности, которой занимается человек, а также в какой сфере он задействован.

В Беларуси наибольшим спросом пользуются следующие направления: медицина, торговля, программирование и сфера информационных технологий, инженерия, педагогика. Но их востребованность не влияет на величину оплаты труда.

В таблице представлена зарплата по профессиям.

Профессия Зарплата, бел. руб. Зарплата, рос. руб.
Программисты 2460 75192
Менеджеры в области финансов 1481 45321
Социальные работники 435 13318
Представители культуры 430 13165
Занятые в транспортном кругу 844 25839
Строители 779 23849
Рыбаки, лесники, колхозники 543 16624
Врачи

Младшие медработники

900 27553
Работники воздушного транспорта 3000 91845
Летчики грузовых самолетов 1950 59699
Страховые агенты 2100 64291
Инженеры, занимающиеся проектированием и экспертизой в горнодобывающей промышленности 1600 48984
Занятые в металлургии 1022 31289
Добытчики топливных ископаемых (нефти, газа) 1960 59757
Работники по переработке химических веществ 1153-1379 35242-42150
Учителя 540 16505
Воспитатели детских садов, почтальоны, парикмахеры, швеи 400-500 12226-15283
Милиция 600-800 18340-24453
Бухгалтер 850 25981
Водитель маршрутного такси 1000 30566

Наиболее высокие оклады у программистов и у менеджеров в области финансов.

В горнодобывающей промышленности платят хорошие деньги – по состоянию на октябрь 2018 года, их средняя зарплата составила больше чем 1800 BYN (55107 ₽).

У воспитателей детских садов, почтальонов, парикмахеров, швей наблюдается наиболее низкие средние заработные платы. Оклад бухгалтера зависит от уровня профессионализма в сфере, чем он больше, тем лучше его доход. Этот вид деятельности считается стабильным заработком.

Эксперты в английском или иных иностранных языках очень востребованы в стране и могут рассчитывать на достойную оплату труда.

Водители зарабатывают по-разному. Все зависит от вида транспорта: легковая или грузовая машина, автобус.

В Республике Беларусь, начиная с 2009 года, намечается увеличение зарплат граждан. Средняя заработная плата является хорошим показателем уровня оплаты труда, размер которой зависит в основном от эффективности трудовой деятельности.

Новая система оплаты труда работников

бюджетной сферы с 2020 года

С 1 января 2020 года оплата труда работников бюджетных организаций производится по новым условиям на основании следующих нормативных правовых документов Республики Беларусь:

Указ Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее - Указ № 27);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2019 № 138 (далее - Постановление № 138);

постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.04.2019 № 13 (далее - Постановление № 13);

постановление Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2019 №71 «Об оплате труда работников в сфере образования» (далее - Постановление № 71).

В соответствии с Указом № 27 с 1 января 2020 года оплата труда работников бюджетных организаций производится по новым условиям на основе тарифной системы, включающей в себя базовую ставку и 18-разрядную тарифную сетку. (Базовая ставка - это величина, используемая при исчислении окладов работников бюджетных организаций. Размер базовой ставки устанавливается Советом Министров РБ, с 01.01.2020 её размер - 180 рублей (см. Постановление № 138). Тарифная сетка установлена также Постановлением № 138.

Указом № 27 определено, что заработная плата работников бюджетных организаций состоит из оклада, стимулирующих и компенсирующих выплат . Оклад исчисляется путем умножения базовой ставки на коэффициент тарифного разряда (кратный размер базовой ставки), установленный по должности. Стимулирующие выплаты - это надбавки и премии, компенсирующие выплаты - это доплаты.

1. Указом № 27 для работников бюджетных организаций установлена Надбавка за стаж работы в бюджетных организациях и зависит от размера базовой ставки и продолжительности стажа работы в бюджетных организациях - см. п.2 Указа № 27 и пункты 4-11 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров РБ, утвержденной Постановлением № 13 (далее - Инструкция 2 Постановления №13).

Стаж работы по специальности (в отрасли) с 1 января 2020 года не учитывается . Кадровые службы бюджетных организаций рассчитывают стаж работы, учитываемый при выплате надбавки за стаж работы в бюджетных организациях , за период с даты образования Республики Беларусь, т.е. с 19.09.1991 .

2. Для работников бюджетных организаций может быть установлена Надбавка за работу по контракту в соответствии с абзацем третьим подпункта 2.5. пункта 2 Декрета Президента РБ от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» с учетом изменений и дополнений, внесенных Декретом Президента РБ от 18.01. 2019 № 1, в размере не более 50% оклада . Конкретный размер надбавки устанавливается (изменяется) нанимателем в пределах средств, предусмотренных в соответствии с законодательством на оплату труда на соответствующий финансовый (календарный) год (см. пункты 3.1. и 12 Инструкции 2 Постановления № 13).

3. Пунктом 3 Указа № 27 на выплату Премий разрешено направлять средства, предусматриваемые в соответствующих бюджетах, в размере 5% от суммы окладов работников . Размеры, порядок и условия выплаты премий определяются согласноПоложению

4. Пунктом 4 Указа № 27 определено, что работникам бюджетных организаций ежегодно осуществляется Единовременная выплата на оздоровление , из расчета 0,5 оклада Положению , утверждаемому руководителем бюджетной организации, которое является приложением к коллективному договору и действует с 01.01.2020.

5. Также п. 4 Указа № 27 определено, что работникам бюджетных организаций ежегодно оказывается Материальная помощь, как правило, в связи с непредвиденными материальными затруднениями с направлением на эту цель средств в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов работников . Размеры, порядок и условия осуществления единовременной выплаты определяются согласно Положению , утверждаемому руководителем бюджетной организации, которое является приложением к коллективному договору и действует с 01.01.2020.

С целью реализации п. 7. Указа № 27 Министерством труда и социальной защиты РБ издано Постановление № 13, которым установлены тарифные разряды по должностям работников бюджетных организаций, должности (профессии) которых являются общими для всех видов деятельности:

Тарифные разряды по должностям руководителей и специалистов (таблица 1);

Кратные размеры базовой ставки в зависимости от разряда работы, предусмотренного тарифно-квалификационными характеристиками по профессиям рабочих (таблица 3).

Постановлением Минтруда № 13 утверждены:

Инструкция о порядке установления тарифных разрядов по должностям (профессиям) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций;

Инструкция о размерах и порядке стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями СМ РБ (далее - Инструкция 2 Постановления № 13);

Инструкцию о порядке и условиях оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.

6. Пункт 13 Инструкции 2 Постановления № 13 регламентирует размер компенсирующих выплат - доплаты за работу в ночное время . Доплата за час работы в ночное время установлена в размере 35% от часового оклада работника (сторожа).

7. Пункт 14 Инструкции 2 Постановления № 13 регламентирует размер компенсирующих выплат - доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника . Конкретный размер доплаты устанавливается нанимателем (до 100% оклада ).

С целью реализации п. 8 и 9 Указа № 27 Министерством образования РБ издано Постановление №71, которым определены:

Тарифные разряды по должностям педагогических работников и служащих, занятых в образовании согласно приложениям:1, 3, 7, 13, 22, 25;

Перечень стимулирующих и компенсирующих выплат педагогическим работникам и служащим, занятым в образовании, бюджетных организаций независимо от их ведомственной подчиненности (приложение 30) и утверждена Инструкция о порядке осуществления и размерах стимулирующих и компенсирующих выплат педагогическим работникам и служащим, занятым в образовании, бюджетных организаций (далее - Инструкция 1 Постановления № 71);

Перечень стимулирующих и компенсирующих выплат работникам бюджетных организаций, подчиненных Министерству образования, и бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам и относящихся к сфере деятельности Министерства образования (приложение 31) и утверждена Инструкция о порядке осуществления и размерах стимулирующих и компенсирующих выплат работникам бюджетных организаций, подчиненных Министерству образования, и бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам и относящихся к сфере деятельности Министерства образования (далее - Инструкция 2 Постановления № 71).

8. Пунктом 3 Инструкции 1 Постановления № 71 установлена надбавка за специфику работы в сфере образования (в зависимости от квалификационной категории работника):

Педагогическим работникам из числа специалистов в размере от оклада : 25%, 35%, 45% и 60%;

Учителям, педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольного образования в размере от оклада : 30%, 40%, 50%, 65% и 80%;

Руководителям из числа педагогических работников учреждений образования в размере - 10% от оклада ;

Помощнику воспитателя в размере 50% от оклада .

9. Пунктом 4 Инструкции 1 Постановления № 71 установлена надбавка за специфику труда воспитателю воспитательно-оздоровительного учреждения и другим работникам в размере 10% от оклада.

10. Пунктом 5 Инструкции 1 Постановления № 71 установлены доплаты за сложность выполняемой работы :

Родителям-воспитателям детского дома семейного типа, приемным родителям в процентах от базовой ставки в зависимости от численности детей;

Воспитателям дошкольного образования, помощникам воспитателя за увеличение объема работ при осуществлении образовательного процесса в группе, ухода за воспитанниками в размере 5% от базовой ставки за каждого ребенка сверх установленных норм пребывания воспитанников в группе (рассчитывается средняя фактическая численность детей в месяц) («за перенаполняемость» ).

11. Пунктом 3.1. Инструкции 2 Постановления № 71 установлена надбавка за характер труда педагогическим работникам за выполнение отдельных видов работ, за выполнение дополнительной работы, непосредственно не связанной с прямыми обязанностями конкретного педагога. Надбавка по каждому из оснований устанавливается в размере до 60% (включительно) от базовой ставки . Учреждение образования с учетом специфики деятельности самостоятельно определяет размеры надбавки по каждому основанию - согласно разработанному Положению , которое является приложением к коллективному договору и действует с 01.01.2020. Конкретный размер надбавки работнику устанавливается приказом руководителя учреждения образования (+см. Рекомендации о порядке установления стимулирующих и компенсирующих выплат в соответствии с постановлением № 71 (далее - Рекомендации), стр.2-3).

12. Пунктом 3.2. Инструкция 2 Постановления № 71 установлена надбавка молодым специалистам :

Педагогическим работникам в размере 30% от оклада;

Молодым специалистам (за исключением педагогических работников) в размере до 30% (включительно) от оклада. Конкретный размер надбавки этой категории работников устанавливается руководителем (приказ) (+см. Рекомендации, стр. 4).

13. Пунктом 3.4. Инструкции 2 Постановления № 71 установлена надбавка за высокие достижения в труде :

Работникам, за исключением рабочих, бюджетных организаций сферы образования, направляя на эти цели средства в размере25% от сумм окладов этих работников ;

Рабочим бюджетных организаций сферы образования, направляя на эти цели средства в размере 15% от сумм окладов этих работников .

Для установления надбавки работникам за высокие достижения в труде в учреждении образования создается паритетная комиссия, которая на основании Положения а также предложений руководителей структурных подразделений определяет размеры надбавок. Указанная надбавка устанавливается, как правило, на месяц и выплачивается за фактически отработанное время. Конкретный размер надбавки работнику устанавливается приказом руководителя по согласованию с профсоюзным комитетом) (+см. Рекомендации, стр. 7-9).

14. Пунктом 3.6. Инструкции 2 Постановления № 71 установлена надбавка за сложность и напряженность труда работникам бюджетных организаций сферы образования в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда, а также средств, получаемых от осуществления приносящей доходы деятельности, и иных средств, не запрещенных законодательством. Надбавка устанавливается всем работникам учреждения образования. При переходе на новые условия оплаты труда размеры надбавки устанавливаются работникам таким образом, чтобы не допустить снижения их заработной платы (без премии), начисленной до введения новых условий оплаты труда. Надбавки устанавливаются приказом руководителя по согласованию с профсоюзным комитетом (на основании Положения ) на любые сроки (год, полугодие, квартал, месяц, срок проведения работ) или за выполнение отдельных работ) (+см. Рекомендации, стр.10-11).

15. Пунктом 4. Инструкции 2 Постановления № 71 установлена доплата за особые условия труда работникам бюджетных организаций сферы образования, родителям-воспитателям, приемным родителям в следующих размерах от базовой ставки за работу:

С обучающимися с особенностями психофизического развития, с обучающимися, находящимися в санаторных учреждениях дошкольного образования - до 20% (включительно) . Доплата устанавливается работникам, которые работают в учреждениях, в классах (группах, объединениях по интересам) для детей с особенностями психофизического развития, в классах (группах, объединениях по интересам) интегрированного обучения и воспитания. Перечень должностей таких работников и диапазон доплат по должностям устанавливается в коллективном договоре учреждения образования. Конкретный размер доплат работникам определяется нанимателем в приказе. Доплаты руководителям организаций системы образования, имеющим в составе классы (группы, объединения по интересам) для детей с особенностями психофизического развития производится при наличии в этих организациях не менее 2-х таких классов (групп, объединений по интересам) по приказу органа, уполномоченного заключать с ним контракт в размере, определенном коллективным договором (+см. Рекомендации, стр.12-13).

Доплата за особые условия труда устанавливается: заведующим библиотекой, библиотекарям, педагогическим работникам УО за работу с библиотечным фондом учебников в размере 1% от базовой ставки за каждую 1000 экземпляров учебников, но не более 15% одному работнику .

Доплата за особые условия труда водителю автобуса, осуществляющему подвоз обучающихся в учреждения образования, в размере 50% оклада .

С 1 января 2020 г . республика переходит на новые условия оплаты труда работников бюджетных организаций. С этого момента вводится тарифная система, основанная на базовой ставке и тарифной сетке, состоящей из 18 тарифных разрядов и соответствующих им коэффициентов. При этом основным элементом зарплаты будет являться оклад <*> .

С 2020 г . оклады работников бюджетной сферы будут определяться путем умножения базовой ставки, устанавливаемой Правительством Республики Беларусь, на коэффициент тарифного разряда. Для профессий, не тарифицируемых тарифными разрядами, вместо коэффициента будут применяться кратные размеры базовой ставки <*> .

Определить тарифные разряды по должностям (кратные размеры базовой ставки по профессиям) работников бюджетных организаций, должности (профессии) которых являются общими для всех видов деятельности , поручено Минтруда и соцзащиты <*> .

Во исполнение данного поручения принято постановление Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 N 13 «Об оплате труда работников бюджетных организаций».

В приложениях к данному постановлению приведены, в частности, тарифные разряды по должностям, общим для всех видов деятельности:

— руководителей и специалистов <*> ;

— научных работников из числа специалистов <*> .

Теперь, зная тарифный разряд для конкретной специальности, можно рассчитать оклады специалистов, которые будут применяться с 1 января 2020 г.

Например, завхозу определен 4-й тарифный разряд <*> . Согласно новой тарифной сетке данному разряду соответствует коэффициент 1,21. Оклад работника составит 217,80 руб. (180 руб. x 1,21).

Мастеру производственного обучения установлен 6-й тарифный разряд <*> . Данному разряду соответствует коэффициент 1,38. Его оклад составит 248,40 руб. (180 руб. x 1,38).

Главному научному сотруднику установлен 13-й тарифный разряд <*> . По новой тарифной сетке коэффициент для данного тарифного разряда составляет 2,17. Оклад сотрудника будет равен 390,60 руб. (180 руб. x 2,17).

У младшего научного сотрудника тарифный разряд 9-й <*> . Коэффициент равен 1,68. Следовательно, его оклад составит 302,40 руб. (180 руб. x 1,68).

Минтруда и соцзащиты также определил кратные размеры базовой ставки по общим для всех отраслей профессиям:

— рабочих, тарифицируемых по разрядам работы с 1 по 8 включительно <*> ;

— рабочих-повременщиков, не тарифицируемых по разрядам <*> .

Например, профессия уборщика служебных помещений тарифицируется 1-м разрядом работы <*> . Кратный размер базовой ставки по данной профессии составляет 1,00 <*> . Оклад работника составит 180 руб. (180 руб. x 1,00).

По профессии кастелянши установлен 3-й разряд работы <*> . Для нее соответствует кратный размер базовой ставки 1,10 <*> . Оклад составит 198 руб. (180 руб. x 1,10).

Профессия санитарки не тарифицируется по разрядам. Для нее установлен кратный размер базовой ставки, равный 1,07 <*> . В этом случае оклад составит 192,60 руб. (180 руб. x 1,07).

Тарифные разряды работников отдельных министерств, занимающих должности, относящиеся к сфере их деятельности , независимо от ведомственной подчиненности , определяются самими министерствами. Причем в этом случае необходимо руководствоваться порядком установления тарифных разрядов по должностям (профессиям) работников бюджетных организаций, определенным Минтруда и соцзащиты <*> . Этот порядок также прописан в постановлении N 13.

Согласно данному порядку министерствам необходимо соблюдать диапазон тарифных разрядов, установленных п. 2, 3, 5, 6 новой тарифной сетки <*> .

Например, по должностям руководителей бюджетных организаций сферы здравоохранения могут устанавливаться тарифные разряды в пределах диапазона, установленного подп. 6.4 новой тарифной сетки, т.е. с 12-го тарифного разряда по 17-й.

От тарифного разряда, установленного руководителю организации, будет зависеть размер тарифного разряда, определяемого по некоторым должностям руководителей (код категории должности — 1).

ниже тарифного разряда, установленного руководителю организации, по должностям:

— руководителей филиалов организаций — на 2 — 3 разряда <*> ;

— заместителей руководителя организации — на 1 — 3 разряда <*> ;

— по производной должности «главный», по должностям «пресс-секретарь», «государственный тренер», «начальник команды — старший тренер», «старший тренер» — на 2 — 4 разряда <*> .

Например, руководителю бюджетной организации установлен 15-й тарифный разряд. В этом случае его заместителю устанавливается тарифный разряд ниже 15-го на 1-3 разряда, т.е. в пределах диапазона тарифных разрядов с 12-го по 14-й включительно.

Размер тарифного разряда также будет зависеть от присвоенных работникам квалификационных категорий по должностям специалистов (код категории должности — 2).

Так, размер тарифного разряда будет выше минимального тарифного разряда, предусмотренного соответствующим диапазоном тарифных разрядов тарифной сетки, у специалиста, имеющего:

— 2-ю квалификационную категорию — на 1 разряд <*> ;

Например, специалисту бюджетной организации присвоена 1-я квалификационная категория. По его должности согласно диапазону тарифных разрядов тарифной сетки минимальный тарифный разряд равен 8. Разряд с учетом квалификации будет равен 10 (8 +2).

Размер тарифного разряда будет выше минимального тарифного разряда по диапазону тарифных разрядов тарифной сетки по «категорируемым» должностям с присвоением производной:

— «ведущий» — на 3 разряда <*> ;

— «главный» (при условии, что соответствующей квалификационной характеристикой в ЕКСД предусмотрено наличие такой должности в бюджетной организации) — на 4 разряда <*> .

Работникам, не имеющим квалификационной категории, тарифный разряд устанавливается в размере минимального тарифного разряда согласно диапазону тарифных разрядов тарифной сетки <*> .

Работникам, по должностям которых не предусмотрено внутридолжностное квалификационное категорирование, тарифный разряд устанавливается в размере минимального тарифного разряда согласно диапазону тарифных разрядов тарифной сетки. При этом по производной должности «старший» — на 1 разряд выше минимального тарифного разряда <*> .

На заметку
При двойном наименовании должностей руководителей, специалистов и других служащих тарифный разряд устанавливается по первому наименованию должности <*> .

11:40 31.01.2019

С 1 января педагогическим работникам устанавливаются надбавки, учитывающие отраслевые особенности педагогической деятельности. Это следует из постановления Министерства образования от 22.01.2019 №10 «Об утверждении Инструкции о размерах, порядке и условиях установления надбавок педагогическим работникам бюджетных организаций».

Как отмечается на сайте Министерства образования, постановление содержит перечень видов работ (функций), за выполнение которых устанавливаются надбавки. Это надбавки за обеспечение защиты прав и законных интересов детей из неблагополучных семей, за системную работу по организации питания, оздоровления обучающихся; за работу с одаренными и талантливыми обучающимися; за участие в деятельности учебно-методических объединений и др.

Материалы по теме:

Педагогам и медикам поднимут зарплаты с января

Указанные надбавки устанавливаются в процентах от тарифной ставки первого разряда . Максимальный размер надбавки может составить 142 руб.

Согласно инструкции, надбавки педагогическим работникам, кроме лиц из числа профессорско-преподавательского состава, установлены в следующих размерах :

  • за системную работу по обеспечению защиты прав и законных интересов детей из неблагополучных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работу с родителями - до 200 %;
  • за системную работу по организации питания обучающихся, оздоровления обучающихся, в том числе в каникулярный период, - до 200 %;
  • за сопровождение обучающихся в учреждениях дошкольного, общего среднего, специального образования при организации их подвоза - до 150 %;
  • за работу с одаренными и талантливыми обучающимися (подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах и других образовательных мероприятиях и творческих конкурсах, организация, проведение указанных мероприятий) - до 300 %;
  • за организацию участия обучающихся в региональных, республиканских, общественно значимых мероприятиях и сопровождение их в период проведения таких мероприятий - до 150 %;
  • за работу с непрофессиональным (любительским) коллективом художественного творчества, которому присвоено звание «Заслуженный любительский коллектив Республики Беларусь» или наименование «народный» («образцовый») - до 200 %;
  • за консультирование инновационных проектов, реализуемых на базе учреждений образования, - 200 %;
  • за работу с иностранными обучающимися - до 200 %;
  • за сопровождение обучающихся продолжительностью свыше суток на образовательные мероприятия - до 250 %;
  • за специфику труда приемных родителей, родителей-воспитателей, связанную с условиями воспитания и содержания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, - до 150 %;

Педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава установлены надбавки :

  • за кураторство учебной группой - до 300 % ;
  • за работу с одаренной и талантливой молодежью - до 400 %;
  • за участие в деятельности учебно-методических объединений, обновлении, разработке структурных элементов научно-методического обеспечения образования - до 300 %;
  • за разработку учебно-программной документации на иностранном языке - до 400 %;
  • за организацию научно-исследовательской работы обучающихся - до 200 %;
  • за работу с иностранными обучающимися - до 200 %;
  • за профориентационную работу - до 300 %;
  • за работу по взаимодействию с организациями - заказчиками кадров - до 200 %.

При выполнении педагогом нескольких видов работ (функций) надбавки могут устанавливаться по нескольким основаниям.

«Данная мера позволит повысить заработную плату, а также обеспечить дифференцированный подход к оплате труда педагогических работников с учетом объема, сложности и результативности их работы», -- отмечает пресс-служба Министерства образования в сообщении.

Республика Беларусь признана одной из самых развитых в Содружестве Независимых Государств. В этой стране весьма низкий уровень безработицы. Ее политика направлена в первую очередь на сохранение старых рабочих мест и открытие новых. Благодаря этому граждане Беларуси имеют возможность получать за свой труд весьма немалую заработную плату.

Размер зарплаты зависят во многом от того, насколько эффективно работает экономика страны. В отношении Белоруссии это вполне справедливо. Во времена СССР эта республика хотя и была во многом аграрной, но при этом имела и достаточно мощную промышленную базу. Несмотря на произошедшие за два с половиной десятилетия события, к 2019 году Беларусь по-прежнему сохраняет развитую промышленность, особенно машиностроение и обработку металла.

Однако надо учитывать, что в Белоруссии зарплата сильно варьируется, в зависимости:

  • от региона – разница может составлять полтора-два раза;
  • от сферы деятельности, в которой занят работник (наивысшие зарплаты в промышленной и финансовой сфере, минимальные – в сельском хозяйстве и социальных областях).

Белорусское государство дополнительно выделяет средства для определённых областей, однако в целом надо отметить, что белорусская экономика переживает в 2019 году не лучшие времена.

Есть тенденция к росту средних зарплат – но при этом возможен рост и безработицы.

Определённое влияние оказывает и инфляция – по ней сейчас Белоруссия находится на 14 месте в мировом рейтинге государств.

Прожиточный минимум в Беларуси

Средняя зарплата включает только чистый оклад.

Это еще и всевозможные надбавки:

  • за вредность;
  • выслугу лет;
  • работу в ночные часы.

Также учитываются денежные поощрения в виде премий.

Не стоит забывать и о больничных с отпусками. Если посмотреть с другой стороны, то из зарплаты производятся и отчисления в виде налогов. Для официальных работников в первую очередь средняя зарплата включает подоходный налог.

Но существует еще нижняя граница оплаты труда, по-другому минимальная зарплата, нормируемая законодательством страны, которое гарантирует каждому трудящемуся, что размер их оклада будет достаточным для ежемесячного проживания. Понижение планки работодателем грозит ему наказанием. Правительство Беларуси в 2019 году установило прожиточный минимум в 5 400 российских рублей, что даже меньше 100 долларов.

Минимальная зарплата

Важную роль в характеристики уровня жизни населения играет минимальная зарплата. В 2019-м году в Беларуси повышают минимальную зарплату до 330 рублей.

Работодатели не могут платить работнику меньше, чем назначенный государством минимальный уровень оплаты труда. Можно трудиться на полставки, тогда сотрудник должен получать не меньше половины минимальной зарплаты.

Власти не реже раза в год повышают уровень минималки, в зависимости от изменений на рынке труда, роста экономики, инфляции и других показателей. Устанавливают МЗ чиновники Совмина.

Средние зарплаты

Итак, сколько зарабатывают в Белоруссии.

Согласно статистическим данным на 2019 год средний показатель оплаты труда равнялся 977,6 белорусских рублей.

При этом показатели по областям сильно различаются.

Стоит отметить следующие значения:

  • Зарплата в Минске – 1200 рублей.
  • На территории Минской области зарплата составляет 875 рублей.
  • В Гомельской области средний заработок составляет – 783 рубля.
  • В Витебской области – 734 рубля.
  • В Брестской -730 рублей.
  • В Гродненской -729 рублей.
  • В Могилевской – 723 рубля.

Президент Александр Лукашенко ставил задачу довести средний доход до 1000 рублей. Пока этого достичь не удалось. Особенно низкие доходы у представителей бюджетной сферы. Особенно высокие доходы у представителей сферы воздушного транспорта. Он равняется примерно 2,2 тыс. рублей. Также высокая зарплата у работников химических предприятий – 1775 рублей. Сотрудники нефтехимической промышленности получают примерно 1770 рублей.

По отраслям

Среднемесячная зарплата в Белоруссии в 2018 г. значительно разнится в зависимости от выбранной гражданином профессии.

Наибольшие оклады характерны для следующих отраслей:

  • информационные технологии, здесь программисты высокого класса получают около 2 346 белорусских рублей (72 673 руб.);
  • разработка сырой нефти и месторождений природного газа, 1 960 белорусских рублей (60 727 руб.);
  • производство кокса и иных продуктов переработки нефти, химических веществ - от 1 153 до 1 379 белорусских рублей (35 705–42 721 руб.);
  • трубопроводный и воздушный виды транспорта, 1 236 и 1 332 белорусских рубля, соответственно (38 291–41 265 руб.), работники авиации получают в среднем 2083 BYN (64 531 руб.);
  • работа с финансами, предоставление страховок, 1 050 белорусских рублей (32 529 руб.);
  • металлургия, 1 022 белорусских рубля (31 662 руб.).

Наименьшие вознаграждения за труд получают служащие предприятий, предоставляющих услуги развлекательного характера, и учителя. Вознаграждения педагогов ДОУ и школьных преподавателей различных специальностей колеблются на уровне 300 денежных знаков Беларуси (9 294 руб.).

Врачи также не могут похвастаться высокими начислениями:

  • старший медицинский персонал получает около 900 BYN (27 882 руб.);
  • оклад среднего медицинского персонала составляет 670 BYN (20 757 руб.);
  • доход сотрудников младшего звена ограничивается 510 BYN (15 800 руб.).

Налоговая система

В Беларуси налоговая система была введена в 1992 году.

Она включает 15 основных налоговых сборов и 8 разновидностей отчислений в разнообразные внебюджетные фонды.

Налоги, образующие бюджет Беларуси:

  • Налог на добавленную стоимость равен 20 %. Данный налог платят юридические лица и индивидуальные предприниматели.
  • Акцизный налог платится предприятиями, производящими подакцизные товары (табачные изделия, спиртные напитки, нефтяные продукты). Размер акциза зависит от наименования продукции. Так, за производство коньяка потребуется заплатить 3100 BYN, а пива - по 42 BYN за каждый производимый литр напитка.
  • Налог на прибыль.
  • Налог на недвижимость. Плательщиками являются юридические лица. Годовая ставка налогового сбора равна 1 %.
  • Подоходный налог. Платежи по данному налогу формируют около 10 % государственного бюджета Республики Беларусь.
  • Земельный налог. Размер налога напрямую зависит от стоимости приобретаемого участка.

Наиболее и наименее востребованные профессии в Беларуси

Средняя зарплата в Беларуси на сегодняшний день находится в тесной зависимости от выбранного гражданином трудового профиля.

Востребованные профессии

Так, наиболее востребованными профессиями в рассматриваемом государстве являются:

  1. Маркетологи. Спрос на указанную специальность обуславливается развитием экономического рынка страны. Так, особенно ценны навыки инициативы, способность гибко и быстро реагировать на малейшие изменения рынка, а также возможность формировать маркетинговую стратегию конкретной компании.
  2. Строители. Важно отметить, что высокий доход ожидает только высококвалифицированного специалиста с навыками менеджмента, например, главного инженера или прораба. В последние годы Беларусь привлекает больше новых инвестиций в свое строительство, что обуславливает высокую потребность в профессионалах своего профиля с навыками управления.
  3. Бухгалтеры. Опытный и грамотный бухгалтер в Беларуси всегда считался престижной профессией. Подобного специалиста редко удается найти быстро и легко. Поэтому наличие навыков в рассматриваемой сфере могут гарантировать гражданину высокий средний доход.
  4. Управленцы производственной деятельности. Данная профессия, как и профессия бухгалтера, является востребованной ввиду отсутствия большого количества квалифицированных кадров.
  5. IT-специалисты. Как и любая другая страна, Беларусь подвержена модернизации. Все больше программистов и системных администраторов требуются на каждое предприятие. Помимо этого распространены виртуальные площадки, которые обеспечивают IT-работникам достойный заработок.

Наименее востребованные профессии

К наименее востребованным профессиям справедливо отнести следующие должности:

  • Юристы. Это связано не с отсутствием высококвалифицированных кадров, а с их переизбытком. Юридические факультеты в Беларуси являются одними из наиболее популярных направлений среди молодежи. Ввиду этого выпускников много, но рабочие места не рассчитаны на такое количество сотрудников.
  • Переводчики. Это обуславливается тем, что на данном этапе развития общества большинство служащих компаний того уровня, при котором справедливо международное сотрудничество, знают английский язык. Тем не менее, не всегда быстро и легко удается найти переводчика, например, с китайского или японского языков.
  • Психологи. Менталитет населения обуславливает некоторое непонимание необходимости данной профессии. Ввиду этого редкие управленцы привлекают на предприятие психолога. Чаще данные работники устраиваются в школы, детские сады и т.д. При этом ежегодно выпускаются тысячи психологов по всей стране.

Оклады в образовательной сфере

У учителей в Беларуси самые низкие заработные платы. Но стоит учитывать тот факт, что уровень оклада зависит и от региона. Так, самые высокие зарплаты в Беларуси получают учителя в Минске. Среднемесячный их доход равен 367 д. р. Самые низкие заработные платы получают в городе Молодечно (около 100 д. р.).

Заработные платы учителей в соответствии со специальностью:

  • Начальных классов – 450 д. р.
  • Дефектолога – 360 д. р.
  • Математики – 300 д. р.
  • Русского языка – 300 д. р.
  • Литературы – 300 д. р.
  • Обществознания – 200 д. р.

Оклады воспитателей в детских дошкольных учреждениях также нельзя назвать высокими.

Самые большие оклады за свой труд получают воспитатели в Минске – 300 д. р.

Средняя заработная плата воспитателя в Беларуси равна 290 д. р. Помощник воспитателя зарабатывает в среднем 240 д. р.

Оплата труда военных

Военные в Республике Беларусь получают в пять раз меньше, чем военнослужащие в Российской Федерации. Как сообщает правительство, в 2019 году планируется повышение заработных плат военным минимум до 200 д. р. Сегодня же средний оклад военного составляет ниже минимального уровня доходов.

Заработная плата военных в соответствии с должностью и званием:

  • Лейтенанта - 725 тысяч белорусских рублей.
  • Старшего лейтенанта - 760 тысяч.
  • Капитана - 805 тысяч.
  • Майора - 850 тысяч.
  • Подполковника - 920 тысяч.
  • Полковника - 103 тысячи.
  • Командира взвода - 2,1 млн.
  • Командира роты - 2,4 млн.
  • Комбата - 3,1 млн.
  • Командира бригады - 4 млн.
  • Преподавателя в военной академии - 3,5 млн.
  • Начальника цикла в высшем военном учебном учреждении - 3,9 млн.
  • Старшего офицера, служащего в Министерстве обороны - 3,7 млн.
  • Начальника отделения в Министерстве обороны - 4,3 млн.
  • Начальника управления в Министерстве - 4,6 млн.

Подводя итоги

В настоящее время, несмотря на рост, заработная плата в стране не такая высокая по сравнению с государствами с развитой экономикой. Но к преимуществам работы и жизни в Белоруси стоит отнести стабильность и спокойную обстановку.