Человек – Знаковая система. Типы профессий Типы профессий и их характеристика

Материал из Letopisi.Ru - «Время вернуться домой»

Если задаться вопросом: «А с чем же работают представители различных профессий?», - и при этом не акцентировать, внимание на индивидуальных особенностях каждой профессии, то все возможные варианты, согласно теории известного российского психолога Е. А. Климова, можно объединить в пять типов: с природой, техникой, людьми, со знаковой системой, с художественным образом.

Технономические профессии («Человек – Техника»)

Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.

  1. с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик...);
  2. с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея...);
  3. с ремонтом техники (механик, электромонтер...).
  • исследовать, наблюдать;
  • создавать и испытывать новые образцы;
  • планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;
  • придумывать новые способы деятельности;
  • самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
  • принимать нестандартные решения.
  • технический склад ума;
  • пространственное воображение;
  • склонность к практическому труду;
  • эмоциональная устойчивость.

Биономические профессии («Человек – Природа»)

В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.

  1. с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог...);
  2. с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);
  3. с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...).

Склонности и предпочтения, выраженные способности:

  • ухаживать и наблюдать за животными;
  • разводить растения или животных;
  • заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...);
  • бороться с болезнями, вредителями;
  • выращивать овощи и фрукты;
    • ориентироваться в природных явлениях;

наблюдать, изучать различные природные явлениями. Профессионально важные качества:

  • наблюдательность;
  • склонность к систематизации;
  • устойчивость внимания;
  • потребность в двигательной активности.

Сигнономичегкие профессии («Человек - Знаковая система»)

В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.

Профессии данного типа связаны:

  1. с текстами (корректор, переводчик, машинистка...);
  2. с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир...);
  3. с чертежами, картами;
  4. со схемами (штурман, чертежник, картограф...);
  5. со звуковыми сигналами (радист, телефонист...).

Склонности и предпочтения, выраженные способности:

  • обрабатывать тексты и таблицы;
  • производить расчеты и вычисления;
  • перерабатывать информацию;
  • работать с чертежами, картами и схемами;
  • принимать и передавать сигналы и сообщения;
  • хорошо считать в уме;
  • оперировать знаками и символами;
  • искать и исправлять ошибки.

Профессионально важные качества:

  • способность к математике;
  • развитое абстрактное мышление;
  • высокая устойчивость внимания;
  • склонность к общению;
  • аккуратность и усидчивость.

Артономические профессии («Человек - Художественный образ»)

Традиционно труд представителей профессий - «человек - художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» - искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов.

Художественный образ - результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.

Профессии данного типа связаны:

  1. с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор...);
  2. с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).

Склонности, предпочтения, выраженные способности: *заниматься художественным оформлением;

  • заниматься художественным творчеством (живопись, скульптура, фотография, кино...);
  • сочинять (стихи, прозу и др.);
  • выступать на сцене;
  • изготавливать своими руками красивые вещи;
  • петь, играть на музыкальных инструментах.

Профессионально важные качества:

  • яркое воображение;
  • образное мышление;
  • склонность к творчеству;
  • гибкость чувств;
  • специальные способности;
  • развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.)

Социономические профессии («Человек - Человек»)

Професси типа " человек-человек" предполагают постоянную работу с людьми и постоянное общение в ходе профессиональной деятельности.

Професси данного типа связаны:

  1. с медицинским обслуживанием (врач, медсестра...);
  2. с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель...),
  3. с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант...),
  4. с правовой защитой (юрист, участковый инспектор...)

Склонности и предпочтения, выраженные способности:

  • обслуживание людей;
  • занятие лечением;
  • обучение;
  • воспитание;
  • защита прав и безопасности;
  • управление людьми.
  • легкость знакомства и общения с новыми людьми;
  • чуткость и доброжелательность к окружающим;
  • умение внимательно выслушивать людей;
  • умение самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
  • умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.

Профессионально важные качества:

  • развитые коммуникативные способности,
  • эмоциональная устойчивость,
  • быстрая переключаемость внимания;
  • эмпатия;
  • наблюдательность;
  • организаторские способности.

Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходи в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся, а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек – общение. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А.Климова классифицирует профессии по предмету труда. Этот опросник может оказать существенную помощь в выявлении индивидуального предпочтении предмета труда, а, следовательно, и определенной группы профессий.

Человек, ставящий перед собой задачу определить, чем же он действительно хочет и будет зарабатывать, в какой-то момент начинает теряться, выбирая из моря возможностей ту самую импонирующую ему специализацию.

Модель современного мира

Модель современного мира непохожа на кастовый строй, существовавший в Индии, и муки выбора чувствуются особенно остро. Сбить с толку и заставить тратить свою жизнь на ненавистную работу может временный престиж профессии, давление родителей, желающих своему чаду той жизни, о которой мечтали сами, или просто неправильное представление выбирающего о профессии и о себе. Тому, кто столкнулся с вечной дилеммой определения будущей специализации, так или иначе приходится выбирать, что ему ближе. В этот момент становится актуальной та или иная классификация профессий. Благодаря различным вариантам классификаций не составляет труда подыскать себе нужный вид деятельности.

Виды классификаций профессий

Учитывая разнообразие профессий, число которых превышает 20 тыс., существующие классификации рассматривают самые разные стороны личности, объекты или условия работы и совмещают их с той профессией, в которой они востребованы.

Попытки психологически классифицировать профессии предпринимались еще с XVIII века. Отечественным первопроходцем в этой области был В. Н. Татищев. Еще одна классификация была предложена С. П. Струмилиным в начале прошлого столетия, которая основывалась на степени самостоятельности человека в труде. Для своего времени она была очень прогрессивной.

Известная во всем мире классификация профессий, разработанная Дж. Холландом, рассматривает специализации в тандеме с подструктурами личности. Он акцентирует внимание на ценностных ориентациях, интересах человека, уже выработанных способностях и навыках, мотивах, а также на его отношении к определенному виду деятельности. Дж. Холландом создана методика диагностик, которая помогает легко определить ряд профессий, подходящих данному человеку.

Классификация профессий по Климову уже долгое время пользуется популярностью в отечественной психологии. Профессии разделяются в зависимости от объекта труда на 5 категорий, каждая из которых, в свою очередь, разделяется еще на три подкатегории. Помимо этого, Климов в рамках описанной схемы выделяет еще несколько более сложных групп профессий, беря во внимание средство труда и условия работы. Основным достоинством этого способа классифицировать виды человеческой деятельности является четкая структура, понятная каждому.

Классификация профессий Дж. Холланда

Холланд выделял 6 типов личности, предрасположенных к определенному виду деятельности: социальный, интеллектуальный, конвенциональный, художественный, предпринимательский и реалистический. Эта психологическая классификация профессий подбирает человеку вид деятельности , наиболее созвучный его интересам и задаткам.

Типы личности по Холланду

Социальный тип личности характеризуется развитыми коммуникативными навыками. Они помогают ему успешно взаимодействовать с социумом и могут быть полезны не только самому человеку, но и окружающим. Соответственно, этот тип личности хорошо впишется в область работы, связанную с социальной средой.

Реалистический тип личности будет комфортно себя чувствовать в тех видах деятельности, где основной целью является создание и обслуживание материальных объектов, технологических процессов или различных устройств.

Интеллектуальный тип, в связи с развитыми интеллектуальными способностями, подходит для умственного труда.

Художественный тип личности, ввиду творческих способностей, предрасположен к креативным профессиям.

Предпринимательский тип характерен для успешных менеджеров, способных организовать не только себя, но и окружающих или подчиненных. Обладает ярко выраженными лидерскими качествами и ориентирован на управление людьми.

Конвенциональный тип хорошо справляется с тем видом деятельности, где важны традиции или нормы поведения, и подходит для четко структурированных работ.

Классификация С. П. Струмилина

Эта классификация рабочих профессий основывается на уровне самостоятельности человека в процессе работы и состоит из пяти типов.

Автоматический труд. В основном это конвейерные работы, строго регламентированные, которые предполагают однотипные мелкие операции или же работы по инструкции, не предполагающие нестандартных решений.

Полуавтоматический труд. Работы, относящиеся к данному типу, не всегда выполняются строго по инструкции, однако состоят из множества однотипных действий.

Шаблонно-исполнительный труд. Сюда Струмилин включал все виды машинно-ручного труда.

Самостоятельный труд. Это преимущественно работа конструкторов, архитекторов или инженеров. Люди, занимающиеся самостоятельным трудом, изобретают или конструируют.

Свободный творческий труд. Последний тип работ предполагает такие профессии, как художник, писатель, композитор, актер и прочие.

На данный момент она больше не актуальна, но представляет собой интересный пример классификации, характеризующий виды профессий того времени.

Классификация Е. А. Климова

Эта классификация выбора профессии многоуровневая, но тем не менее простая для восприятия. Тут выделяются 5 типов профессий, которые известны всем еще со школьной скамьи. Классификация профессий по Климову предусматривает следующие категории: "человек - человек", "человек - живая природа", "человек - знаковая система", "человек - художественный образ", "человек - техника".

Расшифровка типов профессий по Климову

"Человек - человек". Этот тип профессий актуален для тех, кому интересен социум, коллектив или другие люди. Эти профессии предусматривают обслуживание людей, или социальных групп. К ним относятся продавец, учитель, журналист, доктор, руководитель, психолог.

"Человек - живая природа". Люди, которые занимаются данным типом профессий, имеют дело с различными живыми организмами, как растительными, так и животными, а также биологическими процессами и микроорганизмами. Сюда можно причислить такие виды работ, как биолог, ботаник, ветеринар, кинолог, микробиолог, агроном.

"Человек - техника". Предметы труда в данном случае - это неживые, технические объекты. Люди, работающие в этой области, имеют дело с машинами, механизмами, различными материалами и видами энергии. В списке работ, относящихся к этому типу, находятся строитель, архитектор, электрик, сборщик.

"Человек - художественный образ". Профессии этой категории относятся к творческим работам и предполагают изобразительную, музыкальную, литературную или актерскую деятельность. Работы такого типа - это художник, актер, артист балета, певец, музыкант, писатель, сценарист, дирижер.

"Человек - знаковая система". Сюда причисляют профессии, которые так или иначе связаны с языками естественными или искусственными, цифрами, формулами и символами, такие как программист, языковед, переводчик.

Второй ярус классификации по Климову

Все рассмотренные типы профессий Климов также разделял по задачам и целям труда на 3 вида.

Гностические. В этой области работают в большинстве своем эксперты, оценивающие качество товара, диагностирующие работу механизмов или корректирующие готовый материал. Например: литературный критик, редактор, дегустатор сортов винограда, диагност различной техники.

Преобразующие - это профессии, цель которых изменять, чинить, улучшать качество продукции или жизни человека. К ним можно отнести слесаря, учителя, бухгалтера, мастера-животновода.

Изыскательские - профессии, имеющие задачу узнать или создать что-то новое и уникальное. Сюда относятся исследователи, воспитатели, художники, инженеры, программисты.

Помимо объекта, задач и целей учитывает классификация профессий признаки профессий, такие как средства и безопасность труда.

Профессия – ИДЕАЛ

Направление: 8,9,10,11 классы.
Цель: развитие у старшеклассников готовности к осознанному планированию, корректировке и реализации своих жизненных планов и перспектив. Помочь подросткам с определением своих жизненных целей и перспектив. Тесты и тренинги направлены на формирование у старшеклассников полного и целостного представления о себе, адекватного понимания самого себя как будущего профессионала.

Сценарий.
Ведущий: Сегодня мы с вами постараемся составить следующую логическую цепочку: познания себя (с помощью теста) – принятие себя (с помощью теста) – проектирование себя (представим себя в профессии).
Но прежде чем мы займем изучением своих возможностей. Вы можете посмотреть коротенькое видео о нашем институте и задать свои вопросы к нам как к студентам. Примерно 15 минут.
Тесты.
У каждого человека - свой талант! Кто-то за секунды решает задачки по алгебре, другой может легко организовать друзей и устроить праздник. А вот вы, например, знаете, чем «гиг» отличается от «гика» и зачем «маме» 4 ядра. Очень важно правильно оценить себя и выбрать ту специальность, которая бы совпадала с вашими интересами и особенностями. Психолог Е. А. Климов* выделил пять основных направлений в профессиональной деятельности по предмету труда:



· человек - природа,

· человек - техника,

· человек - человек,

· человек - знаковая система,

· человек - художественный образ.

Не забывайте, что, кроме интересов, важны еще и способности, ваши физические и психологические качества.

Гуманитарные науки
Гуманитарные науки – дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, а также противопоставляются естественным и точным наукам.
К гуманитарным наукам относятся:
Антропология,Философия, История, Культурология, Филология, Педагогика, Искусствоведение, Литературоведение, Психология, Журналистика, Этика, Эстетика, Археология, Графология, Лингвистика, Социология, Политология, Юриспруденция, Право, Этнография, Науковедение, Криминалистика.

Общественные (социальные) науки
Общественные (социальные) науки - комплекс дисциплин, объектом исследования которых является общество, социальная реальность, бытие социальных групп и индивидов. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с гуманитарными науками.
К общественным наукам относятся:
Археология, Графология, Экономика, История, Культурология, Лингвистика, Политология, Психология, Социальная и культурная антропология, Социально-экономическая география, Регионоведение, Социология, Юриспруденция, Право, Этнография.

Естественные науки
Естественные науки - разделы науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку естественных природных явлений.
К естественным наукам относятся:
Математика, Физика, Химия, Биология.

Технические науки
Технические науки - комплекс наук, исследующих явления, важные для развития техники, либо саму технику (изучает техносферу) .
К техническим наукам относятся:
Архитектура, Биотехнология, Информатика, Кораблестроение, Космонавтика, Материаловедение, Механика, Системотехника, Химическая технология, Электротехника, Ядерная энергетика.


Проводим тест ГлавСправ
На основе методики Е. Климова «ГлавСправ» разработал тест, чтобы помочь вам выяснить, на какой вид деятельности лучше обратить внимание. Вопросы подобраны так, чтобы определить личностные особенности каждого, ярко выраженный интерес к данному виду деятельности. Это необходимо для правильного выбора профессии. Возможно, тест станет для вас хорошей подсказкой на будущее? Тем более, что в итоге к каждому из пяти вариантов теста прилагается список образовательных направлений.

Выберите один из 2 вариантов ответа в зависимости от того, насколько верно наше предположение, например:

«Вы любите ухаживать за животными?»:

· да, это точно обо мне - 1 балл.
Блок 1. Человек – Природа

1. Вы любите смотреть фильмы и передачи из жизни живой природы?

2. Вы бы смогли перебороть страх, например, перед крысой, если вам понадобилось ее удержать в руках?

3. Вы любите и умеете возиться с комнатными растениями, даже засохший росточек вашими усилиями превратится в цветущий куст?

4. Хорошо разбираетесь в породах животных или видах растений?

5. Вы считаете, что парки в городе важнее инфраструктуры (дороги, магазины, офисные помещения)?

6. Идеальный отдых для вас - не пляж, а поход за грибами, пикник в лесу или даже вылазка в горы?
Блок 2. Человек – Техника

1. Вы легко назовете минимум 10 компонентов, из которых состоит ваш компьютер?

2. Вы неплохо справляетесь с заданиями по физике, особенно лабораторными?

3. Что касается техники, вам проще показать, как с ней управляться, чем объяснить?

4. В детстве часто разбирали механические игрушки, чтобы узнать, что там, внутри?

6. На уроках геометрии или черчения вам не составляет большого труда точно начертить объемный рисунок, сделать его в нескольких ракурсах?
Блок 3. Человек – Человек

1. Как ни странно, но после всех поездок у вас больше всего остается фотографий с портретами людей?

2. Вы любите книги и фильмы о культуре и истории разных стран?

3. Вы считаете себя сострадательным человеком, готовы помочь даже незнакомому человеку, если понадобится?

4. Вы хорошо справляетесь, когда нужно присмотреть за маленькими детьми?

5. Вы знаете, как убедить человека сделать то, что вам нужно, умеете найти свой подход к каждому?

6. Вы можете справиться с волнением и хорошо выступаете перед большой аудиторией?
Блок 4. Человек – Знаковая система

1. Вы с удовольствием решаете сложные задачки, редко ошибаетесь в расчетах, умеете применять нужные формулы?

2. Лучше всего информация усваивается в виде графиков и таблиц?

3. Вы любите точность в расчетах, не допустите ошибок в тексте из-за невнимательности?

4. Вы сможете относительно точно воспроизвести математическую формулу или схему, увидев ее первый раз?

5. Если нужно объяснить что-то другому человеку (например, как организовать вечеринку), вам проще набросать схему или план?

6. У вас наверняка идеальный порядок на столе, вы точно знаете, в каком ящике лежит нужный предмет?
Блок 5. Человек – Художественный образ

1. Когда вы что-то рассказываете, то стремитесь в первую очередь передать эмоции и переживания?

2. Вы неплохо запоминаете внешность и мимику людей, сможете изобразить или нарисовать известного человека?

3. Часто выбираете вещи или книги импульсивно, полагаясь на их внешний вид?

4. Вы близко к сердцу принимаете эмоции героев художественных фильмов или книг, ярко представляете себе описанные пейзажи?

5. У вас необычный стиль одежды или оформление комнаты… кому-то это не нравится, но вы все равно уверены, что индивидуальность - прежде всего?

6. Увидев красивый сувенир или поделку, вы уверены, что сможете сделать своими руками такую же, а то и лучше?

Ответили на все вопросы? Посчитайте свои баллы в каждом блоке. Тот, в котором окажется наибольшее число утвердительных ответов, указывает, в каком направлении вам стоит выбирать будущую профессию.

Пять типов профессий
Человек – Природа

Вы - друг всего живого на планете Земля! Именно такие как вы становятся исследователями богатого Царства живой природы, создают сотни новых культур растений, лечат и спасают животных. Возможно, в вас закрался и талант первооткрывателя?

Психологические требования: наблюдательность, сопереживание, настойчивость, хладнокровие, готовность к самостоятельной работе в любых, даже трудных условиях,

Примеры профессий: биолог, агроном, ветеринар, лесник, зоотехник, агрохимик, садовод и др.

· Науки о земле (геология, география, картография и геоинформатика, гидрометеорология, экология и природопользование),

· Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело,

· Биологические науки (биология, почвоведение, биоинженерия),

· Промышленная экология и биотехнологии,

· Химические технологии,

· Сельское, лесное и рыбное хозяйство,

· Ветеринария и зоотехния.

Человек – Техника

Технический прогресс не стоит на месте и вы - его вечный двигатель! Вы знаете, как управиться со сломанным будильником, сможете точно настроить любую технику, не боитесь по-новому взглянуть на обычные вещи и, прикрутив пару гаек, получить новое изобретение. Сложные механизмы не пугают, а вдохновляют вас. Но вы умеете использовать не только воображение, но и смекалку, чтобы найти общий язык с любой техникой.
Психологические требования: внимательность, рациональность, развитое техническое мышление, хорошая координация движений, умение сосредотачиваться и быстро переключать внимание, наблюдательность.
Примеры профессий: инженер, конструктор, техник, слесарь, радиомеханик, пилот, электрик и др.
Технические науки

· Авиационная и ракетно-космическая техника,

· Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта,

· Металлургия, машиностроение и материалообработка,

· Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии,

· Оружие и системы вооружения,

· Архитектура,

· Строительство,

· Техника и технологии наземного транспорта,

· Электронная техника и связь,

· Ядерная энергетика и технологии,

· Электро и теплоэнергетика,

· Инженерное образование в военных вузах.

Человек – Человек

В людском потоке вы как рыба в воде! Постоянный контакт с окружающими вас не пугает, напротив, в каждом человеке вы можете увидеть что-то интересное. Вы с легкостью делитесь своим опытом, умеете договариваться и сопереживать. Как правило, ваша роль - душа компании и на отдыхе, и на работе.

Психологические требования: открытость и коммуникабельность, стрессоустойчивость, доброжелательность, отзывчивость, умение создавать положительную атмосферу в рабочем коллективе, улаживать разногласия, хорошие ораторские способности, развитая мимика, знание психологии людей.

Примеры профессий: учитель, воспитатель, спортивный тренер, медицинский работник, сфера обслуживания, экскурсовод, юрист, специалист кадровой службы и др.

· Образование и педагогика,

· Здравоохранение,

· Сфера обслуживания,

· Политические науки,

· Экономика и управление.

Человек – Знаковая система

Что уж греха таить, в точных науках вам нет равных! Математические расчеты, статистика, чертежи, информационные технологии… для вас это не просто цифры и графики - это увлекательный мир, полный находок и загадок. Для самого запутанного дела вы без труда создадите удобный план

действий. Вы - неоценимый работник там, где требуется внимательность, усидчивость и хорошая память.

Психологические требования: логика преобладает над эмоциями, умение концентрироваться, абстрактное мышление, способность оперировать отвлеченными понятиями и условными знаками, создавая системы, спокойный темперамент, терпение, внимательность.

Примеры профессий: программист, геодезист, математик, экономист, бухгалтер, редактор, корректор, делопроизводитель и др.

· Информатика и вычислительная техника,

· Информационная безопасность,

· Экономика и управление,

· Математика и механика,

· Компьютерные и информационные науки,

· Физика и астрономия,

· Языкознание и литературоведение,

Человек – Художественный образ
Вы созданы для того, чтобы приносить красоту в наш суровый мир! Скорее всего, вы уже давно чувствуете в себе творческую жилку - шила в мешке ведь не утаишь… В любом случае, ваше воображение, интуиция и нестандартный взгляд на окружающих пригодятся в создании чудесных произведений искусства. Будь это музыка, литература, театр, дизайн или архитектура - все вам под силу!
Психологические требования: образное мышление, восприимчивость, чуткость, стремление к познанию нового и необычного, креативность, хорошая зрительная и звуковая память, умение владеть своим телом.

Примеры профессий: актер, писатель, дизайнер, художник-оформитель, композитор, модельер, архитектор, скульптор, флорист, реставратор, гравер, ювелир, журналист, хореограф и др.

Тест "Рисунок человечка из геометрических фигур"

Способ рисования человечков из геометрических фигур использовался в психологии давно. Некоторые считают, что он был предложен графологом из Сан-Франциско Э. Махони. Но данных подтверждающих это, к сожалению, не было найдено. Систематическое изучение результатов, получаемых по данному тесту, начато сравнительно недавно. Большую коллекцию такого рода рисунков собрал А. В. Либин.

Целью теста является определение индивидуальных типологических характеристик человека на основе соотношения геометрических фигур в рисунке, а также графических особенностей его выполнения.

Инструкция: нарисуйте человечка из десяти геометрических фигур - треугольника, круга и квадрата. Фигуры можно увеличивать или уменьшать в размере, накладывать друг на друга. Важно, чтобы они все использовались в рисунке, то есть нельзя нарисовать человечка из 10 квадратов, 10 треугольников или 10 кругов.

Обработка данных : подсчитайте сколько у вас получилось треугольников, кругов и квадратов в рисунке человечка, и запишите это количество трёхзначным числом, например: треугольников - 3, кругов – 2, квадратов - 5. Получается число: 325 . Таким образом, мы получаем трехзначное число, которое обозначает «формулу рисунка».

На основании различий в предпочтениях геометрических фигур при выполнении рисунков человечков образуется восемь основных типов(или групп) и 63 подтипа.

Если у вас получилось число из этого ряда: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 604, 613, 622, 631, 640 - вы относитесь к Типу 1 «Руководитель».

Числа: 505, 514, 523, 532, 541, 550 - Тип 2 «Ответственный исполнитель».

Числа: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460 - Тип 3 «Тревожно-мнительный».

Числа: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370 - Тип 4 «Ученый».

Числа: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280 - Тип 5 «Интуитивный».

Числа: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046 - Тип 6 «Изобретатель, конструктор».

Числа: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280,154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091 - Тип 7 «эмотивный».

Числа: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109 - Тип 8 «противоположный эмотивному».

Некоторые комментарии к психологическому портрету можно сделать и по особенности изображения человечков:

Маленький размер рисунков может быть связан с утомленностью, скованностью, дискомфортом;

Усиленная штриховка - с внутренним напряжением, подозрительностью, иногда с состоянием
предзаболевания;

Прорисовка лица связана чаще с повышенной общительностью, а отсутствие ее - со сложностями в общении, которое целесообразно выяснить;

Наличие «шеи» у человечка свидетельствует часто о высокой ранимости человека, которая затрудняет общение и от которой целесообразно избавиться;

Наличие квадратных карманов на теле человека может свидетельствовать о повышенной заботе по отношению к детям;

Наличие круглых «пуговок» - о сочувственной заботе к старшим близким;

Наличие «треугольников» - о необходимости сделать какое-либо распоряжение, указания.

Ключ к тесту «Рисунок человечка из геометрических фигур»:

Тип 1 – «Руководитель» (901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 604, 613, 622, 631, 640). Для «руководителя» характерны наличие организаторских и ораторских способностей, ориентация на общественные нормы поведения, высокий уровень социальной адаптации. Лица данного типа обладают ярко выраженным целенаправленным поведением, что и характеризует их как лидеров. В достижении цели могут не считаться со своим здоровьем, стрессоустойчивы. Ораторские навыки, способности хорошего рассказчика позволяют им заниматься преподавательской работой и педагогической деятельностью. Их воля и энергия заметны всем, поскольку представляют собой их наиболее яркие качества. Способность к интенсивному волевому усилию, длительному и устойчивому, отражается на их внутренней жизни и внешнем поведении. Их твердость, настойчивость, выдержка и самообладание ставит их в центр внимания окружающих. Им всегда присуще ясное осознание того, что они хотят, к чему стремятся и какими путями могут достичь желаемое. Это люди, в которых сама природа вложила способность влиять на других людей, направляя их согласно своим планам и намерениям. Способность к энергичному и длительному напряжению, способность к борьбе за свои интересы, самообладанию и сопротивлению способствуют тому, что эти люди обычно становятся талантливыми администраторами, представителями исполнительной власти, руководителями предприятий. Людям этого типа приходится по многу раз пересматривать свои выводы и переделывать свои проекты прежде, чем окончательно убедиться в их правильности. Отсюда их известный консерватизм, неодобрительное отношение к «потрясению основ», к критике установленных принципов. Когда речь идет о выполнении того, что они считают своей обязанностью, то ни соблазны личного характера, ни просьбы близких людей, не в состоянии свернуть их с избранного пути, который им представляется единственно правильным.У них особо развито чувство собственного достоинства, иногда переходящее в сильное самолюбие и самомнение от того, что человек, стремящийся к власти и вынужденный вступать из-за этого в борьбу с окружающими не может не охранять своего «Я» от посягательств.

Тип 2- «Ответственный исполнитель» (505, 514, 523, 532, 541, 550). Обладает многими чертами, сходными с типом «руководитель», но часто колеблется в принятии важных решений. Люди данного типа обычно обладают высоким уровнем профессионализма. Они отличаются повышенной требовательностью к себе и другим. Преобладание обдуманных и рассудочных действий над всеми душевными движениями, накладывает своеобразный отпечаток на все качества личности. Людей этого типа часто можно встретить среди владельцев и управляющих торговых и промышленных предприятий, банков, т. е. среди людей, которые имеют дело с организацией, составленной из большого числа материально-технических объектов и документации, что требует для ведения и поддержания дел в порядке не только упорного труда, но и интеллекта.
Осторожность и расчетливость помогает им быть экономными и бережливыми, а их устойчивость и постоянство способствуют прочности дела, которое они развивают медленно, но верно. Они не рискуют, несмотря на открывающиеся блестящие перспективы, а предпочитают действовать наверняка. Они консервативны в политике или умеренно-либеральны, никогда не следуя крайним воззрениям. Благоразумная сдержанность и расчетливость свойственным им и в вопросах любви и брака. Они способны подчинить свои любовные увлечения требованиям рассудка. Обладая достаточно развитым интеллектом и волей, они хорошо разбираются в жизненных реалиях и своих делах, которые исполняют с большой аккуратностью. Нередко являются правдолюбцами. Из-за повышенных требований к себе могут работать, не замечая усталости, подрывая здоровье. Болезни нервного происхождения - их частые спутники. Поэтому «ответственным исполнителям» необходимо тщательно следить за соблюдением режима труда и отдыха.

Тип 3 - «Тревожно-мнительный» (406, 415, 424, 433, 442, 451, 460).

Этот тип характеризуется разнообразием способностей - от литературных до способностей к точным ручным навыкам. Несмотря на обилие талантов, нуждается в мягком подбадривании, так как часто необоснованно не верит в свои силы, сомневается в себе. «Тревожно-мнительный» тип обладает повышенным вниманием к порядку и чистоте, физически не приемля грязь и беспорядок. Люди данного типа могут неожиданно для других изменить свою профессию. Обычно им тесно в рамках одной специальности, они имеют хобби, в котором весьма преуспевают. Часто этой новой профессией для них становится искусство. Поэтому мы можем наблюдать, как врач становится певцом или артистом эстрады, бывший строитель выходит на сцену и читает пародии, а редактор журнала начинает создавать изделия декоративно-прикладного искусства. Часто встречаются случаи, когда люди этого типа проявляют свои незаурядные способности в других видах искусства, например, музыкант имеет склонность к живописи или скульптуре, поэт увлекается музыкой,
актер совершенствуется в вокальном мастерстве и т. д.

Для людей этого типа занятия искусством имеет существенное значение, составляет эпицентр их жизни, который поглощает их. Искусству они отдают большую часть своего времени. Это связано и с особенностью их эмоциональной сферы, на которую сильно влияют их фантазии. Обладая способностями к тонким эстетическим переживаниям, эстетические наслаждения они предпочитают всему остальному. Они отличаются наблюдательностью, живой восприимчивостью, развитым воображением, а их обостренная наблюдательность позволяет многое подмечать, из того, что ускользает от глаз окружающих.

415 - поэтический подтип, характерен для людей, способных к стихосложению, поэтической одаренности.

424 - данный подтип отличается тем, что все, за что берется, делает с чрезвычайной тщательностью.

Тип 4 - «Ученый» (307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370). Люди данного типа в своих суждениях могут легко абстрагироваться от реальности, делать интересные теоретические обобщения, «на все иметь свою теорию». Как правило, они имеют склонность к ясному, последовательному мышлению, результатом которой является способность к установлению закономерностей, связей и отношений между происходящим. Этих людей часто можно застать в состоянии вдумчивой и напряженной работы мысли. Анализируя факты, они могут, в случае настойчивости и методичности, делать обобщения, превращая беспорядочную груду материала в стройное, разработанное здание науки, если наука является их увлечением или профессией. Такого рода способности помогают людям занять достойное место в различных областях деятельности. Так политический деятель с научным складом ума будет ценен тем, что хорошо ориентируется в сложном взаимодействии факторов, влияющих на общественную жизнь. Педагог может разобраться в сложных процессах усвоения знаний учащимися, а бизнесмен учитывать наиболее рискованные обстоятельства в своих сделках.

Люди этого типа, обладая идейными интересами, над которыми работают сознательно и настойчиво, часто стремятся в своей карьере к научной деятельности, обобщая свой профессиональный опыт диссертационной работой или книгой. Они рациональны, тщательно продумывают свое поведение. Однако при всей рациональности обладают весьма значительными артистическими способностями, не теряются на сцене, знают, что нужно сделать, когда просят «сыграть что-либо». Тяготеют к «синтетическим» видам искусства: театру, кино, цирку, эстраде.

316 - в области науки это, как правило, «глобальные теоретики», занимающиеся междисциплинарными, методологическими или науковедческими проблемами; на практике из таких людей обычно получаются отличные координаторы различных служб.

325 - подтип с такой комбинацией часто тяготеет к биологии, медицине, ботанике. Любит выращивать растения, ухаживать за животными.

235 - подтип, часто встречающийся среди психологов;

217 - подтип, для которого характерны способности к техническому изобретательству.

244 - подтип, распространенный среди людей, пишущих сценарии, инструкции.

226 - подтип, характеризующийся установлением высочайшей планки в своих достижениях, а также высокими критериями оценки других людей.

Тип 6- «Изобретатель, конструктор» (109, 118, 127, 136, 145, 019,028, 037, 046). Люди данного типа обладают «технической жилкой», богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются какими-либо техническими видами творчества, заняты в технических профессиях, склонны к конструированию, изобретательству. Придерживаются тех социальных норм, которые сами создают себе. Более ориентированы на предметную деятельность. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями. Иногда их творчество проявляется не только в технической, материализованной, но и в интеллектуальной сфере, сфере идей. Люди этого типа обладают хорошей памятью, наблюдательностью. Внешний материальный мир их обычно интересует больше, чем субъективные переживания. Факты в их глазах имеют гораздо большую ценность, чем рассуждения и теории. Их воля и энергия устремляются на материализацию идей, изобретения, рационализацию, переустройство технических объектов. Обладая большой трудоспособностью, они часто добиваются значительных результатов в избранной ими деятельности. В их доме обычно много инструментов, поскольку их склонность мастерить, исправлять, ремонтировать, часто является не только их профессией, но и хобби.

019 - подтип, обладающий способностями интересных форм взаимодействия с аудиторией, например, неподражаемый конферансье.

145 - подтип, увлекающийся композиторской деятельностью, или любящий петь, часто имеет музыкальное образование.

Тип 7 – «эмотивный» (550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280,154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073,082, 091). Люди данного типа обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим людям. Они мягки и добросердечны. Тяжело переносят жестокие кадры фильма или выдержки из уголовной хроники, особенно чувствительны к несчастьям других, настолько, что какие-либо неприятные известия или события могут надолго выбить их из колеи. Боль, страдание других людей отзываются в них с особой силой, на это уходит много энергии, что часто мешает им реализовать свои возможности. Люди этого типа обладают сильной эмоциональной памятью, глубиной и устойчивостью чувств. Они обладают теплотой, сердечностью и отзывчивостью, видя своим назначением помогать людям в горе и нуждах.

Особенности их душевного склада позволяют назвать этих людей альтруистами, способными к самопожертвованию. Они отличаются скромностью, пытаясь умалить и скрыть свои заслуги, свое значение, не рассчитывая на похвалы со стороны окружающих. Кроткие, чуткие и деликатные, они не в состоянии ни сами обижаться, ни обидеть других. Зато в том, что касается их личных душевных убеждений, они могут быть непреклонны, не поддаются угрозам и не отступают ни на шаг от того, что считают справедливым. Они обладают способностями интуитивного проникновения в душевную жизнь и душевный склад другого человека. Они верят в возможность просвещения и идейно-нравственного перерождения человечества и обладают горячей и самоотверженной любовью к людям, терпящим нужду и лишения. Они деятельны и энергичны при осуществлении идей, которые их глубоко захватывают. Их милосердие часто не знает границ.

Тип 8 - обладающий противоположными эмотивному типу свойствами (901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109). Это люди, испытывающие сочувствие к другим, однако придерживающиеся достаточно жестких требований. Таким образом внешне наблюдается сочувствие к другим, но в конкретных случаях они проявляют жесткую требовательность, порой чрезмерную. Из таких выходят чрезвычайно требовательные педагоги, которые «заставят» делать то, что нужно, невзирая на сопротивление, недуги и прочие причины, на которые ссылаются их ученики. Их можно встретить среди режиссеров, про которых говорят, что они «деспоты», среди руководителей, которые сверхтребовательно относятся к своим подчиненным. Людей этого типа можно часто встретить за прилавком магазина. Они, как правило, проявляют свою властность, даже грубость. Это их способы самоутверждения. Они хорошо чувствуют людей, на которых «можно давить» и не стесняются это делать. Стремление во что бы то ни стало возвыситься в жизни, сделать карьеру заставляет людей этого типа сосредоточить всю свою энергию и интеллектуальные возможности для достижения своих целей, пользуясь часто хитростью, лицемерием и изворотливостью. Обладая уязвленным самолюбием, иногда в самых простых и невинных шутках они видят обиду, насмешку или издевательство. Они могут быть мстительными и стремятся отомстить обидчику.

ЦЕНТР ПСИХОЛОГИИ И БИЗНЕСА «IQ»

КОГАОУ ДПО «Учебный центр УГСЗН Кировской области»

610005 г.Киров, Октябрьский пр-т 44,

e-mail: [email protected]

Профессиограммы


2013 г.

Список профессиограмм «Человек-Знаковая система»
Название профессии (специальности) Страница


  1. Агент по закупкам

  2. Агент по продаже недвижимости

  3. Агент торговый

  4. Адвокат

  5. Администратор

  6. Архивариус

  7. Архитектор

  8. Аудитор

  9. Аукционист

  10. Банковский служащий

  11. Бармен

  12. Биолог

  13. Биржевой маклер

  14. Бренд-менеджер

  15. Брокер

  16. Буфетчик

  17. Бухгалтер

  18. Валеолог

  19. Водитель

  20. Водитель автобуса

  21. Водитель грузовых машин

  22. Воспитатель детского сада

  23. Геолог

  24. Гидрометеонаблюдатель

  25. Гравер (в слесарном производстве)

  26. Декларатор грузов (таможенный брокер)

  27. Делопроизводитель

  28. Дизайнер

  29. Дилер

  30. Журналист

  31. Закройщик

  32. Заточник

  33. Землеустроитель

  34. Зубной техник

  35. Инженер-исследователь

  36. Инженер АСУпроизводства

  37. Инженер по защите информации

  38. Инженер по стандартизации и сертификации

  39. Инженер по проектно-сметной документации

  40. Инженер-программист

  41. Каменщик

  42. Кассир банка

  43. Кладовщик

  44. Коммерческий агент

  45. Коммивояжер

  46. Комплектовщик

  47. Контролер деталей и приборов

  48. Культуролог

  49. Лаборант химанализа

  50. Лингвист

  51. Логистик

  52. Маркетолог

  53. Машинист автокрана

  54. Машинист башенного крана

  55. Менеджер

  56. Менеджер по персоналу

  57. Менеджер по работе с клиентами

  58. Менеджер по рекламе

  59. Менеджер по туризму

  60. Мерчендайзер

  61. Модельер-конструктор

  62. Монтажник ж/б конструкций

  63. Монтажник сантехнических систем и оборудования

  64. Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов

  65. Музеолог

  66. Наладчик станков с ЧПУ

  67. Налоговый инспектор

  68. Намотчик катушек

  69. Операционист (банковское дело)

  70. Оператор вычислительных машин (Оператор ПК)

  71. Официант

  72. Предприниматель

  73. Портной

  74. Проводник пассажирского вагона

  75. Продавец

  76. Профконсультант

  77. Психолог

  78. Рекрутер

  79. Риэлтор

  80. Секретарь-машинистка

  81. Секретарь-референт

  82. Слесарь по КИПиА

  83. Слесарь по сборке металлоконструкций

  84. Слесарь-электрик по ремонту эл/оборудования

  85. Социолог

  86. Специалист государственного и муниципального управления

  87. Специалист по издательскому делу

  88. Специалист по кадастру

  89. Специалист по маркетингу

  90. Страховой агент

  91. Станочник широкого профиля

  92. Токарь-расточник

  93. Товаровед-эксперт

  94. Торговый представитель

  95. Учитель

  96. Учитель начальных классов

  97. Учитель иностранного языка

  98. Учетчик

  99. Фармацевт

  100. Фельдшер

  101. Фермер

  102. Финансовый аналитик

  103. Фотограф (Фотокорреспондент)

  104. Фрезеровщик

  105. Химик-технолог

  106. Хозяйка усадьбы

  107. Шеф-редактор

  108. Шлифовщик

  109. Чертежник

  110. Эколог

  111. Электрогазосварщик

  112. Электромонтер
114. Эпидемиолог

115. Юрисконсульт



Профессиограмма - характеристика профессии
Профессиограмма - это описание профессии или специальности с требованиями, которые они предъявляют к человеку.

Профессиограммы соответствующих профессий есть на предприятиях, в профессиональных училищах, можно с ними ознакомиться в центрах занятости населения.


Профессиограмма обычно содержит следующую информацию:
1. Общие сведения о профессии :

Значение и распространенность профессии;

Перспективы развития профессии;

Смежные профессии;

Уровень образования и сведения о профессиональной подготовке.
2. Характеристика процесса труда :

Основные профессиональные обязанности специалиста, рабочие операции;

Рабочее место, орудия труда;

Характер работы.


3. Санитарно-гигиенические условия труда:

Режим труда;

Микроклиматические условия (шум, освещенность и др.);

Возможные профессиональные заболевания.


4. Требования профессии к специалисту :

Интересы и склонности;

Способности, умения и навыки, основные качества, которыми должен обладать работающий.
5. Требования к здоровью, медицинские противопоказания.
6. Возможности профессионального обучения.
7. Родственные профессии .

Чем больше вы будете знать о профессии, тем больше вероятность, что не столкнетесь с какой-либо неожиданностью в процессе выбора профессии или трудовой деятельности.

Что такое ПВК?
ПВК - профессионально - важные качества личности . По ним судят о профессиональной пригодности человека к той или иной профессии.
Профессиональная пригодность - один из важнейших моментов, которые необходимо учитывать в процессе профессионального выбора. Как мы выяснили, любая профессия предъявляет к человеку определенные требования.
Требования к состоянию здоровья, профессиональной квалификации, способностям - это и является профессионально-важными качествами личности .
Профессиональная пригодность - совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или другой профессии .
Поможет сориентироваться в огромном мире профессий классификация профессий.

Классификация - это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

Существуют разные квалификации профессий: по первой букве их названия, по характеру труда (умственный или физический), по отраслям хозяйства или сфере материального производства, по уровню квалификации и т.д.

Классификация профессий и требования, предъявляемые профессией к человеку.
Каждый вид труда имеет следующие компоненты:

Предмет труда;

Цель труда;

Орудия труда;

Условия деятельности.

Действительно, когда человек работает его внимание направлено на предмет труда. С этим предметом надо что-то делать - цель труда . Реализуется эта цель посредством орудий труда . И естественно, для человека важно знать условия, в каких протекает работа .

Эти признаки определяют сумму требований, предъявляемых профессией к человеку.

Для правильного выбора профессии необходимо знать или хотя бы представлять те требования, которые предъявляют к человеку различные профессии , а также знать свои индивидульно-психологические особенности, что бы соотнести их с этими требованиями.
В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий по предмету труда, разработанная Евгением Александровичем Климовым, которая наиболее подходит при выборе профессии. В последнее время данная классификация получила расширение за счет выделения большого круга профессий рыночных специальностей, связанных с бизнесом .

В соответствии с объектом труда выделяют следующие группы профессий:


1. ЧЕЛОВЕК-ЖИВАЯ ПРИРОДА (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и живыми организмами, микроорганизмами и условиями их существования (агроном, ветврач, полевод, животновод, кинолог, фермер, геолог).
2. ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА (Т). Работники имеют дело с неживыми и техническими объектами труда (слесарь, автомеханик, водитель, инженер, моторист, плотник, штукатур, сварщик, конструктор, контролер, физик, химик).
3. ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК (Ч). Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста (учитель, менеджер, врач, страховой агент, воспитатель, няня, продавец, социальный работник, массажист, психолог).
4. ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА (З). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей этого типа (бухгалтер, программист, оператор ПК, радиомонтажник, экономист, телефонист, машинистка, переводчик, кассир).
5. ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (Х). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа (артист, дирижер, художник, маляр, портной, повар, парикмахер, музыкант, архитектор).
6. ЧЕЛОВЕК-БИЗНЕС (Б). Выделен в последнее время в связи с потребностью рынка труда. Сюда относятся специальности: менеджеры, биржевые маклеры, аудиторы, брокеры, дилеры и другие профессии, связанные с коммерческой деятельностью.
По характеру труда выделяют 2 класса профессий :
А) Профессии исполнительского класса связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованиям инструкциям, стереотипным подходам к решению проблем (медсестра, продавец, машинист, оператор, станочник, плотник, парикмахер и т.д.)

Б) Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованиями, испытаниями, контролем, планированием, организацией и управлением , конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют независимого оригинального мышления, и, как правило высшего образования (врач, менеджер, психолог, учитель. юрист, инженер, экономист, архитектор).

Любая профессия может быть одновременно отнесена на основании предмета труда к одному из 5 типов и на основании характера труда к одному из 2-х классов.


Для того чтобы узнать о своей профессиональной направленности, можно воспользоваться различными тестами и методиками (например: Дифферинциально - диагностический опросник Е.А. Климова, Опросник профессиональной готовности Кабардовой, модифицированный ОПГ- 6 и др.).

Классификация профессий

по предмету труда, сфере деятельности (по Климову)


Предмет труда

Сфера деятельности

Требования

Ч-Ч

люди, группы, коллективы.

(взаимодействие людей, управление, руководство людьми и коллективами)



- медицинское обслуживание;

Воспитание, обучение;

Бытовое обслуживание;

Информационное обслуживание

(библиотекари, экскурсоводы

лекторы...);

Защита общества и государства


- склонность и умение работать с

людьми;


- понимать людей и разбираться в

их особенностях;

Чуткость, внимание, вежливость;

Высокий уровень общительности;

Выдержка, уравновешенность;

Широкий кругозор;

Умение убеждать;

- речь, эрудиция.


Ч-Т

техника,

машины, механизмы


- создание, монтаж, установка,

сборка, наладка технических

устройств;

Эксплуатация технических

Ремонт технических средств.



- развитые пространственные

представления;

Комплекс двигательных навыков;

Сенсомоторная координация;

Техническое мышление;

Исполнительская дисциплина;

Аккуратность;

Физическая выносливость.



Ч-П

живая природа (животные, растения)

- изучение, исследование, анализ;

Уход за растениями и

животными;

Профилактика и лечение

заболеваний растений и

животных;

Природопользование (работа с

продуктами питания);

Преобразование природы;

Охрана природы.



- любовь к природе (не хобби, а

связанная с познанием ее законов

и применением их);

Творческое мышление;

Физическая выносливость;

Работоспособность;

Самостоятельность;

- дальновидность.


Ч-З

тексты, цифры, чертежи, условные знаки, коды

- тексты на родном или

иностранном языке (корректор,

редактор, машинистка,

переводчик...);

Цифры, формулы, таблицы

(программист, оператор ЭВМ,

диспетчер, кассир, менеджер);

Чертежи, карты, схемы

(чертежник, закройщик,

копировщик);

Звуковые сигналы (радист,

телеграфист).



- абстрактное мышление и

воссоздающее воображение;

Усидчивость, сосредоточенность;

Устойчивость внимания;

Быстрота, точность в движении;

Оперирование числами.


Ч-Х/О

живопись, искусство

- создание, проектирование,

моделирование худ. произвед.

(композитор, модельер);

Воспроизведение, изготовление

различных изделий (ювелир,

гравер, реставратор);

Воспроизведение, копирование

(фотограф).



- художественные способности;

Развитый художественный вкус;

Образность и гибкость мышления,

творческий склад;

Чувствительность;

Тонкость восприятия;

Образная память;

Психомоторные способности;

Способность к практическому

созданию красоты.



АГЕНТ ПО ЗАКУПКАМ

По предмету труда (то, с чем работает человек), средствам труда (какими инструментами или машинами он пользуется), условиям труда, целям труда все профессии можно отнести к тому или иному типу. Учитывая такую типологию в соответствии каждой профессии можно поставить некоторый код, или профиль - то есть, по какому критерию к какому типу она относится. Затем можно для себя составить «идеальную формулу профессии», предпочитаемые средства труда и предмет труда. Таким образом, несложно будет для себя определить, какая профессия Вам подойдет, а какая нет.

Всякую профессию по каждому из оснований строки можно отнести либо к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации - и соответствующие им типы профессий.

1. В зависимости от предмета труда все профессии принято делить на пять типов.

На самом деле это грубое деление. Такое деление подходит для профессий, в которых четко прослеживается принадлежность одному из пяти предметов труда. Психологи определяют для каждой профессии, какой предмет труда ей ближе, с чем в основном имеет дело человек в процессе труда, а характеризующих профессию предметов труда может быть три. Такая оценка позволит различать профессии внутри группы, определяя вторичный для данной профессии предмет труда.

"Ч Е Л О В Е К - П Р И Р О Д А"

Профессии : зоотехник, кинолог, мастер-животновод, семеновод, агроном, лаборант химико-бактериологического анализа и другие.

Из профессий этого типа выделяют профессии, для которых предметом труда будут являться:

· растения

· животные

· микроорганизмы

Такие профессии связаны с пищевой промышленностью, медициной, сельским хозяйством, и научными исследованиями в сфере биологии и географии. Некоторый интерес к природе, как ни покажется странным, должны иметь менеджер по гостиничному бизнесу и туризму, психолог…

Такое деление вовсе не означает, что весь труд человека направлен лишь на упомянутые предметы труда. Например, растениеводы используют различную технику, работают в коллективе, проводят экономическую оценку своего труда. Но всё равно главным предметом забот и внимания растениеводов являются растения и среда их существования.

С другой стороны, если Вы выбираете профессию типа «человек-природа», очень важно выяснить Ваше отношение к природе: как к месту отдыха или как к Вашему рабочему месту, где Вы будете отдавать свои силы производству.

При выборе профессии следует учитывать ещё один момент. Особенность биологических объектов труда заключается в их сложности, изменчивости (по своим внутренним законам), нестандартности. Животные, растения, микроорганизмы растут, развиваются, живут, болеют и даже гибнут. Работник должен не просто много знать о живых организмах, но также и предвидеть возможные в них изменения, которые иногда бывают необратимыми. Человек должен обладать такими качествами как самостоятельность в принятии решений, дальновидность, инициатива, заботливость.

"Ч Е Л О B Е К - Т Е Х Н И К А"

Профессии : столяр, проходчик, техник-металлург, архитектор, инженер-механик, радиомеханик, электромонтажник, строитель, специалист по телекоммуникациям, сборщик компьютеров и другие.

Естественно, здесь труд работников направлен не только на технику, но всё равно основной предмет профессионального внимания - технические объекты и их свойства.

· профессии, связанные с добычей и обработкой грунтов и горных пород;

· профессии, связанные с обработкой и использованием неметаллических промышленных материалов, полуфабрикатов, изделий;

· профессии по производству и обработке металлов, механической сборкой, монтажом машин и приборов;

· профессии, связанные с ремонтом, обслуживанием, наладкой технологических машин, транспортных средств, установок;

· профессии, связанные с монтажом, ремонтом зданий, конструкций, сооружений;

· профессии, связанные со сборкой, монтажом, ремонтом, наладкой, обслуживанием приборов, аппаратов, электрооборудования;

· профессии, в которых используются транспортные и подъемные средства и управление ими;

· профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

В процессе обработки, перемещения, преобразования или оценки технических средств работник должен быть точен, от него требуется определенность действий. Так как технические объекты всегда разрабатываются самим человеком, то в техническом мире много возможностей для новаторства, технического творчества, выдумки. Кром творческого подхода в деле техники от человека требуется также высокий уровень исполнительской дисциплины.

"Ч Е Л О В Е К - Ч Е Л О В Е К"

Ведущим предметом труда в этой категории профессий являются люди.

Профессии : учитель, психолог, врач, экскурсовод, парикмахер, руководитель художественного коллектива, менеджер и другие.

К профессиям этого типа относятся:

· профессии по обучению и воспитанию, по организации и управлению детскими коллективами;

· профессии по управлению производством, руководству людьми и коллективами;

· профессии по бытовому и торговому обслуживанию;

· профессии по информационному обслуживанию;

· профессии по информационно-художественному обслуживанию людей и руководству художественными коллективами;

· профессии по медицинскому обслуживанию.

Чтобы успешно работать по профессиям этой категории нужно быть коммуникабельным, уметь контактировать с людьми и поддерживать контакты, уметь понимать людей, разбираться в их особенностях, а также получить знания в соответствующей сфере производства, науки и искусства.

Качества, которые имеют важное значение в работе:

· хорошее устойчивое настроение в ходе работы с людьми;

· потребность в постоянном общении;

· способность понимать настроение людей, их намерения, помыслы;

· умение разбираться во взаимоотношениях людей;

· умение общаться с разными людьми и находить с ними общий язык.

"Ч Е Л О В Е К - З Н А К О В Ы Е С И С Т Е М Ы"

Профессии : инженер, чертежник, переводчик, секретарь-машинистка, топограф, программист и другие.

В группу профессии типа «человек - знаковые системы» входят:

· профессии, связанные с делопроизводством, оформлением документов, перекодированием, анализом текстов и их преобразованием;

· профессии, связанные с числами и количественными отношениями;

· профессии по обработке информации, представленной в виде схематических изображений объектов или в виде системы условных знаков.

Для успешной работы по одной из профессии типа «человек - знаковая система» нужно иметь особый способности для погружения в мир сухих обозначений, уметь отвлекаться от окружающего мира и сосредотачиваться на тех сведениях, которые заключены в знаках. При обработке информации, представленной условными знаками, необходимо будет решать задачи проверки, контроля, обработки, учета, сведений, а также работать над созданием новых знаков и знаковых систем.

"Ч Е Л О В Е К - Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й О Б Р А З"

Профессии : художник, дизайнер, артист, музыкант, литературный работник, резчик по камню.

Группа профессий типа «человек - художественный образ» объединяет в себе:

· профессии, связанные с изобразительной или музыкальной деятельностью;

· профессии литературно-художественной направленности;

· профессии актерско-сценической деятельности.

Отличительной особенностью профессий типа «человек - художественный образ» является то, что большая часть трудовых затрат скрыта от стороннего наблюдателя. Кроме того, зачастую прилагаются специальные усилия, чтобы создать эффект непринужденности и легкости конечного результата труда.

2. В зависимости от условий труда все профессии делят на четыре группы:

· Труд в условиях обычного микроклимата (бытового) - инженер, секретарь-референт, бухгалтер, программист;

· Труд на открытом воздухе, где возможны резкие перепады температуры и влажности - агроном, полевод, пожарник, строитель;

· Труд в необычных условиях: под водой, в воздухе, под землей, на высоте, в горячих цехах и цехах с вредным производством - водолаз, шахтер, аппаратчик, летчик;

· Труд с повышенной моральной ответственностью за жизнь и здоровье людей, за материальные и общественные ценности - врач, учитель, аудитор, инженер по технике безопасности.

3. По средствам труда профессии принято делить на четыре категории:

· профессии, где используется ручной труд - хирург, ювелир, столяр, музыкант, монтажник радиоаппаратуры;

· профессии, где используются машины с ручным управлением - машинист, водитель, оператор связи, токарь;

· профессии, где используются автоматы, полуавтоматы, робототехнические комплексы, автоматические линии - аппаратчик, печатник, диспетчер энергосистем, сталевар;

· профессии, где используются функциональные средства труда - дирижер, актер, преподаватель, спортсмен, режиссер.

4. В зависимости от цели труда выделяют три группы профессий:

· гностические: различить, проверить, оценить, распознать - контролер, санитарный врач, товаровед, следователь, литературный критик, эксперт;

· преобразующие: преобразовать, переместить, организовать, обработать - преподаватель, живописец, водитель, портной, слесарь, паркетчик;

· изыскательские: придумать, сконструировать, изобрести, найти новый вариант - художник-оформитель, разметчик, закройщик, селекционер.

Пример формулы профессии : Юрист

Предмет труда : ЧЕЛОВЕК - юрист обслуживает людей, помогает в решении их проблем, анализирует их, общается с людьми; ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ - юрист читает и анализирует документы, сборники законов, справочники, статистические данные.

Условия труда : С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ - за жизнь и честь человека; БЫТОВЫЕ - в случае, когда это юрист-следователь, когда полицейский, тогда на открытом воздухе.

Средства труда : ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ - язык, мимика, жесты, собственные мозги; иногда АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ - использование компьютера.

Цели труда : ГНОСТИЧЕСКАЯ - определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента, определить, распознать причину, классифицировать, сортировать; ИЗЫСКАТЕЛЬСКАЯ - улики, найти способ подачи информации, найти способ лучшей защиты подсудимого.

Идеальную формулу профессии для Вас могут составить с помощью тестов психологи. Вам задается ряд вопросов и в результате анализа выявляются предпочитаемые Вами средства труда выбранной профессиональной деятельности. Психологи формулы профессий составляют на основе профессиограмм (описаний профессий, решаемых в процессе трудовой деятельности задач, требований профессии к качествам человека). Можно воспользоваться существующими компьютерными системами для составления Вашей идеальной формулы. Такие услуги Вам могут оказать в профориентационных центрах и центрах психологической поддержки, а также в центрах компьютерного психологического тестирования. Но лучше всегда самому уметь анализировать профессию - тогда Ваш выбор действительно будет осознанным. Вы будете понимать, чем Вас привлекает какая-либо профессия (например, профессия физика-теоретика - изыскательскими целями, профессия каскадера - необычными условиями).