Должностная инструкция психолога - это документ, который определяет функциональные обязанности педагога-психолога. Помимо инструкции, специалист руководствуется в своей профессиональной деятельности и другими положениями и нормативно-правовыми актами. Какими - узнайте из этой статьи. Также вниманию читателей предлагается информация по составлению должностной инструкции психолога (профстандарт), определены функции, обязанности, права и сфера ответственности детских психологов.
Детский психолог: особенности профессии
Часто к людям, занимающим эту должность, относятся несколько предвзято, как и к самой профессии психолога. В то время как во всем мире люди понимают, насколько важным является эмоциональное и психическое здоровье и детей, и взрослых, в нашей стране население все еще не готово обращаться к специалистам этой сферы. В то же время большинство психологических проблем легче решить на ранних стадиях, поэтому, чем раньше доктор начнет работать с пациентом, тем выше шанс на его скорейшее выздоровление.
Согласно современным образовательным программам во всех государственных образовательных учреждениях (школах и ДОУ) в штате должная быть предусмотрена ставка педагога-психолога. Должностная инструкция этого сотрудника составляется по единому образцу. Согласно документации, этот специалист должен работать с детьми, родителями и педагогами. Его главная задача - помочь ребенку социализироваться, справиться с неизбежным стрессом, который он испытывает, попадая в новую для себя среду. Психологу предстоит провести серьезную работу по выявлению и предупреждению факторов, провоцирующих асоциальное поведение у воспитанников, также он должен помогать детям успешно реализовывать себя в различных жизненных ситуациях.
Должностная инструкция психолога-педагога
Полный документ включает в себя четыре основных раздела. В них подается информация о положениях, регламентирующих работу специалиста. Также в инструкции расписаны функции психолога, его должностные обязанности, права и сфера ответственности.
Помимо общих положений, должностная инструкция детского психолога демонстрирует, кому подчиняется этот сотрудник, каков его рабочий график, какие требования предъявляются к нему как к специалисту. Указана там и его роль во взаимоотношениях между воспитателями, детьми и их родителями. Штатный психолог в школе или детском саду - это не практикующий врач, который может назначить ребенку терапевтическое лечение, а всего лишь консультант. Кроме того, он не имеет права ставить своим воспитанникам какие-либо диагнозы. Вместе с тем он может составить приблизительный план социализации ребенка, а также помочь родителям найти подход к их малышу в случае возникновения каких-либо проблем.
Требования к специалисту (образование, стаж, квалификация)
Работа детского специалиста регулируется сразу несколькими документами:
- Приказом Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 года.
- Приказом Министерства здравоохранения и социальной политики РФ № 761-н, редактированного 31 августа 2011 года, регулирующим квалификационные характеристики работников образовательной сферы.
- Трудовым кодексом РФ.
- Федеральным законом №273 «Об образовании в РФ» от 3 июля 2016 года.
- Декларацией прав человека.
- Конвенцией о правах ребенка.
- Правилами внутреннего распорядка учреждения, в котором он работает.
Претендент на должность педагога-психолога обязан иметь действительный диплом, подтверждающий наличие у него высшего или среднеспециального образования по направлению «Педагогика и психология». При этом руководитель школы или садика не вправе требовать от кандидата на вакантную должность какого-либо опыта работы по специальности, а его отсутствие не может быть законным основанием, по которому человека не приняли на работу. Все эти нормы прописаны в должностной инструкции психолога, в разделе, содержащем общие положения.
Также, согласно инструкции, трудовая нагрузка психолога в школе и ДОУ ограничивается 36 часами в неделю, при этом непосредственные занятия с детьми должны занимать не более 18 часов. В остальное время педагог-психолог занят «бумажной» работой - составлением планов и отчетов, систематизацией и анализом результатов, полученных во время работы с детьми.
Функции психолога в школе и ДОУ
Педагог-психолог, работающий в образовательном учреждении, выполняет крайне важные функции: ответственная реализация возложенных на него должностных обязанностей способствует формированию здоровых и плодотворных отношений между детьми и педагогическим составом.
Психолог работает сразу по нескольким направлениям:
- сопровождает педагогический процесс с точки зрения психологии;
- контролирует психическое развитие подопечных;
- оказывает консультативную помощь детям, воспитателям, родителям;
- занимается профилактикой психологических проблем у каждого ребенка в отдельности и у всех детей в коллективе;
- защищает права и свободы малышей.
Для того чтобы выполнять все эти функции, психологу необходимо проводить с детьми адаптивную, консультационную, аналитическую, педагогическую и коррекционную работу.
Круг обязанностей педагога-психолога
Исходя из представленного выше перечня функций, педагог-психолог в своей работе выполняет самые разные задачи. Главные - это выявление личностных проблем у детей, а также нарушений в процессе их социализации. Для диагностики психолог использует разные методы - инициирует беседы с детьми, сотрудниками ДОУ и родителями, проводит групповые и индивидуальные занятия, во время которых оценивает уровень коммуникационной, эмоциональной и психической развитости малышей, анализирует данные, полученные в ходе этих занятий.
Кроме того, этот специалист может проводить обучающую работу с воспитателями и лицами, ответственными за уход за ребенком (опекунами, мамами и папами). Особенно важной эта деятельность является в отношении проблемных детей, к которым нужен особый подход как со стороны персонала учебного заведения, так и со стороны родителей.
Педагог-психолог работает с ребенком с момента его принятия в образовательное учреждение и ведет его до самого выпуска. В это время специалист должен пристально следить за тем, нет ли у ребенка нарушений в умственном, эмоциональном или психическом развитии. Должностная инструкция психолога ДОУ определяет ход его действий, если у ребенка выявлены какие-либо проблемы. Педагог должен принять решение о тактике дальнейшей помощи подопечному: будет это коррекционная психологическая поддержка или наблюдение и соответствующее лечение у специалиста психиатрического профиля.
Должностная инструкция психолога в школе также не дает психологу права самостоятельно проводить какое-либо лечение ребенка. В отличие от ДОУ, школьные педагоги-психологи должны отдельно работать с одаренными детьми, помогая им развивать их таланты. Немаловажная роль отводится деятельности, направленной на половое воспитание детей подросткового и старшего возраста.
Значительную часть своего рабочего времени психолог занят оформлением отчетной документации и составлением планов (годовых, квартальных и месячных).
Запрещенные действия
Должностная инструкция педагога-психолога в школе и ДОУ ограничивает деятельность этого специалиста по таким направлениям:
- он не может ставить воспитанникам диагнозы, назначать и проводить специфическое лечение;
- психолог не может составлять индивидуальную программу воспитания ребенка для родителей, он может лишь консультировать их по отдельным вопросам;
- проводить занятия, которые будут опасны для физического или психического здоровья ребенка;
- проводить глубинный психологический анализ развития ребенка без ведома и согласия родителей.
Психолог должен помочь ребенку адаптироваться в социуме и облегчить процесс его вхождения в коллектив, сделать его пребывание в образовательном учреждении более приятным и интересным.
Трудовые права
Детский психолог в своей работе может руководствоваться всеми положениями, изложенными в должностной инструкции педагога-психолога. В ДОУ и школах отличаются образовательные программы, однако в своей деятельности психолог самостоятельно выбирает методологию, по которой он проводит работу с детьми. Однако она не может противоречить законодательству.
Педагог-психолог, как и воспитатели, может присутствовать на родительских собраниях, участвовать в других мероприятиях.
В случае конфликтных ситуаций, он имеет право на защиту своей профессиональной чести и достоинства и неразглашение информации о ходе разбирательств. Руководство учебного заведения не может препятствовать ознакомлению педагога-психолога с поданными на него жалобами или претензиями.
Рамки ответственности
В случае нарушения любых локальных нормативных актов учебного учреждения педагог-психолог несет персональную ответственность за свои действия. Это может быть административное взыскание с внесением соответствующей записи в трудовую книжку или устное предупреждение от руководства. Также человек, занимающий эту должность, является материально ответственным лицом, обязательства за нанесение ущерба ДОУ или школе регулируются трудовым законодательством РФ.
Если действия педагога-психолога противоречат закону об образовании и связаны с насилием над воспитанником (физическим или моральным), он освобождается от своей должности.
Служебная иерархия и рабочие взаимосвязи
Непосредственным руководителем педагога-психолога является заведующий ДОУ или директор школы, в которой он занят. Они принимают на работу этого специалиста, и они вправе подписать указ об его увольнении. Психолог, помимо выполнения своих прямых профессиональных обязанностей, может быть привлечен к другим видам работ: методологической, педагогической или организационной. Однако руководитель не имеет права вызывать его из отпуска для замены других сотрудников. С воспитателями психолог находится на равных, и они могут свободно обмениваться полученной в результате работы информацией, касающейся их профессиональной деятельности.
Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции психолога, образец 2019 года. Должностная инструкция психолога должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности психолога, права психолога, ответственность психолога.
В должностной инструкции психолога должны быть отражены следующие пункты:
Должностные обязанности психолога
1) Должностные обязанности. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.
Психолог должен знать
2) Психолог при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии; психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников; технические средства, применяемые при изучении условий труда; передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов; основы технологии производства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы; законодательство о труде; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.
Требования к квалификации психолога
3) Требования к квалификации.
1. Общие положения
1. Психолог относится к категории специалистов.
- Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.
- Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.
3. Психолог принимается на должность и освобождается от должности директором организации.
4. Психолог должен знать:
- постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии;
- психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию;
- методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников;
- технические средства, применяемые при изучении условий труда;
- передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов;
- основы технологии производства;
- основы экономики, организации производства, труда и управления;
- основы профориентационной работы;
- законодательство о труде;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
5. В своей деятельности психолог руководствуется:
- законодательством РФ,
- Уставом организации,
- приказами и распоряжениями работников, которым он подчинен согласно настоящей инструкции,
- настоящей должностной инструкцией,
- Правилами внутреннего трудового распорядка организации.
6. Психолог подчиняется непосредственно начальнику отдела кадров.
7. На время отсутствия психолога (командировка, отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное директором организации в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права, обязанности и несет ответственность за исполнение возложенных на него обязанностей.
2. Должностные обязанности психолога
Психолог:
1. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.
2. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.
3. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.
4. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.
5. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.
6. Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития.
7. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.
8. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.
9. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.
10. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.
11. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.
12. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований.
13. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.
14. Соблюдает Правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты организации.
15. Соблюдает внутренние правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
16. Обеспечивает соблюдение чистоты и порядка на своем рабочем месте,
17. Выполняет в рамках трудового договора распоряжения работников, которым он подчинен согласно настоящей инструкции.
3. Права психолога
Психолог имеет право:
1. Вносить на рассмотрение директора организации предложения:
- по совершенствованию работы связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями,
- о поощрении подчиненных ему отличившихся работников,
- о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности подчиненных ему работников, нарушивших производственную и трудовую дисциплину.
2. Запрашивать от структурных подразделений и работников организации информацию, необходимую ему для выполнения своих должностных обязанностей.
3. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.
4. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.
5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
6. Иные права, установленные действующим трудовым законодательством.
4. Ответственность психолога
Психолог несет ответственность в следующих случаях:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, установленных трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба организации - в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция психолога - образец 2019 года. Должностные обязанности психолога, права психолога, ответственность психолога.
Наименование организации УТВЕРЖДАЮ ДОЛЖНОСТНАЯ Наименование должности ИНСТРУКЦИЯ руководителя организации _________ N ___________ Подпись Расшифровка подписи Место составления Дата ПСИХОЛОГУ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Психолог относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя организации.
2. На должность психолога назначается лицо, имеющее высшее образование по специальностям "Психология", "Медико-психологическое дело", "Практическая психология", "Практическая психология. Дополнительная специальность" и направлениям специальностей "Социальная работа (социально-психологическая деятельность)", "Социальная поддержка. Практическая психология", "Дошкольное образование. Практическая психология", "Начальное образование. Практическая психология" без предъявления требований к стажу работы.
3. В своей деятельности психолог руководствуется:
Нормативными документами по вопросам выполняемой работы;
Методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;
Уставом организации;
Правилами трудового распорядка;
Приказами и распоряжениями директора организации (непосредственного руководителя);
Настоящей должностной инструкцией.
4. Психолог должен знать:
Нормативные правовые акты и другие методические материалы по вопросам психологии, профессиональных отношений, профориентации, профпригодности;
Общую психологию;
Социальную, детскую и возрастную психологию, психологию развития, педагогическую психологию, психологию семейных отношений;
Конфликтологию, кризисную психологию; медицинскую (клиническую) психологию;
Психиатрию;
Основы пато- и нейропсихологии, сексологии;
Психофизиологию;
Дефектологию;
Социально-психологические аспекты помощи инвалидам, лицам пенсионного возраста, другим категориям граждан;
Эргономику, основы физиологии и гигиены труда;
Принципы и методы анализа трудовой деятельности;
Психологические аспекты управления производством и обучения трудовой деятельности;
Методы активного общения и обучения, социально-психологические тренинги общения;
Современные методы индивидуальной и групповой профессиональной консультации;
Особенности диагностики и коррекции психического развития, эмоциональных состояний, психологического климата в детском и взрослом коллективах, особенности психологической реабилитации в детском и взрослом коллективах;
Коррекцию аномального развития личности;
Методы оказания психологической помощи людям в экстремальных и кризисных ситуациях, а также при остром, затяжном и хроническом воздействии на них различных стрессовых факторов;
Методы статистического анализа данных;
Особенности компьютерной обработки результатов массовых обследований;
Передовой опыт работы психологов;
Основы экономики, организации производства, труда и управления;
Основы законодательства о труде;
Правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
5. Во время отсутствия психолога его обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за их надлежащее исполнение.
2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
6. Для выполнения возложенных на него функций психолог обязан:
6.1. Осуществлять профессиональную деятельность, направленную на оказание психологической помощи различным категориям граждан (пожилым людям, детям и взрослым с ограниченными возможностями, в том числе с особенностями психофизического развития, лицам, оказавшимся в экстремальных (стихийные бедствия, террористические акты, катастрофы) и других кризисных ситуациях (подвергшихся физическому и сексуальному насилию, безработным, ВИЧ-инфицированным, тяжело и длительно болеющим и т.д.), как индивидуально, так и в конкретных социальных коллективах (семья, производство, учеба и т.д.).
6.2. Осуществлять консультативную, методическую, научно-практическую, исследовательскую, педагогическую, информационно-библиографическую деятельность.
6.3. Изучать достижения научной и практической психологии, содействовать их использованию в практической работе.
6.4. Разрабатывать методы, способствующие личностному росту и самореализации личности.
6.5. Планировать и проводить необходимые психологические измерения и тестирование, обработку результатов.
6.6. Анализировать и давать экспертные оценки состояний и отдельных психических функций человека.
6.8. Содействовать повышению эффективности работы системы органов массовой информации.
6.9. Вести наблюдения индивидов и коллективов, составлять анкеты, вопросники и т.д.
6.10. Выполнять исследования по оптимизации психологического климата в социальных коллективах, изучать проблемы адаптации личности к различным условиям и режимам жизнедеятельности.
6.11. Заниматься социальным тренингом, вести информационно-просветительскую, психопрофилактическую работу среди детей, подростков, взрослых граждан, семей, трудовых коллективов.
6.12. Реализовывать программы по развитию способностей детей, в том числе с ограничениями и особенностями психофизического развития, формированию психологических знаний и умений эффективной личности, обучению развивающимся отношениям, конструктивному решению деловых и межличностных конфликтов.
6.13. Решать психологические задачи руководства трудовыми коллективами, способствовать совершенствованию подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной подготовки, давать рекомендации по внедрению новых средств и способов производства.
6.14. Разрабатывать и апробировать в пределах предоставленных прав и полномочий новые диагностические и психокоррекционные методики и программы, взаимодействовать с медико-психолого-педагогическими и диагностическими центрами, учреждениями подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов.
6.15. Вести документацию по установленной форме и использовать ее по назначению.
6.16. Обеспечивать конфиденциальность сведений, которые могут скомпрометировать клиентов или быть использованы против их интересов, за исключением случаев, когда положения законодательства обязывают сообщать о полученной информации, при этом заинтересованная сторона должна быть поставлена в известность.
3. ПРАВА
7. Психолог имеет право:
7.1. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.
7.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.
7.3. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
7.4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений организации для решения возложенных на него обязанностей (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководителя организации).
7.5. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
7.6. Принимать участие в обсуждении вопросов охраны труда, выносимых на рассмотрение собраний (конференций) трудового коллектива (профсоюзной организации).
4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ)
8. Психолог подчиняется _____________________________________________. 9. Психолог взаимодействует по вопросам, входящим в его компетенцию, с работниками следующих структурных подразделений организации: - с _________________________________________________________________: получает: __________________________________________________________________________; представляет: __________________________________________________________________________; - с _________________________________________________________________: получает: __________________________________________________________________________; представляет: __________________________________________________________________________.5. ОЦЕНКА РАБОТЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
10. Работу психолога оценивает непосредственный руководитель (иное должностное лицо).
11. Психолог несет ответственность:
11.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией,- в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.
11.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.
11.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.
11.4. За несоблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты - в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Республики Беларусь и локальных актов в _____________________.
Наименование должности руководителя структурного подразделения _________ _______________________ Подпись Расшифровка подписи Визы С инструкцией ознакомлен _________ _______________________ Подпись Расшифровка подписи _______________________ Дата
Квалификационная характеристика должности
психолога организации (предприятия)
1. Должностная инструкция специалиста-психолога.
2. Рабочее место специалиста-психолога.
3. Требования к профессиональной компетенции специалиста-психолога.
На основе Положения о психологической службе можно определить квалификационную характеристику психолога-практика, работающего в организации (учреждении, предприятии), которая определяется должностной инструкцией, рабочим местом, требованиями к профессиональной компетенции.
Должностные инструкции являются основным документом, регламентирующим назначение и место работника в системе управления, его функциональные обязанности, права, ответственность и формы поощрения.
Должностные инструкции позволяют:
Рационально распределить функциональные обязанности между сотрудниками;
Повысить своевременность и надежность выполнения задач за счет введения количественных показателей периодичности, трудоемкости, продолжительности и календарных сроков их выполнения;
Улучшить социально-психологический климат в коллективе, устранить конфликты между руководителями и подчиненными;
Четко определить функциональные связи работника и его взаимоотношения с другими специалистами, конкретизировать права работника в части подготовки и принятия управленческих решений и использования ресурсов;
Повысить коллективную и личную ответственность работников за своевременное и качественное выполнение функциональных обязанностей;
Повысить эффективность материального и морального стимулирования работников;
Организовать равномерную загрузку работников по периодам с минимальными потерями рабочего времени и перегрузками.
Должностные обязанности .
· Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.
· Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.
· Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.
· Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.
· Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.
· Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития.
· Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.
· Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего.
· Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.
· Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.
· Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.
· Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учет психологических факторов и эргономических требований.
· Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.
Должен знать:
· постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии;
· психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников;
· технические средства, применяемые при изучении условий труда;
· передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов;
· основы технологии производства;
· основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы;
· законодательство о труде;
· правила внутреннего трудового распорядка;
· правила и нормы охраны труда.
Требования к квалификации
Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.
1.4. Рабочее место специалиста-психолога
Под рабочим местом практического психолога понимается сбалансированный комплекс функций его деятельности, обеспеченный средствами для их реализации, накладывающий соответствующие обязанности и дающий необходимые права, требующий определенной ответственности и представляющий достаточную для выполнения профессиональных задач власть. Кроме сбалансированности этого комплекса, для организации рабочего места психолога; необходимы: последовательная приверженность к творческому подходу; наличие профессиональной компетентности; практический опыт; конструктивное взаимодействие практического психолога со всеми реалиями, влияющими на результаты его труда; материальное обеспечение рабочего места.
Предлагая практическому психологу самостоятельно, творчески подойти к наполнению конкретным содержанием названных элементов рабочего места, остановимся на его материальном обеспечении.
Примерное материальное обеспечение рабочего места психолога включает в себя такие обязательные составляющие, как:
1. Рабочий кабинет психолога с сейфом для хранения материалов.
2. Комната психологической разгрузки:
■ для проведения психологической релаксации;
■ снятия нервно-психологического напряжения;
■ эмоциональной разгрузки;
■ индивидуального и группового психологического консультирования
■ психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий;
■ работы пункта, почты или телефона доверия.
3. Материальная база психотерапевтического воздействия:
■ аудиотехника;
■ аудиокассеты с записями психотерапевтического характера;
■ проекционная аппаратура;
Проекционные материалы психотерапевтического характера;
■ специальная светотехническая система и другие средства, способствующие осуществлению психотерапевтического воздействия.
4. Материальная база психодиагностики:
Канцелярские принадлежности;
Аудиотехника с записями стимульного материала, специальные бланки;
Персональный компьютер, калькулятор и другая ЭВТ.
5. Материальная база психологического просвещения и психологической подготовки:
■ учебно-методические материалы;
■ наглядные пособия;
■ специально оборудованное помещение.
В перспективе материальное обеспечение рабочего места психолога должно расшириться и включить: в кабинете психотерапевтического воздействия - технические средства специального назначения; в материальной базе психодиагностики - комплекс психодиагностических приборов, диктофон, видеотехнику и др. Кроме того, необходимо включение в рабочее место психолога электронно-вычислительной техники со специальным программным обеспечением.
1.5. Профессиональная компетентность специалиста-психолога
Профессиональная компетентность психолога, работающего в той или иной организации, определяется в ходе различных проверок, аттестаций, а также - в ходе непрерывного самооценивания. Основные вопросы, которые контролируются в процессе определения профессиональной компетентности психолога, следующие:
1. Уровень компетентности в выполнении должностных обязанностей и участия в профессиональной деятельности;
2. Результативность социально-психологической работы и роль психолога в ее организации;
3. Соответствие условий и возможностей для проведения эффективной социально-психологической работы;
4. Реальное социально-правовое, организационное материальное обеспечение профессиональной деятельности непосредственно психолога.
Определение уровня компетентности в выполнении должностных обязанностей и участия в профессиональной деятельности коллектива, жизнедеятельности клиента включает проверку:
а) соблюдения этического кодекса работы психолога;
б) временных нагрузок психолога во всей сфере труда, жизни и непосредственно в его профессиональной деятельности;
в) системы личного участия психолога в работе с различными категориями клиентов (человек-семья-коллектив);
г) эффективности системы взаимодействия психолога: с другими должностными лицами по организации и проведению социально-психологической работы, коммуникабельности во взаимоотношениях с другими социально-психологическими службами;
д) степени учета информации психолога при принятии управленческих решений; в случае правильных результатов в работе психолога и своевременном предоставлении им информации соответствующим должностным; лицам, оставляемой ими без внимания, или 50% -ном преобладании временных затрат психолога во внепрофессиональной сфере - проанализировать причины неконструктивной позиции руководителей;
е) участия психолога в работе различных комиссий и выполнения функций, выходящих за рамки его должностных обязанностей;
ж) самосовершенствования и овладения продуктивными технологиями социально-психологической работы.
Всестороннее изучение и оценка результативности социально-психологической работы и роли в ней практического психолога охватывают следующие вопросы:
а) эффективность социально-психологического сопровождения труда и жизни клиентов в их целостном контексте, а также при целевой работе с ними в соответствии с общими задачами, потребностями в рамках функциональных обязанностей;
б) действенность осуществления поддержки развития и реализации творческого потенциала клиентов и оказание им помощи в решении различных проблем;
в) организация и результативность психологической подготовки, которая осуществляется в различных обязательных и инновационных формах психологического просвещения и консультирования;
г) соответствие организации диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней; правильность выводов и рекомендаций по результатам психодиагностической работы, степень их учета и компетентность должностных лиц при реализации;
д) организация и эффективность психопрофилактической работы, особенно в предупреждении различных проявлений девиантного поведения, преодолении кризисных ситуаций и решении проблем труда и жизни социальных субъектов;
е) компетентность и результативность психокоррекционной и психореабилитационной работы, степень включенности элементов психологической реабилитации в сферу социально-бытовой практики: спортивно-оздоровительные мероприятия, организация досуга и др.
Анализ и оценка соответствия условий и возможностей проведению эффективной социально-психологической работы осуществляются по следующим вопросам:
а) материально-техническая база социально-психологической работы и степень ее соответствия имеющимся возможностям;
б) наличие, состояние и система работы объектов социально-психологической работы:
■ лаборатории ПФО при участии практического психолога;
■ учебно-методического кабинета социально-психологической работы;
■ центра психологической консультации в той структуре, где практический психолог выполняет свои функции;
■ комнаты психологической релаксации;в) наличие учебно-методического фонда социально-психологической работы в библиотеке, на рабочих местах, личном пользовании клиентов.
Определение реальной социально-правовой, организационной и материальной обеспеченности профессиональной деятельности практического психолога пред полагает проверку:
а) наличия рабочего кабинета, сейфа для хранения документов, учетно-отчетной документации;
б) наличия и корректности ведения учетно-отчетной основной документации, включающей:
■ планы работы практического психолога (перспективный, месячные и профессионального совершенствования);
■ результаты психодиагностики, акты (карты) обследования и составления психологических портретов клиентов;
■ ежемесячные справки-доклады о проделанной работе и другие необходимые документы;
■ оперативные информационные сообщения о состоянии дел, проблемах и т. п.;
■ систему взаимодействия с должностными лицами по организации социально-психологической работы;
■ учебно-методические материалы и разработки для психологического просвещения и консультирования.
Должностная инструкция психолога разрабатывается с учетом сферы его профессиональной занятости. Такие специалисты могут работать как в медицинских и учебных заведениях, так и в иных организациях, потому в статье обсудим типовую форму должностной инструкции психолога , на основании которой можно разработать актуальные должностные инструкции для отдельно взятых организаций/учреждений.
О должностной инструкции для психолога
Должностная инструкция (далее — ДИ) психолога является локальным документом, разрабатываемым с учетом действующего законодательства и специфики отдельно взятого учреждения. Как правило, разработкой ее занимаются сотрудники кадровых и юридических служб/отделов.
Структура ДИ такого специалиста предполагает наличие в ней 4 разделов:
- Общие положения.
- Обязанности.
- Права.
- Ответственность.
Общие положения
Первый раздел ДИ содержит требования, предъявляемые к уровню образования специалиста, стажу его работы, квалификационным качествам, а также навыкам, которыми должен обладать претендент на данную должность.
Не знаете свои права?
Об образовании, например, говорится, что оно независимо от категории специалиста и наличия/отсутствия психологического стажа должно быть высшим профессиональным в обязательном порядке.
Помимо этого в первом разделе инструкции содержатся сведения, касающиеся таких моментов, как:
- назначение на должность и освобождение от нее (кем производится);
- подчиненность;
- оплата труда;
- возможность замещения специалиста во время его отсутствия по уважительным причинам.
Также в «Общих положениях» говорится о том, какими знаниями должен обладать психолог и какими документами он должен руководствоваться в своей работе.
Должностные обязанности психолога
Об обязанностях специалиста говорится во втором разделе должностной инструкции . В их число обычно включаются:
- изучение влияния различных факторов психологического, экономического, организационного плана на работу сотрудников учреждения, с целью разработки необходимых мероприятий, направленных на улучшение трудовых условий и повышение эффективности их работы;
- участие в проведении экспериментов, направленных на выявление фактов, связанных с условиями труда и оказывающих влияние на психику сотрудников;
- проведение анализа производственных процессов и их влияния на психологическое состояние работающих;
- определение и решение совместно с другими специалистами задач, направленных на социальное развитие учреждения;
- разработка профессиональных программ и анализ психологических характеристик должностей/профессий в учреждении/организации для определения влияния рабочей среды на сотрудников и уровень их нервно-психического напряжения;
- разработка рекомендаций по оптимизации профессиональных возможностей работающих с перспективой их дальнейшего развития;
- участие в мероприятиях, направленных на адаптацию молодых сотрудников различных профессий к существующим производственным условиям;
- определение проблем, связанных с текучестью кадров, нарушениями трудовой дисциплины, низкой эффективностью труда и т. п., и поиск путей их разрешения;
- оказание помощи работодателю в вопросах, касающихся подбора кадров и их последующей расстановки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к организации производства и управлению последним;
- участие в мероприятиях, связанных с проектированием систем, направленных на рационализацию рабочих мест, оптимальную организацию рабочего времени и трудового процесса в целом с учетом имеющихся требований эргономики и факторов психологического плана;
- проведение консультаций с руководителями, сотрудниками кадровых служб и другими работниками в целях решения вопросов, связанных с проблемами социально-психологического характера;
- выполнение распоряжений вышестоящего руководства с учетом существующего в учреждении порядка подчиненности и др.
О правах психолога
В третьем разделе инструкции говорится о правах, которыми наделен этот специалист. К таковым обычно относятся:
- право на знакомство с проектами приказов/распоряжений/решений работодателя, касающихся вопросов, связанных с работой психолога;
- право на внесение предложений, направленных на совершенствование своих функциональных обязанностей, оговоренных в ДИ;
- право на привлечение специалистов структурных подразделений в пределах своих полномочий (или по разрешению работодателя) в целях повышения эффективности собственной деятельности;
- право на личный запрос (или запрос по распоряжению руководства) от начальников структурных подразделений сведений, документов, информации, необходимых для полноценного осуществления деятельности;
- право на требование от работодателя содействия в создании необходимых условий для должного исполнения положений, изложенных в ДИ, и работы с персоналом/сотрудниками (например, в вопросах обеспечения необходимым оборудованием, диагностическими материалами и развивающими пособиями);
- право в пределах своей компетенции доводить до сведения непосредственного руководителя информацию об имеющихся недостатках в работе учреждения/организации и предлагать меры по их устранению;
- право на повышение своей квалификации путем прохождения переподготовки, посещения курсов и т. д.
Специалисту предоставляются и иные права, не противоречащие действующему трудовому законодательству. Также следует помнить, что психолог вправе отказаться от исполнения обязанностей, не предусмотренных инструкцией.
Ответственность психолога
Как и в любой другой, в ДИ психолога имеется раздел об ответственности специалиста. Таковая может наступить в результате:
- неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией (в этом случае речь идет о дисциплинарной ответственности в пределах, определенных законодательством по труду);
- допущения нарушений в психологических заключениях, неадекватности используемых диагностических и коррекционных методов, необоснованности даваемых рекомендаций;
- нарушения порядка оформления и хранения протоколов проведенных обследований и иной документации;
- причинения вреда материального характера (в этом случае ответственность определяется гражданским законодательством и законодательством по труду);
- нарушения требований, касающихся сохранения информации, являющейся конфиденциальной, или разглашения коммерческой тайны.
- правонарушений, допущенных при осуществлении деятельности (в пределах, которые определены гражданским, административным, уголовным законодательством).
В заключение напоминаем, что ДИ психолога составляется в 2 экземплярах, ознакомление с ней соискателя данной должности должно состояться еще до подписания с ним трудового договора. Что же касается типового образца ДИ психолога, то его вы можете скачать на нашем сайте.