Категории и принципы социальной работы. Закономерности и принципы теории социальной работы. Формулирование закономерностей социальной работы

Понятия и категории социальной работы как научной теории можно свести в три группы: понятия, отражающие сущностный аспект; понятия, отражающие технологический аспект; понятия, характеризующие качественное состояние социальной работы.

Наиболее важные, ключевые понятия в теории называются категориями. Выделяются следующие категории в теории социальной работы:

Категории, не являющиеся специфическими для теории социальной работы, так как обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками (естественно, что подобные явления рассматриваются каждой наукой через призму ее предмета и применяемых методов); например, «социальные отношения», «социальная деятельность», «социализация», «личность» и т.д.;

Категории, относящиеся к теории социальной работы по преимуществу, но используемые также другими отраслями знания, например, «психосоциальная работа», «социальная реабилитация», «семейный конфликт» и др.;

В качестве основной закономерности можно выделить взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе. Действительно, сам факт введения социальной работы в качестве специальной профессиональной деятельности связан с переориентацией социальной политики с больших групп населения, классов, страт на оказание помощи индивиду, семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В связи с этим закономерна также взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы.

в социальной работе можно выделить управленческие отношения и взаимодействие специалиста и клиента. Соответственно анализу подлежат два уровня социальной работы с присущими им закономерностями: организационно-управленческий и непосредственно контактный.

Для управленческих элементов системы социальной защиты населения федерального, регионального и муниципального уровней, представляющих собой совокупность организационно оформленных групп специалистов, наделенных определенными полномочиями, имеющих фиксированные права и обязанности, деятельность детерминируется следующими закономерностями:

Зависимость эффективности социальной защиты от структурной полноты и завершенности системы органов социального управления и учреждений социального обслуживания; зависимость результативности социальной защиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового корпуса органов государственного управления;

Взаимозависимость между социальной работой и непротиворечивостью ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения и т.д.

Эффективность осуществления целей социальной работы на непосредственно контактном уровне будет зависеть от таких факторов (закономерностей), как: совместная заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия; целостность и комплексность воздействия специалиста социальной работы на клиента; соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе; соответствие уровней развития специалиста по социальной работе и клиента социальных служб и т.д.

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Принципы социальной работы являются важнейшими структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической (практической) деятельности. Именно через применение принципов осуществляется непосредственное соотнесение теоретических положений, воплощенных в категориях и закономерностях, с практикой социальной работы. Выделяются следующие группы принципов теории социальной работы.

Общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия. К ним относятся: принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип неразрывной взаимосвязи индивида и его социальной среды.

Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства. Эта зависимость определяет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию индивидуальных и общественных интересов в социальной работе. К основным принципам этой группы можно отнести: единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм ее содержания и методов, учет конкретных условий жизнедеятельности личности или социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы с ними, законность и справедливость деятельности социального работника.

Среди организационных принципов следует особо выделить такие, как социально-технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности.

Специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению.

Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине - его потребности в помощи.

Принцип охраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или изменить их.

Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а не ограничиваться только стандартным набором мероприятий, ориентированных на «среднего» потребителя социальных услуг.

Принцип профилактической направленности предполагает предпринимать усилия по превенции возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже возникших проблем. Практика показывает, что предупредить социальное бедствие всегда легче, чем впоследствии прилагать усилия для ликвидации его многообразных последствий

Принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению.

Принцип конфиденциальности связан с тем, что в процессе деятельности социальному работнику становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их.

Принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту. Политические, религиозные и национальные особенности индивидов, нуждающихся в помощи, их поведенческие стереотипы и сама их внешность может оказаться непривычной для лиц, занимающихся социальной работой.

Знание об окружающей нас социальной действительности - это важнейшее орудие практического воздействия на нее. Существенными компонентами системы элементов научной теории являются вытекающие из закономерностей и принципов следствия, запечатленные в методах, технологических алгоритмах и приемах. Они дают ключ к решению проблемных ситуаций и практических задач. Система категорий, закономерностей и принципов социальной работы сочетает в себе логическую непротиворечивость, системность методов работы и практическую направленность.

Закономерности являются структурным компонентом научной теории социальной работы.

Выявление закономерностей, как наиболее существенных, повторяющихся связей это – цель научной теории в области социальной работы.

Выявление закономерностей в социальной работе затрудняет её междисциплинарный, интегративный характер.

Для управленческих органов социальной защиты управленческие отношения детерминируются следующими закономерностями:

1. Зависимость результативности социальной защиты от системы органов управления.

2. Зависимость результативности социальной защиты от деятельности кадрового состава органов государственного управления.

3. Зависимость результативности социальной работы от содержания ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения.

Эффективность целей социальной работы зависит от таких закономерностей, как:

1. Общая заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах работы.

2. Целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента.

3. Соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе.

4. Соответствие общего уровня развития специалиста по социальной работе и клиента.

Поэтому более эффективной является деятельность специалиста социальной работы, который осознает и учитывает закономерности социальной работы, то есть владеет теорией социальной работы.

Специалист-практик не в состоянии соотносить свои действия с закономерностями социальной работы, а руководствуется выводами и правилами из закономерностей, сформулированных наукой. Эти закономерности в социальной работе становятся принципом, правилом деятельности социального работника.

Система принципов социальной работы включает несколько групп:

1. Методологические.

2. Организационно-распорядительные.

3. Психолого-педагогические.

4. Социально-политические.

Рассмотрим принципы социальной работы в отдельности.

Методологические принципы – это принципы детерминации, отражающие развитие.

Организационно-распределительные принципы включают: социально-технологическую компетентность кадров, стимулирование, контроль и проверку исполнения, функциональную определенность, единство правил и обязанностей.

Психолого-педагогические принципы включают: подход к анализу и оценке условий жизнедеятельности клиента и выбору форм и методов работы. Индивидуальный подход к личности клиента социальных служб. Такт и терпимость при общении с клиентами социальных служб.



Социально-политические принципы – выражают зависимость социальной работы от социальной политики государства. Они включают государственный подход к задачам социальной работы. Гуманизм и демократизм методов социальной работы. Учет конкретных условий жизнедеятельности личности при выборе методов социальной работы. Законность и справедливость действий социального работника.

Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологи­ческого, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине – его потребности в помощи.

Принцип охраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части их. Например, в соответствии с действующим законодательством нельзя связывать помощь, ока­зываемую многодетной семье, с требованием к ней ограничить свою детородную активность.

Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным про­блемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации каждого клиента.

Принцип профилактической направленности предполагает предпринимать усилия по превенции (предупреждению) возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупрежде­нию отягощения уже возникших проблем. Практика показывает, что предупредить социальное бедствие всегда легче, чем впоследст­вии прилагать усилия для ликвидации его многообразных послед­ствий.

Принцип клиентоцентризма означает признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит пра­вам и интересам других людей. Для социального работника: важнейшая цель его деятельности – обеспечение способности его клиента к социально­му функционированию, создание благоприятных условий для его социального самочувствия и развития его личности.



Принцип опоры на собственные силы подчеркивает субъектную роль клиента, его активную позицию в разрешении своих проблем. Вряд ли кто-либо может вместо самого человека разрешить его жиз­ненные затруднения, устранить конфликтную ситуацию, наладить отношения с близкими людьми. Социальный работник должен кон­сультировать клиента в выборе стратегии выхода из кризиса, оказы­вать ему психологическую помощь, побуждать к самопомощи, со­действовать объединению людей со сходными проблемами для совместного преодоления трудностей.

Принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению. Социальные работники должны прилагать усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту помимо гарантированного минимума путем обращения в неправительственные, добровольческие, благотворительные учреждения, организации самопомощи и взаимопомощи клиентов.

Принцип конфиденциальности связан с тем, что в процессе деятельности социальному работнику становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их.

Принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту.

Методы социальной работы

Развитие методов социальной работы осуществляется в процессе практической деятельности, при оказании адресной и своевременной помощи.

Методы профессиональной социальной работы различаются:

1) по направлениям и формам социальной работы (организационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экологические и др.);

2) по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые);

3) по субъектам социальной работы (применяемые отдельным специалистом или органом управления социальной работы).

Методы социальной работы, классифицированные по объектам:

I. Метод индивидуальной работы – когда социальный работник должен: определить потребности клиента в социальных услугах, изучить проблему, мотивировать необходимость социальной помощи, выбрать стратегическое направление и реализовать решение проблемы.

II. Метод социальной работы с группой представлен несколькими теориями:

а) теория поля рассматривает группу как общность индивидов;

б) теория социального обмена – люди вступают во взаимодействие, ожидая вознаграждения;

в) теория социальных систем – изучение социальных систем в малых группах.

Методы социальной работы с группой включают методы социально-психологического исследования, заимствованные из социологии:

1. Анкетный опрос (набор вопросов) преследует определенную цель.

2. Социометрия – тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе.

3. Референтометрия – выявление референтности (значимости) членов группы.

4. Коммуникометрия – место каждого участника группы в системе межличностных коммуникаций.

Методы моделирования социально-психологических исследований:

1. Групповая дискуссия.

2. Деловая игра – моделирование систем отношений.

3. Модификация социального поведения – выработки новых навыков и привычек.

4. Социально-психологический тренинг – развитие коммуникабельности.

III. Методы социальной работы в общине или микросоциальной среде.

Социальная работа в общине – это профессиональная помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. Методами работы являются: социальная диагностика, социальное прогнозирование, социальное планирование, благотворительные акции, практическая работа в общине.

Методы социальной работы, используемые на индивидуальном, групповом и общинном уровнях:

1. Биографический метод или изучение личных документов. Формами биографического метода могут быть интервью, свидетельства родственников, переписка, фотографии, рассказы о своей жизни, фрагменты биографии.

Французские исследователи Д. Берто и И. Берто-Вьям предлагают использовать метод «истории семьи», поскольку «всякая семейная история уникальна».

2. Организационные методы – направления деятельности для решения организационных задач в области социальной работы. Эти методы закрепляют обязанности различных звеньев управления социальных служб.

3. Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку. Педагогические методы включают:

а) методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений);

б) методы организации познавательной, практической деятельности (поручения, задания);

в) методы стимулирования (оценка, поощрение, порицание).

4. Социально-психологические методы включают комплекс методов:

а) методы психологического исследования. Это наблюдение, эксперимент, который может проводится в специально оборудованных помещениях и называется лабораторным экспериментом. Естественный эксперимент проводится в естественных условиях жизни. Формирующий эксперимент – сочетание методов исследования и воздействия;

б) диагностические методы – выявление индивидуально-психологических особенностей личности;

в) психологические методы – выявление индивидуально-психологических особенностей человека;

г) лонгитюдные методы – длительно изучаются испытуемые для определения фаз жизненного цикла личности;

д) методы исследования жизненного пути;

ж) метод психологической помощи включает метод психологической коррекции при нервно-психических заболеваниях и методы психологической помощи с целью предотвращения психосоматических заболеваний;

з) полифункциональные методы – к ним относятся беседы (интервью), метод анализа продуктов деятельности – рисунков, тестов, поделок и т.д. Сюда же относится моделирование.

5. Социально-экономические методы – с их помощью учитываются социальные интересы и потребности людей.

Экономические методы могут быть статистические, математические, балансовые, индексные, выборочные и др.

Основная цель всех методов – сформировать в процессе их совершенствования новый стиль мышления, иную философию и культуру поведения, социальную адаптированность в социуме.

4.6. Социальная работа как учебная дисциплина

Изучение дисциплины «Теория социальной работы» вооружает будущих специалистов методологией научного анализа социальных процессов, знаниями методов работы социальных служб, оказывающих социальную помощь населению.

Основная задача теории социальной работы как учебной дисциплины – помочь студентам овладеть научными знаниями.

Цель учебного курса «Теория социальной работы» – вооружить студентов знаниями теоретических основ социальной работы с населением и в трудовых коллективах, привить им практические умения и навыки организации социальной работы с различными категориями граждан, нуждающихся в социальной защите, воспитать у обучающихся высокие нравственные и гуманистические качества.

Современный социальный работник, или соционом, – это специалист в области социальной инженерии и технологии, глубоко разбирающийся в правовых, нравственных и психологических особенностях жизнедеятельности людей, способный прийти им на помощь.

Основные требования к личности выпускника вуза по специальности «Социальная работа»:

1. Знать теоретические и методологические основы социальной работы, её исторические корни и традиции, отечественный и зарубежный опыт организации социальной помощи населению.

2. Уметь поставить социально-психологический диагноз условием жизнедеятельности клиента или различных групп населения.

3. Уметь проводить конкретные социологические исследования с перспективой выбора способов воздействия на развитие социальных процессов.

4. Обладать высокой общей культурой, организаторскими способностями и педагогическим умением.

5. Иметь юридическую подготовленность, медико-психологическую компетентность, обладать наблюдательностью, вниманием, милосердием, высокими нравственными качествами.

Теория социальной работы как учебная дисциплина формирует профессиональные качества специалиста социальной работы:

1. Вооружает студента знаниями теоретических основ социальной работы, методиками прогнозирования и моделирования социальных процессов, происходящих в обществе.

2. Развивает у студентов творческое мышление, умение с гражданских, гуманистических позиций оценивать социальные явления.

3. Воспитывает у студентов высокие нравственные качества, профессионализм социального работника, способность проводить в жизнь социальную политику государства и гармонизировать человеческие взаимоотношения.

Совершенствовать и развивать теорию социальной работы как учебную дисциплину – важная задача профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы.

Контрольные вопросы

1. Почему социум и социальные отношения являются предметной сущностью социальной работы?

2. Что такое социум? Какова взаимосвязь социума и социальной работы?

3. Какова роль понятийного аппарата теории социальной работы?

5. В чем сущность социальных отношений и социальных связей?

6. В чем сущность социальной работы как науки?

7. Социальная работа как учебная дисциплина и её основные задачи.

8. Какова сущность закономерностей социальной работы?

9. Перечислите принципы социальной работы. В чем их значение?


ГЛАВА 5. СТАНОВЛЕНИЯ ТЕОРИИ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

5.1. Целостное осмысление проблем человека –

Одним из важнейших системообразующих элементов социальной работы как науки являются закономерности, выражающие прочные, повторяющиеся, объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов и социальной работе. Теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение закономерностей социальной работы -- одна из основных задач современных ученых и исследователей.

Следует отметить, что закономерности, объективно существующие в реальной действительности, зачастую отличаются от закономерностей, имеющих место в науке.

Закономерности социальной работы, сформулированные в науке, по мере развития и углубления познания реальных процессов, по мере совершенствования понятийного аппарата изменяются и трансформируются.

Междисциплинарный, интегративный характер социальной работы, необходимость статистической обработки огромного количества эмпирического материала, данных наблюдений усложняет выявление и формулирование закономерностей.

В настоящее время можно говорить о следующих закономерностях:

1) социальная работа -- специфический вид деятельности по воздействию на протекающие в обществе процессы в соответствии с потребностями людей, требованиями конкретной обстановки, служащий интересам всех людей, их духовному возвышению и обновлению общественных отношений, сохра нению и реабилитации социального здоровья;

2) формирование индивида происходит по "социальной программе" -- под воздействием общественной среды при определяющей роли активности самой личности в собственном развитии;

3) источники формирования и потребления социальных услуг носят социально-детерминированный характер, т. е. они обусловливаются потребностями общества и отражают тенденции его развития.

В российской практике доминирующими являются теоретические принципы психолого-педагогической области познания, например «принцип индивидуального подхода». Условно принципы социальной работы можно разделить на следующие группы: 1) общие принципы, отражающие стратегии социальной работы во всех ее познавательных и практических направлениях; 2) концептуальные принципы, характерные для теоретических школ и направлений; 3) операциональные, и имплицитные, принципы, реализуемые в процессе интеракций на различных уровнях; 4) этические принципы, отражающиe нравственные императивы социального работника, выполняющего в обществе определенную миссию. В различных травлениях и школах данные принципы могут иметь свои типологии и классификации.

1) Общие принципы социальной работы

Эти принципы отражают общие, характерные для всех систем классификаций и таксономии социальной работы типологические связи и отношения, существующие независимо от формы проявления практики и субъектности нуждающегося клиента. Общие принципы выражаются в денотативных дефинициях, где описание и идентификация процессов осуществляется через ясные и доступные, прозрачные концепты. Они выражают философию социальной работы в аспекте ее теоретических концептов метауровня познания практики как изменяемой в нужном направлении реальности проблем и нужд клиентов. Такими принципами, отражающими сущность субъект-субъектных, субъект-объектных, объект-субъектных отношений, выступают следующие:

Принцип активизации исходит из идеи о равноправном партнерстве и равной ответственности субъекта и объекта социальной помощи. Цели активизации связаны как с определением самостоятельности объектов помощи в их политической, правовой, экономической независимости, так и е умениями определять, отстаивать и решать свои проблемы самостоятельно.

Принцип «среда -- личность» связан с методологическими установками на процесс интеракции, где в качестве объекта изменения выступает среда. Среда может быть представлена различными объектами изменения от общности до референтной группы. Он также выступает в качестве методологического принципа обоснования существенных связей и отношений субъекта и среды, изменяющей его индивидуальные стратегии развития, а также приводящие к стагнации.

Принцип «личность -- среда» отражает сущность стратегий изменения и развития мезо- и макрообъектов помощи, где в качестве активного агента модификации выступает отдельный субъект. Принцип выражает философию социальной работы и процесс ее познания, предполагающий, что не существует фатальной зависимости человека от среды, которая также изменяется под воздействием индивидуальных преобразований отдельных субъектов.

Принцип «здесь и теперь» -- общая установка на процесс взаимодействия и познания социального работника клиента, где актуализируются мысли, чувства, события, имеющие место непосредственно в данное, конкретно-бытийное время.

Принцип «там и тогда» в общем виде представляет собой фокусирование социального работника на процессе взаимодействия и познания клиента, в которых актуализируются прошлый опыт, жизненные ситуации клиента, явившиеся причиной модификации его жизненных стратегий.

Принцип «я и другие» -- принцип, согласно которому процесс познания в социальной работе должен учитывать совокупность воздействий, ведущих к изменению стратегий развития объекта. Они могут быть представлены различными связями, отношениями, ситуациями и находиться в различных сферах и областях существования, непосредственно не связанных с объектом помощи. Согласно этому принципу раскрывается стратегия оказания помощи субъекту, при учете различных способствующих ей сил.

Указанные принципы универсальны, характерны для всех школ знания в социальной работе, независимо от их концептуальной и идеологической направленности. Они имеют исторически обоснованный характер, отражают определенный этап развития и познания социальной работы, они находятся в постоянном обновлении, уточнении и дополнении, в зависимости от исторических, социальных, познавательных потребностей и условий.

2) Концептуальные принципы социальной работы

Концептуальные принципы в теории познания социальной работы выражены через коввотативные и номинативные дефиниции. Коннотативные дефиниции отражают специфику познания концепций мезоуровня, определяют их особенные черты, присущие только данному уровню и направлению познания. Номинальные дефиниции представляют главные, качественные характеристики и приоритеты теоретических концептов, в их понятийной оппозиции и пропозициях относительно других теоретических концептов социальной работы.

Многообразие теоретических концептов, направлений, которые постоянно находятся в процессе развития, затрудняет возможность отражения всего спектра этих принципов, однако подходы к их классификации и характеристика основных концепций дают представление о природе их функционирования.

Исходя из концепции М.Блума о компонентах научной теории, научные релевантные практике социальной работы концепции должны состоять из доказуемых, научно обоснованных и не противоречивых компонентов. Каждый компонент должен отражать свой уровень познавательных задач, ему должны соответствовать свои таксации, он должен представлять свою единицу анализа реальности. Структура научной концепции, таким образом, должна состоять из:

* концептов;

*классификации;

* нормативных моделей;

* принципов.

Итак, принципы данного уровня познания связаны с базовыми феноменами, процедурами, смыслами концепции. Не имея универсального характера, они отражают связи и отношения определенной ветви практики и научного осмысления. Это можно показать на нескольких примерах.

Ситуативная теория социальной работы основывается на концепции поведения. Центральным концептом выступает «ситуация». Спектр ее проявлений достаточно широк от индивидуального кризиса до семейного и коллективного, что дает возможность для классификации нормативных и патогенных ситуаций. В этой связи принципы отражают поведенческие системные связи в координатах «жизнь и поведение». Исходя из концепции К.Левина можно представить поведение в качестве, функции ситуации: В = f(S). Отсюда формируется следующий принцип: ситуация реализуется, через персональное развитие. Однако принцип является не только характеристикой по отношению к концептам теории, но и определенной гипотезой при распространении его на достаточно большой круг феноменов социальной работы, таких, как сообщество, семейные и референтные группы и т.п., которые входят в систему классификации данной теории.

Аналогичные подходы могут быть реализованы и в отношении других теорий социальной работы.

Теория ролей исходит из детерминированности поведения людей их статусом, позицией в межличностных отношениях, Подходы, которые реализуются в социальной работе исходя из данных концептов, связаны с принципом ролевой дополнительности. Согласно этому принципу, модели помощи и поддержки субъекту возможны в пределах изменения его социально-ролевого репертуара.

Экологическая системная теория основана на концепции взаимного обмена в системе «личность -- окружающая среда», представляющий собой «непрерывный процесс, где каждая сторона постоянно что-то изменяет и являет собой взаимодействие». Данный подход реализует принцип экологической дополнительности, и его принципиальное отличие состоит в том, что этот принцип заимствован из теории кибернетики и дополнительность рассматривается в оппозициях к различным микро-, мезо- и макросистемам, представленным в социальной работе индивидом, семьей, группой, сообществом, государственной системой. Принцип дополнительности конкретизируется соответственно своему уровню связей и системных оппозиций. Так, в системе «государство -- сообщество», данный принцип понимается таким образом, что сообщество людей получает помощь от государства с учетом уровня их проживания, но пропорционально имеющимся натуральным ресурсам.

3)Операциональные принципы

Операциональные принципы выражаются через операциональные дефиниции. Они раскрываются через индивидуальные смысловые категории, принятые в той или иной профессиональной культуре. Операциональные принципы выстраиваются на основе индивидуального опыта социального работника в процессе его взаимодействия с клиентом.

Практика взаимодействий с клиентом выработала определенные подходы, ставшие аксиоматическими, например:

* Клиент всему начало.

* Начало контакта с клиентом -- начало лечения.

* Продвигаться вместе с клиентом и т.д.

4) Этические принципы социальной работы

Этические принципы социальной работы определяют нормированное поведение социального работника. С одной стороны, оно выступает в процессе помощи как один из видов поддержки « человека-нуждающегося ». С другой стороны, принципы являются тем ценностным континуумом, в котором проявляются отношения и взаимоотношения социального работника с миром профессиональной культуры, к которому он принадлежит. Так, этические принципы, разработанные Национальной ассоциацией социальных работников США (NASW), охватывают различные стороны интеракций социального работника в процессе профессионального взаимодействия: профессиональное поведение и взаимоотношения с клиентами, обращение с клиентами и работодателями, отношение к профессии и обществу. При этом каждый вид профессиональных взаимоотношений имеет свои принципы и императивы. Так, стандарты NASW для социальных работников, осуществляющих свою деятельность в системе здравоохранения, помимо общих принципов, имеют принципы относящиеся к их сфере компетенции. Среди них:

* содействие в поддержке физического и психосоциального здоровья;

* предотвращение физических и умственных болезней;

* содействие в усилении физического и психосоциального функционирования; -

* внимание к социальным и эмоциональным ударам, приводящим к болезням и недееспособности.

Специальные стандарты профессиональной деятельности социальных работников, включающие в себя этические принципы профессионального взаимодействия, имеют и другие зарубежные организации социальных работников.

В Российской Федерации в 1994 г. на конференции членов Межрегиональной ассоциации работников социальных служб был утвержден кодекс социального работника, который включает в себя следующие принципы:

* принцип компетентности;

* принцип моральной ответственности перед клиентом;

* принцип моральной ответственности перед обществом;

* принцип моральной ответственности перед профессией и коллегами.

Теория выявляет и описывает основные тенденции, закономерности функционирования всех компонентов социальной работы. Социальная практика, по своей сути, многогранна и интегративна, а потому закономерности социальной работы представляются как идеально усредненное отражение основных тенденций функционирования системы социальной помощи. Сложившийся опыт позволяет сформулировать закономерности социальной работы, в них сконцентрированы те условия, которые способствуют эффективности работы.

В специальной литературе к закономерностям социальной работы относят взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе, а также - взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы

Результативность решения проблем обеспечения социальной защищенности групп населения во многом определяется уровнем развития социальных служб, научно грамотным содержанием работы, учетом мотивов, желаний людей, в связи с чем следует выделить и такие закономерности:

1. Формирование индивида происходит под воздействием среды. 2. Потребности детерминированы обществом, культурными, национальными особенностями, городской или сельской спецификой. В самом общем виде закономерности социальной работы выражают наиболее существенные связи между специалистами органов социальной защиты населения и различными группами или индивидами, которые потребляют социальные услуги.

Существенные связи субъекта социальной работы и объекта, влияющие на эффективность достижения целей социальной работы, могут быть выражены закономерностями:

1. Общая заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия. 2. Целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента. 3. Реализация общих интересов клиента через частные (хочу стать нужным - посиди со внуком, хочу стать знаменитым - напиши статью, книгу, мемуары). 4. Соответствие уровня развития субъекта и объекта. 5. Закономерности проявляют себя независимо от воли, желания социального работника. Закономерности социальной работы наиболее полно выражают в интегрированном виде характер и направленность совокупности социальных связей и явлений, имеющих отношение к социальной ситуации.

2.5. Принципы социальной работы.

Одно из центральных мест в содержании механизма социальной работы принадлежит принципам и методам воздействия субъекта на объект. Принципы социальной работы - основополагающие идеи и нормы поведения органов социальной работы, обусловленные требованиями объективных закономерностей развития и функционирования социальных процессов, требованиями передовой практики. Принципы, с одной стороны, связаны с закономерностями социальной работы, а с другой стороны, - с практическим опытом социальной работы, дающим устойчивые положительные результаты.

Сложность взаимоотношений между клиентом и обществом, между объектом и субъектом объясняют множественность принципов социальной работы. Их можно объединить в три группы: - социально-политические; - организационные; - психолого-педагогические.

Социально-политические принципы выражают требования, вытекающие из характера социальной политики государства:

1. Государственный подход к задачам, решаемым в социальной работе, что предполагает: - умение анализировать и выявлять тенденции социально-политического развития в общественной жизни и определять реальные и наиболее эффективные способы решения задач социальной работы; - видеть перспективы развития социальной работы, подчиненной интересам социальной защиты населения, и способность решать актуальные задачи сегодняшнего дня; - борьба с любыми проявлениями ведомственности и бюрократизма, наносящих ущерб интересам личности, семьи, общества.

2. Принцип гуманизма и демократизма социальной работы предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий свободного проявления способностей личности. Гуманизм в социальной работе требует выдвижения на первый план таких критериев человеческой деятельности и межличностных отношений, в которых выражались бы единство задач и интересов отдельной личности и человечества в целом, в которых социальной равенство, справедливость, человечность были бы нормой отношений между людьми.

Принцип гуманизма социальной работы тесно связан с демократизмом взаимоотношений социального работника и клиента, их преимущественно неформальным характером.

В отличие от официальных отношений, регулируемых должностными приказами, инструкциями, неформальные связи между социальным работником и клиентом возникают и строятся на основе психологической совместимости личных качеств, интересов, симпатий.

Демократизм взаимоотношений в социальной работе открывает огромные возможности для ее специалистов в проявлении своих творческих и профессиональных способностей добиваться в меняющихся обстоятельствах доверия и убежденности клиента в правильности рекомендаций.

Демократизм социальной работы требует умения устанавливать контакт с клиентом, соблюдения норм и правил общения, уважение и внимание к личности клиента, вовлечение его в активный поиск путей разрешения проблем и ненавязчивого влияния своего опыта, ума, знаний.

3. Важно отметить тесную связь демократизма и гуманизма с конкретными условиями жизнедеятельности людей. Жизнь всегда богаче теории. Постоянно меняются обстоятельства, разнообразны клиенты по полу, возрасту, здоровью, культуре, квалификации. Социальный работник постоянно должен ощущать новизну, анализировать конкретную ситуацию, выявлять специфику социальной ситуации.

4. Принцип законности подразумевает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов. В них облекается политика государства. Организационные принципы. Социальная политика тогда чего-нибудь стоит, если она реализуется на деле. Лозунги должны осуществляться на практике. И эта группа принципов способствует воплощению в конкретные дела провозглашенных идей:

1. Социально-технологическая компетентность подразумевает глубокую осведомленность социального работника об условиях и технологии решения возникающих проблем и умение реализовать свои знания на практике: четкая постановка проблемы, переподготовка и учеба, знание объектов социальной работы, их особенности; активность самого социального работника. 2. Стимулирование - это побуждение человека к осознанному, заинтересованному проявлению активности, заключается в реализации его энергии, способностей, нравственного и волевого потенциала для достижения определенной цели. При этом следует иметь в виду, что источником побудительной силы в любом виде деятельности служат не интересы и потребности человека сами по себе, а степень их удовлетворенности. 3. Контроль и проверка исполнения. Смысл контрольно-проверочной деятельности социальных служб и органов управления заключается в том, чтобы обеспечить реализацию гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения. 4. Единство полномочий и ответственности, прав и обязанностей кадров социальных служб. Четкое функционирование достигается на основе ясного представления о своих функциях и задачах, о возможностях.

Жизнь убеждает, что большие полномочия при малой ответственности создают благоприятную почву для произвола, непродуманных решений, вседозволенности. Важно строгая соразмерность и полномочий, и ответственности.

Психолого-педагогические принципы можно охарактеризовать как способы психолого-педагогического воздействия на клиентов: 1. Комплексный подход, т.е. всесторонность воздействия на объект, подключение к решению его проблем всевозможных мер: учет внешних и внутренних факторов, связей, условий жизнедеятельности. Данный принцип предполагает: - учет интересов, потребностей, настроений, характеров, темпераментов; - учет влияния внешних условий (материально-бытовых, санитарно-гигиенических, политических); - применение всех средств и методов воздействия на клиента. 2. Дифференцированный подход - учет особенностей человека, принадлежащего к определенному классу, возрасту, т.к. у них разный подход к деньгам, идеалам, потребностям. Без учета этого нельзя воздействовать на волю, чувства людей. 3. Принцип целенаправленности. Цель воздействия на клиента определяет способ и характер действий социального работника. Достижение цели является мерилом эффективности предпринятых действий. Цель важна при выборе методов, форм работы с клиентом.

Специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг. К таковым относятся принципы универсальности, охраны социальных прав, социального реагирования, профилактической направленности, клиентоцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности, толерантности.

Понятие социальных процессов в ключе социальной работы

Замечание 1

Социальные процессы предполагают взаимодействие большого количества людей и групп, которые имеют разные цели, стремления, интересы, ценности, взгляды, мотивацию и т.д. Все эти особенности являются индивидуальными, полностью учесть их невозможно. Поэтому существует определение только общего, осевого направления развития социального процесса. Это направление рассматривается обобщенным, закономерным. Система социума является сложным механизмом, структурой самых разнообразных элементов, таких как отдельно взятые индивиды , группы, институты, общественные организации – все эти элементы обладают набором индивидуальных особенностей, отличающих их друг от друга.

Социальные системы могут рассматриваться в трех аспектах. Это определенное количество индивидов, цепочка или иерархия позиций в обществе, совокупность ценностей, устоев и норм, принятых в том или ином социуме. Социальная система – это явление, которое связано со всеми сферами социума:

  • духовной,
  • экономической,
  • политической.

Поэтому определенные элементы могут входить в структуру разных подсистем, в зависимости от обстоятельств.

Система предоставления социальных услуг – это объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как совокупность разнородных объектов (органов, учреждений, мероприятий, программ) и ресурсов, выделенных из среды на время с целью улучшения жизнедеятельности социальных групп и отдельных индивидов, попавших в сложные жизненные обстоятельства. Управленческая деятельность может характеризоваться как атрибут системы, находящейся на определенном уровне развития. Основными инструментами, с помощью которых центральные или местные органы государственного управления оказывают влияние на формирование системы предоставления социальных услуг, является нормативно-правовые, экономические, финансовые, социально-психологические, организационно-технические.

Каждое учреждение социального обслуживания является подсистемой системы предоставления социальных услуг и состоит, в свою очередь, из таких элементов, как обслуживающий персонал, потребители социальных услуг, потенциальные потребители (потенциально нуждаются в социальных услугах), методы оказания услуг, содержание услуг и др. При этом система предоставления социальных услуг является подсистемой социальной защиты населения.

Социальное обслуживание и предоставление социальных услуг предусматривает систему организаций (учреждений, заведений, предприятий и т.д.) различных форм собственности и подчинения, а также физических лиц, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности граждан, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах и не способны самостоятельно удовлетворять свои потребности без посторонней помощи.

Формулирование закономерностей социальной работы

Среди задач теории социальной работы одним из наиболее важных является выявление и формулировка закономерностей. При этом закономерности рассматриваются как повторяющиеся существенные связи, которые определяют качество результата общественной работы как в целом, так и с населением в частности.

Важно также помнить, что закономерности, описанные в теории, отличаются от тех, что встречаются на практике в реальной жизни. Чаще всего это различие в содержании, объеме и форме фиксации. Это значит, что реальные закономерности, в отличие от описанных в науке теорий, практически не существуют сами по себе. Они рассматриваются в комплексе с другими сторонами и аспектами реальной жизни в социуме, и проявляются только совместно, подобно шестерням механизма, не работающим по отдельности.

Замечание 2

В теории же дело обстоит иначе. Рассматривая социальные закономерности теоретически, мы можем вычленить отдельную закономерность из «механизма» благодаря способности человеческого мышления абстрагироваться, сосредотачивать внимание только на ключевых аспектах. Таким образом, в теории мы можем рассмотреть закономерность в чистом виде, без влияния других, сопутствующих процессов. Именно поэтому, говоря о закономерности теории социальной работы, мы можем предоставить идеальную модель, т.е. четко расписанные тенденции развития и функционирования предмета изучения.

Закономерности социальной работы, описываемые в науке, могут видоизменяться, трансформироваться под влиянием разных реальных процессов.
Например, чтобы рассмотреть основную закономерность, мы можем выделить взаимосвязь социальных процессов, общественной политики государства и особенностей социальной работы, выполняемой гражданами. То, что население выполняет определенную социальную работу в качестве профессиональной деятельности, говорит о том, что соцполитика направлена не только на большие группы, классы, прослойки общества, но и на помощь ячейкам общества, т.е. семьям, а также отдельным индивидам, которые в силу различных жизненных обстоятельств остро нуждаются в оказании поддержки. Также из этого можно сделать вывод, что цели развития общества напрямую связаны с уровнем развития социальной работы. Иными словами, это значит, что развитие общества зависит от качества выполняемой населением социальной работы.

Исследователи выделяют несколько основных методов определения и классификации закономерностей социальной работы. В отдельных научно-методических источниках различают:

  1. закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы, содержание которых определяется тем, что эта работа рассматривается как специфический вид деятельности организаций и должностных лиц.
  2. существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности, которые формируют характер взаимодействий субъекта и объекта социальной работы.

Выводы

Таким образом, система социальных процессов предстает перед нами как сложный многоуровневый механизм, все элементы которого имеют тесную взаимосвязь и практически не существуют по отдельности. Все социальные процессы основаны на деятельности членов общества и социальных групп. Именно действия каждого отдельно взятого индивида формируют общественные процессы.