Понятие государственного (муниципального) учреждения, источники финансовых средств, их виды

Государственными учреждениями являются государственные организации, созданные для управления какой-либо сферой или объектом, обслуживания населения, обеспечения деятельности государственных органов, рассмотрения заявлений, жалоб и иных обращений граждан. Государственное учреждение характеризуется наличием штатного персонала сотрудников, являющихся государственными служащими; внутренней структурой и субординацией; сметой расходов, включаемой в соответствующий бюджет, дисциплиной и правилами внутреннего распорядка; наличием прав юридического лица; вхождением в соответствующую отраслевую систему с подчинением ее вышестоящему звену.

Разнообразие задач предполагает и существование различных государственных учреждений. Это могут быть государственные учреждения, непосредственно осуществляющие те или иные оперативные культурные, социальные и иные функции, например: государственные поликлиники, больницы, школы, университеты, библиотеки, дома культуры, театры, дома для престарелых и др.

Так как круг учреждений достаточно широк, то их правовой статус определяется многими законами и иными правовыми актами. Не устанавливает законодательство и единых требований к учредительным документам учреждений. Некоторые учреждения действуют на основании устава, другие - на основании типового положения о данном виде организаций, а некоторые - в соответствии с положениями, утвержденными собственником (учредителем).

Учреждения, в отличие от остальных видов некоммерческих организаций, не являются собственником своего имущества. Собственником имущества учреждения является его учредитель. Учреждения обладают ограниченным правом на переданное им имущество - правом оперативного управления. Учреждения, имеющие имущество на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника, а также в соответствии с назначением имущества.

Все существующие государственные учреждения подразделяются на типы в зависимости от организационно-правовой формы. Однако здесь следует заметить, что Президентом РФ Д.А. Медведевым подписан Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федеральный закон от 08 мая 2010 г. № 83-ФЗ в ред. федерального закона от 18 июля 2011 г. № 239-ФЗ // СЗ РФ. - 2010. - № 19. - Ст. 2291; 2011. - № 30 (Ч. 1). - Ст. 4587. (далее - Закон № 83-ФЗ), которым внесены значительные изменения, направленные на оптимизацию сети государственных и муниципальных учреждений. С 1 января 2011 года (вступление в действие закона) следует выделять следующие типы государственных учреждений: автономные, бюджетные и казенные (п.2 ст.120 ГК РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1): федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ в ред. федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 65-ФЗ // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; 2011. - № 15. - Ст. 2038.). Далее целесообразно дать основные характеристики правового статуса каждой из организационных форм.

Особенности правового положения бюджетных учреждений установлены статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" О некоммерческих организациях: федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ в ред. федерального закона от 18 июля 2011 г. № 220-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 145; 2011. - № 30 (Ч. 1). - Ст. 4568. (далее - Закон о НКО). Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности (в обязательном порядке указанным в учредительных документах) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться. Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания бюджетное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Бюджетное учреждение также вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Безусловно, положительным моментом рассматриваемых изменений является получение бюджетным учреждением права самостоятельного распоряжения средствами от приносящей доход деятельности и приобретенным за счет этих доходов имуществом (п.3 ст.298 ГК РФ).

Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, а также недвижимым имуществом. В новой редакции ст.120 Гражданского кодекса РФ определено, что собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Также было введено понятие крупной сделки по отношению к денежным средствам и иному имуществу, которым бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно (в соответствии с законодательством). Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения. Критерии крупной сделки определяются в п.13 ст.9.2 Закона о НКО, согласно которому крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества, а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований настоящего пункта, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

Вместе с тем, бюджетные учреждения лишены права совершать сделки с ценными бумагами и размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях

Бюджетные учреждения осуществляет операции с поступающими средствами через лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ. В то же время при расходовании средств бюджетным учреждением не предусмотрена смета доходов и расходов, что должно обеспечить большую мобильность финансово-хозяйственной деятельности учреждения за счет устранения процедуры передвижки средств со статьи на статью и в пределах финансового года. Бюджетные учреждения обязаны вести реестры закупок, осуществляемых без заключения договоров (контрактов), в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ для получателей бюджетных средств. При этом на бюджетное учреждение по-прежнему распространяются положения, установленные Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ в ред. федерального закона от 11 июля 2011 г. № 200-ФЗ // СЗ РФ. - 2005. - № 30 (Ч. 1). - Ст. 3105; 2011. - № 29. - Ст. 4291. .

Бюджетное учреждение (как и государственные учреждения других типов) обязано публиковать отчеты о своей деятельности и использовании закрепленного за ним имущества. Перечень сведений, которые должны содержаться в таких отчетах, устанавливается Правительством РФ или органом государственной власти субъекта РФ, или органом местного самоуправления.

Согласно п.4 ст.24 Закона о НКО, в интересах достижения целей, предусмотренных уставом, бюджетное учреждение может создавать другие некоммерческие организации и вступать в ассоциации и союзы.

Следует также отметить и то, что Законом № 83-ФЗ (ст.16, п.5) отменена статья 321.1 Налогового кодекса РФ Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2): федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ в ред. федерального закона от 10 июля 2011 г. № 245-ФЗ // СЗ РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340; 2011. - № 30 (Ч. 1). - Ст. 4593. от 05.08.2000 № 117-ФЗ (часть вторая) (далее - НК РФ)"Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями". Это позволит, во-первых, избежать весьма распространенного в системе приносящей доход деятельности бюджетных учреждений налогового правонарушения, связанного с распределением расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств между сметой бюджетных ассигнований и сметой средств от приносящей доход деятельности. Во-вторых, налогообложение бюджетных учреждений будет проводиться по единым правилам НК РФ, установленным для некоммерческих организаций. Несмотря на отмеченные ограничения, бюджетные учреждения в предполагаемом статусе выходят на более высокий уровень финансово-экономической самостоятельности и активности. В этих условиях квалификация и профессиональная компетентность их финансового менеджмента должна многократно повыситься. У проводимой реформы, безусловно, благая цель - улучшить обслуживание населения, повысить качество услуг в образовании и в других социально значимых сферах. В существовавшем правовом статусе у бюджетных учреждений отсутствовали стимулы к оптимизации и повышению эффективности, что было вызвано в первую очередь сметным финансированием от фактически сложившихся расходов. Чтобы такие стимулы появились, в частности, изменяются механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений с расширенным объёмом прав - они будут переведены со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания. Им предоставляется право заниматься приносящей доходы деятельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение. А их права по распоряжению любым закреплённым за учреждением движимым имуществом, за исключением особо ценного, расширяются. Соответственно, устраняется субсидиарная ответственность государства по обязательствам бюджетных учреждений с расширенным объёмом прав. Однако, именно этот аспект может стать значительной проблемой в деятельности бюджетных учреждений, так как государство или муниципалитеты, задерживая финансирование по тем или иным госзаказам, могут подвести эти учреждения под банкротство.

С 1 января 2011 года для ряда государственных и муниципальных учреждений вводится новая организационно-правовая форма - казенное учреждение. Казенным учреждением признается государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Особенности правового положения казенных учреждений установлены обновленной редакцией статьи 161 Бюджетного кодекса РФ Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ в ред. федерального закона от 4 июня 2011 г. № 68-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823; 2011. - № 15. - Ст. 2041. . Нормы статьи 161 "Особенности правового положения казенных учреждений" законопроекта распространяются на органы государственной власти, органы местного самоуправления и органы управления государственными внебюджетными фондами. В частности, частью 1 ст.31 Закона № 83-ФЗ предусмотрено создание федеральных казенных учреждений путем изменения типа таких федеральных государственных учреждений, как военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований; учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления; специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; учреждения МВД РФ, Главного управления специальных программ Президента РФ, Федеральной миграционной службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы безопасности РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС России, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти; психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения. Следует отметить, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. При этом доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п.4 ст.298 ГК РФ). Также, казенное учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника этого имущества, а операции с бюджетными средствами казенное учреждение обязано осуществлять через лицевые счета, открытые в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги, ему не предоставляются субсидии и бюджетные кредиты.

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п.1 ст.2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" Об автономных учреждениях: федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ в ред. федерального закона от 18 октября 2007 г. № 230-ФЗ // СЗ РФ. - 2006. - № 45. - Ст. 4626; 2007. - № 43. - Ст. 5084.). Правовое положение автономных учреждений определяет Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях). Действие Закона о некоммерческих организациях на автономные учреждения не распространяется.

Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, открывать счета в кредитных организациях.

Как и бюджетное учреждение, автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Однако, в отличие от бюджетных и казённых учреждений автономные учреждения имеют больший объём прав по распоряжению имуществом и бюджетными средствами, больший объем прав и возможностей по привлечению и использованию внебюджетных источников.

Виды деятельности автономного учреждения можно подразделить на основной и иные.

Основной вид деятельности - это выполнение работ или оказание услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст.2 п.1 Закона об автономных учреждениях).

Иные виды деятельности в Законе "Об автономных учреждениях" не конкретизируются, но к ним предъявляются два основных требования. Такие виды деятельности, во-первых, в обязательном порядке указываются в уставе, во-вторых, осуществляются постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых автономное учреждение создано.

Государственное задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Финансовое обеспечение основной деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Автономное учреждение вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам. Земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования (ст.3 Закона об автономных учреждениях).

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено Законом об автономных учреждениях. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества (ст.2 п.8,9 Закона об автономных учреждениях).

Необходимо отметить также, что автономные учреждения, созданные (в том числе путем изменения типа) до 01.01.2011 года для выполнения работ, оказания услуг в сферах, не предусмотренных частью 1 ст.2 Закона об автономных учреждениях, подлежат реорганизации или ликвидации до 12 мая 2011 года (ч.14 ст.31 Закона № 83-ФЗ).

В целом установленные условия деятельности приближают к автономным бюджетные учреждения. Тем не менее, у автономных учреждений остается более высокий уровень финансово-хозяйственной самостоятельности, которая достигается за счет открытия расчетного (а не лицевого) счета, а также возможности прямого приобретения имущества (без учета требований Закона № 94-ФЗ) и, при определенных условиях, перехода на упрощенную систему налогообложения.

Следует также упомянуть об изменениях типа учреждений, которые, безусловно, будут происходить в результате реформы финансирования государственных учреждений. Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа государственного или муниципального учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения (п.1 ст.17 Закона о НКО).

С 12 мая 2010 года до 1 октября 2010 года решения о создании федеральных казенных учреждений путем изменения типа федеральных бюджетных учреждений, а также об изменении типа федеральных казенных учреждений в целях создания федеральных бюджетных учреждений принимаются Правительством РФ (ч.3 ст.31 Закона № 83-ФЗ).

Изменение типа бюджетных учреждений в целях создания казенных учреждений, а также изменение типа казенных учреждений в целях создания бюджетных учреждений после 1 октября 2010 года осуществляется в порядке, предусмотренном ст.17.1 Закона о НКО (ч.4 ст.31 Закона № 83-ФЗ).

Изменение типа существующего бюджетного или казенного учреждения в целях создания автономного учреждения, а также изменение типа существующего автономного учреждения в целях создания бюджетного или казенного учреждения осуществляются в порядке, установленном Законом об автономных учреждениях.

Реформа финансирования затронула также и вопросы налогообложения. С 1 января 2011 года вступил в силу пакет поправок, внесенных в часть вторую Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), устанавливающих особенности налогообложения государственных (муниципальных) учреждений. Относительно налога на добавленную стоимость внесено дополнение в п.3 ст.161 НК РФ, предусматривающее, что при предоставлении на территории Российской Федерации казенными учреждениями в аренду федерального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом НДС. В этом случае налоговыми агентами будут являться арендаторы указанного имущества, которые определяют налоговую базу отдельно по каждому арендованному объекту, исчисляют и уплачивают в бюджет соответствующую сумму налога, которую впоследствии можно принять к вычету (п.3 ст.171 НК РФ).

К средствам целевого финансирования, не включаемым в налоговую базу по налогу на прибыль, отнесены доходы в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям (пп.14 п.1 ст.251 НК РФ).

Также не подлежат включению в налоговую базу доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (пп.33.1 п.1 ст.251 НК РФ). К расходам, не учитываемые в целях налогообложения, отнесены расходы казенных учреждений в связи с исполнением государственных (муниципальных) функций, в том числе с оказанием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) (п.48.1 ст.270 НК РФ).

Автономные учреждения, так же как и бюджетные, с 01.01.2011 года вправе уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (п.3 ст.286 НК РФ). Статья 321.1 НК РФ, регулировавшая особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями, утрачивает силу. Казенные учреждения освобождаются от уплаты государственной пошлины, установленной главой 25.3 НК РФ (пп.1 п.1 ст.333.35 НК РФ).

Изменения коснулись и права применения специальных налоговых режимов. Ныне казенные, бюджетные и автономные учреждения не вправе применять систему налогообложения в виде единого сельхозналога (ЕСХН) (пп.4 п.6 ст.346.2 НК РФ). Казенные и бюджетные учреждения не вправе применять упрощенную систему налогообложения (пп.17 п.3 ст.346.12 НК РФ), для автономных учреждений такая возможность сохраняется. Сравнительная характеристика государственных учреждений представлена в Приложении 1.

Закон № 83-ФЗ вступил в силу с 1 января 2011 года , за исключением некоторых его положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие. Для проведения реформы бюджетной системы с 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года установлен переходный период. Порядок применения действующих в настоящее время в бюджетной сфере нормативных документов, а также многочисленные мероприятия, которые планируется провести в ходе этого периода, обозначены в статье 33 Закона № 83-ФЗ.

Подводя итог вышеизложенному, следует также сказать, что в ходе реформы поправки коснутся около 40 законодательный актов, регулирующих правоотношения в бюджетной и банковской сфере, в образовании, деятельность автономных и некоммерческих организаций, вопросы налогообложения и учета.

Основная цель изменений - снижение темпов роста расходов бюджетов, создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими дополнительных источников финансирования за счет осуществления коммерческой деятельности.

Не смотря на то, что закон действует менее года и делать глобальные вывода пока рано, уже сейчас можно обозначить ряд плюсов и минусов реализации реформы. Несомненным положительным моментом является более эффективное расходование бюджетных средств, так как устанавливается четкая взаимосвязь между объёмом финансирования и окончательными результатами деятельности учреждения. Также позитивным выглядит и то, что в самом государственном задании очень четко прописываются критерии результативности деятельности самого учреждения, что облегчает и делает прозрачной процедуру контроля деятельности учреждения. Однако, следует отметить, что критерии и показатели результативности в ряде сфер деятельности носят несколько формальный характер, что представляет собой основу для доработки.

Безусловным плюсом является способность стимулирования повышения результативности деятельности учреждения за счёт возможного в дальнейшем конкурсного характера распределения государственного (муниципального) задания. Тем самым на рынке государственных (муниципальных) услуг будет устанавливается конкуренция между учреждениями, а также иными хозяйствующими субъектами.

Говоря об организационных формах самих учреждений, можно сказать следующее. Плюсы казенного учреждения - это стабильное финансирование либо из федерального бюджета, либо из бюджета субъекта Федерации, либо из бюджета муниципального образования. Но при этом помимо ограничения свобод, встаёт проблема ограничения роста заработных плат. Это ограничение определяется учредителем, существующими тарифными сетками и очень жесткой системой классификаторов по тарифной сетке. Бюджетные учреждения приобрели больше свободы в организации своей работы, вследствие чего можно ожидать роста их заинтересованности в повышении качества оказания государственных (муниципальных) услуг. Минусы заключаются в существенном урезании бюджетного финансирования (которое должно постепенно как бы замещаться собственными и привлеченными негосударственными средствами) с одновременным повышением ответственности руководителя за выполнение государственного задания. А это может привести к режиму существенно более жесткой экономии средств со всеми вытекающими для работы учреждения последствиями.

При существовании в автономном статусе (при всех его очевидных плюсах) учреждение вынуждено перевести все виды деятельности, которые государство не готово поддерживать, на самоокупаемость, либо за счет деятельности отдельных подразделений финансировать деятельность других. А это может привести к ликвидации автономного учреждения, если предоставляемые им услуги будут непопулярны или не окупаемы. В качестве примера можно привести учреждения культуры, например некоторые музеи (для самоокупаемости они будут вынуждены поднять цены на свои услуги, а это в условиях существующего общества может резко снизить поток посетителей и как следствие доход) и музыкальные школы (особенно те, которые расположены в малых городах и сельских поселениях, так как при существующем сниженном интересе к ним повышение платы может вообще лишить их учеников).

Работа органов власти в аспекте развития общественных институтов и решения управленческих задач в значительной степени осуществляется посредством функционирующих на различных уровнях бюджетных учреждений. Это школы, детские сады и иного рода образовательные структуры, лечебные заведения, различного рода профориентационные центры и многие другие социально значимые организации. Каковы признаки бюджетных учреждений? По каким принципам в них реализуется бухучет и исчисляются налоги? Каковы нюансы использования терминов, отражающих возможные варианты учреждения бюджетных организаций?

Что такое государственное учреждение?

Для начала определимся с распространенными трактовками понятий, о которых идет речь. Государственные учреждения - это субъекты хозяйственной, исполнительно-распорядительной и иного характера деятельности, создаваемые властными органами РФ на федеральном, региональном уровнях. Исходя из формулировки одного из релевантных законов (а именно, ФЗ № 7 от 12 января 1996 года), к государственным очень близки учреждения муниципальные. То есть те, что создаются на уровне отдельных населенных пунктов, районов или округов.

В ряде случаев с термином "государственные учреждения" отождествляется понятие "бюджетные организации". Однако последние в связи с относительно недавними реформами в системе госуправления в ряде случаев принимают более узкую трактовку. В статье мы изучим обстоятельства, которые это определяют.

Классификация учреждений

Основные типы госучреждений - казенные, автономные, а также бюджетные. Есть три главных критерия, по которым три указанных различаются между собой. Во-первых, это обязательства. Во-вторых, это функции. В-третьих, это специфика финансового обеспечения и управления денежными средствами. Рассмотрим особенности каждого из критериев.

Государственные учреждения, относимые к казенным, ответственны по своим обязательствам, исходя из располагаемых денежных средств. Если их недостаточно, то соответствующие обязаннности возлагаются на собственника организации. Бюджетное учреждение - прежде всего именно в таком контексте можно сужать трактовку термина - отвечает по имеющимся обязательствам имуществом, которым пользуется посредством оперативного управления (включая то, что приобретено за счет выручки от предпринимательской деятельности), а также недвижимостью. Автономные в аспекте своих обязательств ответственны любым имуществом, кроме недвижимости (а также того, что относится к типу "особо ценных").

Также, как мы отметили выше, бюджетное учреждение, автономное и казенное отличаются функциями. Рассмотрим соответствующую специфику разграничения для каждого типа организаций. Казенные учреждения призваны выполнять, главным образом, государственные и муниципальные функции, равно как оказывать услуги как в отношении физических, так и юридических лиц. В свою очередь, деятельность бюджетной организации, а также автономной, должна быть сконцентрирована только на обслуживании. Государственные и муниципальные функции данного типа учреждения выполнять не должны.

Третий критерий отражает финансовый аспект работы госорганизаций. Прежде всего, он может выражаться в источниках основного финансирования. В случае с автономными и бюджетными организациями это субсидии, а для казенных учреждений предусмотрена соответствующая бюджетная смета.

Доходы, которые поступают в госструктуры на счет самостоятельной деятельности (этот аспект мы также изучим - чуть позже), также подлежат распределению в рамках несхожих правил. В случае с автономным или бюджетным учреждением - они идут в самостоятельное пользование организацией, что касается казенных госструктур - перечисляются в бюджет. Отметим также, что бюджетные и казенные учреждения могут иметь расчетные счета только в Федеральном Казначействе, а автономные - также и в коммерческих банках.

Нюансы классификации

Вместе с тем, как отмечают юристы, в российских законах нет правовых норм, которые бы устанавливали критерии, по которым следует разграничивать понятия государственных "функций" и "услуг." Однако в некоторых правовых актах все же можно обнаружить соответствующие ориентиры. В частности, на базе формулировок Указа Президента РФ № 314 от 09 марта 2004 года, в котором затрагивается проблематика системы исполнительных органов власти, можно предположить, что ключевое различие заключается в том, наличествует или отсутствует в деятельности организации реализация политических или административных полномочий. Таких как, например, контроль, выдача лицензий, надзор и т. д.

Таким образом, термин "бюджетные организации" мы можем трактовать двумя способами. Во-первых, под таковыми структурами могут пониматься любые государственные организации. Во-вторых, термин "бюджетные организации" может отражать только один из трех типов госструктур. Тех, что, как правило, не включают в свою деятельность реализации властных полномочий и отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, что есть у них в оперативном управлении.

Также отметим, что в ряде случаев термин "бюджетная организация" отождествляется с понятием "муниципальное учреждение". Строго говоря, особой ошибки здесь нет. Просто потому, что деятельность данного рода организаций возможна в силу финансирования за счет муниципального бюджета, который является неотъемлемой частью национальной системы управления финансами. То есть входит в общий бюджет РФ. Вместе с тем термин "муниципальное учреждение" и "государственная организация" отождествлять не вполне уместно. Почему? Дело в том, что в соответствии с российским законодательством, государственная и муниципальная власть независимы.

Таким образом, термин "бюджетная организация" допустимо употреблять как синоним таких понятий, как "государственное" или "муниципальное учреждение". Или же как самостоятельную категорию - в контексте классификации госучреждений. Термины "государственная организация" и "муниципальное учреждение" следует отождествлять осторожно. Только если соответствующий контекст не предполагает вероятности двойственного понимания. Разумеется, во всех официальных документах следует применять термины, исходя из фактического типа организации, определяемого тем, кто учредитель. Это всегда прописано на бумаге, в соответствующих правоустанавливающих документах.

Госучреждение или госпредприятие?

Выше мы сказали, что термин "государственные учреждения" синонимичен понятию "бюджетные организации". Примеры структур, вместе с тем, в которых принимает участие государство, могут быть самыми разными - есть, в частности, госпредприятия, госбанки. Являются ли они бюджетными организациями? Нет. не являются. Потому как типично бюджетные учреждения должны характеризоваться совокупностью следующих трех признаков:

  • основной профиль деятельности организаций не связан с коммерческими активностями;
  • учредителем структуры является Российская Федерация, ее субъект или же муниципальное образование;
  • главный источник финансирования работы учреждения - бюджет соответствующего уровня.

Таким образом, есть термины "госпредприятие", "государственная организация" и "учреждение". В некоторых случаях их, конечно, можно считать синонимами, но, исходя из контекста, может быть уместным определение только одного из них.

Например, если речь идет о таких структурах как Сбербанк или "Росатом", то их вполне допустимо называть "организациями", но никак не "учреждениями", поскольку их деятельность, по меньшей мере, не вполне соответствует первому и третьему признакам. Более того, для "Росатома" больше подходит термин "госпредприятие", так как данная структура занята в "реальном секторе".

Активности Сбербанка - главным образом коммерческие - выдача кредитов, обслуживание счетов, равно как и "Росатома", получающего выручку от реализации профильных проектов, связанных, в основном, с энергетикой. Соответственно, необходимость в бюджетной поддержке для каждой из этих организаций минимальна. В свою очередь, такого рода структуру как, например, Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Башкортостан в большей степени уместно назвать "государственным учреждением".

Какого рода соотношение терминов наиболее справедливо? Можно допустить, что "Государственное учреждение" - это всегда "организация", но крайне редко "предприятие". К слову, если в наименовании структуры применяется слово "бюджетный", то это, можно сказать, автоматически классифицирует ее как "организацию", не являющуюся предприятием, или, к примеру, госкорпорацией.

Какие еще признаки можно обозначить как характерные для госучреждений? Можно, в частности, обратить внимание на 8-й пункт статьи 161 Бюджетного Кодекса РФ - там сказано, что бюджетная организация не может кредитоваться в банках и иных финансовых структурах. В свою очередь, госпредприятие или госбанк, как правило, могут. Вместе с тем бюджетные организации вполне могут быть самостоятельным ответчиком в суде. Исполнение соответствующих обязательств может обеспечиваться лимитами бюджетных средств, а также предусматривает учредителя. Один из наиболее явных классифицирующих критериев - географическая привязка структуры. Например, бюджетные и большинства других населенных пунктов, как правило, именуются как принадлежащие к соответствующему району или территориальному органу власти. В свою очередь, в наименовании госпредприятий может обозначаться принадлежность к какой-либо правовой форме - например, к акционерному обществу.

Кто учредители?

Кем учреждается государственная бюджетная организация? Все зависит от уровня функционирования соответствующих органов власти. Что касается федеральных структур, то их учреждает, собственно, само государство, то есть РФ. Если речь идет о региональном уровне, то здесь учредителем выступает субъект - область, край, республика. В случае с муниципальными структурами - населенный пункт. Есть особенность, которой характеризуются бюджетные и других городов федерального подчинения. В них муниципальной единицей, как правило, выступает не сам населенный пункт в целом, а отдельные его административные части - в Москве это, например, районы. Следует отметить - у бюджетной организации может быть только один учредитель, функционирующий на конкретном уровне.

Виды деятельности бюджетных организаций

Какие виды деятельности обычно выполняют муниципальные и государственные учреждения (в данном контексте - всех трех типов)? Это определяется, прежде всего, основной целью их создания. Которой, исходя из формулировок российского законодательства, является необходимость реализации властных полномочий различных органов. Таким образом, деятельность бюджетной организации должна соответствовать тем целям, которые стоят перед учредившей их структурой. Конкретные ее виды должны быть указаны в Уставе учреждения. Если при ведомственной или надзорной проверке выяснится, что деятельность каких-то учреждений не соответствует целям учредителя (а также его полномочиям или профилю), то может быть принято решение о ликвидации данных структур или передаче в ведение другого органа (или на иной уровень власти). Все эти правила актуальны также и для муниципальных структур. В принципе, законодательство, регулирующее деятельность всех бюджетных, в широком смысле, организаций, в целом, довольно единообразно. В некоторых правовых источниках одни и те же нормы могут быть одновременно направлены на функционирующих как на федеральном, так и на региональном или же местном уровне.

Отметим также, что государственная или муниципальная бюджетная организация может вести деятельность, дополняющую основную, но несхожую с ней в силу типовых признаков. Как правило, речь здесь идет о предпринимательских активностях. О ведении "бизнеса", о коммерческом заработке. Которые, в силу своих признаков, действительно далеки от реализации властных полномочий и оказания услуг гражданам. Вместе с тем сторонняя деятельность, о которой идет речь, должна соответствовать тем целям, для достижения которых было создано учреждение. И потому виды "бизнеса" бюджетных организаций также должны быть указаны в соответствующих учредительных документах.

Какого рода предпринимательской деятельностью могут заниматься бюджетные организации? Примеры могут быть разными. Если это, например, школа, то предпринимательские активности могут выражаться в организации платных курсов, распечатке документов на принтере или их ксерокопирование, продажа канцелярских товаров.

Финансовый аспект

(организации, принадлежащие государству, но коммерческого типа предполагают самоокупаемость) структур, как правило, осуществляется за счет средств казны - федеральной, региональной, муниципальной. Также, денежные поступления могут появляться за счет "бизнеса" - дополнительных видов деятельности, а также за счет спонсорской помощи. Но, как правило, основной канал финансирования - соответствующего уровня - муниципальный, региональный или федеральный. Управление располагаемыми денежными средствами соотносительно с основными функциональными активностями учреждения отражается в особом документе - плане финансово-хозяйственной деятельности. Отметим, что он нужен только для двух типов организаций - "автономных" и "бюджетных". Для "казенных" требуется составление другого документа - сметы доходов и расходов. Учредитель организации, в соответствии с положениями релевантных законов, должен установить порядок составления и предоставления подобного рода источников.

Налогообложение

Выше мы сказали, что, несмотря на то что государственные (или же муниципальные) учреждения и организации - бюджетные, своего рода "бизнес" они все же могут вести. Получаемый при этом доход, так же как и в случае с деятельностью коммерческих фирм, облагается налогом. Посредством каких норм происходят его исчисление?

Как только клиентом "коммерческого профиля", обратившимся в учреждение, или получателем услуги осуществляется оплата - в бюджетной организации фиксируется факт поступления денежных средств на расчетном счету или в Федеральном казначействе.

Текущее налоговое законодательство РФ предполагает, что учреждение должно заплатить с выручки сразу несколько (если это применимо, исходя из специфики конкретных направлений деятельности) существующих на сегодня сборов. Речь идет, прежде всего, о налоге на прибыль. Касательно него - объектом обложения является весь объем поступившей на расчетные счета организации выручки, уменьшенный, при этом, на произведенные расходы. Источники доходов могут быть разные - выше мы привели несколько примеров. Вместе с тем прибылью не считаются поступления в рамках бюджетного финансирования, а также иного рода поступления целевого характера - прежде всего, спонсорская помощь. Ставка налога на прибыль для бюджетных организаций - 20%. Уплате в соответствующую финансово-хозяйственную систему субъекта РФ подлежит 18%. В федеральный бюджет отчисляется 2%. Отчетные периоды - первый квартал, полгода, а также девять месяцев.

Бухгалтерский учет

Следующий аспект деятельности государственных учреждений - бухучет. Зарплата в бюджетной организации, доходы от "бизнесов", а также спонсорская помощь - все это учитывается посредством бухгалтерских механизмов. Правила и нормы, касающиеся этих процессов, регулируются федеральным законодательством. Ключевые источники права здесь - НК РФ, а также ФЗ "О бухгалтерском учете". Какие нюансы, касающиеся данного направления деятельности учреждений, можно отметить?

Выше мы сказали, что имущество бюджетных организаций находится в оперативном управлении. Интересно то, что, согласно нормам закона, оно в процедурах бухучета классифицируется так, как если бы находилось в собственности (как в случае с коммерческими структурами). Таким образом, в практике работы государственных учреждений, как полагают некоторые эксперты, можно пронаблюдать случай реализации вещных прав вне института собственности.

Госучреждения автномного типа, а также бюджетные должны использовать в своей деятельности планы счетов бухучета, определенные соответствующими Приказами Минфина. Для каждого типа учреждений они разные. должны задействовать план счетов бюджетного учета, также нормированный соответствующим Приказом Минфина. Работа в бюджетной организации бухгалтера, очевидно, предполагает весьма высокий уровень ответственности.

Доходы и расходы

Какого рода доходы и расходы могут фигурировать в отчетных и бухгалтерских документах госучреждений? Какова специфика их фиксации в соответствующих источниках? Касательно бюджетных учреждений, расходы могут быть классифицированы только по следующим основаниям:

  • оплата труда в рамках трудовых договоров;
  • перечисление взносов в ПФР, ФСС, ФОМС за сотрудников;
  • предусмотренные законодательством трансферты;
  • выдача командировочных и иных вплат в адрес сотрудников;
  • оплату товаров и услуг в соответствии с контрактами муниципального или государственного типа, а также сметами.

Иные варианты расходования средств бюджетными организациями не разрешены законом.

Учреждение

Единственный вид некоммерческих организаций, обладающих имуществом на праве оперативного управления. Учреждение может быть создано как гражданином, так и юридическим лицом, либо Российской Федерацией, её субъектом или муниципальным образованием.

Государственное (муниципальное) учреждение может быть казённым, бюджетным или автономным:
1. Частное (созданное гражданином или юридическим лицом) и казённое учреждение отвечает по своим обязательствам теми средствами, которые находятся в его распоряжении. При этом субсидиарную с ним ответственность несёт собственник имущества, находящегося в распоряжении данной организации, поскольку сами эти организации полностью или частично финансируются своими собственниками.
2. Особым отличием обладают автономные учреждения, отвечающие по обязательствам всем закрепленным за ними имуществом кроме недвижимости. В данном случае собственник имущества такой организации не несёт ответственность по её обязательствам.
Учредительным документом данных юридических лиц является устав, утверждаемый собственником. Наименования учреждения должно включать в себя указания на собственника имущества и характер деятельности учреждения, например: «Частный музей А. А. Корнеева».

Виды

В зависимости от собственника выделяют:

  • Государственные учреждения - учредителями выступают различные государственные органы
  • Муниципальные учреждения - учредителями выступают различные муниципальные образования
  • Частные учреждения - учредителями выступают физические или юридические лица.

Государственное или муниципальное учреждение бывают

  • бюджетными
  • автономными
  • казёнными

Особенности функционирования

Как правило, большая часть учреждений является государственными или муниципальными , то есть их учредителями выступают различные государственные органы и муниципальные образования.
Создавать учреждения может не только государство в лице своих органов, но и другие участники гражданского оборота, в том числе и коммерческие организации. Учреждениями являются организации культуры и образования, здравоохранения и спорта, органы социальной защиты, правоохранительные органы и многие другие.
Так как круг учреждений достаточно широк, то их правовой статус определяется многими законами и иными правовыми актами. Не устанавливает законодательство и единых требований к учредительным документам учреждений. Некоторые учреждения действуют на основании устава, другие - на основании типового положения о данном виде организаций, а некоторые - в соответствии с положениями, утвержденными собственником (учредителем).
Учреждения, в отличие от остальных видов некоммерческих организаций, не являются собственником своего имущества. Собственником имущества учреждения является его учредитель. Учреждения обладают ограниченным правом на переданное им имущество - правом оперативного управления . Учреждения, имеющие имущество на праве оперативного управления , владеют, пользуются и распоряжаются им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и заданиями собственника, а также в соответствии с назначением имущества.

Автономное учреждение

8 ноября 2006 года был опубликован в Российской Газете ФЗ Российской Федерации № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». В п. 2 ст. 2 данного закона было дано определение автономному учреждению:

«Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.»

Особенность автономного учреждения:

  • возможность приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права
  • открывать счёт в кредитной организации
  • автономное учреждение отвечает по своим долгам своим имуществом, за исключением недвижимости и особо ценного движимого имущества, находящегося в собственности учредителя
  • собственник учреждения не несет никакой ответственности за долги автономного учреждения
  • имущество за автономным учреждением находится в оперативном управления
  • автономное учреждение может вносить свои денежные средства в уставной фонд других организаций
  • земля предоставляется автономному учреждению на праве бессрочного пользования
  • автономное учреждение может иметь только одного учредителя
  • крупная сделка может быть заключена лишь под надзором наблюдательного совета

Создание автономного учреждения

Создается автономное учреждение на основании распоряжения Правительства Российской Федерации на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Президента Российской Федерации.

Учредитель автономного учреждения

Учредителями автономного учреждения могут быть, согласно п. 1 ст. 6 Закона:

1) Российская Федерация в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности; 2) субъект Российской Федерации в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации; 3) муниципальное образование в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Учреждение" в других словарях:

    Учреждение - (англ. institution) в гражданском праве РФ форма некоммерческой организации, созданной собственником для осуществления управленческих, социально культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемой полностью или частично этим… … Энциклопедия права

    Учреждение - некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Права учреждения на закрепленное за ним имущество… … Бухгалтерская энциклопедия

    УЧРЕЖДЕНИЕ, учреждения, ср. 1. только ед. Действие по гл. учредить учреждать (книжн.). Учреждение ученого общества. 2. Общественная или государственная организация с определенным штатом служащих и администрацией, ведающая какой нибудь областью… … Толковый словарь Ушакова

    Основание, организация, устройство, введение, образование, формирование; центр, налаживание, торг, составление, установление, присутственное место, образовывание, основывание, создавание, развертывание, акциз, создание, устраивание, открытие,… … Словарь синонимов

    1) орган государственного управления, государственной власти (государственное учреждение), выполняющий функции, возложенные на государство, часть государственного, аппарата; 2) организация, осуществляющая хозяйственную, социально культурную… … Экономический словарь

    учреждение - 1. Орган, выполняющий функции государственной власти или управления. 2. Организации, созданные собственниками для осуществления управленческих, социально культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемые или полностью или… … Справочник технического переводчика

    Юридический словарь

    А. Орган государственного управления, государственной власти, выполняющий возложенные на него функции. Б. Организация, осуществляющая хозяйственную, социально культурную деятельность в сфере услуг,в области науки, культуры, образования,… … Словарь бизнес-терминов

    УЧРЕЖДЕНИЕ, я, ср. 1. см. учредить. 2. Организация, ведающая какой н. отраслью работы, деятельности. Государственное у. Научное у. Детские учреждения (ясли, сады, санатории, интернаты). 3. обычно мн. То же, что установление (во 2 знач.) (устар.) … Толковый словарь Ожегова

    УЧРЕЖДЕНИЕ - по гражданскому законодательству РФ организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Права У. на закрепленное за ним… … Юридическая энциклопедия

Книги

  • Учреждение управления Кавказского края , . Учреждение управления Кавказского края, Том II, часть 2, издание 1886 года. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1886 года (издательство`Санкт-Петербург, Государственная…

Государственное учреждение - это организация некоммерческого типа, которая формируется собственником целью реализации разнообразных задач некоммерческого характера, для всеобщего блага и развития граждан. Задачи могут быть управленческими, культурными, образовательными или иными некоммерческого характера. Источниками финансирования является собственник - частично или полностью.

Муниципальные учреждения выполняют аналогичные функции и задачи, но формируются государственными муниципальными образованиями.

Сформировать такое учреждение может:

  • Юридическое лицо;
  • Физическое лицо;
  • Российская Федерация либо ее субъект;
  • Муниципальное образование.

Государственные и муниципальные организации делятся на типы:

  • Казенные;
  • Бюджетные;
  • Автономные.

Деятельность автономного учреждения имеет отличия от первых двух типов и свои особенности. Такое образование отвечает по обязательствам всем имуществом, которое закреплено за ним, кроме недвижимого имущества. Деятельность бюджетных и казенных организаций направлена на реализацию целей, поставленных при создании данных структур.

Основная деятельность бюджетного и казенного учреждений

Казенные и бюджетные учреждения создаются с определенной целью - она является основой их деятельности на протяжении всего периода функционирования. Полный спектр видов деятельности, которую могут осуществлять данные организации, изложен в учредительной документации организации, составленной на этапе формирования учреждений.

Особенность государственных учреждений - финансирование осуществляется собственником. Согласно закону, государственные учреждения являются некоммерческими структурами, которые действуют для достижения целей, направленных на удовлетворение всеобщего блага граждан.

Некоммерческие государственные организации создаются для реализации задач в сфере:

  • Науки;
  • Спорта;
  • Образования;
  • Культуры;
  • Социальной защиты;
  • Занятости населения;
  • В других сферах.

Цели и задачи, учредительную документацию государственного учреждения утверждает уполномоченный орган, который и дает организации старт для реализации деятельности, направленной на выполнение определенных функций.

В рамках своего существования, учреждение может оказывать услуги, выполнять работы за фиксированную плату - эти полномочия утверждаются уполномоченным органом. Все виды услуг должны касаться деятельности, которую выполняет организация, согласно учредительной документации.

Государственный орган получает в оперативное управление определенное имущество, которое используется для реализации планов данной организации и способствует выполнению функций, изложенных в учредительной документации.

Понятие бюджетного учреждения, его имущество, финансовое обеспечение, приносящая доход деятельность

Бюджетным учреждением называется организация некоммерческого типа, которая создается государством или его субъектами для реализации определенных целей, направленных на удовлетворения общественного блага, некоммерческих потребностей населения. Данные организации могут работать в сфере образования, здравоохранения, занятости, физической культуры и спорта, социальной защиты и других сферах, предусмотренных законодательством.

Задачи и функции учреждений утверждаются уполномоченными органами власти, которые наделяют правами и обязанностями организацию. Функции и цели закреплены в учредительной документации.

Бюджетное учреждение имеет полномочия в рамках закона выполнять определенные работы и услуги за фиксированную плату, установленную уполномоченным органом. Работы и услуги должны находиться в рамках деятельности, которая является основной для данной организации. Бюджетная организация имеет имущество, которое использует для реализации своих целей, получает его в оперативное управление.

Распоряжаться ценным имуществом организация не имеет права, это находится в полномочиях учредителя данной организации. Крупные сделки также совершаются только при согласии учредителя.

Особенности финансового обеспечения - осуществляется в виде субсидирования из определенного бюджета всей бюджетной системы государства. Для осуществления финансовых операций создаются счета.

Понятие казенного учреждения, его финансовое обеспечение, имущество, права, обязательство

Казенным называют учреждение, которое является государственным (муниципальным) и формируется для оказания услуг, осуществления работ, с целью реализации задач и полномочий органов государственной власти. Данная организация не имеет права распоряжаться имуществом, которое находится в пользовании для реализации поставленных функций. Все операции с имуществом совершаются на основании согласия собственника.

Согласно учредительной документации, учреждение данного типа может заниматься деятельностью, которая приносит доход. Но не имеет права брать кредиты или покупать ценные бумаги.

Финансирование казенной организации - на основании бюджетной сметы из бюджета государства. Субсидирование и бюджетное кредитование не предоставляются. Обязательства, по которым отвечает казенный орган, изложены и закреплены в положениях законов и нормативных актов Российской Федерации.

Отличие бюджетного учреждения от казенного

Отличия между данными организациями состоят в особенностях их правового положения, правах и обязанностях, возложенных на данные организации по закону.

Казенная организация, в отличие от бюджетной, не имеет никаких прав распоряжаться имуществом, переданным ей для выполнения функций, без согласия учредителя.

Понятие, правовое положение и деятельность автономного учреждения

Автономное учреждение - организация некоммерческого типа, которая создается для реализации работ и услуг для реализации полномочий органов государственной власти.

Формируются эти органы муниципальными образованиями, Российской Федерацией или ее субъектами. Сферы деятельности: наука и образование, культура, спорт, занятость, здравоохранение и другие сферы, предусмотренные законом.

Учреждается из существовавшего государственного учреждения или создается в виде нового образования. Имущество, которое служит базой для формирования автономного учреждения, находится в федеральной собственности. Имущество автономного учреждения передается ему правительством для реализации поставленных целей.

Основной документ - Устав, который утверждает учредитель.

В документе фиксируются такие особенности деятельности:

  • Наименование.
  • Место регистрации.
  • Цели деятельности.
  • Предмет деятельности.
  • Перечень видов работ, которые находятся в полномочиях автономного образования.
  • Филиалы и представительства.
  • Компетенция и полномочия.
  • Структура организации.

Вопросы, которые могут быть изложены в Уставе, касаются полномочий органов данной организации, структуры и особенностей видов деятельности. Также может быть изложено имущество автономного учреждения, используемое для реализации, поставленных в Уставе, целей.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

Аренда недвижимости

А если сдаётся в аренду часть здания больше 20 кв.м юридическому лицу которое занимается мрт, в этом случае нужны торги? И может ли вообще больница сдавать в аренду помещения, ведь в законе о здравоохранении об этом не прописано. И соответствует ли сдача в аренду заданиям собственника? Спасибо заранее

Татьяна 31.03.2019 13:12

Добрый день! Мы не рекомендуем Вам арендовывать помещение в больнице. Согласно положениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции": Статья 17.1 1. Заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. 3. В порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении: 1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.

Дубровина Светлана Борисовна 18.04.2019 07:45

Задать дополнительный вопрос

Сокращение штата

Добрый день! Нашим учредителем является администрация поселения, глава поселения издала распоряжение о сокращении штата. Имела ли она право принять такое решение единолично.

Евгения 29.03.2019 14:02

Дубровина Светлана Борисовна 17.04.2019 15:43

Задать дополнительный вопрос

муниципальное учреждение

Добрый вечер! является ли Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ленинградский областной колледж культуры и искусства» муниципальный учреждением?

Елена 16.03.2019 20:38

Добрый день! Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ленинградский областной колледж культуры и искусства» является муниципальный учреждением. Государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О некоммерческих организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) Статья 9.1. Государственные, муниципальные учреждения. Понятие государственного и муниципального учреждений, их типы. Государственное учреждение - это организация некоммерческого типа, которая формируется собственником целью реализации разнообразных задач некоммерческого характера, для всеобщего блага и развития граждан. Задачи могут быть управленческими, культурными, образовательными или иными некоммерческого характера. Источниками финансирования является собственник - частично или полностью. Муниципальные учреждения выполняют аналогичные функции и задачи, но формируются государственными муниципальными образованиями. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) ГК РФ Статья 123.22. Государственное учреждение и муниципальное учреждение.

Дубровина Светлана Борисовна 22.03.2019 11:28

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна 23.03.2019 09:00

Задать дополнительный вопрос

Возмещение жку воспитателям.

С какого периода имеет право воспитатель детского сада на возмещение оплаты жилищно-коммунальных услуг? С момента подачи заявления в мфц или с периода начала Работы в сельском детском саду? Проживаю в посёлке Ростовской области

Мария 25.02.2019 18:55

Дубровина Светлана Борисовна 12.03.2019 08:26

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна 13.03.2019 10:00

Задать дополнительный вопрос

Сборы денежных средств..с родителей

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении проводят с согласованием родительского комитета,. сборы на покупку кроватей постельного белья разных принадлежностей и.т.д Разве казенное предприятие не предусматривает такие расходы?? Спасибо..

Людмила 18.01.2019 07:50

Добрый день! Обратитесь в Управление ФСБ России по Мурманской области Адрес: Телефон: +7 8152 45‑40-76, +7 8152 47‑70-75 Сайт: fsb.ru Открыто: пн-пт 9:00-19:00, перерыв 13:00-14:45

Дубровина Светлана Борисовна 14.02.2019 09:30

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Захарова Елена Александровна 15.02.2019 11:00

Задать дополнительный вопрос

Автономное учреждение

Муниципальное автономное учреждение Управление культуры молодежной политики и спориа является ли органом власти?

Влад 14.12.2018 14:35

Здравствуйте!

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О некоммерческих организациях"Статья 2. Некоммерческая организация 1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.2.1. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.(п. 2.1 введен Федеральным законом от 05.04.2010 N 40-ФЗ)2.2. Под некоммерческой организацией - исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.(п. 2.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 287-ФЗ) 3. Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2007N 300-ФЗ, от 03.06.2009N 107-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции) 4. Под иностранной некоммерческой неправительственной организацией в настоящем Федеральном законе понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, созданная за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства, учредителями (участниками) которой не являются государственные органы.

(п. 4 введен Федеральнымзакономот 10.01.2006 N 18-ФЗ) 5. Иностранная некоммерческая неправительственная организация осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации через свои структурные подразделения - отделения, филиалы и представительства.Структурное подразделение - отделение иностранной некоммерческой неправительственной организации признается формой некоммерческой организации и подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.Структурные подразделения - филиалы и представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций приобретают правоспособность на территории Российской Федерации со дня внесения в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о соответствующем структурном подразделении в порядке, предусмотренном статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

(п. 5 введен Федеральнымзакономот 10.01.2006 N 18-ФЗ) КонсультантПлюс: примечание.

О выявлении конституционно-правового смысла взаимосвязанных положенийп. 6 ст. 2,абз. 2 п. 7 ст. 32данного документа ич. 6 ст. 29ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ см.ПостановлениеКС РФ от 08.04.2014 N 10-П 6. Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в астоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.Указанная деятельность осуществляется в следующих формах:участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность; финансирование указанной деятельности. К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию - Промокод - "МИП"

Коханов Николай Игоревич 14.12.2018 18:40

Задать дополнительный вопрос

Влад 14.12.2018 16:08

Тоесть не является органами власти?

Здравствуйте, да.

Малов Дмитрий Владимирович 14.12.2018 19:14

Задать дополнительный вопрос

Да, все верно.

Дубровина Светлана Борисовна 15.12.2018 10:00

Задать дополнительный вопрос

Муниципальное автономное учреждение

Может ли быть физическое лицо соучредителем муниципального автономного учреждения (на уровне поселения)? Спасибо!

Николаев Алексей Петрович 19.11.2018 05:18

Добрый день! Согласно ст. 123.21 ГК РФ учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом. Приглашаем Вас в офис на консультацию, где наши специалисты более подробно ответят на все вопросы. Для скидки 50 процентов на консультацию - Промокод - «МИП».

Леонов Владислав Юрьевич 19.11.2018 10:32

Задать дополнительный вопрос

Ознакомьтесь с данной статьей.

Кутенков Виктор Валерьевич 20.11.2018 17:15

Задать дополнительный вопрос

Государственное бюджетное учреждение является ли учреждением городского значения?

Игорь 10.10.2018 14:29

Малов Дмитрий Владимирович 10.10.2018 14:45

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Дубровина Светлана Борисовна 11.10.2018 10:00

Задать дополнительный вопрос

ЖКХ

Здравствуйте. Согласно: П.П №97 . Утвердить прилагаемые: федеральные стандарты оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в среднем по Российской Федерации на 2016 - 2018 годы, которые применяются в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг; Значит ли это,что государство оплачивает коммунальные услуги? То,что оно(П.П№ 97) отменено я знаю.

Александр 23.09.2018 01:51

Федорова Любовь Петровна 23.09.2018 11:38

Задать дополнительный вопрос

Согласна с коллегой.

Дубровина Светлана Борисовна 24.09.2018 08:00

Задать дополнительный вопрос

Эффективный контракт в государственном казенном учреждении

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, обязано ли государственное казенное учреждение переходить на эффективный контракт? Спасибо.

Кристина 20.09.2018 10:50

Добрый день! Применение эффективных контрактов обязательно для работодателей, которые являются государственными или муниципальными учреждениями. Согласно ст. 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Т.о. да, Вам нужно переходить на эффективный контракт.

Дубровина Светлана Борисовна 27.09.2018 08:49

Задать дополнительный вопрос

Да, действительно обязано

Захарова Елена Александровна 28.09.2018 14:30

Задать дополнительный вопрос

Преобразование муниципального казенного учреждения в акционерное общество

Добрый день! Подскажите Муниципальное казенное учреждение может быть преобразовано в Акционерное общество?

Светлана 05.07.2018 08:55

Добрый день! Да, может, путем приватизации. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 13 178-ФЗ преобразование унитарного предприятия в акционерное общество (АО) является одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества. Таким образом, приватизация унитарного предприятия данным способом представляет собой создание хозяйственного общества (в частности, АО) посредством преобразования унитарного предприятия.

Малов Дмитрий Владимирович 13.08.2018 14:34

Задать дополнительный вопрос

Все верно, согласна с коллегой

Дубровина Светлана Борисовна 14.08.2018 08:00

Задать дополнительный вопрос

пожалуйста ответьте мне, кто должен оформлять больничные листы учителей для оплаты, директор школы или бухгалтерия если она у нас централизованная

кто должен это делать если в школе нет бухгалтера а есть централизованная бухгалтерия района

Мариет 23.12.2017 12:50

Здравствуйте Маринет! Больничные листы, должен оформлять Ваш работодатель т.е. отдельным приказам(распоряжением) устанавливается ответственный за данную процедуру. В Вашем случаи это скорее всего бухгалтерия.

Дубровина Светлана Борисовна 26.12.2017 12:37

Задать дополнительный вопрос

Также вам будут полезны следующие статьи

Муниципальное казенное учреждение занимается предоставлением гражданам государственных услуг, и через которые выполняются функции государства. В зависимости от вида деятельности , разные казенные учреждения имеют разные полномочия, права и обязанности не только перед государством, но и перед гражданами.

Когда и как были созданы

Муниципальные казенные учреждения родились вместе с государством. Само слово «казенное» буквально означает, что учреждение существует за счет поступлений из государственной казны.

Изначально их функциями были сбор податей с населения государства и дальнейшее использование их на содержание:

  • военным;
  • чиновникам;
  • строительства дорог и общественных мест, например, церквей и соборов;
  • на содержание тюрем и приютов.

При Петре Великом еще на строительство музеев, учебных заведений, верфей и даже городов. Все эти объекты являются казенными, так как на их строительство и содержание расходовались государственные средства. Их предназначение – решение крупных государственных задач при строительстве общественных сооружений.

Виды учреждений, в зависимости от выполняемой деятельности

Казенные учреждения занимаются следующими видами деятельности:

  • управление воинскими подразделениями и частями. Армия является казенным учреждением и существует полностью за счет бюджетных (казенных) средств. Она выполняет функции защиты государства и граждан этого государства от агрессии со стороны других стран. Армия имеет жесткую структуру, свой суд, все чиновники военных ведомств подчиняются строгой дисциплине;
  • обеспечение нормальной работы тюрем и исправительных учреждений, в том числе для несовершеннолетних;
  • медицинские учреждения больницы, в том числе дома для содержания сумасшедших, реабилитационные центры;
  • отделения полиции.

Все они находятся на содержании государства и не могут, в соответствии с российскими законами, заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, за исключением тех, которые разрешены законом и прописаны в уставных документах.

Круг полномочий, права и обязанности сотрудников в таких ведомствах регулируется специальными законами, указами и инструкциями. Ответственность за работу учреждения несет руководитель. Он должен следить не только за тем как и на что расходуются получаемые из госказны средства, но и отчитываться перед государством.

Чем они могут заниматься

Казенное учреждение – это не какое-нибудь государственное предприятие. Это специально созданное юридическое лицо для решения определенных государственных задач. В соответствии со статьей бюджетные учреждения могут:

  • заниматься деятельностью, которая приносит доход, но при этом она должна быть прописана в учредительных документах. Остальные виды деятельности будут незаконны. Доходы, полученные ими должны перечисляться в местные бюджеты без уплаты налогов и сборов.
  • Проводить операции с деньгами, полученными из госбюджета.
  • Участвовать в судебных разбирательствах, в том числе, связанных непосредственно с деятельностью учреждения и быть инициатором таких разбирательств.

Оно не имеет права заключать какие-либо торговые операции, в том числе получение/выдача , инвестиции в ценные бумаги и иностранную валюту. Если учреждение решает предъявить иск какому-либо банку или кредитной организации на основе договора, то такой договор считается недействительным, так как сам факт его составления считается незаконным.

Платят ли казенные учреждения налоги?

Они платят налоги, но налогообложение таких заведений имеет свои особенности , такие как:

  • суммы бюджетных обязательств, которые в соответствии с российским законодательством не учитываются в составе доходов, которые создают налогооблагаемую базу, так как бюджет не является источником прибыли;
  • расходы, которые связаны с предоставлением государственных услуг населению или выполнения ими своего основного предназначения. Они не входят в состав расходов, уменьшающих налоговую базу дохода на прибыль. Поэтому для их учета ведется раздельная система учета, в которой доходы от основной и дополнительной деятельности учитываются на разных счетах.

Все доходы от предоставления платных услуг или какой-либо другой коммерческой деятельности не облагаются налогом. Например, от сдачи помещений в аренду или продажи имущества. Также муниципальные учреждения освобождены от уплаты пошлины.

Все получаемые от такой деятельности средства должны переводиться в бюджет . Учреждения обязаны уплачивать налог на имущество и земельный налог, если в местном законодательстве не прописано, что те освобождаются такого вида налогообложения.