Воинский учет в организации. Как вести журнал проверок состояния воинского учета

Вести воинский учет в организации – это обязанность каждой компании, а далеко не право, как многие считают. Об этом нам говорит Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ (пп. 6 п. 1 ст. 8). При этом многие организации пренебрегают этой обязанностью, поскольку штрафы за недобросовестное ведение воинского учета в организации или неведение его вовсе, ничтожно малы по сравнению с нарушениями других участков ведения кадрового делопроизводства, и не превышают 1000 рублей по каждому виду нарушения (гл. 21 КОАП РФ). Однако каждая компания рано или поздно приходит к необходимости постановки воинского учета, так как районные военкоматы с определенной периодичностью посещают каждую компанию, осуществляющую свою деятельность на вверенной им территории. Кроме этого, нужно помнить, что штраф может быть наложен за каждый «инцидент» нарушения, а не только за факт нарушения.

В этой статье мы рассмотрим основные вопросы, которые возникают у специалистов по кадрам в ходе проведения работ по организации воинского учета в компании. Ведь, несмотря на наличие точных указаний от Генерального штаба, непосредственно в начале работ, особенно, когда это делается впервые в жизни специалиста, указаний становится недостаточно. Нужен четко сконструированный план. Именно по принципу плана и будет построена наша статья.

Начиная работы по организации воинского учета, прежде всего, необходимо изучить все руководящие документы. В этом поможет так называемая «рабочая папка», содержащая в распечатанном виде руководящие документы для ведения воинского учета (законы). Такая папка должна быть обязательно в каждой организации, содержать в себе ФЗ от 24.04.1996 № 61 «Об обороне», ФЗ от 24.01.1997 № 31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», ФЗ от 06. 03.1998 № 53 «О воинской обязанности и военной службе», Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» глава 21, Комментарии к Кодексу РФ «Об административных нарушениях» глава 21, ФКЗ от 27.12.2001 «О Военном положении», Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», Методические указания по организации и ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ). В ходе проверки проверяющий инспектор обязательно обратит внимание на эту папку и, если её нет, то обязательно предпишет её завести. Кроме этого, предполагается, что сотрудник, отвечающий за воинский учет в организации, должен знать и постоянно изучать руководящие документы, поэтому, если вы собираетесь вести воинский учет по всем правилам, то наличие этой папки, прежде всего, в ваших интересах, а потом уже – в интересах прохождения проверки.

Обязанность по ведению воинского учета возложена на руководителя организации «по умолчанию». Однако на предприятии обязательно должен быть приказ о назначении ответственного за ведение воинского учета с указанием замещающего его сотрудника на время отсутствия основного (командировка, отпуск, больничный). Форма приказа о назначении ответственного за воинский учет в организации приведена в методических указаниях по организации и ведению воинского учета и бронирования ГПЗ и является обязательной. Приказ готовится ежегодно и в обязательном порядке согласовывается с военкоматом (после согласования на приказе появляется подпись военного комиссара с печатью военкомата, что является подтверждением выполнения правила согласования документа). Далее готовится пакет документов для постановки организации на воинский учет: карточка организации по ф-18 и план работ по воинскому учету на год, который также согласовывается ежегодно с районным военкоматом. Форма 18 заполняется исходя из статистических данных по сотрудникам организации на момент подготовки документа и содержит данные об организации, общей численности сотрудников, а также численности граждан, пребывающих в запасе и работающих в организации с выделением по составу и степени годности к военной службе. План работ готовится по форме, приведенной в методических указаниях по организации и ведению воинского учета и бронирования ГПЗ. В зависимости от военкомата и региона, при постановке организации на воинский учет также могут потребоваться уведомление о постановке организации на воинский учет, форма 6, план замены специалистов на время мобилизации и военное время, а также список призывников.

Особое внимание следует уделить картотеке личных карточек граждан, пребывающих в запасе. Строится она по форме Т-2, но сортируется по составу:

  • отдельно личные карточки офицеров запаса;
  • отдельно личные карточки прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов запаса;
  • отдельно личные карточки граждан, пребывающих в запасе, женского пола;
  • отдельно личные карточки граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Все карточки Т-2 граждан, подлежащих запасу и работающих/работавших сотрудников, должны быть зафиксированы в журнале учета карточек Т-2. Форма журнала приведена в методических указаниях по организации и ведению воинского учета и бронирования ГПЗ и является обязательной. По форме журнала предусмотрены графы для отметок о постановке на учет и снятии с учета ГПЗ в организации. Обратите внимание, что ведение журнала допустимо в электронном виде. Однако во время проверки его нужно будет распечатать и представить инспектору в качестве подтверждения соблюдения требований. При увольнении сотрудника, карточка Т-2 переносится в архив. В отличие от карточек Т-2 по учету сотрудников, карточки Т-2 картотеки военнообязанных хранятся 3 года (карточки Т-2 работников – 75 лет) после увольнения.

При приеме сотрудника, а также при построении картотеки военнообязанных, обратите внимание на корректность заполненных данных о воинском учете в карточке Т-2:

  • Состав (профиль) заполняется без сокращений исходя из данных документа воинского учета: командный, инженерный и технический, военно-гуманитарный,педагогический, юридический, медицинский, ветеринарный.
  • Полное кодовое обозначение ВУС также указано в документе воинского учета, вносится в карточку в полном соответствии с военным билетом.
  • Категория годности к военной службе также представлена на соответствующей странице в военном билете. При этом, если запись о годности отсутствует, то проставляется категория годности «А» (так часто бывает у офицеров запаса).
  • Наименование военного комиссариата проставляется в соответствии с последней записью в военном билете.
  • Графа «Состоит на воинском учете» заполняется по следующим строкам:

а) в случаях наличия мобилизационного предписания и (или) штампа о выдаче и изъятии мобилизационных предписаний;

б) на граждан, забронированных за организацией на период мобилизации и на военное время (разд. I п. 4 военного билета).

  • Отметка о снятии с воинского учета производится в личной карточке тех граждан, которые достигли предельного возраста пребывания в запасе или признаны не годными к военной службе по состоянию здоровья.
  • Граждане, подлежащие призыву на военную службу (до 27 лет): графы «Категория запаса», «Состав (профиль)», «Полное кодовое обозначение ВУС» и «Состоит на воинском учете» не заполняются. В графе «Воинское звание» делается запись простым карандашом «подлежит призыву».
  • Категория годности к военной службе записывается буквами в соответствии с данными документа воинского учета:
    А — годные к военной службе.
    Б — годные к военной службе с незначительными ограничениями.
    В — ограниченно годные к военной службе.
    Г — временно не годные к военной службе (срок переосвидетельствования).
    Д — не годные к военной службе (снимаются с воинского учета).

При построении картотеки нужно также обратить внимание на такие поля карточки, как «знание иностранных языков» и «образование». Военные комиссары обращают внимание на информацию в этих полях и считают, что они в обязательном порядке должны быть заполнены, несмотря на 152-ФЗ (О защите персональных данных) и на отсутствие требований к образованию по занимаемой должности работника. Своё требование к заполнению данных полей они мотивируют тем, что эти данные военкоматам будут крайне необходимы на случай мобилизации или военного времени. Возможно это и так, но нам, кадровикам, это обстоятельство, конечно, работу не облегчает. Особенно, если в компании менее 500 сотрудников – в этом случае воинским учетом сотрудник занимается наряду со своей основной работой. И только тогда, когда ГПЗ более 500, полагается отдельный работник на этот участок работ.

В каждой организации помимо картотеки, рабочей папки, приказа о назначении ответственного за воинский учет и согласованного плана работ также должен быть журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации. Форма журнала приведена в методических указаниях по организации и ведению воинского учета и бронирования ГПЗ и является обязательной. В этом журнале будут давать свои комментарии и оценки представители администрации и военные комиссары, которые будут приходить с проверками – ежегодно при численности более 500 сотрудников и 1 раз в 3 года при численности менее 500 сотрудников.

Последним шагом в этом нелегком деле,организации воинского учета на предприятии с нуля,послужит подготовка рабочей папки, где будет храниться вся исходящая и входящая документация по воинскому учету. Именно в эту папку будут перенесены на хранение уведомления о приеме и увольнении сотрудников, готовящиеся в течение 2-х недель, переписка с военкоматами и так далее. Рекомендуется все исходящие документы готовить в 2-х экземплярах – один для военкомата, второй – для работодателя. На документах необходимо проставлять исходящий номер и дату. Документы, передаваемые в военкоматы напрямую, рекомендуется передавать по описи, а при отправке по почте – обязательно прикладывать опись об отправке. В ином случае будет достаточно трудно доказать, что вы своевременно, в соответствии с требованиями законодательства осуществляли работы по воинскому учету.

Дальнейшее ведение воинского учета осуществляется согласно плану ведения воинского учета в организации с соблюдением сроков, указанных в плане.

* * *

Как вы видите, ничего сложного в ведении воинского учета в принципе нет. Здесь больше однообразной, бумажной работы, которая не каждому человеку приходится по нраву. Кроме этого, работы по постановке и ведению воинского учета достаточно трудозатратны, так как предполагают наличие отдельной картотеки Т-2 военнообязанных, которую также нужно вести, заполнять и пополнять, как и основную.

Вести или нет воинский учет – конечно, компания может решать сама, как и то, платить заработную плату работникам на карту, отчитываясь во все соответствующие фонды, или выдавать её в конвертах, лишая сотрудников будущей пенсии и других льгот. Но, исходя из опыта, если ваша компания уже «засветилась» в военкомате тем или иным образом, товести воинский учёт придётся по всем правилам.

На предприятии работают военнообязанные сотрудники. Имеет ли право райвоенкомат (далее – РВК) проверять, как ведется воинский учет на предприятии? Могут ли они прийти с проверкой или запросить представить им какие-либо документы?

У РВК есть право приходить на предприятия с проверкой. Однако в 2017 году действует мораторий на проверки , установленный Законом от 03.11.16 г. № 1728-VIII. В перечень исключений, когда закон не распространяется на некоторые государственные органы, военкоматы не попали. Подробнее о моратории можно прочитать в статье « ». Поэтому сейчас представители РВК не вправе проверить предприятие.

Как в принципе проводят проверку сотрудники РВК?

Есть два нормативных акта, которыми руководствуются проверяющие:

  • Положение о военных комиссариатах, утвержденное постановлением КМУ от 03.06.13 г. № 389 (указано, что военный комиссар имеет право проводить контроль за выполнением требований законодательства по вопросам обороны);
  • Порядок организации и ведения военного учета призывников и военнообязанных, утвержденный постановлением КМУ от 07.12.16 № 921 (далее – Порядок № 921). В частности, установлено, что районные (городские) военкоматы могут проводить проверку предприятий на основании планов, утвержденных соответствующей районной госадминистрацией или городским советом (п. 78 Порядка № 921).

Уполномоченные лица военкомата имеют право проверить правильность ведения воинского учета предприятиями. Свои полномочия сотрудники военкомата должны подтвердить предписанием на исполнение задания по форме приложения 29 к Порядку № 921. Предписание подписывается военным комиссаром и утверждается печатью военкомата. Руководитель предприятия имеет право проверить наличие предписания и удостоверений у проверяющих и только после этого допустить их к проверке (п. 82, 83 Порядка № 921).

Проверка проводится комиссией. Председатель комиссии до начала проверки уведомляет руководителей предприятий о плане работы, а после проведения проверки – извещает их о выявленных нарушениях (п. 84 Порядка № 921). Результат проверки оформляется в виде акта .

Предприятие обязано устранить нарушения, выявленные проверкой. О том, какие меры приняты для устранения нарушений, предприятие должно уведомить РВК в срок, указанный в акте проверки (п. 85 Порядка № 921).

Исчерпывающий перечень вопросов и документов , которые подлежат проверке по организации и ведению военного учета на предприятии, приведен в п. 5 приложения 27 к Порядку № 921. К примеру, представители РВК могут потребовать представить им на проверку приказ о назначении лиц, ответственных за ведение воинского учета на предприятии, их должностные инструкции, штатное расписание, приказы о приеме и увольнении призывников и военнообязанных и т. д.

Может РВК запросить у предприятия какие-либо документы?

Законом № 1728 установлен мораторий на проверки, но документы РВК в этот период вправе запрашивать.

В свою очередь, предприятия обязаны подавать в РВК информацию, необходимую для проведения мобилизационных мероприятий (абзац четырнадцатый ч. 1 ст. 21 Закона от 21.10.93 г. № 3543-XII «О мобилизационной подготовке и мобилизации», далее – Закон № 3543). В частности (ч. 3 ст. 3 Закона № 3543), данные:

  • о подготовке и содержании в надлежащем состоянии техники и объектов, которые в случае мобилизации предназначены для передачи ВСУ, другим военизированным формированиям;
  • ведении военного учета военнообязанных и призывников.

По поводу сроков подачи такой информации в Законе ничего не сказано, то есть срок должен быть указан в самом запросе.

Кроме того, сейчас действует особый период. Поэтому предприятия обязаны самостоятельно дважды в год (до 20 июня и до 20 декабря) подавать информацию о наличии и техническом состоянии транспортных средств, а также данные сотрудников, которые работают на этом транспорте (п. 14 Положения о военно-транспортной обязанности, утвержденного постановлением КМУ от 28.12.2000 г. № 1921, далее – Положение № 1921).

Может ли военкомат наложить штраф на предприятие?

Руководители и другие должностные лица предприятия, а также лица, ответственные за ведение воинского учета на предприятии, могут быть привлечены к административной ответственности за следующие виды нарушений:

  • по ст. 211 2 КУоАП – если предприятие своевременно не подает соответствующим военкоматам списки призывников (списки граждан, подлежащих приписке к призывным участкам, должны подавать подразделения по работе с кадрами предприятий, учреждений, организаций независимо от подчинения и формы собственности каждый год в сроки, установленные Минобороны);
  • по ст. 211 3 КУоАП – если предприятие принимает на работу (учебу) военнообязанных и призывников, которые не состоят на воинском учете по месту жительства;
  • по ст. 211 4 КУоАП – если предприятие не оповещает военнообязанных и призывников о том, что их вызывают военкоматы, или препятствует их своевременной явке в пункты сбора или на призывные участки.

За все вышеперечисленные нарушения предусмотрена одинаковая ответственность – штраф в размере от 1 до 3 НМДГ (от 17 до 51 грн.), а за повторное нарушение – от 3 до 7 НМДГ (от 51 до 119 грн.).

За непредставление информации о наличии и техническом состоянии транспортных средств, а также данных сотрудников, которые работают на этом транспорте, предусмотрена ответственность согласно ст. 210 1 КУоАП – за нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации. Штраф за такое нарушение составляет от 30 до 100 НМДГ (от 510 до 1 700 грн.).

При этом военкоматы не только рассматривают дела о вышеуказанных нарушениях, но и сами налагают административные взыскания (ст. 235 КУоАП).

Проверка военкомата в организации в 2017году производится так же, как и раньше, без каких-либо изменений. Кто подпадает под проверку, чем она отличается от сверки, как часто он осуществляется, что именно проверяют военкоматы? На все эти вопросы мы ответим в нашей публикации, заодно затронем также тему проверок ГО и ЧС.

Воинский учет на предприятии и его контроль

В соответствии с п. 7 ст. 8 закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ, п. 9 постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о воинском учете» от 27.11.2006 № 719 (далее — постановление № 719), абз. 1 п. 9 «Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях», утвержденных Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008 (далее — Методические рекомендации) все организации, в которых есть работники, признаваемые законодательством призывниками и военнообязанными, обязаны вести воинский учет. Отвечает за данную функцию на предприятии руководитель, непосредственно исполняет — кадровый работник.

В целях контроля достоверности сведений об интересующих военкоматы гражданах и правильности ведения воинского учета военные комиссариаты осуществляют:

  1. Сверку сведений, которая проводится в порядке, установленном приложением № 12 к Методическим рекомендациям.
  2. Проверку ведения воинского учета, которая осуществляется по правилам, установленным в приложении № 1 к Методическим рекомендациям.

Сверка данных

Указанная процедура проводится 1 раз в год (подп. «д» п. 29 Методических рекомендаций). Суть ее состоит в сопоставлении сведений из личных карточек работников, состоящих на воинском учете, с информацией военных комиссариатов. Дату и время сверки назначает комиссариат, на территории которого, как правило, и проходит весь процесс. До похода в военкомат следует уточнить имеющиеся в организации сведения у самих работников. В частности, узнать, не изменилось ли семейное положение гражданина, место жительства, номер телефона. Также по военному билету надо проверить данные, отраженные в разделе II «Сведения о воинском учете» личной карточки.

После сличения информации работник военкомата простым карандашом ставит соответствующую отметку на карточке. По завершении сверки в полном объеме делается запись в журнале проверок.

Если работающие на предприятии граждане состоят на воинском учете в военкомате другого района или города, данные о них направляются в виде специально установленного списка (п. 5 приложения № 12 к Методическим рекомендациям).

Документ составляется в 2 экземплярах, один из которых хранится в организации в течение 1 года.

Не знаете свои права?

Проверка воинского учета на предприятии

В отношении воинского учета на предприятии проверка осуществляется со следующей периодичностью:

  • на предприятиях с военнообязанными работниками в количестве менее 500 человек — 1 раз в 3 года;
  • на предприятиях, где на воинском учете состоит более 500 человек, — ежегодно.

Проверку проводят обычно в самой организации. При этом на практике в маленькие фирмы никто не приходит: все производится на уровне обмена документами. Должностное лицо при проверке обращает внимание на следующие параметры:

  1. Документальное оформление, которое включает:
    • составление приказа об организации воинского учета с назначением ответственных лиц;
    • план мероприятий по осуществлению воинского учета;
    • правильное и достоверное ведение личных карточек;
    • папку делопроизводства по вопросам воинского учета (выдача расписок, переписка и др.);
    • журнал проверок.
  2. Организацию хранения персональной информации (выделено ли помещение, есть ли сейф).
  3. Наличие воинского уголка с телефонами военкоматов и иной справочной информацией по вопросам учета.

По окончании проверки предприятию ставят оценку, которая определяется по критериям приложения № 1 к Методическим рекомендациям. При этом оценку «удовлетворительно» получит компания, в которой:

  • организован воинский учет;
  • разработаны все необходимые документы;
  • план мероприятий выполнен на 70%;
  • успешно проведена сверка.

Проверка ГО и ЧС в организациях в 2017 году

Организацию мероприятий по ГО и ЧС на предприятиях, как и проверку, не стоит путать с деятельностью по воинскому учету, так как эти сферы курируют разные ведомства: воинский учет — Министерство обороны РФ, организацию ГО и ЧС — Министерство по чрезвычайным ситуациям.

При этом организация ГО и ЧС вообще — это довольно объемная тема, достойная отдельной статьи, поэтому здесь мы можем лишь кратко рассказать о проверках в данной области, которые проводятся МЧС РФ как планово, так и внепланово. Под плановые проверки обычно подпадают компании, отнесенные законодательством к соответствующим категориям (например, предприятия, которым подведомственны объекты ГО). Для внеплановых же необходимы веские причины (например, предписание прокуратуры).

Основное, на что обращают внимание проверяющие в ходе таких проверок:

  • прохождение обучения в специализированных центрах руководителем компании и ответственным по ГО и ЧС;
  • оформление документов (приказ о назначении инженера по ГО и ЧС, программы вводного инструктажа, курсового обучения, журнал обучения и др.);
  • наличие уголка или кабинета ГО и ЧС;
  • исправность систем оповещения.

Более полная информация об организации ГО и ЧС на предприятии содержится в законе «О гражданской обороне» от 12.02.1998 № 28-ФЗ.

В заключение осталось сказать, что проверки со стороны военкоматов касаются всех организаций и могут включать сверки (сличение сведений о военнообязанных) и проверки (контроль за правильностью ведения воинского учета на предприятии). В случае обнаружения нарушений в рассматриваемой области на должностных лиц компании может быть наложен штраф (гл. 21 КоАП РФ).

На предприятии работают военнообязанные сотрудники. Имеет ли право райвоенкомат (далее – РВК) проверять, как ведется воинский учет на предприятии? Могут ли они прийти с проверкой или запросить представить им какие-либо документы?

У РВК есть право приходить на предприятия с проверкой. Однако в 2017 году действует мораторий на проверки , установленный Законом от 03.11.16 г. № 1728-VIII. В перечень исключений, когда закон не распространяется на некоторые государственные органы, военкоматы не попали. Подробнее о моратории можно прочитать в статье « ». Поэтому сейчас представители РВК не вправе проверить предприятие.

Как в принципе проводят проверку сотрудники РВК?

Есть два нормативных акта, которыми руководствуются проверяющие:

  • Положение о военных комиссариатах, утвержденное постановлением КМУ от 03.06.13 г. № 389 (указано, что военный комиссар имеет право проводить контроль за выполнением требований законодательства по вопросам обороны);
  • Порядок организации и ведения военного учета призывников и военнообязанных, утвержденный постановлением КМУ от 07.12.16 № 921 (далее – Порядок № 921). В частности, установлено, что районные (городские) военкоматы могут проводить проверку предприятий на основании планов, утвержденных соответствующей районной госадминистрацией или городским советом (п. 78 Порядка № 921).

Уполномоченные лица военкомата имеют право проверить правильность ведения воинского учета предприятиями. Свои полномочия сотрудники военкомата должны подтвердить предписанием на исполнение задания по форме приложения 29 к Порядку № 921. Предписание подписывается военным комиссаром и утверждается печатью военкомата. Руководитель предприятия имеет право проверить наличие предписания и удостоверений у проверяющих и только после этого допустить их к проверке (п. 82, 83 Порядка № 921).

Проверка проводится комиссией. Председатель комиссии до начала проверки уведомляет руководителей предприятий о плане работы, а после проведения проверки – извещает их о выявленных нарушениях (п. 84 Порядка № 921). Результат проверки оформляется в виде акта .

Предприятие обязано устранить нарушения, выявленные проверкой. О том, какие меры приняты для устранения нарушений, предприятие должно уведомить РВК в срок, указанный в акте проверки (п. 85 Порядка № 921).

Исчерпывающий перечень вопросов и документов , которые подлежат проверке по организации и ведению военного учета на предприятии, приведен в п. 5 приложения 27 к Порядку № 921. К примеру, представители РВК могут потребовать представить им на проверку приказ о назначении лиц, ответственных за ведение воинского учета на предприятии, их должностные инструкции, штатное расписание, приказы о приеме и увольнении призывников и военнообязанных и т. д.

Может РВК запросить у предприятия какие-либо документы?

Законом № 1728 установлен мораторий на проверки, но документы РВК в этот период вправе запрашивать.

В свою очередь, предприятия обязаны подавать в РВК информацию, необходимую для проведения мобилизационных мероприятий (абзац четырнадцатый ч. 1 ст. 21 Закона от 21.10.93 г. № 3543-XII «О мобилизационной подготовке и мобилизации», далее – Закон № 3543). В частности (ч. 3 ст. 3 Закона № 3543), данные:

  • о подготовке и содержании в надлежащем состоянии техники и объектов, которые в случае мобилизации предназначены для передачи ВСУ, другим военизированным формированиям;
  • ведении военного учета военнообязанных и призывников.

По поводу сроков подачи такой информации в Законе ничего не сказано, то есть срок должен быть указан в самом запросе.

Кроме того, сейчас действует особый период. Поэтому предприятия обязаны самостоятельно дважды в год (до 20 июня и до 20 декабря) подавать информацию о наличии и техническом состоянии транспортных средств, а также данные сотрудников, которые работают на этом транспорте (п. 14 Положения о военно-транспортной обязанности, утвержденного постановлением КМУ от 28.12.2000 г. № 1921, далее – Положение № 1921).

Может ли военкомат наложить штраф на предприятие?

Руководители и другие должностные лица предприятия, а также лица, ответственные за ведение воинского учета на предприятии, могут быть привлечены к административной ответственности за следующие виды нарушений:

  • по ст. 211 2 КУоАП – если предприятие своевременно не подает соответствующим военкоматам списки призывников (списки граждан, подлежащих приписке к призывным участкам, должны подавать подразделения по работе с кадрами предприятий, учреждений, организаций независимо от подчинения и формы собственности каждый год в сроки, установленные Минобороны);
  • по ст. 211 3 КУоАП – если предприятие принимает на работу (учебу) военнообязанных и призывников, которые не состоят на воинском учете по месту жительства;
  • по ст. 211 4 КУоАП – если предприятие не оповещает военнообязанных и призывников о том, что их вызывают военкоматы, или препятствует их своевременной явке в пункты сбора или на призывные участки.

За все вышеперечисленные нарушения предусмотрена одинаковая ответственность – штраф в размере от 1 до 3 НМДГ (от 17 до 51 грн.), а за повторное нарушение – от 3 до 7 НМДГ (от 51 до 119 грн.).

За непредставление информации о наличии и техническом состоянии транспортных средств, а также данных сотрудников, которые работают на этом транспорте, предусмотрена ответственность согласно ст. 210 1 КУоАП – за нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации. Штраф за такое нарушение составляет от 30 до 100 НМДГ (от 510 до 1 700 грн.).

При этом военкоматы не только рассматривают дела о вышеуказанных нарушениях, но и сами налагают административные взыскания (ст. 235 КУоАП).

На каждом предприятии есть военнообязанные. Статья поможет правильно организовать воинский учет. Читайте предложенный материал, который поможет работодателю наладить военно-учетную работу.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ (пп. 6 п. 1 ст. 8) все организации, не зависимо от форм собственности, должны вести воинский учет. Процесс воинского учета регламентирован Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете».


Отчитываться о ведении воинского учета надо перед военкоматами по местонахождению организации. Такой порядок следует из пунктов 27, 30 и 32 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719.


к меню

ПРИКАЗ об организации воинского учета и бронирования граждан 2018 - 2019

Кто из сотрудников должен вести воинский учет в организации

За состояние воинского учета в организации отвечает руководитель организации (п. 6 ст. 1 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ, п. 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719). Он может назначить сотрудника, ответственного за военно-учетную работу. Для этого издается приказ. В приказе нужно также указать сотрудника, который будет заменять ответственного за воинский учет во время его отсутствия (например, отпуска или командировки). В случае временного отсутствия ответственный за воинский учет сотрудник должен по акту передать второму сотруднику документы для ведения учета. Об этом сказано в пункте 22 Методических рекомендаций, утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ.

Можно ли возложить обязанность по ведению воинского учета на бухгалтера

Да, можно. Для этого обязанность по ведению воинского учета должна быть предусмотрена в трудовом договоре или должностной инструкции бухгалтера (абз. 2 , письмо Роструда от 31 октября 2007 г. № 4412-6). Если обязанности сотрудника не предусматривают ведение воинского учета, то такую работу можно возложить на бухгалтера, оформив внутреннее совмещение или совместительство.

к меню

Кто подлежит воинскому учету

К сотрудникам, подлежащим воинскому учету, согласно пункта 14 Постановления № 719 относятся:

  • призывники;
  • военнообязанные.

Как определить, что сотрудник, которого организация принимает на работу, подлежит воинскому учету

Отношение к воинской обязанности можно определить по паспорту гражданина Российской Федерации (п. 49 постановления № 719) . При приеме на работу нового сотрудника нужно проверить его паспорт. Если гражданин подлежит воинскому учету, то на 13-й странице паспорта будет стоять штамп «Военнообязанный» (п. 11 Описания бланка паспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828).

к меню

Какие сотрудники не подлежат воинскому учету

Согласно пункта 15 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 воинскому учету не подлежат сотрудники:

  • освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со статьей 23 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (например, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, прошедшие военную службу в другом государстве и т. п.);
  • проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
  • женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающие за пределами России;
  • имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе СВР России и ФСБ России.

к меню

Законодательство о воинском учете на предприятии

  1. Трудовой Кодекс РФ ().
  2. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне" (пп. 6 п. 1 ст. 8).
  3. Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 №719 "Об утверждении Положения о воинском учете" .
  4. Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утв. Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ
  5. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
  6. "Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 438 (п. 19).
  7. Кодекс административных правонарушений РФ ().

к меню

Документы воинского учета

Воинский учет ведите на основании документов воинского учета. Их должны предъявлять граждане при приеме на работу. Если такие документы не предъявлены, организация обязана сама запросить сведения о статусе человека (п. 28 положения, утв. постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719, ч. 1 ст. 65 ТК, решение Верховного суда от 19.11.2009 № ГКПИ 09-1351).

К документам воинского учета относятся:

  • для призывников – удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
  • для военнообязанных мужчин – военный билет, военный билет офицера запаса, временное удостоверение или временное удостоверение офицера запаса.

Формы документов воинского учета приведены в приложении 9 к Инструкции, утвержденной приказом Минобороны от 18.07.2014 № 495 .

Скачать пример заполнения формы № 18 "Карточка учета организации в военкомате" (.docx 17Кб)

Примечание : Форму карточки учета №18 и сроки сдачи следует уточнить в военном комиссариате по месту регистрации организации, поскольку на федеральном уровне единый порядок не закреплен.

Принадлежность женщин к категории военнообязанных граждан подтверждает штамп в паспорте. Это следует из пунктов 28 и 49 положения, утвержденного постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719.

Можно ли отказать в приеме на работу лицу, не предъявившему документы воинского учета

Нет, нельзя. Документы воинского учета военнообязанные граждане или призывники предъявляют при приеме на работу. Если документов нет, организация обязана сама запросить сведения о статусе сотрудника для целей воинского учета (ч. 1 ст. 65 ТК, решение Верховного суда от 19.11.2009 № ГКПИ 09-1351).

В Трудовом кодексе нет положений о запрете принимать на работу граждан без документов воинского учета. Если откажете в приеме на работу такому соискателю, нарушите его трудовые права (ст. 3 и 64 ТК).

О приеме на работу сотрудника, который не предъявил документы воинского учета, сообщите в военкомат. Если организация не исполнит данную обязанность, это может повлечь привлечение к административной ответственности (подп. «а» п. 32 положения, утв. постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719, ч. 3 ст. 21.4 КоАП).

Уведомление военкомата, организация и ведение воинского учета?

Как сообщить в военкомат об уклонистах

С 17 февраля 2019 года у работодателей появились новые обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 06.02.19 № 8-ФЗ, который внес изменения в закон о воинской обязанности и военной службе. Теперь руководители (другие ответственные лица) организаций должны сообщать в военные комиссариаты о работниках, уклоняющихся от постановки на воинский учет, а также вручать «уклонистам» направления в военкоматы. По какой форме необходимо составлять такие направления? Ответ на этот вопрос содержится в письме Минобороны России от 01.03.19 № 315/4/1023 .

По новым правилам работодатели обязаны:

  • направлять в двухнедельный срок сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на таком учете;
  • вручать этим гражданам направления в военкоматы для постановки на воинский учет.

Форма направления в военный комиссариат для постановки на воинский учет утверждена совместным приказом Минобороны, МВД и ФМС от 10.09.07 № 366/789/197 (.rtf 287 Кб) . Там же приведена форма, в которой указываются сведения о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете .

Уведомление военкомата

О приеме и увольнении сотрудника, который подлежит воинскому учету, работодатель обязан в течение двух недель уведомить военный комиссариат и (или) органы местного самоуправления (подп. «а» п. 32 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719).

Направить сведения можно по форме, приведенной в приложении 9 к Методическим рекомендациям, утвержденным Минобороны России 11 июля 2017.

Если не представить такие сведения, будет наложен (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

Организация и ведение воинского учета

Очень подробно всё расписано в указанных ниже источниках

  • Источник 1
  • http://www.kadrovik....11687

Военкомат может провести проверку правильности организации воинского учета

Военные комиссариаты проверяют ведение воинского учета в организациях. Такие проверки проводят с периодичностью раз в год для организаций с численностью сотрудников свыше 500 человек и не реже одного раза в три года – для работодателей с меньшей численностью сотрудников.

При проведении проверки военные комиссариаты устанавливают:

  • полноту охвата граждан воинским учетом;
  • качество осуществления воинского учета;
  • полноту и достоверность данных, содержащихся в личных карточках людей, подлежащих воинскому учету;
  • организацию и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами организаций требований законодательства о военной обязанности и воинском учете.

Результаты проверок военкомат доводит до руководителей организаций и отражает в журналах проверок осуществления воинского учета, которые ведут в военных комиссариатах (органах местного самоуправления) и в организациях. Форма журнала утверждена приказом Минобороны России от 18 июля 2014 г. № 495.

При выявлении серьезных недостатков в ведении воинского учета организациями военные комиссары сообщают об этом в военные комиссариаты субъектов РФ и вышестоящий орган, которому подведомственна проверяемая организация (при наличии). Кроме того, при выявлении определенных нарушений в области воинского учета виновные сотрудники организации могут быть привлечены к административной ответственности по статьям 21.1–21.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Такие правила установлены подпунктом 8 пункта 17 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 7 декабря 2012 г. № 1609, пунктами 3–9 приложения 2 к Инструкции, утвержденной приказом Минобороны России от 18 июля 2014 г. № 495, и пунктом 1 статьи 26.1 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.

к меню

Нужно ли вести воинский учет сотрудников предпринимателю?

Предприниматель не обязан вести воинский учет (подп. 6 п. 1 ст. 8 Закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ, п. 7 ст. 8 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ).

Вместе с тем, он, как и другие работодатели, должен запрашивать документы воинского учета у лиц, поступающих на работу (ч. 1 , ч. 3 ст. 11, ч. 4 ст. 20 ТК РФ).

Однако ответственность за несообщение о приеме сотрудников без воинских документов предусмотрена только для организаций (). Поэтому предприниматель может вести документы воинского учета (например, заносить сведения о воинском учете в личную карточку сотрудника), но представлять информацию о сотрудниках в военкомат не обязан. Кроме того, предприниматель не вправе отказывать соискателю, не представившему необходимые документы о воинском учете, в приеме на работу.

к меню

ШТРАФ за нарушение порядка ведения воинского учета

Примечание : п. 54 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719

За непредставление в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков работников, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, налагается штраф в размере от 300 до 1000 руб. ().

За неоповещение работника о вызове по повестке военного комиссариата, а также необеспечение возможности своевременной явки по вызову предусмотрен штраф в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, карается штрафом в размере от 300 до 1000 руб. (ст. 21.3 КоАП РФ).

За несообщение сведений о принятых/уволенных сотрудниках, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, организации придется заплатить от 300 до 1000 руб. (ст. 21.4 КоАП РФ).

К ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету также могут быть привлечены и работники. Например, неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата в установленные время и место без уважительной причины влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 руб. (ст. 21.5 КоАП РФ). Такое же наказание грозит тем, кто не сообщил в установленный срок в военкомат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы, должности.

Все нарушения в сфере воинского учета, за которые установлена административная ответственность, не относятся к длящимся. Срок привлечения к ответственности по ним не превышает двух месяцев со дня совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

к меню