Конспект статьи сатиры смелый властелин. Сатиры смелой властелин. «Сатиры смелый властелин…»

Класс: 8

Оборудование:

  • портрет Д.И. Фонвизина;
  • аншлаги: “Сатиры смелый властелин…”, “Денис Иванович Фонвизин”, “Судьба Фонвизина”, “Литературная деятельность Фонвизина”, “Образы”, “Идейное содержание”, “Мастерство Фонвизина – писателя”;
  • карточки разной формы и цвета.

Ход урока

I. Приветствие.

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас заключительный урок по творчеству Дениса Ивановича Фонвизина, которого не случайно называли “Сатиры смелым властелином”. Урок пройдёт в форме игры между тремя командами. Игра состоит из трёх туров, в третьем туре - конкурсе капитанов будут участвовать капитаны двух команд, набравших большее количество баллов. В первом туре две категории, во втором – три, вы их видите на доске. Каждая категория содержит по три вопроса, разных по сложности (на 5, 10 и 20 баллов). Команда называет цвет прямоугольника: жёлтый, красный или синий, на обратной стороне которого записан вопрос и количество баллов. На доске таблица, в которую мы будем вносить результаты. Очерёдность команд выявим следующим образом: капитаны выберут один из кружочков – на обороте номер (кружочки одного цвета).

Примечание:

Команды равносильные.

За дополнительные ответы можно начислять баллы.

5,10 и 20 – это высший балл. Если ответ неполный, количество баллов можно уменьшить.

II. Литературная игра

I тур. “Сатиры смелый властелин…”

1. Фамилия няни и её мужа. (5 баллов)

(“Шумиловы.”)

2. Что сказал Фонвизин о Ломоносове после их встречи? (10 баллов)

“То был бессмертный Ломоносов!”.

3. Что послужило началом увлечению Фонвизина драматургией? (20 баллов)

Впечатление от Петербургского театра.

Из какого произведения Фонвизина, что щенок не обязан респектовать того пса, кто был его отцом. (5 баллов)

(“Бригадир”).

2. Как полностью называется послание к Шумилову? (10 баллов)

“Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке”

3. Как А.С.Пушкин назвал Фонвизина? (20 баллов)

…смелый властилин сатиры

Чтение 1-5 явлений первого действия “Недоросля” в лицах.

II тур. Комедия “Недоросль”

1. Основные черты Простаковой как помещицы и матери. (20 баллов)

Простакова как помещица. Бранит Тришку, обещает его наказать. Хочет поучиться у брата, как лучше обирать крестьян, так как всё, что у них было, она уже отобрала. Целыми днями дерётся и бранится со слугами. Бранит Еремеевну за плохую заботу о Митрофане.

Считает, что крепостные не имеют пава хворать (“Лежит, как будто благородная!”)

Хочет всех слуг прибить до смерти за неудачу с похищением Софьи.

Еремеевна в ужасе от того, что Простакова очнётся и примется опять за старое.

Простакова как мать заботится о сыне: шьёт ему новый кафтан “к дядиному сговору”, велит Еремеевне его лучше покормить, считает его своим утешением, единственной отрадой и заботой, предлагает ему порезвиться. Узнав, что Софья – богатая наследница, хочет его женить на Софье. Считает, что выводит его в люди, обучая наукам при помощи Кутейкина, Цифиркина, Вральмана

2. Характеристика Митрофана. (10 баллов)

По-гречески - являющий мать, т.е. подобный матери, порождённый ею. Злобен, дик, жаден, ограничен. Если в первых сценах перед нами просто “недоросль”, который, кроме голубей и подовых пирогов, не видит никаких иных удовольствий, то дальше этот образ раскрывается Фонвизиным со всей остротой и сатирической силой. Слова Митрофана “Не хочу учиться, а хочу жениться” воспринимаются нами как основа всей его жизненной философии, философии дикого самодура. Сцена драки выявляет его тупость; угрозы Еремеевне и учителям показывают его крепостническое, эксплуататорское нутро, а сцены ученья и экзамена обличают его полное невежество и тупость. Наконец, последняя сцена, в которой показана Фонвизиным чёрная неблагодарность Митрофана по отношению к матери, завершает его характеристику как человека, жестокостью и аморальностью перещеголявшего “злонравную” мать. Митрофан не только злой болван, он унаследовал от матери и её примитивную хитрость, и умение притворяться и лгать (сцена рассказа о сне, в котором Простакова бьёт мужа, сцена встречи Стародума), и её манеру разговаривать.

3. Чьи мысли выражает Стародум? (5 баллов)

1. Яркий представитель простого народа. (5 баллов)

В речи Еремеевны видна холопская забитость и униженность; напевные её интонации построены на ласкательных народных словечках (булочки, кувшинец, голубушка, выкушать и др.), сочетающихся с вульгаризмами (вот тебе и вся наша сволочь, мой батюшка, что придаёт характерность её фигуре.

2. Какими словами заканчивается комедия и как вы их понимаете? (10 баллов)

(“Вот злонравия достойные плоды,” - говорит Стародум. Митрофанушка грубо отталкивает мать в конце комедии, несмотря на то, что она его по – своему все – таки очень сильно любила и о нём заботилась. Фонвизин считает, что это плод воспитания ребёнка в волчьих нравах среды, где во имя денег идут на любую подлость. Автор видит корни “злонравия” в крепостном праве, его растлевающем воздействии на людей и в неразумности правления страной царского двора, Екатерины II.)

3. В чём видит Фонвизин спасение от крепостного произвола? (20 баллов)

(В конце комедии Простакова наказана; за бесчеловечное отношение к крестьянам, она отстраняется от владения имением. Но это не жизненный путь, а идеалистический. Так в жизни не было. В этом трагическая нотка комедии. Устами Стародума Фонвизин высказывает свои мысли: веру в добрые начала души человеческой, способной, по мнению просветителей, отличить дурное от хорошего, надежду на силу совести. Фонвизин критикует Екатерину II за то, что она не может быть “государем великим”, который есть “государь премудрый”. Даёт советы, какой должна быть царица, как много души ей надо иметь. Но он не поднялся выше идеи замены плохих советников царя Стародумами, дурных чиновников – Правдиными, карьеристов военных – Милонами, скверных помещиков – хорошими. Он не призывает к свержению самодержавия, он верит в просвещение народа. Воспитание он понимает широко: оно включает в себя не только заботу об образовании и развитии ума, но и о нравственном облике личности.)

1. В чём можно видеть особенности композиции в комедии?? (5 баллов)

Три единства, деление героев на положительных и отрицательных, фамилии действующих лиц, схематизм отдельных образов -самого Простакова, Милона, Софьи.

2. Какие композиционные приёмы вносят искусственность в развитие действия? (10 баллов)

Вмешательство внешних, механических факторов: письмо, случайные встречи, проект опеки.

3. Слог Фонвизина (20 баллов)

В основном это разговорный язык, полный идеоматических выражений (лих не чаю; грамоте не умеют), просторечия (ввечеру, рохля, харя, зацепы, востры, лаяться, буркалы и пр.), своеобразие форм (така дрянь, здешни господа, смотри-ка, нужно-таки), поговорок, пословиц (концы в воду; суженого конём не объедешь), инверсий(ба, так я вижу, что сегодня сговору-то вряд и быть ли), разговорных интонаций (не трудись попустому, мой друг).Язык этот обычно организован в форме живых диалогов, и основной функцией его является психологическая характеристика. Положительные герои наделены книжным языком, которым в конце 18 века говорило высшее дворянское общество. Реплики действующих лиц, ровно и их диалоги, сценичны, они предполагают выразительную мимику, движения, напоминая своей весёлостью, комизмом (драка учителей) русские народные интермедии (Петрушку).

Сценка (явление3-4 второго действия)

III тур. “Торги” (между двумя капитанами: третья команда, набравшая меньшее количество очков, выбывает)

Первым начинает торги капитан команды, набравшей большее количество баллов. Учитель задаёт вопрос. Капитан говорит: “Я угадаю это слово с трёх букв…” Второй капитан либо соглашается, либо продолжает торги: “А я угадаю это слово с двух букв…”. Самая высокая цена: одна буква. Учитель открывает нужное количество букв – капитан отвечает. Если ответ верный, то он начинает следующие торги. Если нет – ход переходит к другому капитану.

Какое отчество было у Цифиркина? (Пафнутьич)

Как звали скотницу в имении Простаковой? (Хавронья)

Какая фамилия была у матери Простаковой? (Приплодиных)

Как звали дядю Милона? (Честан)

Побеждает капитан, ответивший на большее количество вопросов.

Чтение в лицах явления 7-9 третьего действия

Суперигра. “Угадай персонаж”

(Если победивший капитан хочет выиграть приз, например, книгу, то он соглашается на суперигру: нужно ответить на все десять вопросов.)

Кому принадлежат слова: “При твоих глазах мои ничего не видят”? (Простакову)

Кто говорит: “Я всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду”? (Скотинин)

“Век живи, век учись, друг мой сердешный”? (Простакова)

“Тиранствовать никто не волен”? (Правдин)

“Не хочу учиться, а хочу жениться”? (Митрофан)

“Начинаются чины, перестаёт искренность”? (Стародум)

Кому казалось, что он, живя в доме Простаковой, находится среди лошадок? (Вральману)

Кому платили “по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день”? (Еремеевне)

Кому из персонажей на его заявлении написали: “От всякого ученья уволить: писано бо есть – не мечите бисера перед свиньями, да не попрут его ногами”? (Кутейкну)

Кто задаёт вопрос: “Кто же остережёт человека, кто не допустит до того, за что после мучит его совесть?”?

III. Подведение итогов урока.

«Фонвизин - сатиры смелый властелин»

Цель : 1. выявить главные проблемы, поставленные в комедии;

2. учить анализировать, выделять черты характера героев;

Оформление доски : запись темы урока, эпиграф:

Сатира - это " не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев, а

гроза духа, оскорбленного позором общества".

В. Г. Белинский.

/ таблица заполняется по ходу урока/

Проблематика пьесы

Вступительное слово.

Тема сегодняшнего урока – Фонвизин - "сатиры смелый властелин"...

1. Чьи это слова? /Пушкина/.

2. Что дало право Пушкину дать такую оценку Фонвизину?

Эпиграфом к нашему уроку будут слова В.Г. Белинского:

"Сатира - это не " невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гроза духа, оскорбленного позором общества".

Этот эпиграф и будет нашей путеводной звездой на протяжении всего урока, мы будем доказывать жизненность, актуальность этих слов.

Работа над проблематикой пьесы.

Проблема №1

Вы помните, что пьеса начинается с эпизода с крепостным Тришкой. Посмотрим её.

Инсценировка " Примерка кафтана ”.

    Как вы думаете, почему Простакова не отдала шить кафтан портному?

    Какая черта характера проявляется у этой помещицы? / жадность - записываем на доске/

Жадность на собственном дитяти. Любить безумно чадо и экономить на нем...

Именно эта черта - ее первый проигрыш, который приведет к трагическому финалу.

3. Но что же еще хотел сказать Фонвизин этой сценой?

/Писатель показывает её уверенность в том, что крепостной человек обязан уметь все, должен исполнять все её прихоти/. "Экое скотское рассуждение..."

Простакова убеждена, что она живет по правильным законам. Так было и будет, так жили их пращуры, и так должны жить и их дети.

4. Какой урок преподносит своему сыну таким обращением к крепостным? Найдите эти обращения.

5. Как они характеризуют ее, да и Митрофана, который вслед за ней повторяет то же? /деспотизм, хамство, грубость/.

6. А только ли Простаковой присущи эти черты? /Нет, и её брату тоже, и сыну/.

Порядки в доме Простаковой страшны: "С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю: то дерусь, то бранюсь, тем и дом держится’’.

Скотинин: "Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата".

Телесные наказания крепостных людей в усадьбе Простаковых были обыкновенным явлением. Положение крепостных крайне тяжелое: Еремеевна 40 лет верой и правдой служила господам, получая за это "по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день". Униженное положение рабы, ежеминутные оскорбления сделали её верным господским псом, лишило чувства собственного достоинства.

7. Какими сатирическими приемами пользуется Фонвизин, изображая помещиков?

1. «Говорящие» фамилии и имена;

2. Умышленное преувеличение отрицательных черт. Черта-доминанта Как называется этот прием? /гипербола/

3. Самохарактеристики (саморазоблачительность и обличительность);

4. «Зоологизация»;

5. Ремарки

6.Так какая же главная проблема поставлена уже в 1 действии?

1. Критика самодержавно-крепостной действительности.

2. Трагизм судьбы простого человека.

Этому человеку, крепостному, не очень много уделено внимания, но даже по этим крупицам можно судить, какой гнев, какая боль жили в душе писателя. Фонвизин встал на защиту великого русского талантливого народа, угнетенного деспотами - помещиками.

Проблема №2

9. Изменил ли приезд Стародума образ жизни семейства Скотининых?

/ Да, у Простаковой проявляются новые качества/ Какие?

Она льстиво, угоднически разговаривает со Стародумом, корысть чувствуется во всем. И желая угодить Стародуму, даже не может понять, как смешна она в своем невежестве, тупоумии, в назидательной рассудительности. Ведь живет она по привычным, типичным законам своего времени, где все должно быть как у людей, где все подчинено жажде наживы.

- Какая мечта у Скотинина?

/ Не случайно Фонвизин подчеркивает в Скотинине свиноподобие и свинолюбие/.

- А у Простаковой? / вяжет кошелек, в который собирается припрятать денежки/.

- у Митрофана? /’’Не хочу учиться, хочу жениться", а потом жить так, как живут его родственники/.

Да и какие иные желания могут появиться в душе недоросля, если он так воспитан с самого раннего детства?!

А воспитание и, конечно, обучение, по мнению любящей матери, он получил отменное.

Приоткроем занавес на несколько минут и окажемся свидетелями одного урока.

инсценировка "Экзамен Митрофана".

10. Какие же черты характера проявляются и у матери, и у сына?

11. Угодила ли Простакова Стародуму, показывая "образованность"своего сына, таким образом оголив его тупоумие? Как реагировал Стародум?

Какая же проблема ставится?

Радостный ли смех у Фонвизина?

Это смех сквозь слезы. Ему, гражданину своего времени, горько и больно смотреть, как гибнет будущее России - молодое поколение, уродливо воспитанные митрофаны, которые станут тормозом для духовного и культурного развития России.

Проблема №3

Консерватизму старого поколения Фонвизин противопоставляет образы передовых людей.

1. Назовите положительных героев. /Софья, Милон, Правдин, Стародум/. Обратите внимание на «говорящие» фамилии и имена.

2. Какую свежую струю вносят эти герои в темный невежественный мир Скотининых?

3. Какие же мечты, в отличие от Скотининых, у передовых людей ?

Милон - "Разум, любезность, просвещенность".

Стародум – ‘’Душа и сердце".

Правдин -‘’ Правда во всем’’.

Создавая сбою комедию, Фонвизин надеялся на то, что придет время, когда передовая молодежь будет считать позором бездеятельную жизнь: "Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела, есть люди, которым помогать надо, есть Отечество, которому служить. "

И в результате этого Россия станет образованной, духовно богатой, ибо ценность нации должна определяться делами её народа.

Вот и еще 1 проблема - желание видеть Россию образованной, духовно богатой, не преклоняющейся перед другими государствами.

4. Но можно ли сказать, что пьеса закончилась полным посрамлением пороков? Прочтем заключительную сцену.

Да, Простакова очнется, и еще много бед принесут Скотинины России, тормозя её развитие, стараясь задушить все новое и передовое. Но, несмотря на это, ростки нового пробиваются сквозь тьму, невежество, мрак.

3. Заключение

Мне хочется закончить наш урок словами такого же великого гражданина, как Фонвизин, ученика, продолжателя его традиций А.С. Пушкина:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

с приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет...

Хочется, чтобы пьесу "Недоросль" вы восприняли не как произведение далеких времен, а как современно звучащее произведение, которое поможет вам в жизни вести непримиримый бой с еще встречающимися скотиниными, митрофанами, с их страшно живучими чертами.

Цените это произведение как памятник русской культуры.

д/з Сочинение- миниатюра ‘’Сатирическое изображение помещиков.’’

1. Актуальна ли пьеса "Недоросль"?

2. Чему вас научила комедия?

Список литературы

1.Благой Д.Д. Д.И.Фонвизин М., 1945

2.Исакович и. «бригадир» и «Недоросль» Д.И.Фонвизина Л., 1979

3.Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. Творческий путь. Мю, Л., 1961

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия

«Сатиры смелый властелин…»

Денис Иванович Фонвизин (1795 - 1792)

Урок литературы в 9 классе


Фамилия писателя

Фамилия его писалась в XVIII веке по-разному (в два слова или через дефис:

Фон-Визин

Фон-Висин

Фон-Визен

Фон-Висен

(нем. von Wiesen)

И только к концу века XIX утвердилось принятое сейчас написание.

Однако А.С.Пушкин ещё в начале XIX века писал брату Льву:

«Не забудь Фон-Визина писать Фонвизин…

Он русский, из прерусских русский»


Как вы думаете, почему П.А.Вяземский,

говоря о творчестве Фонвизина, сказал:

И клеймит его без пощады…»

Первой комедией о русских нравах стал «Бригадир». Эта комедия обнажила убожество среды русских дворян, где царствуют умственная апатия и бездуховность.

На вопрос, почему в обществе появляются люди, подобные героям «Бригадира», Фонвизин ответил в комедии «Недоросль», где главной стала проблема воспитания.


Комедия «Недоросль»

Пьеса «Недоросль» является самым известным произведением Фонвизина и самой репертуарной пьесой XVIII века на русской сцене последующих веков. Это первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия .

Автор изобличает в ней пороки современного ему общества. Героями комедии являются типичные представители разных социальных слоев XVIII столетия в России: государственные мужи, дворяне, рабы-крепостники, слуги, самозваные модные учителя.

Главные персонажи: сам недоросль Митрофанушка и его мать, барыня-крепостница XVIII века, госпожа Простакова, управляющая всем и всеми. В руках Простаковой и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого не стесняясь она может поколотить, и воспитание сына Митрофана. На самом деле воспитанием и образованием его она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нём: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».


Комедия «Недоросль»

« Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…».

(Н.В. Гоголь)

«Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры».

(В.Г. Белинский)


Комедия «Недоросль»

Как вы думаете, почему комедия начинается

сценой с портным Тришкой?

Что мы узнаём о жизни в доме Простаковых

при внимательном прочтении 1-ого действия?


Комедия «Недоросль»

Кто из персонажей комедии входит в число отрицательных героев?

Каково назначение отрицательных героев?


Комедия «Недоросль»

Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках?

Каковы взаимоотношения между членами семьи?

Каковы отношения дворян к крепостным, интересы помещиков?


Комедия «Недоросль»

Возраст героини: чуть более 30 и вряд ли более 40 лет (это была эпоха ранних браков). Возрастное восприятие героини как старухи происходит, вероятно, из-за того, что все её боятся и никто не любит.

Беспощадна к тем, кто в её власти, крепостных считает своей собственностью, обобрала их до нитки: «С тех пор как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Главное для неё в жизни - личная выгода.

С окружающими не церемонится. Если не встречает сопротивления, становится наглой. Но если наталкивается на силу, становится трусливой, перед сильными даже унижаться готова. Деспотична по отношению к мужу, помыкает им.

ГОСПОЖА ПРОСТАКОВА

Самовластная, безнравственная, «презлая фурия» любит только сына: с ним нежна и заботлива, в общении проявляется даже что-то человеческое.

Смысл её жизни - забота о его счастье и благополучии. Но слепая материнская любовь не облагораживает, а уродует Митрофана.


Комедия «Недоросль»

МИТРОФАНУШКА

Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Действительно, он зеркало Простаковой с её грубостью, невежеством, жестоким отношением к окружающим его людям.

Лентяй (испытывает отвращение к труду и учению), капризен, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне. Не умеет любить, не знает любви даже к своим близким.

Несмотря на его невежество, нельзя сказать, что он дурак ни в умении подластиться к матери, ни в роковой сцене похищения Софьи, ни в сцене экзамена. Он умеет схитрить и извернуться.


Комедия «Недоросль»

Просветительские и нравственные идеалы Стародума отразились в его афоризмах. Сродни народным поговоркам, они запоминались легко (и даже жили самостоятельной жизнью), воздействуя на умы читателей. Эти афоризмы и в наше время интересны и актуальны.

Просвещение возвышает добродетельную душу.

Невежда без души - зверь.

Великий государь есть государь премудрый.

Начинаются чины - перестает искренность.

Для прихоти одного человека всей Сибири мало.

Тщетно звать врача к больным неисцельно.

Наличные деньги - не наличные достоинства.

Золотой болван - всё болван.

Последуй природе, никогда не будешь беден.

СТАРОДУМ

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает.

Значение комедии «Недоросль»

Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми последующими поколениями - от Пушкина, Гоголя, Лермонтова до нашего времени. Значение пьесы непреходяще:

«Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» (Н.В. Гоголь )

«Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры». (В.Г. Белинский)

Однако Екатерина II поняла свободолюбивое значение произведения, посмевшего задеть государственные и социальные устои. «После публикации в 1783 году ряда сатирических произведений, попытки Фонвизина опубликовать что-либо в печати пресекались самой императрицей. В последнее десятилетие своего царствования Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой которой стал и Фонвизин. Несмотря на тяжелую болезнь, он рвался к деятельности. В 1788 году он задумал издавать журнал «Стародум», получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению Екатерины журнал был запрещён. Незадолго до смерти Фонвизин обращался с просьбой к Екатерине о разрешении ему издать перевод Тацита, но разрешения не было дано».


Комедия «Недоросль»

Недоросль (прямое значение)

дворянин, не достигший 20 лет, не получивший должного образования, которому поэтому запрещено было вступать в службу и жениться.

Недоросль (переносное значение)

балбес, тупица, подросток с ограниченно порочными наклонностями.


Законы классицизма в комедии «Недоросль»

Черты классицизма

Обращение к общественной проблематике

Их отражение в комедии

проблема крепостного права, государственной власти, проблема воспитания

Правило «трёх единств»

поместье Простаковых, в течение одних суток, борьба трёх претендентов за право стать мужем Софьи

Разделение всех героев на положительных и отрицательных

положительные геро ои: Стародум, Правдин, Милон, Софья; отрицательные герои: Простаков, Простакова, Митрофан, учителя (Вральман, Кутейкин, Цыфиркин)

«Говорящие» фамилии персонажей

Скотинин, Простакова (а в девичестве Скотинина), Митрофан, Вральман, Кутейкин, Правдин, Стародум, Софья (греч. «мудрость»)

Главный итог комедии

порок наказан, а добродетель торжествует

Несоответствие

законам классицизма в комедии «Недоросль»

Тщательно прописаны характеры не только главных, но и второстепенных персонажей.

Есть персонажи, которых нельзя чётко отнести ни к положительным, ни к отрицательным героям (это Еремеева, Тришка). Они нужны автору для изобличения крепостного права.

Каждый персонаж - не схема, не олицетворение какого-либо одного качества (как это было в произведениях классицизма), а живой образ.

Кроме комических сцен, в пьесе есть и такие картины, которые раскрывают тяжёлые стороны крепостного быта, а в комедиях классицизма смешение героического и трагического не допускалось.

Героями комедий классицизма были люди низкого сословия и имели низменные интересы, достойные осмеяния. У Фонвизина разница между положительными и отрицательными героями так велика, что комедия стала для современников поучительна и назидательна (редкий случай в литературе XVIII в.).

ТЕСТ

1. Жанр произведения: а) комедия, б) драма, в) трагедия.

3. Фонвизин в произведении обличает: а) невежественных дворян, б) малообразованных учителей, в) раболепие крепостных.

4. Экспозиция «Недоросля»: а) сцена примерки кафтана, б) разговор Простаковой с мужем, в) известие о помолвке Скотинина с Софьей.

5. Простакова решает женить Митрофана на Софье, потому что: а) ей нравится честность, искренность девушки, б) других невест нет, в) она наследница большого состояния.

6. Ставшее крылатым выражение из «Недоросля»: а) «Суженого конем не объедешь», б) «Не хочу учиться, хочу жениться», в) «Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин».

7. Фраза Стародума: «Просвещение возвышает одну добродетельную душу» - затрагивает проблема: а) воспитания, б) патриотизма, в) знатности.

8. Идейные противники в произведении:а) Простакова и Скотинин, б) Простакова и Стародум, в) Простакова и Митрофан.

9.Художественный приём, характерный для драматургии классицизма:

10. Комизм ситуации, когда герои рассуждают с серьёзным видом о том, в чём не разбираются, создается автором при помощи:

а) гиперболы, б) антитезы, в) литоты.


ПРОВЕРЬ СЕБЯ


Почему А.С.Пушкин назвал

Дениса Ивановича Фонвизина

«Сатиры смелым властелином…»?


  • Википедия - свободная энциклопедия: http://ru.wikipedia
  • Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе: книга для учителя. - М.: Творческий центр, 2007.
  • Северникова Н.М. Учебное пособие по литературе. - М.: Высшая школа, 2009.
  • Фадеева Т.М. Тематическое и поурочное планирование по литературе в 9 классе. - М.: Экзамен, 2011.
  • Тесты И.Н.Коршуновой, Е.Ю.Липиной. М.: Дрофа, 2000 г.

Конспект урока 1

Д.И. Фонвизин - « сатиры смелый властелин». Комедия «Недоросль» как произведение классицизма.

Цель урока: Анализ первого действия комедии на разных художественных уровнях (жанр, сюжет,композиция, конфликт, проблематика, соотношение классицизма и элементов реалистичности, язык как средство самовыражения героя драматического произведения).

Задачи урока:

Образовательные:

    Вспомнить особенности классицизма, познакомить учащихся с содержанием 1 действия комедии классицизма и его идейной направленностью.

    Научитьучащихся анализировать речь героя драматического произведения, выявляя в ней ключевые слова, помогающие определить характер героя, отношения к нему автора произведения.

    Формировать навыки анализа ремарок, помогающих раскрыть учащимся мысль автора произведения, его отношение к героям.

    Начать работу над составлением таблицы: «Сравнительный анализ героев драматического произведения», обращая внимание учащихся на графу авторское отношение к герою.

Развивающие:

    Способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования.

    Развитие самостоятельности у учащихся;

    Развитие монологической речи.

Воспитательные:

    Способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение драматического произведения. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности;

    Повышение интереса к урокам русской литературы.

Тип урока:комбинированный урок.

Вид урока: урок- исследование.

Оборудование:Компьютер, мультимедиа-проектор, презентация к комедии Фонвизина «Недоросль».

Формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Структура урока:

    Организационный момент - 1 мин.

    Постановка темы и цели урока-5мин.

    Изучение нового материала: знакомство с художественным произведением -10мин.

    Отработка умений и навыков- 25 мин.

    Подведение итогов урока- 3мин.

    Объяснение домашнего задания - 2 мин.

Ход урока:

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста.

Вступительное слово учителя.

Отработка умений и навыков.Знакомство с художественным произведением

Учитель: Вы познакомились с художественным направлением«классицизм». Что характерно для этого направления? Назовите его основные черты.

Ученик: Классицизм провозглашает культ общественного долга, когда личные интересы подчинены интересам государства.

Запись на доске:

Личность

Подчиняется

Государство(единая централизованная государственная власть - абсолютная монархия)

Учитель: Назовите второй принцип классицизма.

Ученик: классицисты в своих произведениях изображают не конкретного человека, а человека вообще- условный герой.

Ученик: Для всех произведений классицизма характерно правило трех единств:единство места, времени и действия(в драме)

Ученик: В классицизме четкое разделение жанров. Делятся на:

Только «низкие» Только «высокие»

Сатира(высмеивание) ода(прославление)

Комедия поэма

Басня героическая повесть

Трагедия

Ученик: Каждое произведение строилось по законам своего жанра. Например, в трагедии герой должен подражать лучшим образцам, обращение к античности. Герои трагедии- цари, боги.

Учитель: Как вы помните, основателями русского классицизма являются А Кантемир, В.Тредиаковский, М. Ломоносов.

На уроках литературы мы познакомились уже с произведениями этого направления, но для чего: чтобы получить сведения о путях развития литературы или чтобы все-таки извлечь урок из прочитанного? Ответ на этот вопрос у вас еще впереди.

Урок я предлагаю назвать «Денис!..ты вечно будешьславен…». Это цитата из стихотворения А.С.Пушкина, посвященного драматургу.

Почему ятак назвала урок? Предлагаю подумать над этим вопросом и дать на него ответ в конце урока. А сейчас обратимся к 1 действию комедии.

Учитель:Давайте проанализируем афишу, в которой представлены герои этого произведения. Назовите мне все признаки «низкого жанра».

(Ученики записывают в тетрадях + работа с текстом, афиша):

    Все признаки «низкого жанра»:

    Сатирическая направленность;

    Обличие изображения действительности (провинциальное дворянство), частная жизнь со всеми проблемами.

    Соответствие языка произведения жанру - проза, чистое употребление разговорной речи.

    «+» и «- » герои

    Наличие говорящих фамилий

Митрофан(с греч) -являющий, « свою мать», похожий на мать;

Простакова(от слова простак)- в эпоху Фонвизина означало «малоумный»;

Скотинин от слова скот;

Милон-от слова милый

Софья от София- мудрость

Учитель: Какой признак классицизма еще можете назвать?

Ученик: Соблюдение правила « трех единств»:

    Действие происходит в доме Простаковой

    Все, что мы видим, происходит за 1-2 дня

    Единство-действия- нет лишних рассуждений, отвлекающих от основного хода рассуждения.

Учитель: А сейчас заочно познакомимся с героями произведения, решив небольшой тест, направленный на проверку внимательного прочтения данного произведения.

    Напишите действующие лица пьесы (афишу).

(Ответ: Простакова муж Простаковой, брат Скотинин, сын Митрофан,

Мамка Еремеевна.

Стародум племянница Софья, возлюбленный Милон.

    Как Простакова называет своего сына? О чем это говорит (Митрофанушка- чрезмерная любовь к сыну)

    Как Простакова называет Тришку? О чем это говорит? (скот, воровская харя, болван - это говорит о грубости, бесчеловечии героини)

    Кем показана в пьесе Простакова? (« Я холопям потакать не намерена» - закоренелая крепостница)

    Чем любил заниматься Митрофан? (вкусно поесть, поиграть на голубятне, сладко поспать)

    О какой науке вообще ничего не слышал Митрофан? (о географии)

    Как поступает Простакова, узнав о богатстве Софьи? (крадет её, чтобы обвенчать со своим сыном)

    Какими словами заканчивается пьеса? («Вот зланравия достойные плоды!»)

Учитель: А теперь давайте проверим тест, тем самым начнем анализ основных героев комедии.

Попутно составляем таблицу « Сравнительный анализ героев драматического произведения.

Кто такой

Поведение

(ремарки)

Черты характера

Отноше-ние

Крыла-тые фразы

Госпожа Простакова

Помещица

«Введи сюда мошенника Гришку...»

«Не говорила ль я тебе, воровская харя...»

«Так поди же, вытащи его»

«Ты от меня прятаться изволишь...»

«Верь же и тому, что я холопам потакать не намерена»

«Обойми меня. Друг мой сердечный! Вот сынок- одно мое утешение»

О муже говорит, как о вещи, унижает его, не считает за человека

бесчеловечна

Привыкла всеми помыкать, безнравствен-на: всех унижает.

«Слепая» материнская любовь

Осужде-ние

«ум-ная голо-ва»

Простаков

Помещик, муж госпожи Простаковой

«Ме...мешковат»

(от робости запинаясь)

Безвольный, робкий

Не имеет своего «Я»

Осужде-ние

Скотинин

Брат госпожи Простаковой

«Если у меня не всякая вина виновата...»

Еремеевна

Няня Митрофана

«Да во здравии, матушка...»

На слова Простаковой «бестия» Еремеевна отвечает

Безвольная раба, без чувства человеческого достоинства;

Преданная

Осужде-ние

Митрофан

Сын Простако-вой

«Ночь всю такая дрянь в глаза лезла»,

« Дверь, котора дверь?»

«Ты так устала, колотя батюшку...»

«Побегу-ка теперь на голубятню...»

«Да отвяжись, матушка! Как навязалась...»

« По мне, куда велят»

Умственно

речь не развита

Хитер, льстец, любовь к матери «лживая»

Бесцельная натура, неуч

Двуличен, хитер

Безвольный, бесхарактер-ный

Осуждение

Высмеивание

Смех, ирония, насмеш-ка

Стародум

Представитель Петровского времени

« До моих ушей уже дошло... любопытен был бы я послушать...»

« Ни хочу ничьей погибели...»

Защитник человечности

Интеллигент-ность, образован, порядочен

Уваже-ние, симпа-тия к герою

«Вот зло-нравиядос-той-ныепло-ды»

чиновник

«В грамматике он силен»

Высмеивает невежество

Учитель: Ваши впечатления о персонажах? Какими вы их видите?

Ответы с опорой на таблицу.

Учитель: Мы прочитали с вами только четыре явления 1 действия, а как много важного и интересного для себя обнаружили. В пьесе же 5 действий.Давайте прочитаем их так же вдумчиво и посмотрим, что все-таки хотел донести до читателя Фонвизин. Чему научит или о чем заставит задуматься комедия « Недоросль»

Учитель: Спасибо за урок, досвидания!

(по творчеству Д. И. Фонвизина)
Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы.
А. С. Пушкин
Смелый властелин сатиры, писатель большого дарования, беспощадный в своей правде художник, Денис Иванович Фонвизин был основателем русского реализма. “Им начата великолепнейшая и, может быть, наиболее социально-плодотворная линия русской литературы – линия обличительно-реалистическая”, – писал А. М. Горький. В своих произведениях Фонвизин мастерски изобличал пороки господствующего сословия, вел борьбу с российским самодержавием, отражал всю гамму нравов современной ему эпохи, выражал резкий подъем национального самосознания людей. Его острый наблюдательный взгляд отмечал все нелицеприятные детали окружающей действительности: коррупцию и беззаконие судов, низменность нравственного облика вельмож, поощряемый высшими властями фаворитизм. Все эти пороки общества непременно подвергались его меткой сатире.
Еще в начале своей творческой деятельности Фонвизин сблизился

  1. В ряду русских писателей, имевших особый дар видеть и передавать все нелепое в жизни, первым был Денис Иванович Фонвизин, И читатели до сих пор чувствуют...
  2. СОДЕРЖАНИЕ Вклад Д. И. Фонвизина в развитие русского литературного языка Особенности языка комедий Д. И. Фонвизина на примере комедии “Недоросль” Язык прозы Д. И. Фонвизина...
  3. Д. И. Фонвизин первый из русских писателей поднял протестующий голос против дикостей крепостного права. Он смело обличал самодержавно-крепостнический строй Екатерины II. Фонвизин принадлежал к прогрессивному...
  4. Волшебный крап! гам в стары годы. Сатиры смелой властелин. Блистал Фонвизин, друг свободы… А. Пушкин Денис Иванович Фонвизин родился в Москве в дворянской семье. Учился...
  5. Денис Иванович Фонвизин – один из наиболее выдающихся деятелей литературы XVIII века. Его любовь к театру зародилась в юности, и талант будущего драматурга заметили еще...
  6. Волшебный край! там в стары годы, Сатиры смелой властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы… А. Пушкин Восемнадцатый век в истории русской литературы оставил немало замечательных имен....
  7. Фонвизин Денис Иванович – русский писатель, драматург, публицист, переводчик, представитель русского классицизма, создатель национальной бытовой комедии. Автор известной пьесы “Недоросль”. Детство и образование Денис Иванович...
  8. Так же, как научная и литературная деятельность М. В. Ломоносова, творчество Д. И. Фонвизина может служить красочной иллюстрацией российской словесности века Просвещения. Правда, иллюстрирует оно...
  9. Одним из писателей, которые сыграли значительную роль в развитии русского литературного языка на новом этапе, был Денис Иванович Фонвизин. Во второй половине XVIII в. пышное...
  10. (1744 – 1792) Денис Иванович Фонвизин (1744 – 1792). Русский писатель, драматург, публицист Екатерининской эпохи. Фамилия Фонвизин в XVIII в. писалась в два слова, что...
  11. Сатирические и драматургические успехи Фонвизина тесно связаны с его общественной и политической деятельностью “Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает”, – писал В Ключевский и...
  12. В литературе жанр комедии обладает рядом особенностей, которые выделяют его из всех других жанров. Прежде всего, особенности комедии заключается в сюжете, который, как правило, носит...
  13. Основным направлением в литературе XVIII в. стал классицизм. Этот стиль развился в результате творческого освоения форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи Возрождения....
  14. Денис Иванович Фонвизин – автор знаменитых комедий “Недоросль”, “Бригадир”, которые до сих пор не сходят с театральной сцены, и многих других сатирических произведений. По своим...
  15. Отчего происходят… злоупотребления, как не от гибельного неравенства между людьми? Ж. Ж. Руссо Так оценил талантливого драматурга XVIII века А. С. Пушкин, добавив к этой...