Эколого-этическая парадигма отношения человека и природы. Экологическое отношение к природе Прикладные аспекты экологической этики

Отношения человека с природой соответствуют типу «потребитель – ресурсы». Полное уничтожение многих видов живых организмов и целых экосистем делает человека неразумным потребителем. Скорость роста численности его популяций является аномально высокой. Это определяется не биологическими потребностями человека в пище и пространстве, а стремлением к улучшению своего жизненного уровня, что приводит к усилению давления на природную среду.

Биологически человек даже на начальных этапах своей эволюции уже отличался от других видов млекопитающих исключительной подвижностью. Как правило, он проходил в сутки, по меньшей мере, вдвое большее расстояние, чем остальные виды. Люди жили в условиях энергетической недостаточности, охраняли огромную кормовую территорию, в пределах которой кочевали.

Переход к пастбищно-кочевому скотоводству и подсечно-огневому земледелию привел к удвоению энергозатрат и сокращением кочевого ареала. Это позволило снизить подвижность человека, что создало предпосылки для формирования общества с разделением функций и культурной специализацией.

Одновременно произошли изменения в отношениях с природой. Уже на фазе примитивного охотничьего промысла выработались приемы выжигания угодий для более быстрого роста трав и привлечения животных (биотехническая революция). Сукцессивно зрелые экосистемы, изначально бывшие основой для собирательства, постепенно исчезали и их сменили производные биоценозы (вторичная антропогенная сукцессия). Последние продуктивнее климаксовых, но имеют совершенно иные экологические характеристики.

Следующий этап взаимоотношений человека с природой характеризуется резким снижением потребности в земельных ресурсах для прокормления в расчете на одного человека, но поступательным ростом энергозатрат и дальнейшим омоложением экосистем. Многовидовые биоценозы все в большей степени сменяются пастбищными культурами и земледельческими монокультурами.

Агросистемы теряют свойство стабильности и устойчивости – природная среда все более вытесняется новыми образованиями. Историческим финалом является переход к эксплуатации предельно омоложенных экосистем и искусственное плодородие почв. Это привело к резкому скачку энергозатрат, увеличившихся в 5-50 (в среднем, 20) раз. Рост биологической продуктивности за счет омоложения природных систем закончился. Дальнейшее увеличение вложения энергии в земледелие ведет к разрушению природных структур, что вызывает необходимость перехода к закрытым системам земледелия и его индустриализации. Другим способом увеличить эффективность сельскохозяйственного производства невозможно.



Если человечество в течение длительного времени пользовалось результатом действия правила роста продукции за счет сукцессионного омоложения экосистем , то теперь этот путь интенсификации закрыт. Отсюда следует необходимость сокращения размеров эксплуатируемых территорий. В.Г. Горшков предлагает сократить сельскохозяйственные угодья в 10 раз и в перспективе довести до 1% от площади суши.

Ценой снижения подвижности человеческих популяций стало извлечение из недр для хозяйственных нужд накопленной органики: нефти, угля, газа и др. Поступление внешней энергии – тот предел, за которым следует разрушение экосистем даже в трансформированном в агросистемы виде. Человечество уже использовало практически все резервы для интенсификации жизни и получения дополнительной урожайности в открытом грунте.

Ход исторических изменений между природой и человеком приводил к одновременным переменам в природе и в формах хозяйства. Они менялись вследствие тех затруднений, которые происходили от перемен в природе. В свою очередь перемены в хозяйстве вызывали цепные реакции в природе. Эта постоянная обратная связь получила название закона бумеранга (или закона положительной обратной связи взаимодействия «человек – биосфера» (Дансеро, 1957): «ничего не дается даром». По Б. Коммонеру, «…глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно и которое не может являться объектом всеобщего упущения: все, что извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возвращено. Платежа по этому векселю нельзя избежать; он может быть только отсрочен».

Неизбежность платежей подчеркивается законом незаменимости биосферы , который сформулировал еще В.И.Вернадский. «Невозможно создать искусственные сообщества, обеспечивающие стабилизацию окружающей среды с той же степенью точности, что и естественные сообщества. Поэтому сокращение естественной биоты в объеме, превышающем пороговое значение, лишает устойчивости окружающую среду, которая не может быть восстановлена за счет создания очистных сооружений и перехода к безотходному производству. Биосфера представляет собой единственную систему, обеспечивающую устойчивость среды обитания при любых возмущениях. Необходимо сохранить естественную природу на большей части поверхности Земли, а не в генных банках и резерватах, заповедниках и зоопарках».

Закон обратимости биосферы Дансеро (1957) гласит, что биосфера стремится к восстановлению экологического равновесия тем сильнее, чем больше давление на нее. Это стремление продолжается до достижения экосистемами климаксовых фаз развития.

Закон необратимости взаимодействия «человек-биосфера » подчеркивает, что возобновимые природные ресурсы становятся невозобновимыми в случае глубокого изменения среды, ее значительной эксплуатации, доходящей до полного уничтожения или крайнего истощения, а потому превышения возможностей их восстановления. Цивилизация и культура не обеспечивают стабильных условий существования на Земле ни жизни, ни человека как ее части.

Правило меры преобразования природных систем : в ходе эксплуатации природных систем человеком нельзя переходить некоторые пределы, позволяющие этим системам сохранять свойство самоподдержания (саморегуляции).

Правило старого автомобиля, или принцип естественности : со временем эффективность технических устройств, обеспечивающих управление природными системами и процессами, снижается, а экономические (материальные, финансовые, трудовые) расходы на их поддержание возрастают. Старые технические устройства становятся нерентабельными и их необходимо заменять. А самовозобновляющиеся и развивающиеся природные системы представляют собой «вечный» двигатель, не требующий экономических вложений до тех пор, пока степень давления на них не превышает возможностей к восстановлению.

Закон убывающей отдачи Тюрго-Мальтуса : повышение удельного вложения энергии в агросистему не дает адекватного пропорционального увеличения ее продуктивности (урожайности). Напр., среднее соотношение вложения энергии и энергии урожая в сельском хозяйстве США в 1910 г. соотносилось 1:1, а с 1970-х гг. подошло к 10:1. Это связано с заменой ручного труда механическим, а естественного плодородия почв – искусственным.

Закон демографического насыщения : в глобальной или регионально изолированной совокупности количество народонаселения всегда соответствует максимальной возможности поддержания его жизнедеятельности, включая все аспекты сложившихся потребностей человека. Но человечество создает давление на среду не столько биологически, сколько техногенно. Демографическое насыщение среды во все большей степени дополняется насыщением ее техникой.

Правило ускорения исторического развития : чем стремительнее под воздействием антропогенных причин изменяется среда обитания человека и условия ведения им хозяйства, тем скорее по принципу положительной обратной связи происходит перемена в социально-экологических свойствах человека, экономическом и техническом развитии общества. Поскольку производительные силы общества опосредуют связь между природой и обществом, а антропогенные воздействия являются движущей силой в действии закона ускорения эволюции и быстро меняют среду развития самого общества, то система «природа – производительные силы – производственные отношения» развивается с тенденцией к самоускорению процессов. В ответ на ухудшающиеся показатели среды жизни возникают механизмы, стремящиеся ее улучшить (смена поколений техники, ресурсосберегающее наукоемкое производство, демографическое регулирование и т.д.).

В ответ на изменение окружающей среды происходит обратное действие на человека, адаптационные механизмы которого несколько отстают от результатов его же деятельности. В результате неподготовленности организма человека к этим изменениям усиливается влияние антропогенных факторов на здоровье человека и социально-демографические показатели популяции людей.

Экологический идеал.

В экологической этике разработаны основные, базовые принципы отношения человека с природой. Они показывают, какие общие виды действий мы морально обязаны осуществлять по отношению к природе, или наоборот, воздержаться от их осуществления. Наибольший вклад в разработку этих принципов внес американский экофилософ Пол Тейлор.

1. Не навреди

Этот принцип включает обязанность стараться не убивать ни один организм, не губить популяции видов живых существ и экосистемы дикой природы в целом.

2. Принцип невмешательства.

Этот принцип призывает нас воздерживаться от каких-либо ограничений свободы, как отдельных организмов, так и экосистем.

3. Принцип порядочности.

Этот принцип призывает нас не обманывать, не нарушать доверия, не вводить в заблуждение никакое дикое или домашнее животное.

4. Принцип соблюдения прав природы.

Этот принцип призывает нас уважать и соблюдать права природы.

5. Принцип справедливого возмещения.

Вышеперечисленные четыре принципа не являются абсолютными и могут быть нарушены при наличии достаточно серьезных моральных обоснований. При этом человек, причинивший зло какому-нибудь природному объекту, обязан компенсировать нанесенный ущерб. Это может быть создание новых заповедников и заказников, увеличение их территории, помощь животным и растениям, восстановление нарушенного качества окружающей среды.

Экоэтический идеал.

Под экоэтическим идеалом понимаются такие условия жизни на Земле, при которых люди могут преследовать свои личные интересы, в то же время, позволяя многим сообществам живых существ в огромном разнообразии экосистем вести беспрепятственное существование. При этом роль людей состоит в том, чтобы направлять и контролировать свое поведение в соответствии с принципами экологической этики.

Первым шагом на пути к экоэтическому идеалу является внутренняя перемена в нашей морали. Ведь большинство людей воспитывалось в такой культуре, в которой верховенство человека над другими видами и бесправие природы считалось дарованным свыше. Экологическая этика критикует такой подход, провозглашая равноценность и равноправие всех живых существ (включая человека).

Вторым шагом является воспитание у людей добропорядочности, сострадания, сочувствия и заботливости по отношению к природе. Без сомнения, экоэтические принципы не являются абсолютными, и ради пропитания или других важных человеческих потребностей их приходится нарушать. Однако такие действия должны вызывать у людей глубокое сожаление, душевные страдания, желание возместить ущерб тем, кто ущемлен или обижен. Лишь только так возможно продвижение к этическому идеалу.

Я верю, что листик травы

Не меньше сверкающих звезд.

И что не хуже их муравей

И песчинка, и яйцо королька,

И эта древесная лягушка --

Шедевр, выше которого нет...

Прикладные аспекты экологической этики

Экологическая этика и красота

Пропагандируемая экологической этикой идея уважения природы по новому заставляет нас относиться к красоте природы.

С точки зрения экологической этики человек поступает неправильно, когда навязывает природе свое видение красоты, свой порядок и свои идеи. Некрасивые с точки зрения человека лягушки, пауки, червяки, а также ландшафты -- болота, пустыни имеют право на эстетическое уважение. Их не нужно украшать по своей прихоти. Может просто человек не способен оценить их красоту.

Научные разработки, в результате которых появляется геномодифицированный кролик со светящейся шерстью, а также фигурная стрижка деревьев -- это, по сути, фальсификация и опошление природы.

Особой защиты требует красота дикой природы. Дикая природа -- великий мастер. Разве можно улучшить картину Шишкина или симфонию Чайковского? Пусть даже при помощи самых передовых технологий. Никогда ничего нельзя сделать лучше мастера. Расчистите озеро -- и лилии исчезнут.

Конец 20 – начало 21 века характеризуется поиском новых ориентиров в отношении человека и природы. Они представлены в концепциях инвайронментального консерватизма, экологической (универсальной) этики, биоцентризма .

Инвайронментальная (environmental – окружающая среда) парадигма в современной философии основывается на принципе коэволюции человека и природы , естественно вытекающем из развития современного научного знания. Она отвергает (1) господство человека над природой, (2) подчеркивает ответственность человека за происходящее в окружающем мире, (3) настаивает на необходимости диалога с ней.

Экологическая (инвайронментальная) этика – учение о должном в отношениях человека с природой, основанное на восприятии природы как морального партнера (субъекта), признании равноправия и равноценности всего живого, внутренней ценности природы, уважении ее прав и ограничении прав человека. Предметом экоэтики выступают наиболее фундаментальные принципы и проблемы нравственных взаимоотношений в триаде Человек–Природа–Общество, где все участники взаимодействия рассматриваются как автономные и равные моральные субъекты . Основоположник экоэтики американский эколог О. Леопольд считал, что экологическая этика – это «ограничение свободы действий человека в борьбе за существование».

Экологическая этика – это не этика отдельной личности или общества, это – универсальная этика человеческой деятельности. Акцентируя внимание на проблемах окружающей среды, она создает предпосылки действий, ориентированных на сохранение и развитие и природного, и человеческого бытия. Таким образом, предметом экологической этики является не только отношение Человека к Природе, но одновременно и его отношение к самому себе: противопоставление себя окружающей среде или включение в нее. Подлинно этический подход заключается в необходимости отказа от «эгоцентризма» и признании существования в основах мироздания равных человеку и «благорасположенных» к нему природных сил.

Экоэтика имеет свои принципы и правила основные фундаментальные положения. К общим принципам экобиоцентризм, уважение ко всем формам жизни, сохранение биоразнообразия, поддержание устойчивости биосферы, экологическая справедливость, принцип предосторожности и общего достояния природных ресурсов .

Экобиоцентризм нацелен на сохранение как можно большего количества видов живых существ и участков природы, независимо от их пользы человеку или вреда ему.

Принцип уважения ко всем формам жизни утверждает ценность жизни самой по себе, моральное значение каждого живого существа безотносительно к интересам человека, независимо от его «полезности» или «вреда».

Принцип биоразнообразия утверждает ценность и необходимость сохранения биоразнообразия как одного из проявлений богатства природы. Однако из уважения к биоразнообразию не вытекает, что и каждая индивидуальная жизнь должна безусловно уважаться.

Принцип поддержания устойчивости биосферы констатируетприоритетное значение сохранения биосферы в целом как более важное, чем сохранение любой индивидуальной жизни, вида или экосистемы; лежит в основе концепции устойчивого развития .

Принцип экологической справедливости утверждает равное распределение между людьми права на экологическую безопасность, при этом каждому вменяется ответственность за ее поддержание.

Принцип предосторожности требует при разработке политики, имеющей гуманитарные и экологические последствия, в первую очередь принимать во внимание наиболее опасный из возможных вариантов развития событий.

Принцип общего достояния природных ресурсов выражает представление о планете Земля как целостности. Люди несут равную ответственность за окружающую среду и природные ресурсы, поскольку их истощение будет иметь свои последствия для всех людей – как ныне живущих, так и будущих поколений.

К практическим принципам экологической этики относятся: права будущих поколений, разделенная ответственность, «презумпция опасности», сокращение и конвергенция .

Согласно принципу прав будущих поколений ныне живущие люди должны проявлять заботу о будущих поколениях – как людей, так и других живых существ.

Принцип разделенной ответственности утверждает, что поскольку природные ресурсы – всеобщее достояние, ответственность за их охрану должны разделить между собой все, она не может делегироваться какой-либо отдельной организации, группе или стране.

Принцип презумпции опасности вытекает из принципа уважения к жизни и принципа предосторожности и выражается в практическом требовании: те, кто предпринимает действия, имеющие последствия для окружающей среды, должны нести бремя доказательства их безопасности.

Общие и практические принципы экологической этики проявляются в ее основных правилах : не навреди; не вмешивайся; будь порядочным; соблюдай права природы; компенсируй ущерб .

Вопросы и упражнения

1. В чем это проявляется превращение человечества в «геологическую силу» планеты, о котором говорил В.И. Вернадский?

2. К основным характеристикам природы как самоорганизующейся системы относятся ее нелинейность, необратимость, открытость, кооперативность. Раскройте эти понятия.

3. Какие космологические модели Вселенной Вы знаете?

4. Какой смысл Вы вкладываете в понятие «экософия»?

5. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник». Как Вы оцениваете эти слова Базарова?

6. Русский философ Н. Федоров утверждает, что «природа – наш враг временный, а друг вечный». Почему?

7. Определите и сравните понятия «ценность» и «самоценность» природы.

8. Определите ваше понимание основных принципов экологической этики.

Аминжон Айматов

Аминжон Кудратович Айматов,

Самаркандский Государственный университет,

Кандидат философских наук, доцент, соискатель,

Самарканд, Узбекистан

AminjonQudratovichAymatov,

The Samarkand State University,

PhD, Assistant of Professor

Экологическое сознание и формирование эстетического отношения личности к природе (на примере школьного обучения)

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые вопросы формирования эстетического отношения личности учащегося к природе. Также рассмотрены основные функции экологического сознания и их роль в жизни общества.

Ключевые слова и фразы: экологическое сознание, экологическое воспитание, эстетическое воспитание, эстетическое отношение, личность, природа, учащаяся молодёжь.

Ecological consciousness and forming of aesthetical relation of person to the nature (on example of school teaching)

Summary: In article some questions of forming of aesthetical relation of person of pupil to the nature are considered. Also the main functions of ecological consciousness and its role in life of society

Keywords and phrases: ecological consciousness, ecological education, aesthetical education, aesthetical relation, person, nature, studying youth.

Экологическое сознание и формирование эстетического отношения личности к природе (на примере школьного обучения)

Формирование эстетического отношения личности к природе сегодня является не менее актуальной задачей, чем формирование экологического мышления. Более того, можно смело утверждать, что эстетическое осознание ценности природной среды тесно связано с понятием экологического сознания. Важно отметить, что темы, касающиеся проблемы формирования экологического сознания, не раз обсуждались на страницах журнала CREDONew.

Экология как форма общественного сознания является частью биологической науки, изучающей закономерности взаимодействия и взаимоотношений внутри фауны и флоры, их представителей между собой и с окружающей средой.

Мир природы - среда обитания человека. Он заинтересован в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе и предотвращении нарушений биологического взаимодействия и равновесия. Вместе с тем своей активной преобразующей деятельностью человек вмешивается в естественные процессы, нарушает их, использует богатства природы в своих интересах. Если эта деятельность протекает бесконтрольно, без учета экологических закономерностей и возобновления восстановимых ресурсов, биологическому балансу в природе может быть нанесен непоправимый ущерб, порождающий процессы, угрожающие жизни человека. Существуют экологические проблемы как общечеловеческого масштаба, так и региональные. Только усилиями всего мирового сообщества можно сохранить чистоту атмосферы, спасти от загрязнения Мировой океан, разумно регулировать использование земных недр, предотвращая их полное истощение. Вместе с тем каждая отдельная страна может и должна проявить заботу о сохранении окружающей среды в своем регионе: следить за состоянием чистоты воздуха, бороться с истреблением лесов, фауны и флоры, не загрязнять реки и водоемы, способствовать культуре земледелия и сохранению почвы.

Природа является для людей объектом познания и эстетического отношения. Ее явления эстетически совершенны и доставляют эстетически развитому человеку глубокое духовное наслаждение. Проникновение в ее тайны способствует формированию научного мировоззрения. Этим обусловлена необходимость осуществления всеобщего, обязательного, начального экологического воспитания, закладывающего основы экологической культуры человека.

Экологическое сознание включает в себя экологические знания: факты, сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях и обмене, происходящих в мире животных и растений, а также в сфере их обитания и в целом в окружающей среде. Его составной частью являются эстетические чувства и экологическая ответственность. Они побуждают человека соблюдать осторожность в отношении к природе, заранее предусматривать и ‘предотвращать возможные отрицательные последствия промышленного освоения природных вод, земли, атмосферы, леса. Использование человеком природы требует от него развитой способности экологического мышления. Оно проявляется в умении эффективно использовать экологические знания при создании промышленных и сельскохозяйственных объектов, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для природы последствий некоторых технологических процессов производства. В состав экологического сознания входят волевые устремления человека, направленные на охрану природы, на активную борьбу с нарушителями законодательства об охране окружающей среды.

Экологическое сознание выполняет важные функции .

Просветительная функция помогает осознать природу как среду обитания человека и как эстетическое совершенство. Подрастающему поколению внушается мысль о необходимости использования экологических знаний в целях сохранения природы, предотвращения опасного и необратимого нарушения экологического равновесия.

Развивающая функция реализуется в процессе формирования у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных; делать выводы, обобщения и заключения относительно состояния природы; давать рекомендации разумного взаимодействия с ней.

Воспитательная функция экологического сознания проявляется в формировании у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе. Чувство долга и ответственности органично сливается с чувством восхищения величием и красотой реального мира. Это побуждает школьников к природоохранной деятельности. Углубленное познание ими родной природы, деятельная любовь к ней обогащают и укрепляют патриотизм.

Организующая функция состоит в стимулировании активной природоохранительной деятельности учащихся. Они принимают участие в том, чтобы строительство промышленных предприятий, землепользование, заготовка древесины, сбор трав — все производилось в строгом соответствии с законом об охране окружающей среды. Экологическое сознание делает нормой для будущих участников производства строительство очистных сооружений, восстановление лесов и плодородия почв, сохранение в неприкосновенности основных природных процессов, заказников и заповедников. Экологическое сознание вовлекает школьников в борьбу за мир, за выживание людей, против атомной войны, неизбежно ведущей к «ядерной зиме» и гибели всего живого на Земле.

Прогностическая функция экологического сознания заключается в развитии у детей умения предсказания возможных последствий тех или иных действий человека в природе; к чему ведет нарушение экологических процессов; какие действия являются экологически нейтральными, а какие мероприятия необходимо провести для пользы природы. Экологическое прогнозирование является непременным условием грамотного планирования, размещения производительных сил и развития всего народного хозяйства.

Эффективная реализация функций экологического сознания ведет к формированию у школьников экологической культуры. Она включает в себя экологические знания, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой.

Экологическое сознание как важная составная часть мировоззрения учащихся формируется в процессе экологического воспитания. Оно представляет собой систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний, формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранной работы. Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения. Учащиеся в процессе изучения различных предметов обогащаются экологическими знаниями. Нравственное и эстетическое воспитание сосредоточивает внимание детей на бережном отношении к природе, любви к ней, умении наслаждаться ее красотой. Общественно полезный труд приучает подростков к природоохранной работе. Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяют систему экологического воспитания .

Цель системы — в развитии экологического сознания детей как совокупности знаний, мышления, чувств и воли; в формировании у них экологической культуры; в готовности к активной природоохранной деятельности. Система реализуется на уроках биологии, географии, физики, химии. Биология и география рисуют детям картину экологического состояния современного мира растений, животных, всей окружающей среды. Ребята узнают, что такое экологическое равновесие, как растения, насекомые, птицы, животные, леса и поля, недра земли и атмосфера взаимодействуют друг с другом, создают друг для друга биологически нормальные, благоприятные условия существования. Муравьи, как санитары, очищают лес, насекомые питают птиц, разлив рек создает пойменные луга, лес очищает воздух, защищает поля от выветривания, снег укрывает поля и питает их влагой. Познание этих связей дает возможность создать в мировоззрении школьников представление о целостности, единстве и всеобщей взаимосвязи в природе. Оно убеждает учащихся, что нарушение этих связей меняет биологический баланс в природе, наносит ей непоправимый ущерб, ухудшает условия жизни человека. Физика и химия дают учащимся комплекс политехнических знаний, научные основы и принципы современного производства. Школьники узнают о характере производства, его взаимодействии с окружающей природной средой о принципах и устройствах предотвращения вредных влияний технологических процессов, о возможностях организации безотходных производств, которые имеют большое экономическое и экологическое значение.

В формирование экологического сознания учащейся молодёжи вносят свой вклад предметы гуманитарного и эстетического цикла. История, обществоведение, основы государства и права показывают недопустимость варварского отношения к природе, ее хищнической эксплуатации. Ребята узнают о законодательстве, регулирующем отношения к природе государственных и общественных организаций, всех людей. Эстетический цикл: литература, изобразительное искусство, музыка раскрывают эстетическую сущность природы, ее неповторимую красоту, оказывающую огромное влияние на нравственность, состояние духа человека, его отношение к природе и всему живому. Искусство одушевляет природу, роднит человека с ней, дает возможность осознать себя ее неотъемлемой частью .

С природоохранной деятельностью детей неразрывно связана туристско-краеведческая работа. Она приучает школьников соблюдать правила поведения в местах отдыха, в лесах и на реках, вести наблюдения за состоянием природы, накапливать впечатления для художественного выражения в собственном литературном, музыкальном, изобразительном творчестве.

Немалую помощь школе в экологическим воспитании детей оказывают средства массовой информации. Детская и юношеская литература, газеты и журналы уделяют много внимания воспитанию бережного отношения к природе. Радио и телевидение организуют детскую природоохранную деятельность: разъясняют, как зимой помогать животным и птицам, как ухаживать за домашними животными и растениями, как следить за чистотой леса, парка, реки.

Эффективное осуществление экологического воспитания зависит от разрешения некоторых противоречий. Учащимся важно осознать, что, поскольку природа является источником всех материальных богатств, у людей возникает стремление взять как можно больше. Вместе с тем ее запасы не бесконечны, и неразумное их расходование наносит вред и природе, и людям. Противоречие преодолевается, если деятельность человека в природе направлена одновременно на ее использование и сохранение. Еще одно объективное противоречие. Природа, является важнейшим фактором воспитания детей, их умственного, эстетического, нравственного развития. Между тем урбанизация, широкое внедрение механизации, автоматизации производственных процессов, особенно на селе, отчуждают детей от природы, подменяют духовно-эстетическое отношение к ней утилитарно-практическим. Противоречия разрешаются в процессе целенаправленного экологического воспитания в результате приведения в движение главных механизмов формирования личности: познавательной, практической деятельности в природе, эстетического освоения природной среды.

Итак, экологическое воспитание осуществляется в неразрывной связи с умственным как часть мировоззрения, общего познания мира; с трудовым, помогающим реализовать экологические убеждения детей в действительности; с эстетическим, развивающим чувствование красоты природы и стимулирующим природоохранную деятельность учащихся; с нравственным, формирующим чувство ответственности по отношению к природе и людям. Основными показателями экологической воспитанности является понимание школьниками современных экологических проблем, сознание ответственности за сохранение природы, активная природоохранная деятельность, развитое чувство любви к природе, умение видеть красоту, любоваться и наслаждаться ею.

Литература:

  1. См.: Кулдашев А. Экологическая социология: альтернативные прогнозы // Ж. «Credonew». 2013, №3 (75). - С. 147-153; Омонов Б.Н. Геоэкологическая политика Узбекистана в регионе Приаралья // Там же. - С. 261-268.

В последнее время в системе отношений, регулируемых моралью, особое место стало занимать Отношение человека к природе В этих условиях перед этикой встала задача расширения традиционного предметного поля морали за счет включения в него природы как Равноправного субъекта, Что вызвало к жизни становление новой отрасли этического знания Экологической этики . Будучи по своей сути Нормативной, Экологической этика Проявляет себя как Ситуативная, например, в конкретных ситуациях личного или производственно-экономического отношения человека к природе. Одновременно она затрагивает и отдельные стороны Профессиональной, в частности, биомедицинской этики. Новый тип экологической ментальности New Enviromental Paradigm – расширяет диапазон господствующих моральных принципов до отношения человека к природе, вырабатывает нравственные нормы его поведения как в «человеческих», так и в «нечеловеческих» ситуациях. Это еще в большей степени делает человека Человеком, в полной мере реализующим свою родовую сущность: человеком, способным, отрешившись от собственного Антропоэгоизма , проявлять Любовь и Уважение к Иному, Ответственность перед Иным.

В долгой истории отношения человека к природе прослеживаются две противоположные нравственно-этические традиции: и .

Нравственные основы «традиции управления» состоят в признании человека управляющим Вверенной ему природой, несущим ответственность За все свои действия и их последствия. При этом ответственность, в свою очередь, предполагает бережное и заботливое отношение к природе. Вместе с тем очевиден Антропоцентрический характер этой традиции: ответственность человека следует не из учения о человеке как о «части» природы, а из провозглашения особой миссии, особого назначения человека. Поэтому на практике «управление» и вытекающее из него «господство» легко перерождаются в «Деспотизм », предполагающий право на произвол человека в отношении к другим живым существам..

Начало «традиции управления» в западноевропейской культуре положило античноХристианское высокомерие» по отношению к живым существам – «Не-людям ». Но все больший вес идеи безоглядного «пользования природой» И установления Господства над всем живым на Земле приобретают в Новое время. Тогда же начинается Внутреннее перерождение этой традиции, состоящее в переходе от сохранения, улучшения, вдумчивого преобразования природы к ее радикальной переделке Согласно заранее сконструированным проектам. Начиная с Нового времени «традиция управления» поступательно эволюционировала в направлении «Деспотически-утилитаристского » отношения к природе , которое сегодня называется «Деспотическим антропоцентризмом » .

Параллельно деградирующей «традиции управления» в отношении к природе развивалась другая традиция –

Нравственные основы «традиции сотрудничества» предполагают, что человек призван совершенствовать Природный мир и раскрывать его нереализованные возможности, которые не могут выявиться и раскрыться сами по себе, без творческого содействия человека. В основе этой традиции лежит Неутилитарное И неинструментальное Отношение к миру, благодаря которому преодолевается жестокое отношение «традиции управления» к «не-людям», а также неравноправие человека и природы, ведущее к нравственному оправданию господства над ней. «Освобождение природы» или «освобождение животных» от физического и морального подавления сторонники «традиции сотрудничества» считают необходимыми составляющими экологической гармонизации и нравственного обновления самого человека, так как «сотрудничество» предполагает Взаимность И нравственную основу.

В современных терминах такой подход называется «коэволюцией», Что обозначает Процесс совместного развития биосферы и человеческого общества. Концепция коэволюции природы и общества предполагает Оптимальное соотношение Интересов человечества и всей остальной биосферы, Взаимно скоординированное развитие человека и природы, При котором совершенствование природы нуждается в тщательной работе человека с ее возможностями. Коренное изменение морально-эстетической оценки природы, соответствующее коэволюции общества и природы, состоит в том, чтобы Видеть в природе Ценность культуры . Гуманизм человека должен в той же мере проявляться в отношении к природе, как и в межчеловеческих отношениях.

Новое отношение к природе реализуется в процессе становления Экологической этики, которая предполагает формирование нового типа морального сознания – энвайронментального сознания, синтезирующего глобальное видение мира с подлинно гуманистическими ценностями. В основе формирования Экоэтики лежит переход от «старого» принципа регуляции отношений человека и природы – Антропоцентризма, который, считая Человека единственным и высшим критерием в шкале ценностей, высокомерно ставил его в центр и над Природой, к новому, Не-антропоцентристскому подходу. Не-антропоцентристские концепции выдвигают как высшую ступень в шкале ценностей не человека, а гармоничное и равноправное сообщество людей и всех других живых и неживых компонентов природы. В не-антропоцентристской парадигме, в зависимости от приоритетов ценностей, выделяется ряд направлений:

· Моралисты, включающие в систему этической регуляции только лишь чувствующих животных, составили направление Пассиоцентризма (сентиецизма) .

· Сторонники соблюдения прав всего живого (биоса) на основе признания Жизни как высшей ценности называют себя Биоцентристами .

· Экоцентризм , или «глубокая экология» предполагает холистическое (целостное) признание приоритета природы в рамках отношений «человек-природа».

Отношения человека и природы в их историческом развитии и структурном срезе схематично могут быть представлены следующим образом:

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ КОНЦЕПЦИЯ КОЭВОЛЮЦИИ

Утилитаризм господство деспотизм ЭКОЦЕНТРИЗМ БИОЦЕНТРИЗМ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БИОЭТИКА

ЭТИКА

Предмет Экологической (энвайронментальной) этики – это, прежде всего, Отношение Человека к Природе , предполагающее, в то же время, и его Отношение к самому себе: Противопоставление себя окружающей среде или включение в нее. Экологическая этика – это не этика отдельной личности или даже общества, основанная на экологических императивах культуры. Это – Универсальная этика человеческой деятельности. Ее ценностно-мировоззренческой основой Выступают отка з от «эгоцентризма» и признание существования «благорасположенных» к человеку природных сил. Их «одухотворение» делает возможным Нравственно-человеческое отношение к природе.

Нравственный смысл экологической этики, как считает один из ее основоположников Альдо Леопольд , – формирование нравственных ценностей и критериев вокруг двух стержней: чувства времени, перешагивающего рубеж одного человеческого поколения и предполагающего заботу о природных условиях существования будущих поколений, и Чувства любви и сострадания к природе.

1. Обращенность в будущее базируется на ряде специфических моральных принципов, норм и ценностей, Которые должны лежать в основе наших обязательств перед будущими поколениями, имеющими право на достойную жизнь. Это, в частности:

· Принцип хронологической объективности, Который запрещает игнорировать интересы индивидуумов из-за их временного, пространственного или идеологического отдаления;

· Понятие «долг перед потомками», Предписывающее: действие, совершаемое в соответствии с моральным долгом, является наиболее ценностным из всех возможных действий;.

· Нормы–императивы диалога с будущим, включающие в себя:

Необходимость отказа от любых действий, которые могут подорвать возможность существования будущих поколений;

Приоритет ответственности перед потомками при принятии решений, касающихся здоровья человека и состояния природной среды;

Недопустимость ущерб интересам будущих поколений в интересах ныне живущих людей.

2. Любовь к природе Выступает как Внутренний отклик души человека на красоту, гармонию природы в целом – то, что остается за пределами научного познания. Такая любовь возможна, если человек не одержим жаждой самоутверждения, покорения природы, получения от нее максимальной прибыли, а стремится Понять природу вплоть до взаимопроникновения с ней. Для «любви к природе» Необходимо, чтобы «не-человеческий субъект» Признавался источником любви, равным субъекту человеческому. Проблема в том, что такая любовь должна быть взаимна, а в нынешней ситуации конфликтных взаимоотношений человека и природы у нас слишком мало оснований рассчитывать на это. Поэтому предварительным условием того, чтобы Любовно-творческое отношение к природе Стало реальностью, выступает совершенствование самого человека как нравственной личности.

Основная задача экологической этики В этой связи – создание ясных и четко выраженных Моральных ценностей. При этом Фундаментальной проблемой становится вопрос: должны ли принципы экоэтики основываться на признании Независимости и внутренней Самоценности Природных целостностей, или их ценность определяется в зависимости от человека и его потребностей?

Антропоцентризм считает, что каждый биологический вид должен оцениваться только с позиции его целесообразности или полезности для человека (утилитаризм). Не-антропоцентрическая точка зрения исходит из многомерности мира, каждый объект которого неповторим и представляет собой определенную ценность – безотносительно от его пользы для человека. Поэтому человек не вправе решать с позиции пользы и целесообразности вопрос о ценности или праве на жизнь того или иного биологического вида. Он должен не допускать потерь в биоразнообразии, заботясь о сохранении всех видов и объектов природы.

К сожалению, признание «внутренней ценности» природных систем На сегодняшний день не стало еще необходимым и достаточным условием отношения человека к природе. Но исключительно Человеко-центристские цели Не могут и дальше оставаться основанием экологической политики человечества. Только Ценность природных систем , определяемая на основе широкого «человеческого» подхода (включающего эстетические, моральные, экологические и другие факторы), может быть основанием современного «нравственно-понимающего» отношения к природе, которое, в свою очередь, требует коренного пересмотра традиционных этических Принципов и Императивов и формирования новых.

Основные принципы и императивы современной экологической этики Включают в себя:

1. Принцип Экологизации морали , Требующий:

— детерминации отношения людей к природным объектам не материально-экономическими, правовыми или административными предписаниями, а Нравственными Нормами и принципами;

Экологизации «традиционных» моральных норм и принципов, в частности, долг и совесть по отношению к природе уже сегодня приобретают форму «экологического долга» и «экологической совести»;

— появления новых моральных ценностей, исключающих «старые» принципы Полезности и целесообразности;

— образования единой Нравственно-экологической ответственности, Сфера действия которой должна быть расширена от производственно-профессиональных требований до бытового природопользования;

— постепенной, сложной и длительной перестройки морального сознания, которой должны способствовать нравственно-экологическое воспитание и просвещение.

2. «Экологический императив» – принцип, предъявляющий объективные требования, «повеления» Людям, ответственным за использование достижений научно-технического прогресса.

Он предполагает: необходимость учитывать уязвимость природной среды, не допускать превышения ее «пределов прочности», вникать в суть свойственных ей сложных взаимных связей, не вступать в противоречие с природными закономерностями, чтобы не вызвать необратимых процессов.

5. Принцип «благоговения перед жизнью» есть принцип личности, которая может реализовать себя только в индивидуальном выборе на основе формулы А. Швейцера: «Я – жизнь, которая хочет жить… среди жизни, которая хочет жить ».

Этот принцип требует «относиться с благоговением к каждому живому существу и уважать его как собственную жизнь… Сохранять жизнь, двигать ее вперед, доводить развивающуюся жизнь до высшей ступени – значит … делать добро; уничтожать жизнь, мешать жизни, подавлять развивающуюся жизнь – значит… делать зло. Это необходимый, абсолютный, основной принцип морали… Следовательно, этика благоговения перед жизнью заключает в себе все, что можно обозначать как любовь, самопожертвование, сострадание, соучастие в радости и стремлении… Поистине, нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред». При таком подходе подлинно нравственный человек испытывает побуждение выказывать равное благоговение как по отношению к собственной воле и жизни, так и по отношению к любой другой. Только такое отношение может стать основой Равноправного диалога человека с природой.

4. Принцип субъект-субъектных отношений человека и природы, вытесняющий традиционные отношения, в которых природа выступает как Объект, Принципиально иными, необходимыми для установления такого диалога. Этико-методологическим основанием данного принципа выступает ориентация на Общение человека с миром природных явлений как с Иным субъектом, Независимо от того, существует или нет в действительности этот Иной сознательный субъект и верит ли человек в реальность его существования. Принятие «нравственной субъектности» Соприродного и сверхприродного Иного позволяет поставить ряд вопросов:

· нельзя ли предложить этому «нравосубъектному» Иному определенную систему правил взаимоотношений с человеком, и будет ли Оно руководствоваться ими?

· вправе ли человек ожидать от Нравосубъектного Иного (биосферы, техносферы, космосферы и т. д.) гуманного отношения к себе, если сам перенесет на Него действие принципа гуманизма? Будет ли Оно «соблюдать» требование «Не навреди человеку!» – по крайней мере, в ответ на его действия, не вредящие ей?

· гуманно ли По отношению к Человеку Применять принцип гуманизма к соприродному или сверхприродному Иному? Не будет ли возвышение ценности преобразуемых природных систем до уровня ценности человеческой жизни означать низведение последней до их уровня?

· если Оно не будет приносить людям зла в ответ на их гуманное отношение, имеет ли вообще смысл выдвигать Иному те или иные нравственные требования?

· в связи с этим правомерно ли ставить вопрос о «нравственное воспитании» и совершенствование не только «человеческого», но и Иного, природного мира?

Свобода и морально-экологическая ответственность человека в его взаимодействии с природой определяются степенью познания им социоприродных закономерностей и возможного овладения и «манипулирования» ими. Понятие экологической свободы предполагает возможность, способность и моральную готовность личности действовать в и по отношению к природной среде своего обитания в соответствии с мерой собственной экологической культуры. Таким образом, экологическая свобода определяется Морально-экологической ответственностью, которую можно рассматривать как Осознание человеком необходимости экологической деятельности, ориентированной на учет принципа коэволюции общества и природы и дальнейшую гармонизацию их взаимодействия. В таком понимании морально-экологическая ответственность выступает и как мера Исторической ответственности , ибо она характеризует принятие решений, реализация которых имеет кардинальное значение для исторического процесса в целом. Одной из форм морально-экологической ответственности является Долг людей перед природой, который И. Кант рассматривал как косвенный долг человека перед самим собой и перед другими людьми.

Морально-экологическая ответственность базируется на следующих Принципиальных постулатах:

– необходим переход от «модели преобладания» к «модели сосуществования» человека и природы, предполагающий установление устойчивого равновесия между нашим современным существованием и экосистемным прошлым;

– новая концепция охраны окружающей среды должна включать в себя защиту среды обитания и «братьев наших меньших» не столько Для Человека, сколько От человека;

– необходимо научиться управлять «животным», которое находится внутри нас, для чего мы должны развивать в себе такие качества как самоограничение, ответственность, честность, справедливость; укреплять веру в такие ценности, как любовь, альтруизм, взаимопомощь, права человека и права Иного живого;

– следует стремиться сглаживать конфликты и примирять экономику и производство с экологией, оценивая и то, и другое моральными критериями.