Конспект естествознание средняя группа домашние птицы. Конспект занятия в средней группе "домашние птицы". Задачи занятия в детском саду




Цель: Развитие навыков слогового анализа и синтеза.
Задачи:- научить детей делить слова на слоги- закрепить умение определять ударный слог в слове- обогатить словарь
- корректировать фонематический слух.
Оборудование:- предметные картинки животных, овощей - схемы слов - карточки- схемы домов
.
Коррекционно-воспитательные: продолжить знакомство с положительными и отрицательными качествами характера и развивать умение их анализировать. Способствовать формированию учебной мотивации, через развитие эмоциональной сферы в игровой форме.
Оборудование:
Наглядный материал: изображение персонажей сказки – Рукодельницы, Ленивицы, Мороза Ивановича, сундучок; картинки животных.Дидактический материал: карточки-таблички со словами и пословицей, «звуковые линейки», наборы букв, предметные картинки.керосиновая лампа (свеча), зеркала,2 ведёрка.Музыкальное сопровождение
Ход занятия
Психологический настрой на занятие.
Дети сидят в кругу, в центре – свеча, погашен свет. Звучит музыкальное сопровождение.
О чём-то скрипит половица,И спицам опять не спиться,Присев на кровати, подушки,Уже навострили ушки.И снова меняются лица,Меняются звуки и краски,И снова скрипит половица,По комнате бродит сказка.
Много лет назад жил замечательный сказочник. Он сочинял для детей волшебные сказки. Сказочный свет и тепло его сказок согревали души и сердца маленьких читателей.Представьте себе, что отблеск этого волшебного света до сих пор храниться в этой свече. Давайте, прикоснемся к этому волшебному свету и окажемся в сказке. (Включается свет).
Введение в тему занятия
Ребята, посмотрите на доску.Скажите из какой сказки попали сюда эти герои? Правильно, из сказки «Мороз Иванович».А кто главные персонажи в этой сказке? (Рукодельница и Ленивица).Вспомните, что случилось с Рукодельницей у колодца?Кого встретили в колодце девочки?Кто больше понравился из девочек Морозу Иванович?Сравним качества характера у Рукодельницы и Ленивицы. Предлагаю взять карточку, прочесть слово и определить кому оно больше подходит. Дети выбирают слова на карточках и прикрепляют на доску под соответствующими персонажами: не уважает старших, трудолюбива, зла, скромна, уважает старших, добра, груба.На кого из девочек вы хотите быть похожи? (На Рукодельницу).Сегодня на занятии вы сможете почувствовать себя героями этой сказки и проявить все качества, которые присущи рукодельнице. Справившись с заданиями, Мороз Иванович вам тоже приготовил награду. А награда – в сундучке, но чтобы его открыть нужен ключ, а чтобы получить ключ – вы тоже попробуйте пройти путь, который прошла Рукодельница. В этом вам поможет учитель-логопед И.О.
Основная часть
Логопед
Целеполагание
Вспомним, РЕ-БЯ-ТА че-му у-чи-лись на пос-лед-них на-ших за-ня-ти-ях? ВЫ НИ-ЧЕ-ГО не ЗА-МЕ-ЧА-ТЕ? (различали гласные и согласные звуки, считали звуки в словах, находили место звука в слове. ДЕЛИЛИ СЛОВА НА СЛОГИ.).Наша тема сегодня: деление слов на слоги.Я с большим удовольствием помогу вам преодолеть путь и добраться до заветного ларца.
Но для начала разомнёмся и выполним артикуляционную гимнастику.
«Сказка о весёлом язычке»
Жил-был весёлый во рту язычок
С ним познакомлю тебя я дружок.
Каждое утро язык просыпался
Весело всем широко улыбался. Губки в улыбке.
Зубки сомкнуты.
Окна открыв он проветривал дом. Рот широко открыт
Сладкие трубочки ел за столом Губы тянутся вперёд
Очень любил язычок печь блины Рот открыт.
Широкий язычок лежит на нижней губе
Мог он ещё стать острее иглы. Узкий язычок вытянут вперёд
С горки пошёл язычок покататься Кончик язычка упирается в нижние зубки. средняя часть поднята вверх
И на качелях вверх-вниз покачаться Рот открыт.
Широкий язычок поднимается к верхней губе, опускается к нижней губе
В лодочку сел и поплыл по волнам
Весело смотрит по сторонам. Язычок -чашечкой
Уз кий кончик язычка тянется то к левому, то к правому уголку рта.
Вышел на берег, на лошадь садится и по лужайке на лошади мчится. Щелкать языком, присасывая его к небу.
Смотрит на дереве дятел сидит,
Клювом по дереву громко стучит. Рот открыт, широким языком стучим за верхними зубами. «Д-Д-Д»
В лес по тропинке идет язычок и собирает грибы в кузовок Присасываем язык к нёбу, открываем рот, хорошо натягиваем подъязычную связку
Вечером он вернулся домой,
Двери закрыл, и попрощался с тобой. « Поиграем со звуком Л» -Дети выполняют фонетическую муз. разминку «Пароход»
Автоматизация в словах: (Л) – наигрался,
И за дело взялся.
Сделал быстренько седло,
И помчался на село.
Дети повторяют скандированно: Лодка, лук, лопата, лом,
Люстра, люк, металлолом.
Самолёт, пилот, пила-
Повторяй-ка. АЛЛА.

Чтобы нам приступить к заданиям Мороза Ивановича, вспомним, что такое звуки и буквы. (Ответы детей). На какие две группы делятся звуки в русском языке? (Гласные - согласные). Как мы различаем гласный звук от согласного? (С опорой на артикуляцию, определение преграды с помощью зеркала).Ребята, что обронила в колодец рукодельница? (Ведро). Перед вами два ведёрка, красное и синее. Они будут домиками для звуков. Возьмите любую карточку, произнесите звук и определите в какой домик его нужно поселить. Объясните свой ответ. (Карточки с буквами: А, П,У,И,М,О,Э,Ы,Ф,С,Т).6. ОФОРМЛЕНИЕ ТЕТРАДЕЙ.Открыли тетради и записали число.
7 . МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ. На доске: СНЕГ + ПАДАЕТ = …
Л: Угадав слово, мы узнаем любимую погоду Мороза Ивановича
Все друзьям помочь вы рады?Но постойте – вот преграда:“СНЕГОПАД” пропишем слово, разделив его на слоги,И поставим ударение для правильного чтения.Вспомним правило:Знает каждый из учеников – Сколько гласных – столько и слогов.Дети записывают слово в тетрадь с комментированием ученика, делят слово на слоги, определяют ударный гласный.
8.. Деление слов на слоги. «Назови гостя»
К нам на урок пришли слоги у каждого свой гость. Отгадайте кто они?
(На доске в центре картинки с изображением животных). У каждого учащегося карточка с деформированным словом. Ученик вставляет недостающий слог, находит своего гостя.
Секрет откроется тогда,
Когда составишь ты слова.
Попробуй разгадать быстрее всех
- Кто гость твой?
-Ждёт тебя успех.
Слова: БЕЛ- - .-белка. СО,КА- собака, ……РОВА - корова, ……СА –лиса, МЕД…..-медведь, КРО….ДИЛ- крокодил.
Д: Мой гость - БЕЛ-КА
- Кого мы не назвали? (рысь)
Л: Как называется часть слова, которую вы вставили? (слог)
Как можно назвать наших гостей одним словом?Д: ЖивотныеУ: Давайте вместе разберем по слогам слово «животные»и составим схему этого слова, выделяя гласные _И_О__ЫЕ (Один ученик у доски, остальные на карточках)
Прохлопайте мне количество слогов.Сколько слогов у вас получилось? Назовите слог, на который падает ударение
Л: Давайте вспомним правило деления слов на слоги.Д: Сколько в слове гласных, столько и слогов.
На доске иллюстрации животных: белки, собаки, коровы, лисы, медведя, крокодила, рысь Запишите в тетрадь всех гостей, определите количество слогов и ударный слог в названии картинок.Д: (белка – 1, ударный слог бел, медведь – 2, ударный слог ведь, рысь – 1 слог).
Дети записывают слова в тетрадь, выделяют гласные, делят слова на слоги, определяют ударный слог. Молодцы ребята, хорошо справились с заданием Мороза Ивановича.
9. Поиграем в любимые игры Мороза Ивановича – «МОРОЗ» (на развитие внимания и мелкой моторики)
Но вечер приближается-
Вьюга начинается. Руки развести в стороны.
Покачиваем над головой из стороны в стороны
Крепчает мороз- С усилием сжимаем кулаки
Щиплет щеки,
Щиплет нос. Пальцами пощипываем щеки и нос.
Руки стали замерзать,
Надо их отогревать. Потрите ладони,
Подышите на ладошки
Вечер приближается-
Темнота сгущается. Развести руки в стороны
Нам домой давно пора: Пальчики шагают по столу
- До свиданья,
- До утра! Машем рукой на прощанье.
Игра на внимание: « Хлопни-топни»
Л: я буду произносить слоги и слова, если услышите слог - топните, слово - хлопните.
ТА. СОР, КОТ, РЫ, РЫБА, ТАНЕЦ, ЛУ, ЛУК, ЗАЯЦ, ЗА, ЭХ, ЖА, ЛУЖА.10. В сказке: - Идёт Рукодельница дальше и на её пути стоит дерево с яблоками. Как называется это дерево? Да, это яблоня, а на ней золотые яблочки. Чтобы взять яблочко, нужно выполнить задание.« Слоги разбежались»
Начинаем склейку слов из рассыпанных слогов
Каждый ученик, по- одному берут яблоко, переворачивает и читает слово-перевертыш, объясняет значение этого слова и количество слогов в слове.
ДОР-ПО-МИШИ-ГРУЛА-СВЁК
ЦЫ-О-ГУРТА-ПУС-КАТОШ-КАР-КА
Н-р: ва-тык- тыква –это овощ, в слове 2 гласных, значит 2 слога
Л: Назовите лишнее слово…(Груши, потому что…). Очень хорошо. Мы справились и с этим заданием Мороза Ивановича.
11. . Физ. минутка под музыку
12.. Ребята, Мороз Иванович составил список любимых блюд, но допустил много ошибок.
Упражнение « Заколдованное слово»
Слово спряталось куда-то,
Слово спряталось и ждёт
Пусть найдут меня ребята,
Ну-ка, кто меня найдет?
На доске напечатаны слова:
КОРАНФЕТЫПЕРЕЧЕНЬЕМАРМЕРИЛАД
БУРИБЛИКИХАРАЛВАПИНОРОЖКИ
Дети по - одному выходят к доске, зачеркивают и называют получившееся слово.
Л: Что означают эти слова Мороза Ивановича? (кондитерские и хлебобулочные изделия).
13.Ребята, мы совсем забыли про своих гостей-животных. Мороз Иванович просит расселить их по домикам
Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Л: Давайте расселим животных по домам, количество слогов в слове должно соответствовать количеству (этажей) в доме. Кого в какой дом поселим?

Л: У вас на столах карточки. Расселите животных.
- Назовите, кого поселили в 1-й домик (слово с 1 слогом). Во 2-й и в 3-й дом.
14. Отдохнем и выполним упражнение для глаз:
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Сном волшебным засыпаем,
В страну сказок улетаем.
2- 3- 4- 5
Смотрим глазками опять.
Обобщение по теме
Ребята, скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Какие большие дела мы с вами сделали? (Различали гласные и согласные звуки, делили слова на слоги).Вот и незаметно наша сказка подходит к концу. И за ваш труд Мороз Иванович награждает сундучком на котором на писано - СЮРПРИЗ.
Мы воспользуемся им тогда, когда разгадаем «Ребус», в котором Мороз Иванович оставил своё пожелание.
Л.: У каждого из вас в руках карточка с цепочкой слов: СУМЕРКИ, ПРОХЛАДА, ГОЛОЛЁД, ШКОЛА, ПОДАРОК, ЗАЦЕПКА, ПРЫЖОК. «ОПРЕДЕЛИТЕ 3-Ю ПО СЧЕТУ БУКВУ» в каждом слове и составьте из них новое слово - МОЛОДЦЫ.
Л: Ребята, вот и кончился урок
И подводим мы итог.Открываю пословицу на доске и дети читают.
Без да-труне нешь-вы ку-рыб из да-пруОбъясните значение пословицы. (Опора на качество человека – трудолюбие).Открываем сундучок.Каждый получает подарок от Мороза Ивановича с пожеланием в Новом году..(Верных друзей, крепкого здоровья, хорошего настроения, исполнения желаний, хорошо учиться, уважай старших, делай добро, исполнения мечты)
Рефлексия
Встанем в круг, возьмёмся за руки и задуем огонь свечи и выйдем из сказки. Я надеюсь, .что вы сегодня зарядились светом и теплом от нашей волшебной свечи и стали добрее, умнее, отзывчивее.
КГУ Средняя школа №43 им. Г. Мусрепова
Конспект открытого логопедического интегрированного игрового занятия для учащихся 2-го класса с ФФНР
«В гостях у Мороза Ивановича»

Подготовила логопед: Мельник Н.Н.
г. Петропавловск
Февраль 2015г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6

Тема:

Домашние птицы

Логопедическое занятие

Средняя группа

Учитель-логопед: Авезова В.С.

2015 г

Содержание:

    Пояснительная записка стр. 3

    Цели и задачи занятия стр.3

    Предварительная работа стр. 4

    Оборудование стр. 5

    Этапы занятия стр. 5

    Ход занятия стр. 5-8

    Приложение стр. 9-10

    Используемая литература стр.11

Пояснительная записка

    Тема занятия: «Домашние птицы»

В группу входят 17 человек, дети 4 - 5 лет.

Занятие проводилось с подгруппой детей (8 человек).

Используется программа «Развитие и обучение детей средней группы ДОУ» в соответствии с ФГОС под редакцией Т.Б. Филичевой.

Воспитание грамматически правильной связной речи у детей дошкольного возраста – одна из главных задач в системе работы логопеда в детском саду. Поэтому представленный конспект занятия – конспект фронтального логопедического занятия в средней группе по развитию связной речи.

Логопедические занятия проводятся 3 раза в неделю. Всего 111 занятий в году.

Цели занятия:

Закреплять знание о домашних птицах.

Развивать связную речь детей.

Задачи:

Уточнить имеющиеся у детей знания по данной теме.

Развивать фонематическое восприятие.

Расширить глагольный словарь у детей по теме.

Закрепить у детей представление о внешнем виде домашних птиц.

Формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Учить образовывать существительные множительного числа именительного падежа.

Учить согласовывать числительное с существительным.

Учить детей образовывать притяжательные прилагательные.

Развивать зрительное внимание и память.

Развивать координацию речи с движением.

Развивать мелкую моторику.

Предварительная работа:

Рассматривание изображений домашних птиц и их детенышей.

Отгадывание загадок.

Дидактические игры: разрезные картинки, пазлы.

Подвижные игры со словами.

Речевые игры: «Покажи и назови», «Прятки», «Покорми птиц», «Отгадай-ка».

Материал и оборудование:

Карточки с изображениями домашних птиц и их детенышей.

Ноутбук.

Бумажные перышки.

Пособие «Обучение связной речи детей 4-5 лет». – М.: Скрипторий 2014.

Обручи.

Шапочки домашних птиц.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Логопед: «Сегодня у нас необычное занятие. Вы будите превращаться в птичек. Кто первый отгадает загадку о птице, тот станет этой птицей».

Дети отгадывают загадки. Логопед надевает им на голову маски-шапочки с изображением домашних птиц.

Загадки:

Я пеструшка, я хохлатка. Куд-куда! - кричу я кратко. Кричу, и слышит улица: Снесла яичко...(Курица)

Распускает хвост павлином. Ходит важным господином, по земле ногами – стук, как зовут его – (индюк).

Беленькие перышки, красный гребешок, кто это на колышке?… (Петя-Петушок)

Длинная шея, красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки… (Гусь)

Квохчет, хлопочет, детей созывает, всех под крылья собирает… (Курица)

Всегда на всех надут как мех. Ходит болоболет, на всех страх наводит… (Индюк)

Ходит на рыбаку не спеша, вразвалку: сама себе удочка, кто это?… (Уточка)

Шипит, гогочет, ущипнуть меня хочет. Я иду боюсь, кто это?… (Гусь)

2. Закрепление темы.

Логопед: «Какие вы птички?» (Мы домашние птицы)

Логопед: «Почему называют их домашними?» (Они живут рядом с человеком и приносят пользу).

Логопед: «Где птички живут?» (Домашние птицы живут на птичьем дворе)

Логопед: «Сегодня наша группа будет птичьим двором. Кто ухаживает за домашними птицами?» (Птичница) «Вот сегодня я буду птичницей».

3. Дидактическая игра «Узнай птиц по голосу». Дети прослушивают аудио записи с голосами домашних птиц. Отвечают на вопросы логопеда.

4. Дидактическая игра «Кто как голос подает». Логопед называет птицу, а дети отвечают, как она говорит. Пример: Петух - «ку-ка-ре-ку» - кукарекает. Курица - «куд-куда» - кудахчет. Утка - «кря-кря-кря» - крякает. Гусь - «га-га-га» - гагочет. Индюк - «бл-бл-бл» - болоболет.

5. Физкультминутка. Игра «Курочка и цыплята».

Выбрать лису.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки поклевать,

А за ней цыплятки,

Птенчики-ребятки.

Вы мои цыплятки,

Лапками гребите, Червяков ищите.

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Не ходите далеко,

Чтобы хитрая лиса

Вас в нору не унесла.

Дети выполняют движения в соответствие с текстом. После слов «не унесла» лиса бежит за детьми. Дети прячутся от лисы – встают в обручи.

6. Составление рассказа «Домашние птицы» (см. пособие «Обучение связной речи детей 4-5 лет»).

Рассмотреть с детьми сюжетную картинку. Задавать вопрос и выставлять картинно-графическую схему каждого предложения:

Кого кормит мама? (Мама кормит домашних птиц).

Кому помогают Таня и Вова (Таня и Вова помогают маме).

Чем мама кормит гуся? (мама кормит гуся горохом).

Чем Таня кормит курицу? (Таня кормит курицу зерном).

Чем Вова кормит утку? (Вова кормит утку кашей).

Какие помощники растут у мамы? (У мамы растут хорошие помощники).

Хоровое чтение предложений по схемам:

Логопед читает по плану весь рассказ. Два-три ребенка пересказывают весь текст по картинно-графическому плану. Придумать название рассказу.

7. Пальчиковая гимнастика. Дети совместно с логопедом складывают пальцы в соответствие с заданной птицей.

8. Дидактическая игра «Детки потерялись».

Логопед выставляет на доску картинки с изображением взрослых птиц и птенцов.

Логопед : «Помогите малышам: потеряли дети мам. Без родителей, одни, попадут в беду они. Помогите малышам! Поскорей найдите мам!».

Раздать детям предметные картинки с изображением птенцов, так, чтобы у двух детей были одинаковые картинки.

Логопед: «Таня (Ваня) кто у тебя? Чей это птенец? (ребенок ставит картинку около соответствующей птицы) Кто у курицы (утки)? (У курицы цыплята).

9. Дидактическая игра «Посчитаем птенчиков». Логопед: «Кто братья и сестры цыпленка?» (цыплята) Логопед: «Давайте посчитаем, сколько цыплят на картинке». Дети: «Один цыпленок, два цыпленка, три цыпленка, четыре цыпленка, пять цыплят»

10. Игра «Чьи перья?» Логопед: «Птички так увлеклись игрой, что растеряли свои перышки». «Каждая птичка пусть найдет свое перышко по своим следам». Дети находят свои перышки и отвечают: «Это мое перо- гусиное». «Это мое перо - петушиное». «Это мое перо - куриное». «Это мое перо - утиное». «Это мое перо - индюшиное».

11. Итог занятия. Логопед: «А теперь превращайтесь обратно в детей. Расскажите, о ком мы говорили на занятии?». (Мы говорили о домашних птицах).

Цель: выявление актуального уровня особенности детьми представлений об окружающем мире.

1.Изучить уровень сформированности: - представлений о домашних птицах, месте их обитания, пользе для человека;

Умение согласовывать прилагательные с существительными;

2. Активизировать в речи детей употребление слов: домашние птицы, птичница, кормушка, поилка, ухаживают, специальный корм, зерно, пшено, кукарекает, квохчет, пищит, крякает, болбочет;

3.Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление), любознательность, познавательный интерес;

4.Воспитывать доброе отношение детей к домашним птицам, труду людей на птицеферме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Домашние птицы и их детёныши»

Цель: выявление актуального уровня особенности детьми представлений об окружающем мире.

Задачи:

1.Изучить уровень сформированности: - представлений о домашних птицах, месте их обитания, пользе для человека;

Умение согласовывать прилагательные с существительными;

2. Активизировать в речи детей употребление слов: домашние птицы, птичница, кормушка, поилка, ухаживают, специальный корм, зерно, пшено, кукарекает, квохчет, пищит, крякает, болбочет;

3.Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление), любознательность, познавательный интерес;

4.Воспитывать доброе отношение детей к домашним птицам, труду людей на птицеферме.

Материалы и оборудование: макет птичьего двора, иллюстрации с изображением домашних птиц, мяч, магнитная доска.

Ход занятия:

Ребята у нас сегодня необычное занятие. Сегодня к нам пришли гости, давайте все вместе их по приветствуем: «Здравствуйте гости, мы рады вас видеть».

Ребята, послушайте, а что это за звуки? (голоса домашних птиц).

Чьи это голоса? Ребята, сегодня я буду не просто Ксенией Вячеславовной, сегодня я буду птичницей Варей! Посмотрите ребятки, как вы думаете, что это? (птичий двор) ,но вы видите что птиц на нем совсем нет, я сейчас загадаю загадки, а вы помогите мне их отгадать.

Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами - стук,

Как зовут его - ... (Индюк)

***

Кто так заливисто поёт

О том, что солнышко встаёт?

(Петушок)

Квохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает.

(Курица)

Был белый дом,

Чудесный дом,

Но что-то застучало в нём,

И он разбился, а оттуда

Живое выбежало чудо.

(Цыплёнок)

Он твердит одно - га-га,

Кто обидел? Где? Когда?

Никого я не боюсь,

Ну конечно это - ...

(Гусь)

Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница,

Впереди корабль идет,

За собою их ведет.

(Утка с утятами)

Беседа о домашних птицах и их детёнышах.

(показ детям макет птичьего двора)

Ну вот мы и на птичьем дворе. Чей это дом? (домашних птиц)

А что еще называют их домом? (птицеферму)

Кто здесь ухаживает за домашними птицами? (птичница и птичник)

А что делают птичник и птичница? (кормят, поят, убирают, ухаживают)

Из чего едят здесь птицы? (из кормушки)

Из чего пьют? (из поилки)

Что едят птицы? (специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяков, мошек, жучков, гусениц)

Игра: «Кто как кричит?»

Я буду называть птицу, а вы – говорить как она «разговаривает», какие звуки издает?

Петух – кукарекает;

Курица – кудахчет, квохчет;

Цыплёнок – пищит;

Утка – крякает;

Индюк - болбочет;

Игра: «У кого кто в семье?»

Я буду показывать домашних птиц на картинке, а вы будите называть членов семей каждой домашней птицы.

Петух -курица- цыплёнок. Где они живут? (в курятнике)
гусь- гусыня-гусёнок

Утка-селезень-утёнок

Индюк -индюшка- индюшонок.

Пальчиковая гимнастика: «Утята».

Будем поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов «пи-пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Первый, второй- шли утята.

Третий, четвёртый- за водой

А за ними плёлся пятый,

Позади бежал шестой,

А седьмой от них отстал

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал,

А десятый испугался.

Громко-громко запищал:

Пи-пи-пи!

Не пищи, поищи!

Игра: «Один – много»

Я бросаю мяч и называю слово, а вы возвращаете мяч отвечая. На птичьем дворе я видела курицу, а когда их будет не одна, то как скажем?

Курица- курицы; петух- петухи; Цыплёнок –цыплята; гусь- гуси; утка- утки; селезень- селезни; индюк –индюки.

Ребята, а давайте заглянем в курятник и посмотрим, как появляются детки у кур.

Игра: «Что сначала, что потом?»

Разложите последовательно картинки:

Насест – гнездо – яйцо –птенец.

Что курица делает сначала (откладывает яйца)

А потом? (Высиживает птенцов, когда выводятся, вылупляются птенцы, выкармливают их).

Посмотрите какие красивые птицы вырастают из птенцов.

Ребята, давайте покажем птенцам, какие мы добрые, обратимся к ним ласково.

Игра с мячом: «Назови ласково»

Птенец – птенчик; петух – петушок; курица – курочка; гусь – гусёнок; утка – уточка; цыплёнок – цыплёночек; индюшка – индюшечка; индюшонок – индюшоночек.

Игра: «Считайка»

На магнитной доске- карточки с цифрами от1 до 5и картинки с изображением домашних птиц. Предложить детям, следя за указкой, называть поочерёдно.

Один петух- два петуха- три петуха –четыре петуха –пять петухов;

Одна утка-

Одна курочка-

Одна гусыня-

Одно гнездо-

Физминутка: «Индюк»

Ходит по двору индюк

(Шаги на месте)

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача

(Остановиться, удивленно посмотреть вниз)

Рассердился сгоряча.

Сгоряча затопал

(Потопать ногами)

Крыльями захлопал

(Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)

Весь раздулся, словно шар

(Руки на поясе)

Или медный самовар

(Сцепить округленные руки перед грудью)

Затряс бородою

(Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк)

Понесся стрелою.

Бег на месте

Игра: «Помощники»

Ребята, а помогите мне найти нужные предлоги чтобы рассказать стихи про домашних птиц. Следите за моей указкой, он поможет вам найти отгадку на игрушечном птичьем дворе.

Куры жёлтой детворе ищут зёрна (на земле);

Показал индюк индюшке много зёрнышек (в кормушке);

Завтра солнце выйдет снова!- прокричал петух (с забора);

Утятам будет спать тепло, их спрячет утка (под крылом);

Птенчикам шалить нельзя- можно выпасть (из гнезда);

Красивое перо индюшки достала птичница (из-под подушки);

Когда гулять решил ты босиком, стоять не надо…(перед индюком);

Идут утята весело гуськом на дальний пруд (за червяком);

Цыпляток маленький отряд букашек ищет (между гряд);

Ой, ребята, посмотрите, как захвастали домашние птицы. Они чем-то хвастаются.

Игра: «Хвастуны »

Я указкой на картинки буду показывать часть тела, которой хвалятся птица, а вы будете хвалить эту птицу.

У индюка не хвост, а хвостище;

У утки не лапы, а лапищи;

У гуся не шея, а шеища;

У курицы не крыло, а крылише;

У селезня не клюв, а клювише;

У гусыни не перо, а перище.

Полезны ли для человека домашние птицы? Чем? (они дают мясо, яйцо, перо, пух).

Надо ли человеку ухаживать за птицами? Почему?

А сейчас вам пора возвратиться в детский сад, а мне опять стать Ксенией Вячеславовной!

Где мы сегодня побывали? Понравилось вам на птичьем дворе?

Теперь пришло время нам прощаться с нашими гостями. «Досвидания!»


МДОУ детский сад общеразвивающего вида №34 (с.Починки)

КОНСПЕКТ

ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

«ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ И ИХ ДЕТЁНЫШИ»

Воспитатель: Корнеева Л.А.

Разновозрастная группа.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы.

Цели: систематизировать представления детей о домашних птицах, местах их обитания, питании, голосе, членах птичьих семей, пользе для человека; совершенствовать умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе; отрабатывать умение согласовывать прилагательные с существительными; развивать память, мышление, речь; воспитывать доброе отношение детей к птицам, труду людей на птицеферме.

Материал и оборудование: картина «Птицеферма», иллюстрации домашних птиц и их детёнышей, мяч.

1.Вводное слово воспитателя.

Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение Юлиана Тувима

«Птичий двор

Утка курице сказала: Я до гуся доберусь!» -

«Вы яиц несёте мало. «Ого-го!» - ответил гусь.

Все индюшки говорят, «Ах, скандал, скандал, скандал», -

Что на праздник вас съедят!» Сам индюк забормотал.

«Косолапка! Дармоедка! - Растолкал гусят вокруг

Раскудахталась наседка. - И гусыню клюнул вдруг.

Гусь сказал, что вы не утка, Прибежал на крик петух,

Что у вас катар желудка, Полетел из утки пух.

Что ваш селезень дурак - И послышалось в кустах:

Только знает: кряк да кряк!» «Га-га-га! Кудах-тах-тах!»

«Кряк! - послышалось в канаве.- Эту драку до сих пор

Гусь бранить меня не вправе, Вспоминает птичий двор.

И за это начинён

Будет яблоками он.

2.Беседа о домашних птицах и их детёнышах.

Каких домашних птиц вы видите? (петух, курица, утка, селезень, гусь, гусыня, индюк, индюшка)

Как называется дом для птиц? (птицеферма)

Кто ухаживает за домашними птицами? (птичница)

Что она делает? (кормит, поит, убирает, ухаживает)

Из чего едят птицы? (из кормушки) Из чего пьют? (из поилки)

Что едят домашние птицы? (специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяков, мошек, жучков, гусениц)

А теперь внимательно рассмотрим петуха и назовём части его тела: голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крылья, глаза, гребешок, бородка.

3.Игры: 1.«У кого кто в семье»

Я буду показывать домашнюю птицу на картинке, а вы должны составить членов семьи этой птицы.

Петух - курица - цыплёнок

Гусь - гусыня - гусёнок

Утка - селезень - утёнок

Индюк - индюшка - индюшонок

2.«Кто как кричит»

Я буду называть птицу, а вы - говорить, как она «разговаривает», какие звуки издаёт.

Петух - кукарекает, курица - кудахчет, квохчет;

Утка - крякает. Гусь - гогочет, шипит. Индюк - болбочет.

«Один - много»

Я бросаю мяч и называю слово, а вы возвращаете мяч, отвечая.

На птичьем дворе я увидела курицу, а когда их будет не одна, то как скажем?

Курица - курицы, куры. Петух - петухи. Цыплёнок - цыплята.

Гусь - гуси. Гусыня - гусыни. Гусёнок - гусята. Утка - утки.

Селезень - селезни. Утёнок - утята. Индюк - индюки.

Индюшка - индюшки. Индюшонок - индюшата.

«Считайка»

На фланелеграфе - карточки с цифрами от 1 до 5 и картинки с изображением домашних птиц.

Я буду показывать картинки с изображением домашних птиц, а вы называть поочерёдно:

Один петух - два петуха - три петуха - четыре петуха - 5 петухов.

Одна утка - …

Одна курочка - …

Одна гусыня - …

А теперь посчитаем птиц по порядку:

Первый петух - второй петух - третий петух - четвёртый петух - пятый петух.

Первая утка - вторая утка - третья утка - четвёртая утка - пятая утка.

Первый гусь - второй гусь - третий гусь - четвёртый гусь - пятый гусь.

Первая индюшка - вторая индюшка - третья индюшка - четвёртая индюшка - пятая индюшка.

«Назови ласково»

Я бросаю мяч и называю домашнюю птицу, а вы называете её ласково.

Птенец - птенчик. Петух - петушок. Курица - курочка.

Гусёнок - гусёночек. Утка - уточка. Цыплёнок - цыплёночек.

Индюшка - индюшечка.

4.Рефлексия

Чем полезны для человека домашние птицы?

Как к ним относится человек?

Литература:

Программа «От рождения до школы», «Комплексные занятия в детском саду» под редакцией составителей:

Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Е.А.Алябьева «Воспитание культуры поведения у детей 5 - 7 лет.»

Аннотация: Лексико-грамматическое занятие в средней логопедической группе по теме «Домашние птицы». Материал, отобранный для занятия, соответствует возрасту детей, доступен для понимания, насыщен игрой и наглядностью, предполагает активную деятельность детей. Использовалась презентация, художественное слово (стихотворение), речевые упражнения, которые способствовали накоплению и уточнению словаря детей, дыхательные упражнения. Обращалось внимание на формирование у детей навыков учебной деятельности: умение слушать и слышать указание педагога, работать в определённом темпе.

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»

Тема: «Домашние птицы»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Программные задачи:

Образовательная область «Речевое развитие»:

  1. Обогащать и активизировать словарь детей по лексической теме «Домашние птицы».
  2. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  1. Дать представления о внешнем виде, повадках и частях тела домашних птиц.
  2. Учить узнавать и называть домашних птиц (курица, петух, утка, гусь, индюк) и их птенцов, их отличительные признаки.
  3. Развивать зрительное и слуховое восприятие, память.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение работать коллективно.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • Развивать общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

Оборудование:

  • картинный материал по теме, фигурки домашних птиц, изображение петушка и его частей.

Ход НОД

1. Открытый вход в деятельность

Логопед предлагает детям вместе поиграть.

2. Вводно — организационный

Отгадайте загадку:

Я в деревне на дворе
Просыпаюсь на заре
«Ку-ка-ре-ку» я кричу,
Разбудить ребят хочу. (Петух)

На доске выставляются картинка с изображением петуха.

3. Мотивация на деятельность

Хотите узнать где живет петушок и с кем он дружит? Тогда садитесь поудобнее.

4. Работа по теме. Расширение имеющихся знаний

Петушок прилетел к нам из деревни, из дома бабушки и дедушки. А живет петушок там не один, у него есть друзья.

Кто это? (Это курица. Это гусь. Это утка. Это индюк.)

Вот сколько домашних птиц живет у бабушки и дедушки. Петух, курица, гусь, утка, индюк - это домашние птицы.

Д/и «Найди и назови»

Где курица? (Вот курица). И т. д.

Где домашние птицы? (Вот домашние птицы).

Д /и «Найди и скажи»

А я знаю стихотворение про нашего гостя.

Проговорить с детьми:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Шелкова бородушка,
Масляна головушка.

Логопед показывает на части тела петуха и спрашивает:

Что это? (Это голова. (гребешок, бородка, клюв, глаза, шея, туловище, крылья, перья, хвост, лапы).

5. Динамическая пауза

Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки, желтые цыплятки.
- Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко.
Лапками гребите, зернышки ищите.
Съели толстого жука, дождевого червяка.
Выпили водицы полное корытце.
(Дети выполняют соответствующие движения).

6. Знакомство с новым материалом

Д/и «Найди и скажи»

Домашних птиц услышали их птенцы и прибежали к ним.

Кто прибежал? (дети называют птенцов).

Д/и «У кого кто?»

На доске пары картинок: гусь-гусенок и т.д.

Кто у курицы? — У курицы цыпленок. И т.д.

Д/и «Парные картинки»

У детей картинки с изображением домашних птиц. Достать картинку с изображением одной из птиц и спросить:

У кого утка? (У меня утка). И т. д.

7. Практическая деятельность

Пальчиковая гимнастика

Домашние птицы умеют разговаривать. (Дети выполняют движения пальцами и кистями рук с проговариванием текста).

«Га-га-га, — гогочет гусь. — Никого я не боюсь!»
«Ко-ко-ко», — квохчет курица легко.
«Кря-кря-кря, кря-кря-кря», утки крякают не зря.
«Бу-бу-бу», — индюк бормочет,
«Бу-бу-бу», — бобов он хочет.
«Ку-ка-реку, ку-ку-реку», — всех я рано разбужу.

8. Открытый выход из деятельности

Петушок очень много интересного нам рассказал, давайте покажем ему нашу группу и угостим его зернышками.

Бикмаева А.Н.,
учитель-логопед